Роль социального статуса на психическое развитие ребенка
Ребенок овладевает социальным опытом при помощи взрослого, в процессе общения с окружающими, обучения.
На психическое развитие ребенка раннего детского возраста (1 – 3 года) значительное влияние оказывает овладение прямой походкой. Способность к передвижению вызывает ряд психологических последствий, связанных с вступлением ребенка в свободное, самостоятельное общение с внешним миром, с развитием способности ориентировки в пространстве.
Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве становится предметная, манипулятивная деятельность (усвоение общественно выработанных способов действия с предметами), которая сменяет непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, являющееся основным видом деятельности в период младенчества (0 – 1 год). Ребенок научается ориентироваться на постоянное значение предметов, закрепленное в человеческой деятельности. В составе предметной деятельности наиболее важное значение приобретает появление первых целеполаганий и собственно орудийных действий.
Ранний возраст является сензитивным для овладения речью, в это время наиболее эффективно происходит усвоение речи. К концу 2-го года ребенок употребляет около 300 слов, к концу 3-его года — 1500 слов. С 2-х до 3-х лет речь приобретает связный характер.
Показ взрослым предметных действий вместе с речевыми указаниями ставят ребенка и взрослого в ситуацию общения.
В 3 года происходит смена ведущей деятельности и переход в следующий возрастной период – дошкольный возраст (3 – 7 лет). Предметная деятельность сменяется игрой и продуктивной деятельностью, которые становятся ведущими. В ходе игры идет воспроизводство системы отношений взрослых, социальных отношений, в продуктивной – овладение рисованием, лепкой, конструированием.
Новые задачи, стоящие перед ребенком, приводят к совершенствованию работы анализаторных систем. Так, в дошкольном возрасте отмечается значительное снижение порогов зрительной, слуховой, кожной и двигательной чувствительности. Возрастают острота зрения, тонкость различения цветов и их оттенков, развиваются фонематический и неречевой слух.
Развитие восприятия стимулируется усвоением детьми сенсорных эталонов, служащих своеобразной меркой, позволяющей оцепить особенности обследуемых объектов.
На следующем этапе развития ведущей становится учебная деятельность детей, наступающая в возрасте 7 лет и длящаяся до 10 лет (младший школьный возраст). Основное новообразование этого возраста – появление отвлеченного словесно-логического и рассуждающего мышления, появление которого перестраивает другие познавательные процессы, а также умение произвольно регулировать свое поведение и управлять им.
Затем наступает время подросткового возраста и юности, когда наиболее значимым становится поиск новых видов занятий вместе со сверстниками и, наконец, социальная активность, направленная на поиск перспективы жизненного пути.
Краткий обзор периодизации детского развития показывает, что на каждом этапе его развития ребенок является объектом социального воздействия. Предмет, с которым взаимодействует ребенок, социален по своим функциям и происхождению, а человек, с которым он общается, является носителем определенных способов употребления вещей и определенных смыслов человеческой деятельности. Специфичность воздействия на ребенка на каждом этапе определяется его возрастными возможностями.
Л.С. Выготский рассматривал этапность психического развития с точки зрения “кризисов”, переломных периодов в жизни ребенка (кризис новорожденности, одного года, трех, семи, тринадцати лет), во время которых происходят основные, значимые перестройки, открывающие путь качественно новым этапам развития.
В физиологии развития такие периоды рассматриваются как наиболее чувствительные к “неадекватным” раздражителям, которые могут “повредить” организм.
Ф. Блум и др. отмечают трудность исследования изменений, которые возникают в мозге человека в результате стимулирующего влияния среды. Тем не менее, они приводят примеры психологических исследований, которые показывают, что стимулирующая среда не только способствует интеллектуальному развитию, но и может компенсировать физиологический ущерб, причиненный в раннем детстве.
Так, в исследованиях, проведенных на острове Кауаи в 1955 году и в Великобритании, осуществлялось обследование всех детей, появившихся на свет при неблагополучных условиях: преждевременные роды, маленький вес или кислородная недостаточность при родах и др., которые расценивались как факторы, повышающие риск повреждения головного мозга.
Повторные исследования детей, проведенные в возрасте 7-ми и 10-ти показали, что лишь незначительная часть детей имела отклонения в психическом развитии, которые можно было связать с родовыми осложнениями.
Основная часть детей с отклонениями психического развития из группы риска относилась к тем, кто жил в плохих условиях. К плохим условиям относились недоедание, отсутствие медицинской помощи, дурное обращение с детьми и невнимание к их физическим нуждам (ребенок плохо одет, неопрятен, никто не заботится о его безопасности), психологическая запущенность (родители не разговаривают с ребенком, не проявляют к нему теплых чувств, не стимулируют его развитие).
В другом наблюдении описывается случай, связанный с историей девочки, обнаруженной в 13 лет в Калифорнии в 1970 году. Психопат отец изолировал девочку с 20-месячного возраста в маленькой комнате, где она находилась все время, привязанная к стулу. Из еды она получала только детское питание и молоко. Когда ее обнаружили, она не умела жевать, не могла выпрямлять ноги и руки, не понимала слов и не могла говорить. По словам ее матери, в раннем возрасте девочка выглядела нормальным ребенком.
С девочкой начала работать психолог С. Кертис, за шесть лет работы добившаяся некоторых результатов. Девочка научилась понимать в некоторой степени речь, научилась говорить на уровне 2 – 3-летнего ребенка: “хочет молоко”, “два рука”. Она научилась пользоваться предметами, рисовать, в некоторых случаях связать причину и следствие. Однако дальше ее речь не развивалась и изобиловала ошибками, которые не свойственны даже двухлетним здоровым детям.
По предположению С. Кертис, если в надлежащее время не произошло овладение речью, которое действует как пусковой механизм для становления корковых функций, то кортикальная ткань, в норме предназначенная для речи и связанных с ней способностей может подвергнуться функциональной атрофии. Как заключает Ф. Блум: «нервная система человека должна развиваться и условиях человеческой жизни, чтобы порождать “человеческое поведение”.
Таким образом, необходимо учитывать, что процесс психического развития ребенка должен опираться на гармоничное соответствие между нейрофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением».
Источник:Азаров А.И. Основные этапы социализации детей у народов Северо-Западной Меланезии / Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1992. – С. 99 – 108.
Источник
Этот вопрос является определяющим тогда, когда рассматривается внимательно результат развития ребенка (психического), над которым разбивают копья отечественные и зарубежные психологи. Но вот ответ на этот вопрос является очень неоднозначным, поскольку важным является каждый фактор. Но вот определяющим – их сочетание между собой.
Биологический фактор
Биологический фактор – наследственные, видовые и врожденные черты: особенности строения всех функциональных систем, физические признаки. То, с чем человек родился (то есть его анатомо-психофизиологические особенности) являются его задатками, которые являются основой для развития человеческих свойств и способностей.
Наследственная информация передается генами, устойчивыми структурами, которые могут мутировать и изменяться. Но для этого необходимы внутренние и внешние причины (облучения, интоксикации и прочее). Именно этим объясняются аномалии развития: физический недостаток, соматическое заболевание и прочее.
Также многими причинами объясняется и врожденность некоторых особенностей, то есть то, каковы были особенности внутриутробного пребывания ребенка. На результат развития могут повлиять: здоровье мамы, влияние лекарств, алкоголя, никотина, наркотических веществ).
Поэтому ни в коем случае нельзя скидывать со счетов влияние биологического фактора. Но вот для полного разворачивания генетической программы необходимо разворачивание его в социальном плане.
Социальная среда
Ребенок попадает в определенную среду. Что же такое социальная среда? К среде может быть отнесены и воздействия природной среды и физической среды: солнечное влияние, климат и прочее. Но определяющим в развитии ребенка является социальное взаимодействие в человеческом обществе.
В том случае, если нет рядом человека с маленьким ребенком, то развития не происходит. Примером могут служить «тарзанятки», которые росли в логове зверей несколько лет. У них наблюдается отсутствие речи и нормальных интеллектуальных способностей, человеческих чувств и самосознания.
Общение с людьми позволяет ребенку освоить опыт поведения в человеческом обществе, основные правила и законы, овладеть речью. Более того, он впитывает в себя опыт, который был накоплен веками и который отражается с помощью письменности.
Окружение
На ребенка влияет непосредственное социальное окружение (семья, родственники, сверстники и непосредственное окружение), которое можно назвать социальные микро факторы. Но также непосредственное влияние оказывают макро факторы – средства массовой информации; социально-экономическая ситуация в стране и во всем мире; тип поселения.
Если учитывать все эти положения, то необходимо акцентировать два основных закона, принципа психического развития: принцип развития только в деятельности, принцип историзма.
Принцип историзма подразумевает то, что содержание всех периодов в детстве определяются конкретными историческими условиями жизни и социальной обстановкой. Ребенок впитывает в себя все эти особенности окружающей обстановки и фильтруются через социализацию, обучение и воспитание.
Принцип того, развитие происходит только в деятельности, сводится иносказательно к следующему: «чтобы научиться плавать, нужно плавать». Так и здесь, только в совокупности всех факторов и психологических особенностей, которые обязательно должны проявиться в жизни, заключается залог успешности в психическом развитии ребенка.
Исходя из особенностей взаимоотношений среды и генотипа, можно выделить основные этапы, их содержание и результат.
Источник
Недавнее испанское исследование показывает, что социально-экономический статус в ранней жизни играет посредническую роль в образовании, занятости, семье и здоровье.
Для слишком многих людей во всем мире бедность остается упрямым фактом жизни.
Социально-экономический статус может влиять на:
- физическое здоровье человека,
- уровень образования,
- психическое здоровье
- удовлетворенность жизнью среди других.
Недавно исследователи обнаружили многие сложные ассоциации между социально-экономическим статусом в детстве и их здоровьем и счастьем позже в жизни.
В настоящее время проводится более глубокий анализ, чтобы понять, как все эти факторы взаимодействуют друг с другом сложным образом.
В недавнем исследовании, опубликованном в журнале PLOS One, исследователи из Испании использовали данные обследования «Здоровье, старение и выход на пенсию в Европе» (SHARE) для оценки влияния родительского социально-экономического статуса на будущее человека.
Имеются данные для более чем 12 000 человек в Европе, включая 6221 женщины и 5813 мужчин.
Влияние социально-экономического статуса на образование
Результаты показали, что дети из малообеспеченных семей, как правило, менее готовы к школе.
Например, дети из детского сада, которые были беднее, как правило, значительно отставали:
- от навыков лексики и общения,
- знания чисел,
- копирования и использования символов,
- способности сосредоточиться и
- способности реагировать соответствующим образом и конструктивно на конфликт (Thomas, 2007).
Это исследование показывает, что эта тенденция продолжается в течение школьных лет.
В частности, дети из более бедных семей с меньшей степенью вероятности закончили среднюю школу или поступили в университет.
В результате они также с меньшей вероятностью получили хорошую занятость, определенную как оплачиваемую, стабильную, полную занятость, а также пособие по вопросам здоровья и выхода на пенсию.
Отрицательные последствия для партнерства и здоровья
В свою очередь, это имеет негативные последствия для партнерства и здравоохранения.
Результаты показали, что значительная часть изменений между результатами может быть объяснена родительским образовательным достижением.
Фактически,
от 22% до 44% влияния родительского социально-экономического статуса на будущий успех их детей можно объяснить воспитательными достижениями их матери,
а от 35% до 57% можно объяснить воспитательными достижениями их отца.
Образование было самым важным фактором, повлиявшим на эти отношения.
Дети, выросшие в семьях с более низким социально-экономическим статусом,
- чаще выходили замуж раньше, чтобы иметь детей в более молодом возрасте,
- иметь больше детей и испытывать супружеские нарушения.
Как можно было ожидать, занятость без медицинских пособий, неполной занятости и безработицы, как было показано, оказывает негативное влияние как на физическое и психическое здоровье взрослых, так и на восприятие взрослыми здоровья и благополучия взрослых.
Одним из основных ограничений этого исследования было сужение определения бедности в зависимости от частоты и времени.
В целом негативные последствия нищеты для результатов жизни также зависят от целого ряда других факторов, включая глубину бедности, продолжительность бедности и характеристики соседства, такие как плотность бедности, уровень преступности и характеристики местной школы.
Образование является важным посредником для будущего детей
Тем не менее, эти данные подтверждают отрицательное влияние бедности на результаты жизни и здоровья.
В этом исследовании подчеркивается важность образования как посредника для влияния социально-экономического статуса ребенка на будущие жизненные достижения.
Кроме того, они указывают на то, что государственные и частные инвестиции в ранние вмешательства, направленные на пренатальную помощь, навыки воспитания, а также на социальную и когнитивную школьную готовность, скорее всего, принесут долгосрочные последствия для людей на протяжении всей их жизни.
Автор: Дебра А. Келлен, доктор философии
Ссылка на первоисточник
Источник
Очевидно, что развитие ребёнка необходимо
начинать с раннего возраста. Дошкольный период
является сенситивным для развития многих
процессов. Элементарные нравственные
представления и чувства, простейшие навыки
поведения, приобретённые в этот период, из
“натуральных”, по Л.С. Выготскому, должны стать
“культурными”, то есть превратиться в высшие
психологические функции и стать фундаментом для
развития новых форм поведения, правил и норм.
Практика работы с “трудными” подростками
доказывает, что причины возникновения
трудновоспитуемости – отклонения от нормы в
поведении, игровой, учебной или других видах
деятельности наблюдаются ещё в дошкольном
возрасте. Начало развития отклоняющего
поведения обычно совпадает с началом развития
поведения, нормативной деятельности вообще. Это
примерно трехлетний возраст. Ребенок, которому
не привиты навыки такого поведения, умение
подчиняться требованиям соответствующей
деятельности, со временем вырастают в
недисциплинированного человека.
Трудновоспитуемость сопровождается
деформацией социальных связей и отчуждением
подростков от основных институтов социализации.
Семья уникальная психологическая ячейка.
Чувства, на которых она стоит, рождают в душе
способность дорожить близкими как собой, а их
интересами – как собственными. Поэтому семья –
это мощный источник воспитания. В быту, в личной
жизни она способна давать людям то, что в
обществе дают высшие идеалы и принципы
жизненного устройства, открытые человечеством.
Социальные условия воспитания детей в семьях,
которые не обеспечивают должного воспитния –
адекватность общения и взаимодействия близких
взрослых с детьми; соответствие
предметно-развивающей среды актуальному и
потенциальному уровню психического развития,
что надолго задерживает появление
психофизических новообразований возраста, а
затем сказывается на социализации в целом.
Так у детей отмечается недоразвитие
психоматорной сферы, дети в таких семьях минуют
этап ползания, начинают твёрдо сидеть только
после 9 месяцев, намного позднее происходит
овладение ходьбой.
Отклонения от нормы проявляются у детей
первоначально в социальном развитии.
Осложняются взаимоотношения со сверстниками, со
взрослыми в общественных местах (в транспорте,
больнице, магазине и др.). Так дети, к 5-6 годам
плохо владеют культурно-гигиеническими
навыками. Испытывая трудности при
взаимодействии со взрослым и сверстниками, не
подчиняются правилам поведения в игровой
ситуации, проявляя агрессию и негативизм, не
умеют обратиться за помощью. Их поведение чаще
характеризуется как неадекватное в свободной
деятельности и трудно организуемое в совместной
деятельности. Их включение в среду сверстников и
дальнейшая социализация становятся большой
проблемой.
Когда родители предъявляют завышенные
требования: активно учат произносить слова, с
раннего возраста обучают грамоте, цифрам и др.,
оставляют ребёнка одного с играми или игрушками,
не соответствующими его умственным
возможностям, требует самостоятельного
выполнения трудных для такого ребёнка игровых и
бытовых задач. Этот фактор связан с
воспитательными способностями родителей, их
педагогической компетенцией.
Необходимо создавать ситуацию при которой –
эмоционально-доверительные отношения с
ребёнком. Используют в подобных ситуациях
сюрпризные моменты, действия сопровождают речью,
помогают малышу удержать игрушку и выполнить
действие с ней и др.
При возникающих трудностях не ругают ребёнка,
не требуют выполнения инструкции, но оказывают
ему помощь (совместно выполняя и завершая
игровое действие), часто используют похвалу,
одобрение.
Чрезмерно раннее начало обучения может
неблагоприятно сказаться на психическом
развитии, точно так же и очень позднее начало
может оказаться малоэффективным.
Многолетний опыт работы показывает: некоторые
родители не в состоянии организовать ребёнку
режим дня. Большинство родителей понимают
важность режимных моментов в жизни детей, однако
выстроить день по часам и провести его с пользой
для ребёнка не у всех получается. Объясняется это
занятостью родителей, проблемами в отношениях
между супругами, между окружающими людьми и др.
Одна из важных рекомендаций: соблюдение всеми
взрослыми единых требований к воспитанию
ребёнка в семье, соблюдению режима сна, питания и
отдыха. Наряду с этим взрослые должны уметь
проявлять терпение и настойчивость, наблюдать за
поведением и своевременно реагировать на его
“капризы”: ведь его поведение в большинстве
случаев отражает психофизическое состояние, а
“капризы” чаще всего результат дискомфорта.
Возможно он устал, хочет спать или его ещё что-то
беспокоит.
Практика в детском саду показывает, что все
дети быстро привыкают к систематической
непосредственно образовательной деятельности.
Если родители осознают важность этого
образовательного процесса, то они и дома
стараются побеседовать с ребёнком, что-то
закрепить практикой. Но часто бывает, что ребёнок
после посещения детского учреждения
предоставлен сам себе, его не хотят выслушат.
Бывают семьи, где у ребёнка имеется игровой
уголок, иногда играм отводится целая комната.
Однако не все родители знают, какие игрушки
полезны для развития ребёнка. Им кажется, что все
игрушки приносят пользу. Мамы признаются:
игрушек так много, что ребёнок часто “теряется”
среди них.
В дошкольных учреждениях особое внимание
уделяется предметно-развивающей среде с учётом
возраста с целью удовлетворения познавательных
потребностей каждого ребёнка.
Детям до 3 лет необходимы игрушки,
способствующие развитию познавательного
интереса на основе предметных и
предметно-игровых действий и развивающие
сенсорное и целостное восприятие предметов
окружающего мира, мышление, речь.
Детям после 3 лет рекомендованы игрушки,
направленные на развитие игровых действий:
машинки, в которых катают кукол, наборы детской
посуды, мячи разного размера, конструктор.
Наряду с этим большое внимание уделяется
формированию у ребёнка интереса к продуктивным
видам деятельности, которые способствуют
развитию воображения, творческого начала.
Дети 5 лет любят играть на полу, поэтому в
игровом уголке должна быть подобрана мебель:
удобный стол стул со спинкой. Необходимо
предусмотреть элементы спортивного комплекса.
Таким образом, предметно-развивающая среда –
это окружающее ребёнка пространство, в котором
реализуются его потенциальные возможности к
обучению как важному способу познания
окружающего мира.
Учёт этих факторов позволит нивелировать
издержки воспитания ребёнка в семье и наладить
адекватные взаимоотношения между всеми членами
семьи, включить близких взрослых в процесс
обучения ребёнка, создать в целях коррекции
недостатков его развития специальные условия
для педагогического воздействия. Для
социального здоровья ребёнка необходимо:
- изучение социального положения детей;
- создание гуманистической атмосферы в
коллективе как условие нравственного развития
дошкольников; - помощь в личностном развитии дошкольников;
- помощь в интеллектуальном развитии;
- оказание конкретной помощи ребенку,
оказавшемуся в социально трудной жизненной
ситуации.
Источник