Роль сказок в личностном развитии ребенка
«Роль сказки в социально-личностном развитии детей»
Если вы хотите, чтобы ваши дети
были умными – читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были еще
умнее – читайте им больше сказок.
Альберт Эйнштейн.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать).
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным много лет тому назад, актуальны и справедливы и в наши дни. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств, для развития ребенка, которые во все времена использовали и педагоги и родители.
Сказка – это очень важный проводник жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в социально-личностном развитии. Оно требует, чтобы ребенок как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребенка, имеет немаловажное значение для его умственного и нравственного развития. У дошкольника начинают складываться реалистические критерии нравственных оценок.
Основной механизм воздействия сказки – через эмоциональное переживание. Помните и о том, что рассказывая малышу сказки, мы развиваем его внутренний мир. Научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, начинают раньше говорить, при этом речь у них более грамотна, логична, эмоциональна, более развит интеллект. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением.
Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться. Поэтому лучше комбинировать различные приемы.
Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Она способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказочный сюжет ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, новыми понятиями и т.д.
Сказка обогащает предметный и социальный опыт детей, служит источником комбинированной способности ума. Сказке мы обязаны возможностью разрешения глобальных, нравственных противоречий, где всегда побеждает добро. Трудно отрицать роль сказок в развитии детей. Грамотная работа с текстом сказки расширяет словарный запас, помогает правильно строить диалоги, а значит выстраивать грамотные отношения с ровесниками и с взрослыми.
Особенно важна народная сказка, передающаяся из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая ненужные детали, что делает ее сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Сказка является элементом культуры народа, отражая его жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь. С помощью народных сказок мы воспитываем такие нравственные качества, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя:
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат, как дружба помогает победить зло; сказка «Волк и семеро козлят» учит как добрые и миролюбивые герои побеждают. Все эти сказка не дают прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в их содержаниях всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Мы знакомим детей со сказкой, читая, рассказывая их, прослушивая аудиозаписи или просматривая видеозаписи. При этом вовлекаем детей в:
– Театрализованную игру, которая является богатейшим полем для развития творчества детей. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений: сказок, рассказов, специально написанных инсценировок. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры. Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности;
– Режиссерские игры (настольный театр). В них дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли; пантомима ребенка ограничена, т. к. он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. Картонный театр картинок. В таком театре все картинки – персонажи и декорации – изготовлены из картона или другого материала. Они плоские, двусторонние, у всех фигур имеются опоры, чтобы обеспечить их устойчивость, т.к. неизбежны повороты при действии с ними;
– Игры-драматизации (инсценировка, игры с пальчиками). В них дети представляют спектакль сами, как артисты: каждый ребенок выполняет свою роль, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение. Атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек и т. д. ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам – с помощью интонации, мимики, жестов, движений: атрибуты исполнитель надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширмой. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Иногда ребенок может сам выбирать тему и сам же ее разыгрывать, либо ребята могут задавать друг другу темы, причем каждый участник игры изображает ее по-своему. Это самая сложная, но и наиболее интересная игра, которая называется импровизацией. К ней готовят все предыдущие виды театра.
Пересказ сказки по ролям, способствует развитию у ребенка умения войти в роль сказочного персонажа, проиграть свою роль, передовая мимику, интонацию, характер сказочного героя. Благодаря познавательным сказочным историям ребёнок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Это положительно влияет на усвоение знаний детей по всем образовательным областям, а также в общем развитии ребёнка, потому что он учится сопереживать, приходить на помощь, оценивать поступки героев.
Сказки – наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию.
Сказка владеет вниманием ребенка, возбуждает его любопытство, обогащает жизнь, стимулирует его воображение, развивает интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствует повышению уверенности в себе и своем будущем.
На основе этого можно отметить, что сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.
По мнению психолога Эрика Берна, сказка, услышанная в детстве, может стать основой жизненного плана человека и определить его судьбу. Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения – все это позволит ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать, творить добро, а значит, станет более счастливым!
Таким образом, сказка должна привлекать внимание ребенка, возбуждать его любознательность, обогащать жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, – помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, а также выразить все это словами.
Источник
Наталья Лаенко
Консультация «Роль сказки в развитии детей»
Консультация “Роль сказки в развитии детей“.
“И нельзя без сказки нам прожить друзья,
Ведь со сказкой проще верить в чудеса.
Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.
В маленькое сердце, дверцу распахнуть. “
Сказка – как много волшебства доброты заложено в этом слове. С волшебным миром сказок ребенок знакомится в самом раннем возрасте. И несомненно сказка является необходимым этапом психического развития ребенка. ” Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами” – так писал В. Сухомлинский. Такие понятия как “добро” и “зло” – очень важны в воспитании ребенка, и легче всего объяснить это малышу через героев сказок. Важно чтобы ребенок понимал и осознавал ограничения этих нравственных понятий. Сказка учит ребенка сопереживать, жалеть, быть отзывчивым, слушать и познавать, сравнивать и мыслить. Учит доброте и помощи. С помощью сказок ребенок учится самостоятельно анализировать поступки героев, разделяя их на положительные и отрицательные. Сказка – одно из доступных средств для развития эмоции ребенка, взаимоотношения со всем окружающим миром. Мир сказок – это мир мечты и фантазии. Не лишайте своего малыша этого волшебного мира, ведь с верой в чудеса с легкостью можно преодолеть все трудности. Читайте детям сказки, вместе размышляйте над поступками героев, придумывайте свои сказки – и это несомненно будет лучшим “тренажером” в формировании личности вашего ребенка. Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны. Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей. Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям. Самые удивительные события, необычайные превращения – обычны в сказке. Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их. Сегодня сказка играет важнейшую роль в развитии воображения у ребенка, воспитывают у детей любовь к книге. Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне. Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Сказки способствуют развитию эмоций, формированию художественно – эстетического интереса и нравственному развитию ребёнка. Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить. Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять с тревогу с души малыша. Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Для тех родителей, которые еще сомневаются в эффективности методики воспитания ребенка сказкой, скажем, что это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции. Вы хорошо знаете, что каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом — чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества. Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой после каждой прочитанной сказки надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и творческих заданий, вместе с ребенком пробовать анализировать сказку, задумываться о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев. Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!
Источник
Методическая тема: «Роль сказки в социально-личностном развитии детей младшего дошкольного возраста»
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.
Без этого он засушенный цветок.
В.А. Сухомлинский
Актуальность: Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. В своей работе я хочу показать, как через восприятие сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка, происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций.
Методическая разработка нацелена на эмоциональное, психическое развитие детей младшего дошкольного возраста через восприятие сказки в повседневной работе педагога.
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки.
Таким образом, сказка является составляющей субкультуры детей младшего дошкольного возраста, в то же время она теряет свою значимость, т. к. теряется культура ознакомления с ней. Чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования – выявление наиболее эффективных условий формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста.
Я считаю, что эта тема актуальна и практическая значимость ее велика. Полученные результаты и предложенная методика могут быть использованы воспитателями, специалистами детского сада и родителями как средство развития психических, эмоциональных процессов у детей дошкольного возраст через восприятие сказки.
Цель: Социально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством сказки.
Задачи: 1. Провести анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и образования.
2. Создать условия для формирования социально-личностного развития ребенка через сказку.
3. Формировать элементарные общепринятые нормы и правила взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
4. Воспитывать интерес к художественной литературе, способность понимать и чувствовать настроение произведения (сказки).
Роль сказки в развитии детей.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
Сказка способствует развитию детей во всех направлениях: умственном, психическом, физическом, эстетическом и т.п. Малыши расширяют свой кругозор, черпают из них множество познаний: о времени и пространстве, о связи человека с природой, о свойствах предметного мира. В сказках дети впервые испытывают на себе храбрость и смелость, добро и зло. Понятие о добре в сказке предстает в виде богатыря, принца, воплощающего силу и храбрость; в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Через сказки дошкольники получают глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решений. Дети легко учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретая уверенность в них и в себе.
На основании изученного материала, можно сделать вывод: сказка привлекает детей своей неповторимостью, необычностью, а это в свою очередь создает условия для пробуждения фантазии, развития творческого воображения.
Формы реализации:
Театрализованные игры – богатейшее поле для творчества детей. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений: сказок, рассказов, специально написанных инсценировок. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры. Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности.
В своей работе мы используем следующие виды театрализованных игр (по Л.В. Артемовой):
• Режиссерские игры (настольный театр). В них дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли; пантомима ребенка ограничена, т. к. он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. Картонный театр картинок. В таком театре все картинки – персонажи и декорации – изготовлены из картона или другого материала. Они плоские, двусторонние, у всех фигур имеются опоры, чтобы обеспечить их устойчивость, т.к. неизбежны повороты при действии с ними.
• Игры – драматизации (инсценировка, игры с пальчиками). В них дети представляют спектакль сами, как артисты: каждый ребенок выполняет свою роль, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.
Участвуя в играх – драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение. Атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек и т. д. ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам – с помощью интонации, мимики, жестов, движений. Игры – драматизации с пальчиками: атрибуты исполнитель надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширмой. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Это самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра. Особенность ее заключается в том, что ребенок может сам выбирать тему и сам же ее разыгрывать, либо ребята сами могут задавать друг другу темы, причем каждый участник игры изображает тему по-своему.
Ожидаемые результаты:
• удовлетворение от совместной творческой деятельности;
• способность к творческому самовыражению;
• повышение самооценки и уверенности в себе;
• пробуждение интереса к театральной деятельности;
• получение новых знаний, расширение кругозора.
Перспективное планирование по методической теме
Месяц | Занятие | Программное содержание | Организационная деятельность в ходе реализации режимных моментов Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьей |
Сентябрь | 1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок». 2. Ознакомление с малыми фольклорными формами | 1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. 2. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. 3. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. | Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы. Задачи: Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). | Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народными сказками. |
Октябрь | 1. Игра – драматизация по мотивам сказки «Колобок». | 1. Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста. 2. Помочь детям понять содержание сказки, воспитывать навыки драматизации. | Рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью мнемотаблицы. Задачи: Учить детей пересказывать сказку с помощью графической аналогии-мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. | Консультация для родителей: «Воспитание сказкой |
Ноябрь | 1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь». 2. Заучивание стихотворения Г.Новицкой «Тишина». | 1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. 2. Помочь детям понять содержание стихотворения. Активизировать речь детей. Развивать умение читать стихи наизусть. | Показ настольного театра «Маша и медведь» Задачи: Учить воспроизводить текст знакомой сказки, развивать интонационную выразительность речи. | Консультация для родителей: «Значение сказки для развития и воспитания ребенка» (папка-ширма). |
Декабрь | 1. Рассказывание русской народной сказки «Гуси – лебеди». 2. Чтение стихотворения Н.Сурикова «Белый снег пушистый» | 1. Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, и понимать образные слова и выражения в тексте. 2. Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений. Развивать творческое воображение, развивать выразительность речи детей. | Игра-пазлы «Гуси-лебеди» Задачи: Напомнить детям героев сказки, развивать логическое мышление, внимание. | Консультация для родителей: «Использование мнемотаблиц при ознакомлением со сказкой» (папка-ширма) |
Январь | 1. Драматизация с импровизацией детей сказки «Волк и козлята». 2. Рассказывание русской народной сказки «Зимовье». | 1. Учить детей слушать сказку в большом объеме. Побуждать к эмоциональному восприятию сказки. Сопереживать героям. 2. Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, и понимать образные слова и выражения в тексте. | Настольно-печатная игра «Собери картинку» Задачи: Напомнить детям героев сказки «Волк и козлята». Развивать внимание, логическое мышление при составлении целого из частей. | Консультация для родителей: «Использование различных видов театра при ознакомлении детей со сказкой» (папка – ширма) |
Февраль | 1. Показ пальчикового театра «Три поросенка» 2. Чтение сказки «Заюшкина избушка» | 1. Доставить детям радость от встречи со знакомой сказкой, помочь запомнить образы персонажей, поощрять участие в рассказывании. 2. Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, и понимать образные слова и выражения в тексте. | Дидактическая игра: «Наши сказки» Задачи: Закрепить знание детьми русских народных сказок о животных. Развивать познавательные психические процессы (внимание, память, мышление). | Работа с родителями по пополнению развивающей предметно-пространственной среды (театральный центр) различными видами театра: пальчиковый, би-ба-бо, теневой и т.д. |
Март | 1. Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики». 2. Чтение стихотворения «Мама спит, она устала…» | 1.Познакомить детей с шуточной сказкой. Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки. Обогащать словарь детей, подводить их к пониманию значения пословиц. 2. Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание стихотворения (чувство сопереживания). | Дидактическая игра «Герои любимых сказок» Задачи: Закрепить знание детей о героях русских народных сказок. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Консультация для родителей: «Как ускорить процесс понимания сказки» (папка-ширма). |
Апрель | 1. Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк». 2. Чтение литовской сказки «Почему кот моется после еды». | 1. Побуждать детей к участию в игре-драматизации. Способствовать воспитанию любви к животным. 2. Учить детей слушать не большое по объему художественное произведение. Обратить внимание на образное описание. | Настольно-печатная игра: «В гостях у Машеньки и медведя» Задачи: Познакомить детей с внутренним убранством русской избы, предметами быта (короб, кочерга, ухват, прялка и др.) | Консультация для родителей: «О чём рассказывает сказка» (папка-ширма). |
Май | 1. Чтение русской народной сказки «Хвосты». 2. Заучивание стихотворения С.Благининой «Черемуха». | 1. Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, и понимать образные слова и выражения в тексте. 2. Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений. Развивать творческое воображение, развивать выразительность речи детей. | Показ кукольного театра: «Лисичка сестричка и серый волк» Задачи: Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей. | Оформление альбома: «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей). |
Литература: 1. Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева «Формы работы со сказкой»
2. Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой»
Источник