Роль слуха в развитии ребенка очевидна
Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
Боскис Р. М.
Б85 Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя.—2-е изд.,-испр.’—М.: Просвещение, 1988.— 128 с.: ил.
ISBN 5-09-000756-Х
В книге приводится система работы со слабослышащими детьми, которые могут обучаться в массовой школе. В пособии дан практический материал, который поможет учителю предупреждать и преодолевать неуспеваемость таких детей.
Книга рассчитана на учителей начальных классов массовой школы и может быть использована для коррекционной работы родителями, у которых дети страдают нарушениями слуха.
, 4310010000—213
S—88, инф. письмо — 88
Издательство «Просвещение», 1975 Издательство «Просвещение», 1988, с изменениями
ISBN 5-09-000756-Х
ПРЕДИСЛОВИЕ
Известно, что даже незначительное понижение слуха, возникшее у ребенка в раннем возрасте, может помешать нормальному развитию его речи, затруднить обучение в школе, существенно снизить успеваемость, а подчас и отрицательно отразиться на его судьбе.
Как показывают исследования, небольшое понижение слуха очень часто остается незамеченным, а причины непонятной неуспеваемости ученика остаются при этом неизвестными учителю и родителям. Между тем такие затруднения в обучении могут быть преодолены при условии осведомленности учителя о возможных затруднениях ученика, связанных с недостатком его слуха.
В системе просвещения нашей страны имеется развернутая сеть специальных учреждений школьного и дошкольного типа, которые обеспечивают необходимые условия обучения и воспитания детей с различными нарушениями умственного и физического развития, и в частности, с расстройством слуха. Здесь обучение проводится по специальным программам и методикам с использованием необходимых для коррекции дефекта пособий и оборудования.
Однако не все дети, лишенные полноценного слуха, нуждаются в пребывании в специальных школах. При небольшом понижении слуха и особенно при условии его раннего распознавания и вовремя оказанной ребенку помощи может быть достигнута хорошая успеваемость слабослышащего ребенка в массовой школе и соответствующая коррекция нарушенного развития.
Цель предлагаемой читателю книги — сообщить необходимые сведения учителю массовой школы, который сможет принять соответствующие меры для преодоления неуспеваемости ученика с дефектом слуха. Разобравшись в причинах неуспеваемости ученика, учитель, в зависимости от степени поражения слуха и речи, переведет ребенка в специальную школу, либо организует корригирующие занятия, которые дадут возможность успешно обучаться ребенку в массовой школе.
з
Мы попытались в книге дифференцированно представить педагогический подход к обучению слабослышащие детей в зависимости от степени дефекта.
Дети с более тяжелым расстройством слуха могут оставаться в массовой школе при условии активного участия родителей в коррекционной работе учителя. Для этой цели в книге дано описание своеобразия слуха и речи слабо] слышащих детей и основных приемов коррекционного обучения таких учащихся в массовой школе.
В более легких случаях нарушения слуха окажутся достаточными особое внимание учителя к ученику и описываемая в книге дополнительная работа с ним по обучению чтению и письму.
РОЛЬ СЛУХА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Он познает предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Он наблюдает движения и действия окружающих его людей и животных, изменения,, происходящие в окружающей действительности; в меру своих возможностей сопоставляет и осмысливает наблюдаемое с помощью органов чувств. И в этом сложном процессе познания действительности исключительную роль играет речь, воспринимаемая ребенком. Еще задолго до того, как ребенок научится спрашивать и понимать ответы окружающих, он слышит речь близких, которые незаметно для самих себя сопровождают свои действия словами, поясняющими ребенку то, что он сам не смог бы так рано понять. Задолго до того, как ребенок сам научится говорить, он усваивает значение многих слов и словосочетаний, обращенных к нему или произносимых рядом с ним его близкими.
Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху восприятием обращенной к нему речи.
Уже с начала второго года жизни ребенок начинает понимать элементарную речь и связывает ее с окружающими, доступными его непосредственному восприятию предметами и явлениями.
В дальнейшем ребенок благодаря слуху учится спрашивать и понимать ответы, понимать замечания взрослых по поводу его поведения, учится сам выражать свои требования и просьбы, высказывать свои оценки и соображения по поводу наблюдаемых явлений. Сначала он говорит лишь отдельные слова, затем — короткие фразы, и, наконец, овладевает связной речью, которая позволяет ему что-то рассказать, понять чей-то рассказ, книгу, которую ему читают, и т. п.
Чтобы научиться произносить слова, ребенок должен овладеть движениями речевого аппарата. Он должен так-
же усвоить, какие элементы слова произносятся под ударением и какие без ударения с меньшей отчетливостью Приблизительно к трем годам ребенок обычно уже умея произносить все звуки, составляющие нашу речь. Исключение чаще всего представляет звук р, который усваивается несколько позднее, некоторыми детьми — только 1 четырем—пяти годам.
Чтобы правильно пользоваться в своей речи словами) ребенок с помощью слуха должен обязательно усвоить, и, каких звуков состоит каждое из слов, а также последовательность звуков в каждом из этих слов)
Было бы, однако, ошибочно думать, что ребенок сна- чала усваивает отдельные звуки, затем собирает их слоги .и слова. Процесс овладения словами протекает не так. (Ребенок усваивает сначала наиболее доступные его слуху звуковые комплексы. Обычно это те части слова которые стоят под ударением. Впрочем, и они сначала усваиваются не совсем точно, произносятся искаженно Позже ребенок, прислушиваясь к речи окружающих, делает попытки произнести их более правильно. Таким образом постепенно уточняется произношение звуков и дополняется звуковой состав слова.»., а уже к 4—5 годам у ребенка можно наблюдать сознательные попытки исправить свое произношение. Как известно, ребенок слышит не только речь окружающих, но и собственную, и это позволяет ему уточнить свою речь путем сопоставления с речью взрослых.
Развитие речи у ребенка обязательно предполагает накопление запаса слов в процессе речевого общения а окружающими. Речевая практика ребенка при помощи слухового восприятия создает условия для понимания значений все большего числа слов, которые он, подражая взрослым, по возможности употребляет в разговорах с ними. Восприятие речи при помощи слуха позволяет pe бенку соотнести слова с теми предметами, которые они обозначают. Здесь важно отметить, что ребенок, воспринимающий речь окружающих, способен сам усвоить огромный запас слов. Он сам научается называть все окружающие его предметы и действия, качества и признаки предметов, научается высказывать свои желания, жалобы, требования. И саго происходит только благодаря тому, что он слышит соответствующие названия определенных явлений действительности/^
Важнейшее значение в развитии речи ребенка имеет усвоение грамматических способов выражения мысли
Большинство грамматических форм слов служит для выражения определенных значений. Так, грамматическая форма числа существительных (пуговица—пуговицы) обозначает единичный предмет или группу одинаковых предметов. Включенные в словосочетания с ними обозначения действий или признаков предметов тоже выражаются по-разному, в зависимости от того, идет ли речь об единичном предмете или о группе предметов (пуговица пришита, пуговицы пришиты).
То же самое относится и ко всем прочим грамматическим формам слов, как, например, к падежам. Все без исключения падежные формы изменяют значение слова, обозначающего предмет. Так, слово карандаш в предложениях У мальчика нет карандаша и Мальчик рисует карандашом имеет разное грамматическое значение. Во втором предложении слово карандаш имеет значение орудия действия, в то время как в первом это же слово обозначает отсутствие предмета. То же самое можно сказать о словах ножом, пилой, ручкой в отличие от слов ножа, пилы, ручки и т. п.
В русском языке важную роль играют те грамматические формы, которые связаны с употреблением предлогов (в, на, под, около, для и др.). Совершенно очевидна разница в значениях таких слов и словосочетаний, как елка, елки, на елке, под елкой, для елки, о елке и т. п. Чтобы усвоить значения падежных форм слов, обозначающих предметы и значение предлогов, отображающих отношения между предметами, ребенку необходимо отчетливо слышать изменяющиеся окончания слов и все предлоги, входящие в состав предложений. При этом следует иметь в виду, что окончания слов очень часто не стоят в речи под ударением, и поэтому для их восприятия требуется большая острота слуха. Предлоги также произносятся приглушенно, и поэтому они тоже трудны для восприятия при помощи слуха.
Слова, обозначающие действия, — глаголы — также употребляются в разных значениях при помощи использования различных грамматических форм. Они выражают разное лицо, выполняющее действия (прыгал, прыгала), разное время действия (прыгает, прыгал, будет прыгать), разное число предметов, производящих действие (прыгает, прыгают). Значение глаголов изменяется также при помощи приставок (прибежал, убежал, выбежал и т. п.). Приставки и окончания глаголов чаще всего не стоят под Ударением и, следовательно, для их восприятия также требуется большая острота слуха.
Чтобы различать некоторые оттенки значений слов обозначающих предметы, необходимо уметь ориентировать ся в суффиксах. Например, в словах козел — козленок, тигр — тигренок в суффиксах -онок и -енок выражено обо значение детенышей животных.
При нормальном слухе ребенок проделывает огромную работу, усваивая грамматические формы. Слушая обращенную к нему речь, он научается очень рано пользоваться грамматическими закономерностями языка. Малолетние дети рано (нередко до двух лет) пользуются самостоятельно ласкательными формами типа мамуля, папуля, бабу, и проделывают это не только в результате подражания, но и самостоятельно. Услышав слова мамуля, бабуля, наб- людаемый нами ребенок двух лет и двух месяцев сам образовывал форму Нинуля, Сашуля. В 3 года он говорил: «Мама, сними резинку. Она мне натугла. И эту сними, она тоже натугнет». В этих неправильно образованных грамматических формах мы видим самостоятельную сознательную работу маленького ребенка, который, наблюдая грамматические изменения глаголов в речи окружающих, смог перенести усвоенные закономерности на другие глаголы и употребил при этом правильно приставку на и глаголы прошедшего времени натугла и будущего времени натугнет. Таких слов он не мог слышать и образовал их самостоятельно на основе усвоенных языковых закономерностей.
Таким образом, маленький ребенок при помощи слуха овладевает сложнейшей системой языка: приобретает навыки произношения, усваивает звуковой состав огромного числа слов, их употребление, научается понимать значения, заключенные в грамматических изменениях слов и в построении предложений. Все это требует высокой остроты слуха, так как звуки, составляющие нашу речь, не всегда достаточно отчетливы по своему звучанию.
В русском языке в каждом слове лишь один слог обычно стоит под (ударением и произносится замедленно и громко; остальные слоги произносятся бегло и приглушенно. Гласные звуки (а, о, у, и, з) представляют собой наиболее звучные элементы слова, но в речевом потоке с достаточной четкостью произносится только гласный звук, стоящий под ударением, все же остальные не имеют стабильного звучания. В безударном слоге трудно различить о — а, е — и и т. д.
Согласные звуки обладают различной степенью звучности. Так, звонкие согласные звучат более отчетливо. 8
Более значительной звучностью обладает звук р. Глухие согласные в большинстве своем звучат приглушенно.
При стечении нескольких согласных каждый из них воспринимается с трудом (например, в слове скрипка трудны для восприятия звукосочетания скр и пк). Гораздо легче различить согласные звуки в таких словах, как ‘бумага, кабина, собака. Согласные в сочетании с гласными значительно лучше воспринимаются слухом.
При нормальном слухе все сложные звучания доступны ребенку. Их огромная повторяемость в речевом опыте дает ему возможность усвоить их самостоятельно.
Нельзя, однако, считать, что слышащий ребенок овладевает языком вполне самостоятельно. Окружающие постоянно указывают ему на допускаемые им ошибки, и это позволяет ребенку, проверяя собственным слухом свою речь, исправить недочеты.
Сложный процесс овладения языком начинается очень рано. Как правило, с двух лет дети уже начинают довольно широко пользоваться речью. Немало таких детей, которые в полтора года уже говорят не только отдельными словами, но и целыми предложениями. Правда, употребляемые ими слова и предложения далеко не всегда с достаточной точностью понимаются ими, но употребляются большей частью уместно. В своем речевом опыте при нормальном интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенок все более сознательно и осмысленно пользуется речью.
Исследования показывают, что к трехлетнему возрасту ребенок успевает накопить запас, достигающий 2500 слов, и пользуется этим словарем в общении с. окружающими, выражая свои мысли фразами из 3—6 слов. Его предложения в этом возрасте уже в основном правильны. Речевая практика ребенка от трех до пяти лет очень велика, он говорит уже не только со взрослыми, но и со своими сверстниками.
К школьному возрасту при нормальном слухе ребенок полностью овладевает языком в той мере, в какой это требуется для устного общения.
Этот сложный процесс может оказаться полностью нарушенным при условии даже небольшого снижения слуха, возникшего в раннем возрасте.
Date: 2016-05-25; view: 1330; Нарушение авторских прав
Источник
Из опыта работы учителя-логопеда. Роль слуха в развитии ребенка
Автор: Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель – логопед МКОУ Ш -И № 8, г. Гремячинск, Пермский край.
Цель:
Повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения в вопросах речевого развития, в связи с речью и слухом ребенка.
Задачи:
Сообщить необходимые сведения родителям, педагогам о значении слуха в языковом и речевом развитии детей;
Помочь родителям заметить и осознать проблему снижения слуха в развитии и поведении ребенка, чтобы своевременно обратиться к специалистам.
Актуальность проблемы нарушения слуха у детей.
Статистика утверждает, что более чем у 6% населения наблюдаются проблемы со слухом. Понижение слуха или тугоухость имеет место у разных возрастных групп. Главное своевременно обратиться к врачу. Если такие нарушения вовремя не выявить, то может произойти частичная или даже полная потеря слуха. К сожалению, актуальность проблемы нарушения слуха у детей не утратила своего значения. Что такое глухота для взрослого человека? Это ограничение трудоспособности, а в некоторых случаях и полная инвалидность. Проблемы нарушения слуха у детей имеют более серьезные последствия. Ребенок только начинает говорить, учится подражать услышанным звукам. Только наличие хорошего слуха способствует нормальному психоречевому развитию ребенка. Ребенок, который слабо слышит, может отставать от своих сверстников в умственном развитии, ему труднее будет учиться в школе.
Материал будет полезен родителям, педагогам.
Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих.
Период раннего детства один из важнейших в жизни ребенка. Он познает предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Он наблюдает движения и действия окружающих его людей и животных, изменения, происходящие в окружающей действительности; в меру своих возможностей сопоставляет и осмысливает наблюдаемое с помощью органов чувств.
Антрополог Генри Ф. Осборн назвал человеческий мозг «самым чудесным таинственным объектом во вселенной». У каждого, даже самого небольшого, участка мозга – строго определенная функция: руководство двигательными актами, координация положения тела и движения, анализ зрительных и слуховых ощущений. Головной мозг состоит из полушарий. Каждое полушарие включает лобную, височную, теменную и височную доли. Лобные доли отвечают за интеллектуальные функции, накопление информации, сохранение её, анализ, переработку. Нормальное функционирование этих образований обеспечивает критическое отношение к себе, к своим возможностям, понимание юмора, представления о нравственных устоях. Височная – область функции слуха, вкуса и обоняния.
И в этом сложном процессе познания действительности исключительную роль играет речь, воспринимаемая ребенком. После рождения, еще до того, как ребенок научится спрашивать и понимать ответы окружающих, он слышит речь близких. Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху, восприятием обращенной к нему речи. Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Для нормального развития ребенка необходима очень высокая степень сохранности слуха, важно хорошо слышать.
Почему мы слышим?
Звук проводится через наружное и среднее ухо. Звуковая волна приводит к вибрации барабанную перепонку. Далее она передает эту вибрацию на цепочку, состоящую из слуховых косточек, – это молоточек, наковальня и стремечко.
От стремечка, которое находится в конце цепочки косточек среднего уха, колебания проходят в полость внутреннего уха. Она имеет форму улитки и заполнена жидкостью. В этой полости находятся чувствительные клетки, которые механические колебания преобразуют в нервные импульсы. Эти импульсы поступают в мозг по слуховому нерву, там происходит формирование и восприятие того звукового образа, который мы слышим.
Статистика показывает, что один человек из трех может иметь неполноценное ухо. Возможные причины потери и снижения слуха у детей:
Недоношенность, гипоксия, асфиксия, длительный безводный период
Наследственность
Травмы, детские инфекции
Применение антибиотиков
Исключительная роль слуха в развитии детской речи определяет необходимость дифференциации недоразвития речи от речевых расстройств, обусловленных нарушениями слуха.
Нарушения в развитии речи, вызванные недостаточностью слуха, в значительной степени связаны с временем потери слуха, а также с характером слухового дефекта.
По характеру дефекта все нарушения слуха делятся на кондуктивные и нейросенсорные. При кондуктивных отмечается нарушение проведения звука в среднем или наружном ухе. При нейросенсорных имеется поражение внутреннего уха, слухового нерва, его ядер или слуховых зон коры головного мозга. Наиболее частыми являются нейросенсорные нарушения.
Нарушения слуха подразделяются на тугоухость и глухоту. Недостаточность функции слухового анализатора приводит к нарушению развития всех сторон речи – фонетичиской, лексической, грамматической, смысловой, а в ряде случаев к полному отсутствию речи.
Необходимо учитывать, что для овладения активной речью требуется значительно большая сохранность слуха, чем для понимания речи окружающих.
Полная сохранность слуха особенно важна в сензитивные периоды развития речи.
Слухопонимание у ребенка с нормой:
1 месяц – прислушивается и реагирует на голос взрослого: изменяет, приглушает плач.
2 месяца – ищет источник звука поворотом головы
3 месяца – крик с отчетливой интонацией, певучее гуление
4 месяца – четко локализует источник звука в пространстве поворотом головы
5 месяцев – различает близких и чужих, строгий и ласковый тон
6 месяцев – по- разному реагирует на свое и чужое имя
7 месяцев – на вопрос «где?» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает на него пальцем
8 месяцев – выполняет просьбы взрослого: подает руку, машет ей на прощание, играет в «ладушки»
9 месяцев– по просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, откликается на зов.
10 месяцев – по просьбе показывает части своего и чужого лица и тела
11 месяцев – понимает первые обобщения: машинки, мячики, кубики.
12 месяцев – выполняет простые поручения, очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке.
1 год 3 месяца – быстро расширяется запас понимаемых слов.
1 год 6 месяцев – обобщает предметы по существенным признакам.
1 год 9 месяцев – понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы.
2 года – употребляет в речи прилагательные и местоимения
2 года 6 месяцев – понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого.
Исследования показывают, что к трехлетнему возрасту ребенок успевает накопить запас, достигающий 2500 слов, и пользуется этим словарем в общении с окружающими, выражая свои мысли фразами из 3—6 слов. Его предложения в этом возрасте уже в основном правильны. Речевая практика ребенка от трех до пяти лет очень велика, он говорит уже не только со взрослыми, но и со своими сверстниками.
К шести годам ребенок:
Обладает словарем около 4000 слов
Практически все звуки родного языка произносит правильно
Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому
Помнит и может описать прошедшие события
Пользуется сложными предложениями
Употребляет все части речи
Использует абстрактные и отвлеченные понятия
Рисует, заштриховывает, обводит
Хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги
Различает и дифференцирует звуки речи.
К школьному возрасту при нормальном слухе ребенок полностью овладевает языком в той мере, в какой это требуется для устного общения. У будущего школьника должен быть хорошо развит и сформирован фонематический слух, что является залогом успешного усвоения школьной программы по основным предметам.
Этот сложный процесс может оказаться полностью нарушенным при условии даже небольшого снижения слуха, возникшего в раннем возрасте, может помешать нормальному развитию его речи, затруднить его обучение в школе, существенно снизить успеваемость, а подчас и отрицательно отразиться на его судьбе.
В результате отклонений в развитии речи слабослышащие дети встречаются со следующими затруднениями в школьном обучении:
1. Затрудненное усвоение первоначальной грамоты (письма и чтения).
2. Специфические ошибки в диктанте и самостоятельном письме.
3. Трудности понимания объяснений учителя.
4. Затруднения при пользовании учебником в следствии недостаточного понимания читаемого текста.
При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, врачей, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агриссивность, чрезмерная расторможенность, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, память и роботоспособность снижены.
Важно помнить,
что небольшое понижение слуха очень часто остается незамеченным, как родителями, так и ребенком, а причины непонятной неуспеваемости в школе остаются при этом неизвестными учителю и родителям. Между тем такие затруднения в обучении могут быть преодолены при условии осведомленности окружающих о возможных затруднениях ученика, связанных с недостатком его слуха. Важно убедиться, что у ребенка нет снижения слуха еще до поступления в школу.
Каждый ребенок индивидуален, но если вас насторожило, что ребенок недостаточно хорошо слышит, мало и совершенно непонятно для окружающих говорит, обратитесь к специалисту – сурдологу.
В настоящее время разработаны методы объективной оценки слуха, уже начиная с периода новорожденности. Этот метод позволяет рано выявить случаи глухоты и тугоухости и дифференцировать их от других патологий.
Слух можно проверить в любом возрасте, так же как и проконсультироваться у логопеда.
Вид и степень тугоухости определяется в центре слуха или сурдологическом центре по аудиограмме. Обратите внимание, что ребенок со снижением слуха нуждается в специализированной медицинской помощи. Ранняя диагностика, своевременное и квалифицированное назначение слухового аппарата, правильное его ношение и специальное обучение могут помочь ребенку в значительной степени компенсировать недостаток слуха.
Доброжелательность, любовь и поддержка со стороны близких ребенку людей, как родителей, так и педагогов, помогут ему преодолеть трудности в овладении речью, добиться раскованности, уверенности в себе. Важно своевременно помочь ребенку, а не насмехаться и не предпринимать никаких действий помощи.
У людей с нарушением слуха есть выход! Есть возможность услышать мир и быть полностью интегрированными в слышащее общество.
«Дети подобно взрослым стараются дотягиваться или опускаться до ожиданий, которые с ними связывают».
Источники: А. Герасимова “Уникальное руководство по развитию речи”, МОСКВА АЙРИС ПРЕСС, 2002
Рекомендуем посмотреть:
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
План работы учителя логопеда с родителями в ДОУ
Гимнастика для глаз для детей 5-6 лет в стихах в детском саду
Обогащение словарного запаса детей дошкольников антонимами и синонимами
Источник