Роль спортивной игры в развитие ребенка
Роль спортивных и подвижных игр для оздоровления и разностороннего развития ребенка дошкольного возраста
Вначале была игра, и только потом слово, так говорят о начале вхождения ребенка в жизнь. Ученые считают, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, и обусловлена всем ходом его эволюционного развития, недостаток движения в современном мире постепенно привел к снижению физической подготовленности детей, к ухудшению их здоровья. Появилась необходимость компенсировать недостаток движения для полноценного физического и психического развития. Для детей дошкольного возраста одним из эффективных средств физического развития являются игры, и не просто игры, а игры подвижные.
По определению современных исследователей, игра – свободная интересная, доставляющая удовольствие в самом процессе, целенаправленная активная деятельность, удовлетворяющая потребности детей и затрагивающая существенные стороны развития личности ребенка в целом, развивая его сознание. Другими словами в игре ребенок познает окружающий мир, учится общаться со сверстниками и взрослыми, проявляет и развивает свои знания.
Именно игра является основным средством физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания ребенка. Играя можно решить самые разнообразные задачи – образовательные, воспитательные, оздоровительные, коррекционные. Игрою можно диагностировать, познать ребенка. Игрою можно ободрить и одобрить ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества, корригировать имеющиеся проблемы физического развития. Доступность и полезность игр давно доказана русскими учеными: (П.Ф. Лесгафт, Е.А. Покровский, В.В. Гориневский и др.), а также практикой многих педагогов. Все это подтверждает, что наши дети могут и должны приобщаться к миру движений и эмоций. Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, принято делить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. К первой группе относятся игры разные по содержанию, сложности правил, организации детей. Вторая группа, спортивные игры: хоккей, футбол, баскетбол, настольный теннис и т.д.
Мы, не просто взрослые, а взрослые педагоги: воспитатели, инструктора по физической культуре, музыкальные руководители, изучив методику и следуя правилам построение образовательной и двигательной деятельности детей часто сами того не замечая заменяем слово игра, на слова: упражнение, движение, задание. Забывая о том, что ребенок, «человек играющий». И порой нам кажется, что совсем нет времени на игру.
Нужно подготовить детей к школе слышу я от некоторых воспитателей, нам некогда играть. А где же беззаботное детство, где эта прекрасная пора радости.
Э Фром, известный немецкий психоаналитик писал: «Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете». «Развлекаясь развиваться!» вот, по моему мнению, девиз ребенка любого возраста.
Меня, как педагога, руководителя физического воспитания, родителя очень радует тот факт, что в последние годы в нашей стране появляется все больше семей, где физическая культура становится жизненной потребностью. Однако для ребенка очень важно правильно организовать двигательную деятельность. Педагогам и родителям, которые всерьез занимаются физическим воспитанием детей, следует иметь в виду, что дети неодинаковы по своему физическому развитию, характеру здоровью. И возможно кому то будет нелегко найти те игры, которые понравятся ребенку, увлекут его в мир движения и спорта. Не стоит забывать и о том, что дети дошкольного возраста склонны переоценивать свои силы и нередко заигрываются. Многие взрослые этого не понимают, очевидно, забыв себя в детстве. Психика ребенка неустойчива, легко ранима, играя с ним нужно стараться поддерживать ребенка во всех его удачах, и особенно неудачах. Порой самое пустяковое слово, замечание покажется ребенку обидным, он может потерять веру в свои силы, и это надолго оттолкнет его от того или иного вида игры. Указывая ребенку на его ошибки, нужно быть тактичным. Ничто не укрепляет веру в свои силы так, как разумно высказанное одобрение. Поэтому и разучивание игр, и сама игра не должны быть очень продолжительными: их надо чередовать с отдыхом. Нагрузка во время игр должна распределяться равномерно и возрастать постепенно из года в год. Я считаю, что польза игр с движением недооценена, и мы взрослые можем это исправить, просто играя с детьми в подвижные игры.
Умение играть с детьми, и играть именно в подвижные, спортивные игры, вот что так полезно для гармоничного развития ребенка. Научить родителей играть со своими детьми, пополнить их знания разнообразными совместными играми, показать, что любое задание, занятие, движение можно сделать интересной, полезной для здоровья игрой, объяснить, что играя, ребенок постоянно что-то познает и открывает, одна из главных задач современного педагога. В нашем детском саду мы уделяем огромное внимание подвижным играм, стараясь чаще использовать игры с движениями. Игра присутствует в каждой части физкультурных занятий, ведь гораздо интереснее поиграть в игру, чем просто выполнять упражнения. Я постоянно использую подвижные игры с речевым и музыкальным сопровождением, заменяя ими обычные общеразвивающие упражнения, а обучение детей основным видам движений просто невозможно без игры. Как можно больше физкультурных занятий мы стараемся проводить на воздухе, чтобы чаще играть с детьми в спортивные игры.
С любящими и любознательными, активными и позитивными, интересующимися педагогами и родителями хочу поделиться некоторыми интересными и совсем не сложными играми, которые послужат продолжением творческого двигательного союза с детьми.
Среди большого разнообразия игр спортивного характера, самыми любимыми играми моих воспитанников, являются игры с мячом: баскетбол, волейбол, малый теннис, бадминтон.
Детский баскетбол, я считаю, полезен и необходим детям дошкольного возраста своими интересными подготовительными упражнениями с мячом, которыми так богата эта стремительная и темпераментная игра. Из множества игр с элементами баскетбола, наши ребята очень любят игровое упражнение «Коснись мяча» Ход игры: взрослый держит мяч в сетке или на веревке. Ребенок после короткого разбега должен коснуться мяча одной рукой в прыжке, двумя руками, взять мяч из рук взрослого.
Игра в малый теннис привлекает ребят не меньше, чем баскетбол, она способствует развитию у детей ловкости, согласованности движений, умения ориентироваться в пространстве. Знакомя детей с малым теннисом, и объясняя принцип действия, я использую игру «Не промахнись» Ход игры: натягивается веревка, выше роста детей, к ней привязываются веревочки с прикрепленными теннисными шариками, дети встают парами, по разные стороны веревки и ракеткой отбивают мячик друг другу. Выигрывает тот, кто меньшее количество раз, промахнется по мячу за определенное время.
Игры с воланом просты, эмоциональны, развивают ловкость, быстроту, глазомер. На этапе обучения детей игре в бадминтон, я использую упражнение «Перебрось через площадку» (сетку, веревку). Ход игры: дети располагаются в шеренгу возле линии, определяется площадка, через которую нужно перебросить волан, оговаривается число подач. Выигрывает тот, кто перебросил волан через площадку большее количество раз. Всегда с азартом дети играют в игру «Поймай волан» Ход игры: двое игроков с ракетками располагаются напротив друг друга, водящий между ними. Игроки перебрасывают волан друг другу, водящий должен руками поймать волан в полете, если ему это удается, то водящим становится тот, чья была подача.
Фаворитами в зимний период, конечно, являются, хоккей и лыжи.
Элементы хоккея, упражнения с клюшкой без коньков любимая игра мальчишек зимой, выношу клюшки на улицу и сразу слышу крики «Ура!» Обожаем сбивать предметы с разного расстояния, или проводить шайбу до ориентира и обратно различными способами, забивать шайбу в ворота разной ширины. Лыжи обязательный выносной атрибут в нашем детском саду. В каждой группе, начиная со среднего возраста, есть по 3-4 пары деревянных лыж, мини лыж для самостоятельной двигательной деятельности. Кроме физкультурных занятий на лыжах, ежедневно ребята катаются по желанию на прогулке, придумывают свои игры и состязания. Я обратила внимание на то, что обучая детей поворотам, подъемам и спускам гораздо интереснее и проще осваивать на площадке покрытой свежевыпавшим снегом. Например, когда отрабатываются повороты переступанием, если проделать весь круг, получается «Солнышко», учимся приставному шагу в сторону (подъему), получается широкая дорога и т. д. Детям нравиться творить даже с помощью лыж. Очень любят они скатываться с горки и звенеть в колокольчик, прокатываться на лыжах в ворота, кататься объезжая ориентиры.
Подвижные игры, в которые можно играть и дома
Знаменитый ученый Эрик Берн написал «…весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть».
Это значит, что в определенный период жизни ребенка мы выбираем необходимую для его развития игру.
«Кто соберет больше» Ход игры: разбросать по полу предметы различной формы и размера. Ребенку (детям) предлагается собрать предметы с завязанными глазами за определенный промежуток времени, можно собирать любые предметы, можно оговорить размер и форму. Выигрывает тот, кто соберет предметов больше.
«Не теряй равновесие» Ход игры: играющие встают друг напротив друга парами, на расстоянии вытянутых рук, ноги вместе. Подняв руки на уровень груди, каждый поочередно ударяет одной или обеими ладонями по ладоням стоящего напротив. Можно уклониться от удара неожиданно разведя руки. Выигрывает тот, кто не сдвинулся с места.
«Шустрый зайка» Ход игры: игроки встают врассыпную и быстро перебрасывают мяч от одного к другому в произвольном порядке, водящий должен успеть перехватить мяч, если ему это удается, он бросает мяч в любого игрока и тогда тот становится водящим.
«Попади в бутылку» Ход игры: Поставьте бутылки с широким горлышком или стаканы рядом с каждым игроком, дайте каждому из них по 10 горошин. Игроки должны разжимать кулачки, в которых зажаты горошины, над бутылками и выпускать по одной горошине из кулачков так, чтобы попасть в бутылку. Выигрывает тот, у кого в бутылке окажется больше горошин.
«Кто дальше прокатит обруч» Ход игры: играющие стоят вдоль линии на расстоянии одного шага друг от друга. По сигналу каждый отталкивает обруч, догоняет его, снова отталкивает, не давая упасть. Выигрывает тот, кто оказывается дальше всех.
«Оттолкни и поймай» Ход игры: игроки делятся на пары, у каждой пары свой мяч. Один игрок сидит на корточках, второй стоит на расстоянии 2-3 метров от него. Сидящий ребенок отталкивает мяч стоящему, быстро встает, поворачивается кругом, ловит брошенный ему партнером мяч, снова принимает исходное положение. Игра повторяется 4-6 раз, после чего игроки меняются местами.
«Поймай, не зевай» Ход игры: водящий стоит в центре площадки, игроки бегают врассыпную вокруг, водящий произносит имя одного игрока, подбрасывает мяч вверх и отходит в сторону, игрок, которого назвали должен подбежать и успеть поймать мяч. Поймавший мяч игрок становится водящим.
Не останавливайтесь, двигайтесь, творите, играйте, и вы сможете снова окунуться в детство, стать активнее и жизнерадостнее, а самое главное более близки и дружны со своими детьми.
Источник
Спортивные игры и упражнения в физическом развитии дошкольников
Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов детей. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы игры, которые проводятся по упрощенным правилам.
Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество. Чем богаче сенсомоторный опыт ребенка, тем легче формируются его двигательные навыки. Этот опыт успешно приобретается при выполнении специально подобранных, методически правильно организованных физических упражнений. Оказывается, что одним из удачных в этом смысле упражнений являются упражнения и игры с мячом – элементы баскетбола, футбола, волейбола и тенниса. Мяч имеет форму шара. Никакое другое тело не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, которое дает полноту ощущения формы. Шар оптимально задействует все анализаторы – двигательный, вестибулярный, зрительный, тактильный, что усиливает эффект положительного воздействия на совершенствование точных движений рук и пальцев, психическое состояние ребенка и его физиологические функции.
Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль мышечной радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма. Кроме этого, спортивные игры упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «стойка» (бадминтониста или теннисиста), «городки», «кегли», «бита» и др. Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.
В существующих современных программах воспитания детей, реализуемых сегодня педагогами дошкольных учреждений, перечислены спортивные игры и спортивные упражнения, которые могут быть включены в двигательный режим детского сада. Это хоккей, футбол, баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон, а также катание на санках, велосипеде и самокате, лыжах и коньках, плавание, скольжение по ледяной дорожке. В спортивной и педагогической литературе описано их содержание, однако большинство педагогов затрудняются в выстраивании системы обучения детей той или иной игре, спортивному упражнению и чаще всего ограничиваются тем, что выносят на прогулку спортивное оборудование и предоставляют детям полную самостоятельность в его использовании.
Но только целенаправленное, планомерное, не реже 1-2 раз в неделю обучение спортивным играм и спортивным упражнениям даст детям возможность по-настоящему ощутить азарт спортивной игры и её пользу. Однако, прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видами спорта, спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на стадион ( городской, школьный, дворовый), рассмотреть иллюстрации. Цель их – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом. Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, городками и т. д. Для этого целесообразно поместить их в спортивный уголок и дать возможность самостоятельно манипулировать ими и лишь после этого приступить к обучению. При этом следует помнить о строгом контроле за самочувствием детей и учитывать противопоказания при использовании отдельных видов движений. Например, детям, имеющим плоскостопие, не следует увлекаться ездой на велосипеде, детям с нарушением зрения противопоказан настольный теннис и т. д.
Большое значение имеет использование в режиме дня различных спортивных игр и упражнений в комплексе. При комплексном использовании легче удовлетворить индивидуальные склонности детей и сделать их интересы более разнообразными. В комплекс включают упражнения, разные по двигательному содержанию, уровню усвоения и технической сложности. Разнообразие движений в них способствует улучшению общей физической подготовки детей. Использование упражнений с разным уровнем сложности облегчает организацию и педагогический контроль за их ходом. В таких условиях педагог может уделить больше внимания контролю за более сложными упражнениями в то время как другие дети будут самостоятельнее в простых.
Спортивные игры и упражнения преимущественно проводятся на свежем воздухе. Поэтому, подбирая их, следует учитывать сезонные, погодные условия. Так, в теплое время года отдается предпочтение спортивным упражнениям и играм с мячом, играм в кегли, городки, настольный теннис, бадминтон, с элементами баскетбола, волейбола; купанию, плаванию, езде на велосипеде; зимой – катанию на санках, развлечениям со снежками, скольжению на беговых дорожках, ходьбе на лыжах, бегу на коньках. Подбирая развлечения к тому или иному периоду дня, следует помнить о педагогических задачах, которые надлежит решить в предстоящем периоде, а также о физических нагрузках предыдущего.
Спортивные игры и упражнения в дошкольном учреждении следует использовать в разные периоды дня. Утром, принимая малышей, можно привлечь к развлечениям небольшие группы детей в зависимости от их состояния. Дети, которые рано встают и пешком идут в детский сад, достаточно бодры, с удовольствием выполняют определенные движения. А те, которые встают поздно, приходят иногда сонные, вялые и не изъявляют желания двигаться. Таких ребят следует вовлекать в двигательную деятельность постепенно. Утром нецелесообразно использовать спортивные игры и упражнения, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие больших затрат физической энергии. Это будет истощать детей, снизит их возможности в овладениями знаниями, навыками и умениями на занятиях. Это нужно учитывать и при подборе упражнений для вечернего времени, ведь вечером, через 2-3 часа после дневного отдыха, работоспособность детей начинает снижаться. Но и не сразу после сна, так как дети ещё вялые, поэтому нагрузку следует повышать постепенно. На дневной прогулке можно использовать спортивные игры и упражнения с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В эти отрезки режима дня изучаются основы техники видов спорта, которые будут ведущими в следующем и текущем сезонах. На дневной прогулке спортивным играм и упражнениям следует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня. Но их место в течение прогулки определяется с учетом других видов деятельности: наблюдений за окружающим, трудом, играми, в частности творческими, и пр. В начале прогулки спортивные игры и упражнения проводить не желательно. Тут целесообразно отдать предпочтение наблюдениям, чтобы сосредоточить внимание детей, которые ещё не увлеклись играми.
Решающая роль в руководстве спортивными играми и упражнениями принадлежит воспитателю. Дошкольники не способны регулировать величину физических нагрузок, не умеют самостоятельно осваивать физические упражнения, предусмотренные программой. Им нужна помощь воспитателя в освоении техники и элементов тактики спортивных упражнений, игр. Поэтому педагог обязательно должен знать технику упражнений и элементов спортивных игр. Собственный пример педагога, физическая подтянутость, бодрость, оптимистический настрой, искреннее стремление привить ребятам любовь к физической культуре благотворно влияют на них. Очень важно создать для развлечений условия, отвечающие гигиеническим и педагогическим требованиям: наличие свободного места, свежего воздуха, нужного оборудования и свободный доступ к нему, удобной одежды и обуви. Руководя играми и упражнениями, воспитатель использует общеметодические приемы обучения и воспитания детей – объяснение, показ, вопрос, указание, оценку действий, поощрение, пример другого ребенка.
При этом следует все время поддерживать эмоциональный подъем детей. Длительная инструкция, детальный показ движений могут задержать начало развлечения, которое дети с нетерпением ждут, и, таким образом, охладить их желание. Всяческая поддержка эмоционального настроя ребят побуждает их к более энергичному выполнению движений, действий.
Из этих соображений объяснение и показ уместны до начала деятельности лишь в той мере, от которой зависят начальные действия участников, а затем в процессе деятельности можно дополнительно давать советы или указания. Но одна из главных задач руководителя – суметь войти в детский коллектив, найти ключ к сердцу каждого ребенка, вжиться в сферу игровых действий. Иногда он может и сам вступать в игру. Это важно в тех случаях, когда необходимо наладить контакт или показать образец умения играть. Такое участие вызывает доверие к педагогу, который может войти в детский мир игры, оставаясь справедливым и авторитетным судьей.
Качество организации и проведения спортивных игр и упражнений- от выбора до её окончания- зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми. Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.
Источник