Роль специальной психодиагностики на разных этапах развития ребенка
Психодиагностическое обследование ребёнка должно быть системным, то есть включать в себя изучение всех сторон психики.
Психодиагностическое обследование организуется с учётом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребёнка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.
Диагностические задания должны быть доступны для ребёнка. В ходе обследования ребёнку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается с заданиями для какой возрастной группы справился ребёнок.
При обследовании важно выявить не только актуальные возможности ребёнка, но и его потенциальные возможности в виде «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Это достигается предложением задании разной сложности и оказанием ребёнку дозированной помощи в ходе выполнения заданий.
Необходима строгая научность в подборе диагностических заданий для каждого возрастного этапа, то есть при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны психической деятельности нарушены у обследуемого ребёнка.
При обработке и интерпретации результатов необходимо дать их качественную и количественную характеристику, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.
Важно помнить, что ребенок – специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.
Методы ППД.
Наблюдение
Наблюдение является целенаправленным восприятием фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществление которого проводят при помощи использования органов чувств, или косвенным, которое основывается на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, которыми непосредственно проводилось наблюдение.
Виды наблюдения принято классифицировать следующим образом:
· по времени проведения: непрерывные и дискретные;
· по объему: широкие и узкоспециальные;
· по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: невключенные (открытые) и включенные (скрытые).
Важнейшим достоинством наблюдения является то, что его принято вести в различных ситуациях: в учебной, производственной деятельности, общественной работе, во время отдыха. Проведение наблюдения при этом не нуждается в создании особых условий.
К числу недостатков наблюдения принято относить:
– трудность сопоставления результатов, которые были получены при помощи проведения ряда различных исследований в силу существенной зависимости метода от субъекта наблюдения;
– ограниченность;
– принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;
– сложность, а часто и факт невозможности повторения наблюдений.
Наблюдением включается подготовительный, исполнительный и обобщающий этапы. На первом этапе педагогу необходимо определить цель и задачи наблюдения, провести выбор наиболее перспективных признаков проявления наблюдаемого качества личности, провести уточнение ситуации. В качестве итога подготовительной работы должна выступить непосредственно программа наблюдения.
Следующим этапом является непосредственно наблюдение, характеристика ситуации, осуществление регистрации фактов, выдвижения предположений.
На заключительном этапе происходит процесс систематизации информации, обобщения, установления причинно-следственных зависимостей, постановка диагноза.
Опрос
Опрос может проводиться в устной форме (беседа, интервью) и в виде письменного или анкетного опроса.
Применение бесед и интервью требует от исследователя чётко поставленных целей, которые являются основанными на ряде вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально-психологического климата и доверия, умения наблюдать за ходом беседы или интервью и направлять их в нужное русло, вести записи получаемой информации.
Обычно в педагогике принято использовать ряд следующих методов опроса: интервью (беседы), анкетирование, личностные опросники.
Факт распространенности указанного метода можно объяснить его своеобразной универсальностью. Если при наблюдении педагогом только фиксируются акты реального поведения учащегося, то с помощью опроса представляется возможность получения информации о мотивах поведения индивида, его намерениях, планах на будущее.
Специфика метода опроса заключается в том, что в качестве источника информации для педагога выступают в этом случае сообщения самих детей, хотя этим не гарантируется полнота достоверности информации. По этой причине так важно прежде убедиться, настроен ли учащийся искренне давать ответы на поставленные перед ним вопросы (может ли в принципе на них ответить). Технику проведения опросов как раз и принято сводить к тому, чтобы осуществить обеспечение достоверности и надежности информации.
Интервью
Интервью принято проводить в виде устного опроса, беседы, предварительно обдумывая вопросы, но формулируя их приближенно, в произвольной последовательности.
Достоинством интервью является то, что его проведение можно осуществлять в неформальной обстановке.
Недостатком данного метода является невозможность зафиксировать, а значит, и количественно провести обработку его результатов, так как делать записи и вносить пометки при учащемся не рекомендуется.
В процессе проведения беседы необходимо придерживаться следующих правил:
• Начинать общение следует с тематики, приятной для ученика, это способствует установлению контакта. Доброжелательные, уважительные отношения в разговоре не менее важны, чем умение убедительно говорить, аргументировать сказанное.
• крайне затруднительным является рассчитывать на искренность со стороны ученика, если беседа будет проходить в присутствии других учителей или учащихся, или если ребенок не в настроении; если беседа постоянно прерывается; если разговор проходит «на ходу», попутно. По этой причине в качестве крайне важного момента является проведение выбора времени и места беседы.
• Беседа должна быть не случайным эпизодом, а её нужно планировать.
• Не следует задавать (особенно вначале) вопросов, которые носят анкетный или биографический характер.
• Лексикон учителя, смысл задаваемых вопросов должны быть доступны и понятны, их необходимо задавать принимая во внимание возрастные особенности, интересы, потребности, склонности.
• Формулировать наводящие вопросы более разумно в нейтральной форме, к примеру: «Как это следует понимать?», «В каком смысле?», «Поясни, пожалуйста, свою мысль».
• Учитель должен проявлять внимательность и гибкость в процессе беседы, отдавать предпочтение косвенным вопросам вместо прямых, которые могут поставить порой отвечающего в неловкое положение.
• Необходимо учитывать то, что с точки зрения результативности беседы наиболее уместным и целесообразным будет задать несколько мелких вопросов, чем один крупный. Вопрос должен побудить учащегося отвечать развёрнуто, а не отделываться краткими «да» или «нет».
• Для большей достоверности беседы, получения результатов наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться, тем самым раскрывая и уточняя предыдущие ответы, дополняя их.
• Беседа не должна длиться более 20-40 минут.
Анкетирование
В процессе разработки вопросов для анкеты, педагог должен четко представлять себе, что в конечном итоге желает узнать.
Главные вопросы, которыетребуют искренности, анализа и размышления, лучшеразмещать в середине. Постепенно трудность вопросов необходимо снижать. Число их должно быть ограниченным. Это нужно для того,чтобы работа над ответами не превышала 15-20 минут.
Эксперимент
Эксперимент является научно поставленным опытом, связанным с проведением наблюдения за исследуемыми явлениями в создаваемых и контролируемых исследователем условиях.
Лабораторный экспериментпринято характеризовать тем, что исследователем самостоятельно осуществляется вызов изучаемого явления, повторяя его столько раз, сколько это необходимо, произвольно создавая и меняя условия, при которых это явление протекает. Меняя отдельные условия, исследователь имеет возможность выявить каждое из них.
Естественный эксперимент(был разработан русским психологом А.Ф. Лазурским) принято проводить в обычных, являющихся привычными, для испытуемых условиях, не задействуя специальную аппаратуру.
Психолого-педагогический эксперимент(ППЭ) создан на основе естественного эксперимента.
В ходе ППЭ исследователь активно воздействует на протекание изучаемых явлений, изменяет обычные условия, целенаправленно вводит новые, выявляет определенные тенденции, оценивает качественные и количественные результаты, устанавливает и подтверждает достоверность выявленных закономерностей.
Виды ППЭ:
· констатирующий;
· проверочный;
· созидательно-преобразующий (формирующий);
· контрольный.
Как правило, все эти виды используются в одном исследовании в качестве отдельных этапов.
Констатирующий экспериментпроводят в начале исследования. Он ставит своей задачей выяснение состояния на практике изучаемого явления, построение его схематической модели.
Формирующий эксперименторганизуется на основе предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует её проверку. Для повышения объективности анализа полученных данных вводятся контрольная и экспериментальная группы.
Источник
Психодиагностическое
обследование ребёнка должно быть
системным, то есть включать в себя
изучение всех сторон психики.
Психодиагностическое
обследование организуется с учётом
возраста и предполагаемого уровня
психического развития ребёнка. Именно
эти показатели определяют организационные
формы диагностической процедуры, выбор
методик и интерпретацию результатов.
Диагностические
задания должны быть доступны для ребёнка.
В ходе обследования ребёнку необходимо
предложить задание, которое он сможет
успешно выполнить, а при анализе
результатов учитывается с заданиями
для какой возрастной группы справился
ребёнок.
При
обследовании важно выявить не только
актуальные возможности ребёнка, но
и его потенциальные возможности в виде
«зоны ближайшего развития» (Л. С.
Выготский). Это достигается предложением
задании разной сложности и оказанием
ребёнку дозированной помощи в ходе
выполнения заданий.
Необходима
строгая научность в подборе диагностических
заданий для каждого возрастного
этапа, то есть при обследовании следует
использовать те задания, которые могут
выявить, какие стороны психической
деятельности нарушены у обследуемого
ребёнка.
При обработке и
интерпретации результатов необходимо
дать их качественную и количественную
характеристику, при этом система
качественно-количественных показателей
должна быть однозначной для всех
обследуемых детей.
Важно помнить, что
ребенок – специфический объект
исследования, его психика находится в
становлении, развитии, поэтому при ее
изучении следует руководствоваться
определенными принципами.
Одним
из главных является принцип
гуманности,
заключающийся в том, чтобы вовремя
создать каждому ребенку необходимые
условия, при которых тот сможет максимально
развить свои способности. Этот принцип
обязывает глубоко и внимательно изучать
ребенка, искать пути и средства для
преодоления трудностей, встречающихся
на его пути. Только в том случае, если
все необходимые и возможные меры помощи,
оказанные детям в условиях общеобразовательных
учреждений, не дали положительных
результатов, ставится вопрос о направлении
их в специальные учреждения.
Принцип
детерминизма. Согласно такому
принципу, внешние условия не жестко и
однозначно определяют сущность объекта
и результат воздействия на него, а
преломляясь через внутренние. Любое
воздействие одного явления на другое,
по С.Л.Рубинштейну, преломляется через
внутренние свойства того явления, на
которое это воздействие оказывается.
Результат этого воздействия на явление
или предмет зависит не только от явления
или тела, на него воздействующего, но и
от природы, от собственных внутренних
свойств того предмета или явления, на
которое это воздействие оказывается.
Всматриваясь в жизнь человека, мы видим,
как психические явления вплетаются в
ткань ее и как обусловленные и как
обусловливающие, как зависящие от
условий жизни и как обусловливающие
поведение людей, посредством которого
эти условия изменяются.
Принцип
единства сознания и деятельности означает
взаимосвязь и взаимовлияние сознания
и деятельности. Сознание руководит
деятельностью, но в деятельности оно и
формируется. Изучать сознание можно
опосредованно через деятельность
ребенка. Принцип индивидуального и
личностного подхода означает, что общие
законы психического развития проявляются
у каждого ребенка своеобразно и
неповторимо.
Источник
(ПРАКТИКУМ) ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Понятие психолого-педагогической диагностики
Успешность обучения, воспитания и социализации ребенка зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого-педагогическая диагностика. Она помогает выявить особенности и нарушения развития, определить оптимальный педагогический и образовательный маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, в зависимости от типа его развития.
Психологическая диагностика | |
Предмет | Цель |
Индивидуальные психологические особенности человека. | Распознание, оценка и измерение индивидуальных особенностей личности |
Основные задачи | Этапы разработки и применения методов диагностики |
Конструирование и апробация диагностических методик. Выработка правил проведения диагностического обследования. Разработка способов обработки и интерпретации диагностических данных. | Постановка проблемы. Формулировка гипотезы. Выбор методов для проверки гипотезы. Интепретация полученных данных и постановка психологического диагноза. |
Психологическая диагностика – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.
Целью психодиагностики является установление психологического диагноза как заключения об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития. Если рассматривать систему обучения детей, то психодиагностику следует считать важнейшим средством обеспечения “обратной связи”, т.е. средством информационного обеспечения педагогического процесса. В этой логике любое педагогическое воздействие должно начинаться со сбора психодиагностичекой информации (для того, чтобы осуществить обоснованный выбор наиболее адекватного воздействия) и завершаться повторным психодиагностическим обследованием (для сравнения реального и желательного результата воздействия).
Психолого-педагогическая диагностика – это изучение личности школьника в процессе реализации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании с целью его оптимизации и создания наиболее эффективных условий развития ребенка.
Объектом психолого-педагогической диагностики являются все компоненты педагогического процесса: педагог, учащиеся, используемые педагогические средства, действенность форм организационного педагогического процесса.
Предметом психолого-педагогической диагностики выступают индивидуальные особенности развития и воспитания школьников.
Задачи психолого-педагогической диагностики .
Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические
Можно выделить следующие типовые задачи психолого-педагогической диагностики:
- выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;
- разработка индивидуальных развивающих и коррекционных программ развития и обучения;
- оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;
- определение условий воспитания ребенка и специфики внутрисемейных отношений;
- помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;
- профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;
- решение проблем социализации и личностного развития.
К основным принципам психолого-педагогической диагностики относят:
- Принцип комплексного подхода к изучению человека;
- Принцип единства диагностики и коррекции, учета зон актуального и ближайшего развития ребенка;
- Принцип личностного подхода;
- Принцип деятельностного подхода, учета ведущей деятельности ребенка;
- Принцип динамического изучения ребенка, оценки динамики его развития;
- Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных.
Основные этапы психолого-педагогической диагностики .
Этап 1. Изучение запроса (жалобы, вопроса, сомнения). Здесь же определяется создаются общие представления об объекте психодиагностики и типе психодиагностической задачи.
Этап 2. Формулирование психодиагностической проблемы (перевод запроса на психологический язык).
Этап 3. Выдвижение гипотез (как главного звена методологической части программы психолого-педагогического обcледования).
Этап 4. Сбор дополнительной информации (изучение специальной литературы, опрос экспертов по имеющейся проблеме, анамнеза, изучение личного дела, проведение предварительных наблюдений, бесед).
Этап 5. Постановка основной диагностической задачи (или задач).
Этап 6. Выбор методики (методик).
Этап 7. Разработка процедуры обследования (способа организации и последовательности применения различных психодиагностических приёмов, графика намеченных мероприятий).
Этап 8. Проведение психодиагностического обследования (обследование может разбиваться на скрининговую, дифференцирующую и углубленную части).
Этап 9. Оценка, интерпретация полученных результатов по отдельным методикам, соотнесение “сырых” данных с соответствующими нормами.
Этап 10. Интегральный анализ результатов по всем полученным данным (упорядочивание всех сведений в единую систему).
Этап 11. Постановка диагноза.
Этап 12. Перевод диагноза на язык “заказчика”.
Этап 13. Построение общей формулы, структуры отчёта по результатам диагностического обследования.
Этап 14. Формулировка заключения, написание отчёта, психологического портрета.
Этап 15. Формулирование прогноза.
Этап 16. Рекомендации по дальнейшей работе с ребенком (определение комплекса причин и стратегий возможных психолого-педагогических воздействий).
Этап 17. Мониторинг изменений и диагностическое сопровождение психокоррекционной работы.
Центральным понятием для школьного психолога выступает – понятие социально-психологического статуса школьника. М.Р. Битянова определяет психолого-педагогический статус школьника (ППС) как систему психологических характеристик ребенка или подростка. В рамках данной практико-ориентированной модели автор разделяет параметры школьной среды на две группы:
- первую группу составляют психолого-педагогические требования, которые школьная среда предъявляет ребенку (ППТ);
- вторую группу составляют особенности самого школьника, которые существенно влияют на успешность обучения и развития (ППС).
Психолого-педагогический статус школьника включает два типа характеристик:
- критериальные – они позволяют соотнести развитие важнейших психических сфер ребенка с различными нормативными показателями. По результатам диагностики могут быть установлены определенные проблемы обучения, поведения и личностного развития;
- констатирующие – позволяют выявить психологические особенности школьника учет которых необходим для создания полноценных условий обучения и развития.
психолого-педагогической карты школьника. Она заполняется как минимум четыре раза на протяжении школьного обучения в критические периоды школьной жизни и личностного развития. Основные 4 показателя, вошедшие в карту, сохраняются в течение всех обследований школьников, однако, в зависимости от этапа возрастного развития, приобретают различный диагностический “вес”.
Психолого-педагогическая карта школьника (М.Р. Битянова).
1. Особенности познавательной сферы.
1.1. Соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов педагогическим требованиям (на данном этапе обучения в школе).
- произвольность психических процессов;
- развитие мышления;
- сформированность важнейших учебных действий;
- развитие речи;
- развитие тонкой моторики руки.
1.2. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности.
2. Особенности поведения и общения школьников.
2.1. Во взаимодействии со сверстниками.
2.2. Во взаимодействии с педагогами.
2.3. Соблюдение социальных, внутригрупповых и этических норм поведения.
2.4. Произвольная саморегуляция поведения.
2.5. Активность и автономность поведения.
3. Особенности мотивационно-личностной сферы.
3.1. Наличие и характер учебной мотивации.
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень личностной тревожности).
4. Особенности системы отношений к миру и самому себе.
4.1. Отношения со сверстниками.
4.2. Отношения с педагогами.
4.3. Отношение к ведущей социальной деятельности (учебе).
4.4. Отношение к себе.
Система психолого-педагогической диагностики включает в себя три основные диагностические схемы:
- диагностический минимум (скрининг);
- первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития;
- углубленное психодиагностическое обследование.
Вопросы для самопроверки
- Какие типы задач стоят перед психолого-педагогической диагностикой?
- Определите место психолого-педагогической диагностики в психолого-педагогическом сопровождении ребенка.
- Каким образом реализуется принцип единства диагностики и коррекции в практической деятельности психолога?
- Дайте характеристику психолого-педагогической диагностики как системы профессиональной деятельности психолога.
- Определите основные показатели, входящие в характеристику психолого-педагогического статуса школьника (ППС).
- В чем отличие диагностического минимума от углубленного психологического исследования. На каких этапах диагностической работы они используются?
Источник