Роль сказки в развитии речи ребенка консультация для родителей

Роль сказки в развитии речи ребенка консультация для родителей thumbnail

МДОУ Детский сад «Золушка» п. Янгель

Консультация  для родителей.

Тема:   «Роль сказки в развитии речи детей».

                                                                      Курская Наталья Валерьевна

                                                                        воспитатель первой категории

                                                                     МДОУ  Детский сад «Золушка»  

п. Янгель, 2017 г.

«Сказка – великая духовная культура

народа,  которую  мы собираем по

крохам, и через сказку раскрывается

перед нами  тысячелетняя

история народа». 
Алексей Николаевич Толстой

    Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти простые и короткие истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь не только в том, что ребенок охотно верит в чудо и стремится искать в этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной и разноаспектной воспитательной роли сказки. Как бы ни менялся окружающий нас мир, магия волшебства, простой и емкий язык этих литературных произведений, заложенная в них мудрость – остаются важными составляющими развития и становления личности дошкольников . 

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.

А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку – способствует активизации разных сторон речи детей:

  • Словаря;
  • Грамматического строя;
  • Диалогической и монологической речи;
  • Совершенствованию звуковой стороны речи.

  Организовать работу по развитию словесного творчества детей, обучать составлению репродуктивно – творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и их драматизации. Создать благоприятную психологическую атмосферу. Обеспечению рациональных условий пространства и времени, а так же по использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учётом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная устойчивость, творчество.

Задачи:

  • Образовательная: Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу.
  • Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких поступками. Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам.
  • Развивающая: развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенному воспитателем. Развивать умение изображать мимикой и жестами состояние героев сказки.

Начиная с 4 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5  лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста. 

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой. 

Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя “исцеляющую” роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Источник

Елена Фоменко
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии речи детей»

Читайте также:  Раннее детство период развития ребенка

Роль сказки в развитии речи детей

Назначение: практическая консультация для родителей детей дошкольного возраста. Может быть использована воспитателями при организации работы с детьми.

Цель: продолжать знакомить родителей с возможностями использования сказки в развитии речи детей.

Задачи: разнообразить представление родителей о возможностях воздействия сказки на развитие речи ребенка; дать практические рекомендации о работе со сказкой в домашних условиях.

Сказки служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитии и обогащении речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки открывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Рассказывание и показ сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают…» и т. п.). После просмотра или чтения сказки необходимо провести беседу с ребенком, беседа помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т. е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Существует множество эффективных приемов в организации бесед по сказкам. Прежде всего, это вопросы – они помогут детям точнее охарактеризовать героев сказки, почувствовать главную идею сказки и т. д., одним словом, вопросы должны быть разнообразными по своей направленности.

Не менее важно рассматривать иллюстрации, так как они помогают понять сказку. Нужны также словесные зарисовки: дети сами воображают себя художниками, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали к данной сказки.

Иногда полезно повторять чтение отрывков из текста по заявки детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и другие изобразительные средства сказки.

Можно попросить ребенка вспомнить и рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказать описание природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.

Эффективным приемом в беседах по сказке являются ее драматизация или драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса, например зайца и тети вороны (сказка «Заяц-хваста»).

Систематическое чтение, рассказывание и показ сказок приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих собственных в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывания сказок и рассказов.

Игры со сказками

В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

Отгадай название сказки

Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Сивка… Мальчик…

Гадалка… Дюй…

Царевна… Золотой…

Гуси… Конек…

Крошечка… Мороз…

Аленький… Красный…

Доктор… Цветик…

Заюшкина… Бременские…

Что лишнее?

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относятся к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.

Лиса, заяц, избушка,дворец, собака петух (сказка «Лиса и заяц»).

Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»).

Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси- лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).

Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья-царевна (сказка «По –щучьему велению»).

Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Сказочная чепуха

Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает зарят радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка и придумывается ее игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: «Репка», «Теремок», «Лиса и заяц». Между участниками распределяются роли, за каждым закрепляется дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.

Например: для сказки «Репка» примерный набор дежурных фраз для ее персонажей может быть таким:

Репка – «Вау!»

Дед – «Я вам покажу!»

Бабка – «Что тебе…»

Внучка – «Прикольно».

Жучка – «Сейчас сплю».

Кошка – «Бубльгум».

Мышка – «Выходи, подлый трус!».

Посадил дед) репку). Выросла репка) большая- пребольшая.

Стал дед) репку) тянуть: тянет-потянет – вытянуть не могут.

Позвала бабка) внучку). Внучка) за бабку, бабка) за дедку, дедка) за репку) – тянут- потянут – вытащить не могут.

Кликнула внучка) Жучку). Жучка) за внучку, внучка) за бабку, бабка) за дедку, дедка) за репку) – тянут – потянут – вытянуть не могут. Кликнула Жучка) кошку). Кошка) за Жучку, Жучка) за внучку, внучка) за бабку, бабка) за дедку, дедка) за репку)- тянут – потянут – вытянуть не могут. И т. д.

Источник

«Роль сказки в развитии речи детей»

Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают   огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. 
Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают…» и т.п.). После рассказывания сказки необходимо побеседовать с ребенком, беседа помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения,  описания, типично сказочные обороты речи, т.е. постичь языковую особенность произведений данного жанра. 
Существует множество эффективных приемов в организации бесед по сказкам. Прежде всего, это вопросы они помогут детям точнее охарактеризовать героев сказки, почувствовать главную идею сказки и т.д., одним словом, вопросы должны быть разнообразными по своей направленности. 
Не менее важно рассматривание иллюстраций, так как они помогают понять сказку. Нужны также словесные зарисовки: дети сами воображают себя художникам и, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали к данной сказке. 
Иногда полезно повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и другие изобразительные средства сказки. 
Можно попросить ребенка вспомнить и рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном пересказать описания природы, поступки героев, которые им особенно запомнились. 
Эффективным приемом в беседах по сказке является ее драматизация или драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например: диалога зайца и вороны (сказка «Заяц-хваста»). 
Систематическое чтение и рассказывание сказок приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих собственных произведений в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывание сказок и рассказов.                                                                                                                                                                

Читайте также:  Развитие ребенка с 2 лет в минске

Игры со сказками

В домашних условиях в таких играх  могут участвовать все члены семьи.  

Доскажи название

      Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Гуси…                                       Конек… 
Крошечка…                               Мороз… 
Аленький..                                Красная… 
Доктор…                                   Цветик… 
Заюшкина…                              Бременские…

Что лишнее?

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относится к этой сказке, другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово. 
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц») 
дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка») 
Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси-лебеди (сказка «Гуси-лебеди»). 
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка «По-шучьему велению»). 
Старик, рыбка, старуха, машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Сказочная чепуха 

Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка и придумывается ее игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно:
«Репка», «Теремок», «Лиса и заяц». Между участниками распределяются роли, за каждым закрепляется дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.

Например: для сказки <Репка> примерный набор дежурных фраз для ее персонажей может быть таким: 
Репка — «Вау!» 
дед — «Я вам покажу!» 
Бабка — «Чтоб тебя…» 
Внучка — «Прикольно». 
Жучка — «Сейчас спою». 
Кошка — «Бубль гумм». 
Мышка — «Выходи, подлый трус!».

Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая-пребольшая. 
Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет – потянет- вытянуть не может. 
Позвал дед (…) бабку (…).  Бабка (…) за дедку (,..). дедка (…) за репку (…) — тянут – потянут — вытянуть не могут. 
Позвала  бабка (…) внучку…),  Внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…)  тянут- потянут — вытянуть не могут. Кликнула внучка (…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку ( ….),  внучка (…) за бабку (…),  бабка (…) за дедку (…),  дедка (…) за репку (…) — тянут- потянут — вытянуть не могут. Позвала Жучка (…) кошку (…). Кошка за Жучку (…), Жучка (…) за внучку (…), внучка за бабку (…), бабка  за дедку (…), дедка (…)за репку(…)_тянут- потянут—вытянуть не могут. 
Кликнула кошка (…) мышку (…). Мышка (…) за кошку..), кошка (…) за Жучку (…), Жучка (…) за внучку (…), внучка (…)за бабку(…),  бабка(…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) — тянут – потянут — вытянули репку (…)!

Читайте также:  Центр развития ребенка лучик в мичуринске

Источник

Назначение: практическая консультация для родителей детей дошкольного возраста. Может быть использована воспитателями при организации работы с детьми.

Цель: продолжать знакомить родителей с возможностями использования сказки в развитии речи детей.

Задачи: разнообразить представление родителей о возможностях воздействия сказки на развитие речи ребенка; дать практические рекомендации о работе со сказкой в домашних условиях.

Сказки служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитии и обогащении речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки открывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Рассказывание и показ сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают…» и т.п.). После просмотра или чтения сказки необходимо провести беседу с ребенком, беседа помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т. е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Существует множество эффективных приемов в организации бесед по сказкам. Прежде всего, это вопросы – они помогут детям точнее охарактеризовать героев сказки, почувствовать главную идею сказки и т.д., одним словом, вопросы должны быть разнообразными по своей направленности.

Не менее важно

 рассматривать иллюстрации, так как они помогают понять сказку. Нужны также словесные зарисовки: дети сами воображают себя художниками, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали к данной сказки.

Иногда полезно повторять 

чтение отрывков из текста по заявки детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и другие изобразительные средства сказки.

Можно попросить ребенка

 вспомнить и рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказать описание природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.

Эффективным приемом в беседах по сказке являются ее

 драматизация или драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса, например зайца и тети вороны (сказка «Заяц-хваста»).

Систематическое чтение, рассказывание и показ сказок приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих собственных в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывания сказок и рассказов.

Игры со сказками
В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.Отгадай название сказки
Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Сивка… Мальчик…
Гадалка… Дюй…
Царевна… Золотой…
Гуси… Конек…

Крошечка… Мороз…
Аленький… Красный…
Доктор… Цветик…

Заюшкина… Бременские…

Что лишнее?

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относятся к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.

Лиса, заяц, избушка,

дворец, собака петух(сказка «Лиса и заяц»).
Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»).
Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси- лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья-царевна(сказка «По –щучьему велению»).
Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»).Сказочная чепуха
Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает зарят радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка и придумывается ее игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: «Репка», «Теремок», «Лиса и заяц». Между участниками распределяются роли, за каждым закрепляется дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.

Например: для сказки «Репка» примерный набор дежурных фраз для ее персонажей может быть таким:

Репка – «Вау!»
Дед – «Я вам покажу!»
Бабка – «Что тебе…»
Внучка – «Прикольно».
Жучка – «Сейчас сплю».
Кошка – «Бубльгум».
Мышка – «Выходи, подлый трус!».

Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая- пребольшая.
Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет-потянет – вытянуть не могут.
Позвала бабка (…) внучку (…) . Внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут- потянут – вытащить не могут.
Кликнула внучка (…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку, дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут. Кликнула Жучка (…) кошку (…). Кошка (…) за Жучку (…), Жучка (…) за внучку (…), внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…)- тянут – потянут – вытянуть не могут. И т.д.

Источник