Роль сказок в нравственном развитии ребенка

«Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

,,Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое

детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.

cказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого

можно открыть эти истоки и они забьют животворными

ключами…”

В. А. Сухомлинский.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играют семья, детский сад и средства массовой информации.

Зная возрастные особенности детей дошкольного возраста, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развивать и воспитывать в душе ребенка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос равнодушным человеком.

Я считаю, что сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Сказка сопровождает ребенка с самого раннего возраста. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что – то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.

Нравственные понятия (честность, доброта) ярко выражены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях близких людей, превращаются в эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Композиция сказки – это яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка – все это делает сказку интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности.

Цель:

Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Задачи:

  • Побуждать у детей интерес к сказкам.
  • Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.
  • Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  • Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  • Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Литературные викторины провожу как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.

Приемы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения.

Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

Можно задать ряд вопросов: (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Читайте также:  Художественная школа для ребенка 5 лет развитие

Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге.

Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

  • Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  • Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  • Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  • Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Для того чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный метод:

Подготовительный этап:

Подбор и изучение методической литературы;

Подбор дидактических игр

Основной этап

Совместная работа с родителями.

Информировали родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»; «Рисуем сказку» и др.

Провели индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги».

Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами со сказками, дисками для прослушивания, Осуществили проект «Книжка своими руками».

Сказка в системе нравственного воспитания.

Какие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать: • как дружба помогает победить зло («Зимовье»); • как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); • что зло Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Заключительный этап:

Провела итоговую литературную викторину: ”По дорогам сказки.”

Результат:

— Дети научились понимать смысл сказок

— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

— Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Вывод:

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Читайте также:  9 недель ребенку развитие что должен уметь

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Источник

эльвира кувакина
Роль русской народной сказки в нравственном развитии детей

«Роль русской народной сказки в нравственном развитии детей» подготовительная группа.

2 слайд

Условия возникновения опыта:

Я начала углублённо работать по этой теме по нескольким причинам:

Во- первых, наблюдая за детьми своей группы, заметила, что многие только на словах имеют представления о нравственных понятиях (то есть могут сказать что хорошо, что плохо, но не могут объяснить почему именно так); не применяют свои знания в повседневной жизни, не могут спокойно общаться друг с другом, даже проявляют некоторую враждебность.

Во- вторых, я выбрала работу с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка; близка его мышлению, представлению. Поэтому через восприятие сказки ребёнку легче приобрести эмоционально нравственный опыт.

3 слайд

Актуальность:

. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

читать детям стали значительно меньше.Телевизор в поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелища легче и интереснее. А ведь сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Можно выделить важнейшие тезисы: глубинный смысл сказки и ее мораль; сказка – источник жизненного опыта, традиций; психологическая защищенность (счастливый конец); ореол тайны.

4 слайд

Теоретическое обоснование

Многие педагоги занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

К. Д. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. А. П. Усова в книге «Русское народное творчество в д. с»– характеризует народные сказки с точки зрения их назначения и воспитания у ребёнка моральных чувств.

Федяевская В. М. – уделяла большое внимание народной сказке, как средству воздействия на детей.

Флёрина Е. А. – подчёркивала педагогическую ценность сказок.

М. М. Конина, О. И. Соловьёва, Е. Ф. Лунина- освещали положительную роль художественной литературы и народной сказки в нравственном воспитании детей.

5 слайд

Цели и задачи:

Цель моей работы: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку, по средством более углублённого знакомства с русскими народными сказками.

Я поставила следующие задачи:

1. – Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2. Пробуждать у детей интерес к русским народным сказкам.

3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

5. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.

6 слайд.

Педагогическая идея:

язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Она способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказочный сюжет ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, новыми понятиями и т. д.

Сказка обогащает предметный и социальный опыт детей, служит источником комбинированной способности ума. Грамотная работа с текстом сказки расширяет словарный запас, помогает правильно строить диалоги, а значит выстраивать грамотные отношения с ровесниками, с взрослыми.

7 слайд

Программно- методическое обеспечение:

В своей работе использовала основную программу нашего детского сада, содержание которой представлено общеобразовательной программой ДО под редакцией Н. Е. Вераксы, а также использовала ряд пособий, их вы видите на слайде.

8 слайд

Принципы работы:

Во время работы над приобщением детей русским народным сказкам учитывала принципы:

– вариативности и динамичности (т. е. предметная среда должна постоянно дополняться и обновляться с учётом возрастных особенностях детей, с накоплением знаний и умений)

– гумманизации и партнёрства (уважение личности ребёнка. Отношение ребёнка и педагога строятся на доверии, сотрудничестве).

Читайте также:  Критерии в оценке развития ребенка

– деятельности и интерактивности (применение полученных знаний в повседневной жизни, в реализации в разных видах деятельности)

– не прирывности (решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребёнка).

9 слайд

Работа проходила по основным 3-м направлениям:

1. обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

2. организованноя работа с детьми

3. организация взаимодействия с семьями воспитанников

10 слайд

Развивающая среда. фото

Среду пополняли в соответствии со знакомством со сказками (размещаем в театральном уголке декорации, персонажи для настольного театра, костюмы для разыгрывания сюжетов из сказок;

В центре творчества: сюжетные раскраски, шаблоны, трафареты, разного вида нетрадиционные средства рисования (тычки, бумажные трубочки, ватные палочки, жёсткие кисти)

Постоянно пополняется уголок книги: одна и та же сказка может быть представлена в разных оформлениях, для сравнения; альбомы с иллюстрациями к сказкам.

Много дидактических и настольных игр.

11 слайд

Формы работы:

Введение новых ФГОС к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми,изучение темы проходило через следующие формы:

-образовательная деятельность (знакомство со сказкой: чтение, рассказывание, пересказ, показ настольного театра, прохождение данной темы через другие виды деятельности- лепку, рисование)

-совместная деятельность взрослого с детьми (просмотр м. ф. и обсуждение, проблемные ситуации, применения полученного опыта конкретным ситуациям)

-создание условий для самостоятельной деятельности детей включает в себя доступную предметную среду, чтобы ребёнок мог свободно в ней действовать

13слайд

Этапы работы со сказкой

знакомство со сказкой проходило поэтапно.

– непосредственное знакомство со сказкой:

– эмоциональное восприятие сказки

– художественная деятельность: передавали своё отношение к героям сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструирование.

– самостоятельная деятельность: в самостоятельной деятельности дети разыгрывали сюжеты из сказок, используя костюмы, разные настольные театры, собирали тематические пазлы, рисовали, раскрашивали.

14 слайд (фото)

15 слайд методы

В работе со сказкой использовала, как традиционные методы (наглядные, словесные, игровые, практические, так и нетрадиционный – метод проектов.

Так, на пример при ознакомлении со сказкой использовала с детьми беседы по содержанию, рассматривали иллюстрации, предлагала детям решить проблемные ситуации- если бы колобок ушёл от лисы, как помочь Машеньке уйти от медведя? и т. д. Для того, чтобы ребенок эмоционально воспринимали сказку, предлагали детям д/и «Расскажи сказку», «Угадай, что за сказка», театры, они пытались самостоятельно пересказывать содержание сказок, играли с персонажами. Закрепляли знания детей о сказке в играх разного характера.

Наиболее эффективным методом – является метод проектов, разработан проект

В проект были включены сказки, помогающие с формировать разные нравственные понятия, с интегрированы разные виды деятельности

16 слайд (фото)

17 слайд

Фото- самостоятельная деятельность детейсамостоятельная деятельность: в самостоятельной деятельности дети разыгрывали сюжеты из сказок, используя костюмы, разные настольные театры, собирали тематические пазлы, рисовали, раскрашивали.

18 слайд

Формы взаимодействия с родителями: в ФГОС подчёркивается, что одним из важных принципов ДО является сотрудничество с семьёй.Мы использовали следующие формы работы:

-анкетирование с целью выяснить, понимают ли родители, какое значение имеет чтение р. н. с. в воспитании и развитии детей, читают ли детям дома, сколько и что, посещают ли театр.

– родительское собрание на тему: «Роль сказки в воспитании и развитии детей»

-консультация : «Сказки это чудо

-организация мини-библиотеки для родителей и детей (вошли сказки с которыми мы знакомили детей в д/с. и р. н. с, которые рекомендовали прочитать и обсудить с детьми дома.)

-участие в выставке рисунков «Мы любим сказки»

– создание альбома «Мои любимые сказки»

-собрали мини- музей «Курочка Ряба»

Таким образом, привлекли родителей к проведению активного досуга в выходные дни, вовлекли родителей в творческую деятельность с детьми и приобщили их к совместной работе с воспитателем.

Взаимодействие с родителями носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.

19 слайд

Для определения уровня сформированности нравственных понятий у детей, я использовала методику «Сюжетные картинки» Р. М. Калининой.

По этой методике детям предлагала:

• Различение простых нравственных норм

• Оценка поведения и поступков героев

• Эмоциональный отклик ребёнка на сказку

На диаграмме видно, что на начало работы большинство детей имели поверхностные представления о нравственных понятиях- 81%

Могли отобрать картинки правильно, но не могли объяснить свой выбор, почти никто из детей не применял знания в повседневной жизни.

Частично сформированы понятия у 19% детей

После проведения работы мы видим, что нравственные понятия сформировались у 12% детей, частично сформировались у 73%, а остались не сформированными всего у 15%.

20 слайд

Результаты работы

— Дети научились понимать смысл сказок

— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

— Дети стали менее застенчивы, не боялись, выбирать роль, стали более открытыми.

— Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Для детей своей группы инсценировали отрывок из сказки «Крошечка- Хаврошечка»; в конце года с детьми поставили сказку «Теремок», все дети активно участвовали в работе- пробовались на роли, с интересом примеряли костюмы, старались передать характер персонажей интонацией и мимикой.

Сначала показали спектакль в своей группе, а потом детям других групп.

Источник