Роль скороговорок в развитии ребенка
Роль скороговорок в развитии речи.
Скороговорка – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Они созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова». Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Конечно, серьёзные речевые дефекты – предмет сферы деятельности учителей-логопедов.
Но всё же чистое ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логически связная речь – прежде всего заслуга семейного воспитания.
Скороговорки – своеобразный тренажёр, они не только поднимают настроение, но и помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова, но содержащие необходимые звуки и звукосочетания. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.
Скороговорки помогают избавится от так называемой “каши во рту”. Но для этого надо заниматься постоянно, четко и ясно проговаривая каждый звук в скороговорке. Если ребенок не очень справляется, не ругайте его, а превратите это занятие в игру, что бы ему хотелось почаще их повторять. Сначала предложите наиболее простые, короткие и несложные в произношении скороговорки.
Но в то же время мы должны знать, когда и какие скороговорки из множества вариантов следует применять, чтобы эффективно влиять на развитие речи детей. Это будет зависеть от многих факторов, таких как возраст ребенка, уровень его речевого развития, а также от многих других психологических особенностей личности.
Здесь я хочу отметить важность совместного проговаривания скороговорок с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии. Не следует требовать от ребенка проговаривания скороговорок на скорость.
Начинать разучивание скороговорки следует с очень простых и коротких стихосложений. Не надо для этого специально выбирать время. Это будет интересно делать в то время, если ребенок сидит у вас на коленках или рядом с вами, например, когда вы накрываете на стол или идете в магазин и т.д.
При разучивании скороговорки важно ясно, медленно и четко рассказать ее, затем повторить это несколько раз с небольшим ускорением и потом показать ребенку, что можно проговорить ее быстро.
Скороговорки – это коротенькие стишки, которые помогают развивать память у детей. Также они направлены на развитие и тренировку речи ребенка, их очень хорошо применять для закрепления ряда поставленных звуков на логопедических занятиях.
Терапевтический эффект использования скороговорок может проявиться также и при воспитании детей с нарушением поведения.
Гиперактивные детки начинают прислушиваться к скороговоркам и пытаться повторить их. Но именно сложность повторения скороговорок за взрослым и невозможность сделать это с первой попытки заставляет их сконцентрироваться, остановиться и медленно повторять снова и снова. А смешные ошибки будут веселить их и, одновременно, выполнять свою поучительную функцию.
Интонация, с которой вы проговорите скороговорку, должна быть мягкой и мелодичной, так как само сочетание и стечение разных звуков в словах в некоторых скороговорках очень сложное.
Как работать со скороговорками?
- Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.
- Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию.
- Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.
- Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).
- Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
- Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
- Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.
- Устройте соревнование (с мамой или друзьями) – кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.
- Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
- Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.
Вот некоторые очень простые и интересные, на мой взгляд, скороговорки. Попробуйте их на язык – они очень забавные и вкусные!
Мышка сушек насушила
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубки сразу же сломали.
***
Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
***
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
***
Попугай сказал попугаю:
– Хочешь, я тебя попугаю?
Попугай сказал попугаю:
– Попугай, попугай, попугай!
***
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
***
Шит колпак не по – колпаковски.
Надо колпак переколпаковать,
Перевыколпаковать.
Некому колпак переколпаковать,
Перевыколпаковать.
А неперевыколпакованный колпак
Не переколпаковывается никак.
А недовыколпакованный колпак
Недовыколпаковывается никак.
Источник
Cветлана Ворончихина
Роль скороговорок в развитии речи ребёнка дошкольного возраста
В наше время невозможно представить человека успешным, если он в совершенстве не владеет языком. Язык обеспечивает нам все необходимые средства для общения в любой ситуации, и богатство языка нужно уметь использовать.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать связь в смысле, значении. Он также учится не только говорить, но и слушать. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают.
Скороговорка – это специально продуманная фраза или небольшое четверостишие, построенные из трудно произносимых сочетаний звуков, предназначенных для быстрого и четкого проговаривания вслух.
В скороговорках, предназначенных для развития речи детей, очень часто присутствуют детские образы – имена ровесников, которые делают скороговорку ближе:
Съел Валерик вареник,
А Валюшка – ватрушку.
Большая часть скороговорок рассказывает о животных,птицах или насекомых:
У ежа в гостях ужата,
У ужа в гостях ежата.
Положительный эмоциональный фон при разучивании веселых скороговорок позволяет организовывать общение с взрослыми комфортно, а обучать и развивать без принуждения. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребёнка.
Скороговорки помогают развивать и совершенствовать память и внимание детей, развивают у них все каналы восприятия.
Психологи считают, что скороговорки можно использовать при работе с гиперактивными детьми, поскольку для правильного произношения необходимо проявить сосредоточенность и концентрированность.
В целом скороговорки благоприятно отражаются на общем интеллектуальном развитии ребёнка.
Каждая скороговорка, особенно хорошо известная, уже несет в себе определенный характер, настроение, окраску и, возможно даже темп. Предварительный разбор – описание скороговорки может увеличить эффективность её использования, поскольку для ребёнка она станет более близкой и менее формальной.
Методика работы с уже выбранными или самостоятельно придуманными скороговорками достаточно известна: начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки.
К. С. Станиславский рекомендовал работать со скороговоркой пошагово: вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги.
Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения.
Второй шаг – учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд.
В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности.
Скороговоркиможно использовать в играх:
«Кто быстрее?»: ведущий выбирает наиболее трудную скороговорку и произносит ее вслух медленно и внятно. Затем, обращаясь к участникам игры,он спрашивает: кто берется прочесть ее быстрее? Одному из желающих дается возможность это сделать. Вслед за этим выясняется, кто может прочесть скороговорку еще быстрее. Играющие один за другим сменяют друг друга, соревнуясь в быстроте и правильности произнесения скороговорки. Победителем объявляется тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтет скороговорку быстрее всех.
«Эхо»: участники игры друг за другом произносят за ведущим отдельно каждое слово скороговорки.Непременное условие: каждый следующий участник должен повторить слово тише, чем предыдущий. При этом с каждым новым повтором скороговорки темп увеличивается до максимально возможного. При неправильном произношении одного из компонентов скороговорки кем-либо из участников игра начинается заново.
Для повторения уже изученных скороговороктакже можно использовать игровую форму:
«Выключили звук!»: ведущий медленно, одними движениями губ и, при необходимости, языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников – угадать скороговорку и произнести ее быстро и без ошибок. Угадавший участник становится ведущим.
«Глухонемая скороговорка»: задача ведущего – жестами изобразить содержание скороговорки. Остальным участникам необходимо угадать саму скороговорку. Победителем считается тот, кто не только быстро угадал скороговорку, но и смог без ошибок ее произнести.
«Актёрское мастерство»:роли могут быть разные: радостный, весёлый, смеющийся, грустный, сердитый, обиженный, задумчивый, удивлённый человек; персонажи сказок (Чебурашка, Баба Яга, Буратино и др.); образы животных (лиса, медведь, волк, заяц, мышонок и др.) Введите ребёнка в роль: поговорите с ним о характере выбранного персонажа, покажите позу, мимику и жесты этого героя, подберите характерную интонацию.
Игровая форма помогает не только принять и полюбить такое замечательно речевое упражнение, как скороговорка, но и научиться правильному и четкому произношению звуков и слов родного языка.
Источник
Роль скороговорок в развитии речи детей
Любой родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был здоров, чтобы он вовремя сел, встал, сделал первые шаги, вовремя заговорил, и, желательно, сразу много и понятно. Но так же, как необходимо развивать ребенка физически, необходимо развивать и его речь, с самого раннего возраста. Ведь речь формируется не сама по себе, а под влиянием речи взрослых, в процессе общения. И от того, как мы построим общение с малышом, будет во многом зависеть насколько успешным, он станет в будущем.
В последнее время возросло количество детей с различными речевыми нарушениями, с которыми ребенок и родители не могут справиться самостоятельно, им требуется помощь специалиста. Но в силах родителей предупредить появление многих нарушений, и это не потребует дополнительного обучения, не займет много времени, но доставит массу радости и удовольствия и взрослым и детям. И пользу все получат колоссальную. Наиболее доступным, интересным и занятным способом, на мой взгляд, является использование фольклора в развитии речи детей. А именно – скороговорок.
Скороговорки появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Это было увлекательной народной игрой – быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов.
Скороговорки, по определению В. И. Даля, — «род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношенья.»
Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более подвижным (развитие речевого аппарата необходимо для правильного звукопроизношения); способствуют развитию дикции и правильной, внятной, выразительной речи. К тому же многие скороговорки сами по себе весьма забавны. Некоторые из них содержат смысловые и логические противоречия, которые интересно разбирать вместе с детьми. Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребёнка.
Также скороговорки помимо речи позволяют развивать логику и воображение, совершенствовать память и внимание детей.
Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого ( например: « Мама мыла мылом Милу». Ребёнок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.).
Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении; развивается его слуховое внимание, фонематический слух, формируется его способность к восприятию темпа и ритма речи.
Можно сказать, что разучивание скороговорок, благотворно влияет на интеллектуальное развитие ребенка и поможет ему при обучении в школе.
Желательно каждый день читать ребёнку скороговорки и повторять их вместе с ним. Можно уделять время проговариванию скороговорок, когда вы одеваетесь на прогулку, стрижёте ребёнку ногти, купаете его и так далее. Всего несколько минут в день – и речь ребёнка вскоре значительно улучшится.
Совет родителям: если ваш ребенок не произносит какой–либо звук, постарайтесь подобрать скороговорку, в которой нарушенный звук отсутствует, чтобы не закреплять неверное его произношение. И, наоборот, если необходимо закрепить какой-либо звук в речи ребенка, разучите с ним скороговорку насыщенную данным звуком.
Методика работы с уже выбранными или самостоятельно придуманными скороговорками достаточно известна: начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки.
К. С. Станиславский рекомендовал работать со скороговоркой пошагово:
вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. После того, как этот этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд.
При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог:сжимать пальцы в кулачки; загибать поочередно пальцы; нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу; прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки; имитмровать «ввинчивание» лампочки.
В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности. Точно так же можно разбить на части трудно произносимое слово (например: рододендроны).
Предлагаю подборку детских скороговорок:
Скороговорки на свистящие звуки (С, СЬ, З, ЗЬ)
1. У маленького Сани сани едут сами.
Сани едут сами у маленького Сани.
2. Оса боса и без пояса.
3. Вез на горку Саня за собою сани,
Ехал с горки Саня, а на Сане — сани.
4. У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Сом с усами в сетях у Сони и Сани.
5. Сидит Алеся с печки ноги свеся.
6. Топают гуськом гусак за гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
7. Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
8. Евсей, Евсей, муку просей.
9. Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Скороговорки на шипящие звуки (Ш, Ж, Щ, Ч)
1. Я по камушкам пошел, шубу шелкову нашел.
2. У Маши на кармашке маки и ромашки.
3. Шли 40 мышей, несли 40 грошей. 2 мыши поплоше несли по 2 гроша.
4. У мосточка под кусточком 2 лисички, 2 сестрички.
5. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
6. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
7. Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
Скороговорки на звуки Р, РЬ:
1. Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
2. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
3. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
4. Рима рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.
5. Вороны друг другу дарили подарки — вороны дары подбирали на свалке.
6. Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, прививки делать им пора для укрепления пера!
Скороговорки на простые звуки Б, П, Г, К, Т, Д, В, Ф
1. Булку, баранку, батон и буханку пекарь испек спозаранку.
2. Фаня в гостях у Вани. У Вани в гостях Фаня.
3. Водовоз вез воду из-под водопровода.
4. Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,
Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит
Скороговорки для отработки Л, ЛЬ
1 Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.
2. Коля колья колет. Поля поле полет.
3. У елки иголки колки. Иголки колки у елки.
4. Милый, милый Михаил, мыться с мылом не любил. Говорил: «Не надо мыла! Я без мыла очень милый!»
5. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, -искала булавку весь день.
С самыми маленькими детьми лучше всего учить смешные скороговорки в стихотворной форме.
Говорил попугай попугаю:
— Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
— Попугай, попугай, попугай!
Существует раздел простых и сложных скороговорок для общего развития речи детей от 6 лет.
1. Наша дочь речистая, у нее речь чистая.
2. Осип охрип, а Архип осип.
3. Поезд мчится, скрежеща: «Ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ».
4. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
5. Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.
6. Мыла Мила мишку мылом, Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло, Мишку мылом не домыла.
Знание скороговорок родного языка расширяет представление детей
о своем языке, его истории, культуре и традициях.
И самое главное !
Не забывайте хвалить ребёнка. Для этого существует множество слов:
Молодец! Восхитительно!
Хорошо! Необыкновенно!
Отлично! Удивительно!
Великолепно! Потрясающе!
Прекрасно! Классно!
Высший класс! Чудесно!
Супер! Изумительно!
Учитель-логопед Васильева Е. А.
https://womanonly.ru/deti/maminy_sekrety/skorogovorki_dlja_razvitija_dikcii
https://4brain.ru/oratorskoe-iskusstvo/_skorogovorki-dlja-razvitija-rechi-i-dikcii.php
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/02/09/rol-skorogovorok-v-razvitii-rechi-detey-metodika-raboty-so
https://kinder-online.ru/detskie_skorogovorki_2.html
Источник