Роль словотворчества в развитии ребенка

Статья

«О детском словотворчестве и

развитии речевого творчества детей дошкольного возраста».

подготовила

                                                                                                        воспитатель ГБДОУ №23

                                                                                                        компенсирующего вида

                                                                                                  Невского района

                                                                                                  г. Санкт-Петербурга

                                                                                                  Броновская

                                                                                                  Светлана Руфиновна

Творчество – это активный, созидательный процесс деятельности человека, направленный на познание и преобразование действительности, созидающий новые оригинальные никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и  т.д., в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества. Т.е. имеющие общественную значимость. Основой творчества является воображение .

Воображение- это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

       От творчества взрослого детское творчество отличается субъективной новизной продукта детской  творческой деятельности. Оно значимо ,дорого для самого ребенка и его ближайшего окружения (семья). Лишь иногда оно может иметь общественную значимость (выставки и т.д.). Следует различать два понятия словотворчество и речетворчество.

      Словотворчество-появление новых слов в речи ребенка.

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление в нашей стране изучалось многими учеными -педагогами, лингвистами ,психологами (Н.А.Рыбников, А.Н.Гвоздев, Т.Н.Ушакова и др.)

Факты, собранные учеными показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества. При этом оказывается, что некоторые слова-словечки наблюдаются в речи очень многих  малышей. Например, «всехний», «всамделишний» и др. Другие же встречаются только у данного конкретного ребенка.(«Мама, ты моя мояшечка») и другие примеры из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти ».

      Что же представляет собой эта удивительная способность ребят создавать новые слова? Почему взрослым словотворчество так трудно, а дети радуют, смешат и удивляют нас порой необычными словами?

       Потребность в словообразовании ребенка возникает прежде всего как стремление компенсировать незнание общеупотребительного слова или вследствие ситуативной потребности обозначить содержание, не имеющее в языке однословного наименования. Словотворчество позволяет ребенку на каждом из этапов речевого развития решать коммуникативные задачи при дефиците речевого опыта.

Как объяснить словотворчество, наряду с обычным усваиванием детьми речевых шаблонов? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Прежде всего, посмотрим , как проявляется словотворчество в речи малышей.

Здесь уместно будет привести некоторые наблюдения психолога Т.Н.Ушаковой.

Т.Н. Ушакова выделила три основных принципа, по которым дети образуют новые слова.

1.  «Слова-осколки» – часть какого-нибудь слова используется ребенком как целое слово.

Например:

  • Мы лепили, лепили и получилась « лепь»  (лепит)(3г.6м.)
  • Бабушка какой здесь «пах?» (пахнуть)
  • Собака прыгнула большим «прыгом» (прыгать).

Как получаются « слова-осколки»  легко понять. Начиная говорить, ребенок как бы вырывает из слова ударный слог.

2. Прибавление к корню слова «чужого » окончания.

-«Пургинки»(снежинки).Пурга кончилась, остались только пургинки.

-«Рваность» (дыра) «Я не вижу где на кофточке рваность.»

-«Помогание» (помощь). «Буду сам одеваться без помогания.»

-«Иметель» (тот, кто имеет) «Я иметель игрушки».

– «Страшность. » «Не рассказывайте про ваши страшности.»

Прибавление к слову чужого окончания и суффикса очень распространенный способ в детском словотворчестве. Эти слова звучат особенно своеобразно – «пургинки», «добрость», «умность». Мы взрослые так не говорим. Но если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких слово – образований . Здесь, в конечном итоге, действует механизм подражания.

Например, «горькота», «бурота» и т.д. по аналогии с со словами – глухота, теснота и др.

«Умность»- «Медведи первые по умности»- по аналогии со словом глупость и т.д.

Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют с помощью присоединения «чужих приставок» Например:

Мы говорим – налить, набрать, накидать,

А дети говорят – «набулькать», «напирожить» («Я уже полный живот напирожила!»)

 3.  «Синтетические слова» – способ, при котором одно слово составляется из двух.

Например :

-«Ворунишка» (вор+врунишка)

-«Бананас» ( банан+ананас)

-«Вкуски»-(вкусные куски)

-«Бабезьяна»- (бабушка обезьяны)

      Т.о. словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым  стереотипам, которым дети учатся от окружающих  их взрослых. В словаре ребенка обязательно есть образец ,по которому это слово и построено. Образец для «создания» нового слова может быть дан только – что, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть. Словотворчество – естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм. Активное словопроизводство свидетельствует о творческой личности ребенка. Поэтому детское словотворчество нужно стимулировать и поощрять, стимулировать придумывание детьми уникальных слов, а не считать явлением, отрицательно воздействующим на ребенка. Небрежное, невнимательное отношение родителей, взрослых к речи детей и является причиной конца любого творчества.

      Речевое творчество- это проявление творчества в речевой деятельности. Это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов.

Как правило, речевое творчество характерно для детей старшего дошкольного возраста.

Речевое творчество включает в себя пересказ, сочинительство, речевую импровизацию

      Пересказ – творческая речевая деятельность по переработке и воспроизведению   основной идеи литературного произведения.

Читайте также:  Программы с картинками для развития памяти у ребенка

Сочинительство – самостоятельная речевая деятельность ребенка по созданию целостного литературного текста соответствующее особенностям жанра.

Речевая импровизация – высказывания, самостоятельно построенные ребенком в новой ситуации с активным использованием активных речевых умений. Вот основные показатели высокого уровня развития  речевого творчества у детей:

  • наличие интереса и потребности в данной деятельности, проявлением эмоционального переживания , сопровождающим деятельность
  • способы творческой деятельности  (Стремление к преобразованию ,самостоятельный поиск в решении поставленной задачи)
  • качество продукта детской творческой речевой деятельности (наличие средств выразительности)

В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи в первый месяц их перехода в старшую группу, я стала замечать, что тот запас слов, который они освоили в средней группе, мало совершенствуется и даже утрачивается. В старшем дошкольном возрасте речевая активность детей во время игр и другой самостоятельной деятельности снижается по сравнению с предыдущем этапом в 2 -3 раза.

Причину некоторые исследователи склонны искать в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Снижение речевой активности можно было бы не считать отрицательным явлением, если бы не то обстоятельство, что оно сопровождается уменьшением случаев объяснительной речи (почти в 2 раза). А объяснительная речь наиболее сложна в грамматическом и совершенна в лексическом отношении.

Эти изменения, изученные советскими психологами –исследователями Выготским, Люблинской, Лурией показали, что именно в этом возрасте наряду со сложностями в развитии речи детей, существуют и положительные стороны. На пятом, а еще больше на шестом году жизни дети начинают рассказывать не только о том, что видят или слышат непосредственно, но и о том, над чем думают, чего опасаются, чего ждут. Необходимо научиться анализировать детские высказывания и в зависимости от результатов анализа планировать педагогическую работу.

 Свою работу по развитию детского речевого творчества я выстраивала в три этапа :

1.Обеспечение мотивации творческой речевой деятельности.

2.Накопление содержания для творческой речевой деятельности и развитие познавательных умений.

3.Развитие образно-речевых умений (знакомство со способами создания художественного образа).

Всем известна истина, что  принуждение-враг творчества.

Творческое развитие ребенка возможно только при наличии положительной мотивации.

Самый мощный для ребенка мотив – игровой. Именно игра позволяет процесс выполнения заданий, решение проблемных ситуаций сделать интересным, увлекательным, побуждающим к творческому подходу.

      Речевое творчество тесно взаимосвязано с восприятием литературных произведений.

Но переход от восприятия к творчеству не совершается механически .Основным фактором дающим толчок развитию речетворчества является поэтический слух.

Говоря о поэтическом слухе, нужно иметь ввиду не только поэзию (стихи).

Все литературные жанры- стихи, рассказы, сказки, загадки и т.д. являются образным отражением мира в художественном слове. Помимо общего каждый жанр имеет свою специфику. Дети должны чувствовать специфику каждого жанра, различать выразительные средства языка (в пределах возраста),воспринимать их и использовать потом при создании своих творческих сочинений.

 Для развития поэтического слуха ребенка, необходимо использовать следующие методы :

  • знакомство детей с произведениями  искусства (как авторскими, так и народными), которые помогут им ярче представить и почувствовать образный язык загадок ,сказок ,рассказов и т.д.
  • использование словесных игр-упражнений, которые будут расширять знания детей о художественном слове, его эмоциональной окраске в различных контекстах.
  • привлечение детей к творческим заданиям – придумыванию сравнений, эпитетов, подбору рифм и т.д.

Вся работа проводится в комплексе от  простого к сложному. Вот несколько примеров  работы по развитию речевого творчества у дошкольников. В этом процессе охотно участвуют и родители.

В работе с детьми я стараюсь постоянно придумывать что-то новое, чтобы увлечь этой темой. Использовала следующие способы:

  1. Создание игровых ситуаций. Утром, когда дети приходили в сад, их ждал какой –либо сюрприз: появлялась волшебная вещь (волшебная книга, волшебный карандаш, письмо, чудо –дерево, волшебный цветок, волшебный карандаш и др.), в котором помещалось задание для детей о придумывании слов. Например: как бы вы назвали осень и почему? Дети в течение дня придумывали слова, лучшие записывались в альбом.
  2. Введение элементов соревнований, которые обычно проводила между командами мальчиков и девочек.
  3. Использование поощрений. Тот, кто в течение дня придумывал много новых интересных слов, получал почетное звание и переходящую ленту «Лучший выдумщик». В командных соревнованиях лучшие представители команд получали звания: «Принцесса (принц) слов» с коронами.

Из «словаря ласковых слов» придуманных и собранных детьми:

– Как бы вы назвали свою маму?

Мама – мамочка, мамонька, мамуленька, мамушечка, любименькая, приласкулечка, цветушечка, хорошуленька, роднулечка, милушечка, красотуленька, цветик –семицветик, развеселушка, дарюшенька и т.д.

Что для вас дом?

Дом – домик, домище, домишко, семейник, человечник, людильник, папамамаяшник и т.д.

1.Пословицы и поговорки..

Особенность пословиц и поговорок – в смысловой многогранности при краткости изложения. У них малый текстовой объем, но большая смысловая нагрузка.

Задание для детей и родителей: найти  пословицы и поговорки русские сходные по смыслу с иностранными.

Например:

Птицу можно узнать по песне (англ.)- Видно птицу по полету (русск.)

Зернышко к зернышку и будет мерка (польск.) – С миру по нитке – голому рубаха (русск.)

и т.д.

2.Загадки.

а) Простейшие загадки описательного характера.

Они закрепляют у детей знания о свойствах и качествах предметов ,о различных видах взаимосвязи между назначением и описанием предмета, между назначением и материалом из которого он изготовлен и т.д.

Примерные   схемы составления загадок.

Мяч

Какой ?                                    На что похож ?

Круглый                                  как шар

Прыгучий                               как зайчик

Звонкий                                   как хлопок

Свеча

Что делает?                                  На что похоже по функциям?

Светит                                           как лампочка

Греет                                             как солнышко

Тает                                               как  льдинка

Шарик для пинг-понга

На что похож?                                          Чем отличается?

Как жемчуг,                                                но крупный

Читайте также:  7 месяцев ребенку развитие что должен доктор комаровский

Как яйцо,                                                     но не бьется

Как град,                                                     но легкий

Воспитательница

Весёлая, но не клоун,

Добрая, но не мама,

Умная, но не ученый.

2. 1 .Загадки – угадай последнее слово.

Например :

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла …

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно …….

                       (листопад)

2.2. Загадки-дразнилки

Способ создания: Берем предмет, уточняем для чего он служит, что им можно делать и  т. д. Далее с помощью суффикса  – лк –  превращаем слова в дразнилки.

Например:

Бантик – украшает волосы, голову. К нему надо бережно относиться, не пачкать.

Не терялка, не пачкалка, а головуукрашалка .

Книга – источник знаний, развивает умственные способности, ее нельзя кидать, пачкать, рвать.

Не кидалка, не бросалка, а умозанималка .

3. «Объяснялки».

3.1. Работа с фразеологическими оборотами.

Забить тревогу. Витать в облаках. Все в руках горит и т.д.

Дети объясняют что, по их мнению,  означают эти выражения. Воспитатель поясняет, что то или иное выражение обозначает на самом деле. Дети иллюстрируют те и другие объяснения. Так можно оформить целую книгу-самоделку, и  назвать ее «Веселые фразы».

3.2.Азбука важных слов

АДРЕС – его важно знать иначе потеряешься.

БАБУШКА – потому что она самая добрая и ласковая.

ВОДА – потому что без нее нет жизни.  и т.д. И так на все буквы алфавита.

 На каждую букву дети называют множество важных- для них слов. Их опять набирается на целую книжку.

3.3 Наши имена.

Берется имя ребенка и разбирается по буквам:

Марина

М-милая

А – авторитетная

Р – решительная

И – игривая

Н – нежная

А – артистичная  

Т.о. набирается целый альбом «объяснялок» с именами всех детей группы.

       Таких заданий можно придумать самим великое множество. Важно помнить, что огромную роль в развитии речевого творчества детей всегда будет играть то большое внимание, которое вы будете уделять каждому, даже самому незначительному сочинению любого ребенка. Записывайте их высказывания, рассказы, сказки, оформляйте книжки вместе с ними, газеты для родителей.- это значительно повысит  самооценку ребенка, повысит его авторитет у сверстников, создаст атмосферу успеха, а все это даст толчок новым творческим проявлениям ребенка.

Источник

Детское словотворчество

Калиниченко Ольга Викторовна

воспитатель

г. Усолье-Сибирское, Иркутская область, МБДОУ «Детский сад №43»

Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс. Процесс творчества у ребенка сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил. Поэтому вопрос о развитии детского творчества сегодня особенно актуален.                                        

Проблема художественно творческой деятельности дошкольников, получила многостороннее освещение в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугина, М.М. Конина, В.А. Сухомлинский, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова и другие.

Среди проблем художественно-творческого развития детей дошкольного возраста важное место занимает вопрос о развитии словесного творчества, так как именно период дошкольного детства является сензитивным для его формирования. В этой связи важной научной проблемой выступает поиск педагогических условий, обеспечивающих развитие самостоятельности и активности детского словесного творчества.                 

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.                                         

Способность к словесному творчеству, как одна из разновидностей художественно-речевого творчества имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность его проявления в дошкольном возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода. Характер, структура такого творчества (сочинение детьми сказки) иногда лишены четкости, логичности, системности. Но в целом эти недостатки легко устранимы при непосредственной организованной работе педагога и детей.        

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5-3 лет до школьного возраста.                                         

Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, поэтому такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например: “брос” – брошено, “умность” – качество ума, “долгее” – дольше и многие другие.                                 

К.И Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества: «У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка, … что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки изящны, естественны…».  

Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.                                                         

1. Осколки слов: часть какого-нибудь слова используется как целое слово.                 

2. Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого.        

3. Синтетические слова: одно слово составляется из двух.         

Как получаются  “слова-осколки”, начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова “молоко” он произносит только “ко”, позднее “моко” и, наконец, “молоко”. Отсюда “осколки слов” в речи детей раннего возраста. Взять хотя бы слово “лепь” (то, что слеплено). Мы говорим: лепим, слеплено – ребенок же выделяет ударный слог “леп” и т.д.                                

Второй способ создания ребенком новых слов – присоединение к корню слова “чужого” окончания – также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т.д. Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь, в конечном счете, действует механизм подражания. Ведь “пургинку” ребенок создал по образцу слова – снежинка, “сухота” – сухость; “помогание” – помощь, “правдун” –  человек, говорящий правду.                        

Интересно, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения “чужих” приставок. Налить, набрать, накидать – это наши ”взрослыe”  обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить (“Вот набулькаю полную бутылку и уйду”, “Спасибо, я уже полный живот напирожила”).

Интересно также посмотреть, как создаются “синтетические слова”. В таких словах, как “ворунишка”, “бананас”, “огромадный”, происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: вор – врунишка, банан – ананас, огромный – громадный и т.п.                                                                

Читайте также:  Что такое речевое развитие ребенка и его этапы

Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно применяются вместе, например, слова “чай” и “пить” (получается глагол “чайпить”), “вынь” и “возьми” (“выньми мне занозу”), “все люди”, “всех людей” (всехлюдная), “в самом деле” (всамделишный). Эти слова строятся по тому же принципу, что и “синтетические слова” взрослых: колхоз, совхоз, самолет, всеобщее и множество подобных им. В такой форме словотворчества тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит…                                        

Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно “новое” детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным – в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.

Таким образом, новое «детское»  слово образуется на основе тех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше малыш слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется.

Словесное творчество относится к художественно-речевой деятельности.

Художественно-речевая деятельность – это  деятельность, возникающая  у ребенка под влиянием литературного или фольклорного произведения. Она включает в себя следующие компоненты:

– восприятие произведений художественной литературы и фольклора в процессе ознакомления с ними;

– воспроизведение авторского текста без изменения (репродукция), то есть воссоздание уже созданных кем-либо образов (выразительное чтение произведения (стихотворного), участие в драматизации произведений художественной литературы и фольклора и т.п.);

– создание собственного вторичного текста на основе прочитанного произведений или ряда произведений, то есть создание новых художественных образов (творческое рассказывание придуманных эпизодов к знакомым произведениям, сочинение собственных произведений – загадок, рассказов и сказок и т.п.).

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность художественно-речевой деятельности. Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях-рассказах, сказках. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребенком образов искусства.

Условиями для успешного формирования словесного творчества являются:

– проведение правильной систематической работы по развитию речи детей и обучению их родному языку: расширению словарного запаса, овладению грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи (звукопроизношения и общих речевых навыков), развитию связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);

– своевременное развитие активного восприятия художественного слова;

– воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.

Формирование словесного творчества происходит по этапам:

1 этап – накопление художественно–речевого опыта детей (фольклор, художественные произведения, рассказы взрослых);

2 этап – овладение детьми способами творческого действия в  процессе попыток собственного сочинения и переход к самостоятельному развитию повествования (овладение замыслом, нахождение композиции, выразительных средств языка).

3 этап – проявление самостоятельности в сочинении повествования собственной сказки, рассказа.

Имеется известная условность в определении границ этапов формирования творчества. Так, обогащение художественно–речевого запаса продолжается и в последующие периоды, когда дети переходят к самостоятельному сочинению.

Нередко у детей возникают трудности, связанные с творческим рассказыванием:

– их тексты оказываются бедными как в плане содержательности (малосодержательные, подражательные, невыразительные);

– название сказки, рассказа зачастую не соответствует ее содержанию, так и с формальной стороны (отмечается нарушения последовательности описаний событий, пропуск частей, несвязанность эпизодов между собой, вкрапление суждений с основой на свой жизненный опыт).

Эффективными приемами и методами обучения творческому рассказыванию, помимо традиционных вербально-логических (речевой образец, план, вопросы, анализ и оценка творческих рассказов детей) исследователи развития словесного творчества называют приемы, стимулирующие творческую активность, воображение и заинтересованность детей:

– придумывание детьми продолжения авторского текста,

– придумывание окончания сказки, начатой воспитателем, ее начала или середины,

– сочинение с использованием картины,

– сочинение по теме с использованием опорных слов, творческое рассказывание по литературному образцу –  с заменой героев, места действия или с придумыванием нового сюжета с теми же героями и другие.

Словесное творчество как наиболее сложный вид деятельности детей, с одной стороны, является важным условием, а с другой – эффективным средством развития творческой личности.

Интерес к словесному творчеству в дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это «сочинение» действительно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно. С точки зрения творчества вообще, объективно нового ребенок при этом не создает.         

Способность к словесному творчеству, как одна из разновидностей художественно – речевого творчества дошкольников имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность ее проявления в этом возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода.

В основе детского словесного творчества, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.                 

Исследования педагогов показали, что простейшие, элементарные попытки творчества имеются лишь у детей, у которых в какой-то мере развит поэтический слух. Словесное творчество не наблюдается у детей с плохо развитым поэтическим слухом. Вместе с тем отсутствие словесного творчества у ряда детей говорит о том, что развитие поэтического слуха, являясь необходимым условием развития словесного творчества, само по себе не приводит к его возникновению. Необходима специальная работа по развитию словесного творчества на основе развития поэтического слуха. Одним из условий успеха детей в словесном творчестве является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря.

Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даем нашим детям.

Познание мира детства – увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте, познавая вместе с вашим ребенком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового.

«…Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» (Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»)

Список литературы:

  1. Ворошнина. Обучение творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание – №4, 1978.
  2. Карпинская Э.П. Воспитать интерес к творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание – №6, 7, 1973.
  3. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста // Учебно-методическое  пособие  –  М., 2004
  4. Художественное творчество в детском саду. – М., 1974.
  5. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1966.

Источник