Роль сказки в развитии ребенка родительское собрание

Тема: «По страницам волшебства» (Роль сказки в жизни ребенка)

Цель: заинтересовать, посоветовать, показать, объяснить родителям  высокое предназначение сказки в воспитании и полноценном развитии ребенка.

Задачи: 

  •  расширять представления родителей о роли сказки в развитии личности ребенка;
  • стимулировать самообразование родителей;
  • прививать навыки читательской культуры;
  • воспитывать бережное отношение к книге.

Форма проведения: дискуссия.

Участники: воспитатели, родители.

Подготовка к собранию:

1. Организация выставки « Моя любимая сказка» 

2. Подготовка театрализованного представления по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок».

3. Изготовление памятки для родителей «Сказка-это важно»

4. Информационный стенд: «Зачем читать детям сказки?»

План проведения:

  1. Вступительная часть
  2. Театрализованное представление воспитанников по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок».
  3. Сказочная викторина для родителей

2.1«Угадай из какой сказки»

2.2 «Удивительные превращения»

2.3 «Сказочный герой»

          2.4 «Закончи фразу»

  1. Выступление воспитателя « Роль сказки в жизни ребенка» (сопровождается презентацией).
  2.  Награждение родителей медалями «Великий сказочник»
  3.  Анализ анкет
  4.  Решение собрания

Ход родительского собрания:

  1. Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами!

«И нельзя без сказок

Нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще нам найти

Слова для любимых деток или малыша».

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый  принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как  уютный милый  дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

Воспитатель. Тема нашей встречи — «По страницам волшебства»

(Роль сказки в жизни ребенка)

2.  Театрализованное представление воспитанников по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок».

Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос: Какое значение в жизни ребенка отводится именно сказке?

3.Сказочная викторина для родителей

Угадай из какой сказки:

 — Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!

Глянул Иван-царевич на каравай – диву дался: никогда таких не видывал.

Положил каравай на золотое блюдо, понес к отцу

                                          (  «Царевна-лягушка»  Русская  народная  сказка)

Королева издаёт приказ о том, чтобы к Новому году была доставлена во дворец полная корзина подснежников, за что обещает наполнить корзину золотом. Злая мачеха отправляет падчерицу в зимний лес за подснежниками.

                                                                               («12месяцев»  С.Я.Маршак)

Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились в путь-дорогу. Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. По всему берегу лежат кости человеческие. Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.

   («Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» Русская  народная  сказка)

  Жили старичок со старушкой; у них была дочка да сынок маленький. – Дочка, дочка! — говорит мать. — Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек, а ты будь умна, береги братца, не ходи со  двора.  (« Гуси-лебеди» Русская  народная  сказка)

 Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка.    («Крошечка-Хаврошечка»)

В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

 Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).

 Гадкий утёнок (в лебедя).

 Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца).

 Братец Иванушка (в козлёнка).

 Василиса Прекрасная (в лягушку).

 Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей).

Старуха и её дочь в сказке «Двенадцать месяцев» (в собак)

Что за сказочный герой?

У этой героини не было матери, зато был отец и две сводные сестры.

Героиня умела и работать по дому, и танцевать до упаду.

Ее желание танцевать помогли осуществить не только добрая крестная, но и несколько мелких грызунов.

Из-за этих танцев правителю страны пришлось устроить смотрины всем девушкам государства.

Потому что на балу она потеряла свою туфельку из необыкновенного материала. (Золушка)

Этот герой был очень капризен, по вечерам он изводил любящую мамочку.

Его маме пришлось несколько раз сбегать к разным соседкам с одной и той же просьбой.

Он не любил тихих или очень громких песен.

Его легко было подловить на лесть и мягкие уговоры.

В результате этот мелкий грызун однажды был украден кошкой. ( Мышонок, С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»)

 Она с детства была привязана к цветам.

Ее мирную жизнь нарушило грубое вторжение земноводного.

Ее похитили, а затем отвергли из-за ее тонкой талии и двух прелестных ножек.

Но всё же ей удалось выйти замуж за принца…

… несмотря на желание мелкого грызуна выдать ее замуж за подземного обладателя роскошной шубы.  (Дюймовочка)

 Главный действующий герой:— глава небольшой крестьянской семьи.

Он трудолюбиво возделывал свой огород.

Благодаря огромному опыту и высокой квалификации он добился небывалого урожая.

Для сбора урожая усилия приложили все обитатели его дома.

Окончательный результат достигнут благодаря усилию мелкого грызуна.

(Дед, сказка «Репка»)

Судя по прозвищу, она когда-то перенесла оспу.

У нее было сразу два хозяина.

Свои непосредственные обязанности она порой выполняла с блеском!

Но самый дорогой результат ее усилий однажды уничтожил мелкий грызун.

Пришлось пообещать восполнить потерю, но уже в обычном варианте исполнения.( Курочка-Ряба)

С момента появления на свет он умел плавать.

Он не любил, когда его воспитывали, но «воспитателей» в беде не оставлял.

Как и все дети, он был очень доверчив, верил мошенникам.

Он любил «страшные приключения», но однажды чуть жестоко не пострадал из-за мелкого, но свирепого грызуна.

А еще он был очень любопытен, и поэтому имел длинный нос. (Буратино, А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Закончи фразу:

В некотором царстве…(в некотором государстве).

 По щучьему велению…(по моему хотению).

 Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).

 Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).

 И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).

 Стали они жить – поживать…(и добра наживать).

4.  Выступление воспитателя « Роль сказки в жизни ребенка»

Роль сказок в жизни ребенка очень огромная. Сказка для ребенка — не просто фантазия, но особая реальность. Она помогает понять мир человеческих чувств, усвоить важнейшие нравственные понятия. Следя за перипетиями сюжета, маленький человек сопереживает героям и пытается упорядочить свои сложные чувства. В то же время он постигает смысл таких понятий, как добро и зло.
В большинстве сказок выражен вечный поиск счастья. Все подвиги богатырей, чудесные превращения героев и активность волшебных помощников — это лишь необходимые условия для его достижения.

Читайте также:  Понятие норма и аномалии личностном развитие ребенка

Обретает счастье лишь тот, кто не останавливается ни перед какими трудностями.
Само построение сказки — выразительное противопоставление добра и зла, понятные по своей сути образы, динамика событий, доступные пониманию ребенка, результаты разных характерных поступков, многократные повторы — это делает сказку интересной и невероятно волнующей для малышей.

Развиваем фантазию:

Воображение малыша позволяет ему воспринимать фантастические сказочные образы как реальные. Он любит Деда Мороза и ждет от него новогоднего подарка, боится Бабы-Яги и жалеет Русалочку. Почему у него так ярко проявляется эта способность?

Детям не хватает жизненного опыта, и решать постоянно возникающие проблемы они могут только с привлечением фантазии. Они заменяют детям недостаток знаний, помогают уверенно чувствовать себя в нашем сложном изменчивом мире.
Детство, по мнению психологов, является определяющим периодом для формирования воображения. А чем успешнее оно развивается, тем легче ребенок овладевает школьными премудростями.

Умеет ли фантазировать ваш кроха? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, любит ли он слушать сказки?
Сказка активизирует воображение. Благодаря ей сознание ребенка не только обогащается новыми знаниями и представлениями, возникает главное — новое отношение к людям, событиям и явлениям.

Понять другого:

Отличительный момент многих волшебных сказок — элемент превращения. Оно может выступать в форме воплощения героя в другом человеке, животном или предмете. Важным является то, что в процессе таких превращений герой, оставаясь самим собой, приобретает дополнительные качества: может нырнуть на дно морское, соколом взмыть под небеса, серым волком рыскать по дремучему лесу и т.д. Именно в сказках малыш осваивает способность „вживания в мир другого человека”. Это очень пригодится в дальнейшей жизни.

Благодаря сопереживанию и сочувствию другому человеку создается почва для терпимости, принятия его, жалости и любви к нему. Так преодолевается страх незащищенности и одиночества.
Особую роль играет в сказках мотив единения человека и природы. Пришедшая к нам из глубины веков, сказка отражает присущее человеку тех давних времен чувство общности с природой. Поэтому природа в сказке часто сочувствует героям, защищая и утешая их (злая ведьма утопила Аленушку в пруду, никто этого не заметил, только цветы стали вянуть в саду, деревья сохнуть, травы блекнуть). Из этого слияния с природой рождается любовь- жалость ко всему живому: растениям, животным, людям.

Сказкотерапия:

Чтение сказок, проигрывание сказочных сюжетов можно рассматривать как своеобразную терапию. В результате ребенок не только получает новые знания, приобщается к культуре разных народов, но и развивает свою фантазию, учится преодолевать свою неуверенность.

Сказки — прекрасный материал для стимулирования детского воображения и развития внимания. А родители могут помочь активизировать этот процесс. Например, когда малыш рассматривает сказочные иллюстрации, старайтесь обратить его внимание на детали.

Пусть он, к примеру, найдет на рисунке мышку, которая помогает тянуть репу. Такое занятие развивает внимание и формирует навыки чтения.

Можем сделать вывод из всего вышесказанного ,что :

«Сказка является таким же необходимым этапом развития ребёнка, как и игра.

А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель!»

4.Родители получают наградные медали «Великий сказочник»

5.Анализ анкет «Сказка в жизни ребенка»

6.Хотелось бы всем родителям дать добрый совет:

Хорошо если бы вы с малышом пробовали разыграть прочтенные сказки. Это может быть настольный театр, тогда для этого нужно придумать ширму, вырезать героев, смастерить домики или лесную полянку. Конечно, все это можно и купить, но совместная деятельность, полет фантазии и творчества «дорогого стоят». Пусть что-то получится не очень красиво, а «у Мишки нос кривой»  зато в этом будет Ваша душа и сердце.
А в 4-5 лет с детьми уже смело можно придумывать собственные сказки и разыгрывать их, наряжаться в костюмы, выбирать музыку, использовать грим и конечно приглашать на спектакль бабушек и дедушек.
Все в Ваших руках, дорогие родители.
Ловите момент, дети быстро растут…

    1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

    _______________________________________________________

    2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

    ________________________________________________________

    3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

    ________________________________________________________

    4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

    __________________________________________________________

    5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

    __________________________________________________________

    6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?

    __________________________________________________________

    7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

    __________________________________________________________

    8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

    __________________________________________________________

    9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

    __________________________________________________________

    10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?)_______________________________

    11. Есть ли любимый герой из сказки у Вашего ребенка? __________________________________________________________

    Источник

    Болодьян Олеся Петровна
    Конспект тематического родительского собрания «Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста»

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    Всероссийский детский центр «Орлёнок»

    Детский сад

    Родительское собрание

    в средней группе «Чебурашка»

    Тема: «Роль сказки в жизни детей дошкольного возраста»

    Подготовила воспитатель

    Болодьян Олеся Петровна

    2019.

    Тема: Роль сказки в жизни ребенка.

    Цель: заинтересовать, посоветовать, показать, объяснить родителям высокое предназначение сказки в воспитании и полноценном развитии ребенка.

    Задачи:

    • расширять представления родителей о роли сказки в развитии личности ребенка;

    • стимулировать самообразование родителей;

    • прививать навыки читательской культуры;

    • воспитывать бережное отношение к книге.

    Форма проведения: дискуссия.

    Участники: воспитатели, родители.

    План проведения:

    1. Вступительная часть

    2. Выступление воспитателя Болодьян О. П. «Роль сказки в жизни ребенка»

    3. Театрализованное представление воспитанников по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок».

    Читайте также:  Система раннего развития ребенка монтессори

    4. Слайд – шоу «Как дети играют в сказку».

    5. Выступление воспитателя «Организационные моменты».

    Ход родительского собрания:

    Вступительная часть

    Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами!

    Тема нашей встречи — Роль сказки в жизни ребенка.

    Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений”

    В. А. Сухомлинский

    «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»

    В. А. Сухомлинский.

    Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности

    У ребенка с помощью сказкивы сможете воспитать:

    • Волю — сложное и многогранное качество личности.

    • Веру в себя — умение противостоять неудачам.

    • Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

    • Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

    • Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

    • Обязательность — умение держать слово.

    • Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.

    • Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.

    • Доброту и честность.

    Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

    С помощью сказки вы, родители, сможете развить у ребенка:

    умение слушать;

    • умение познавать;

    • умение сравнивать, сопоставлять;

    • умение мыслить словами;

    • связную речь;

    • интерес к учебе;

    • мышление; внимание;

    • память;

    • воображение;

    • мимику лица и жесты;

    • эстетические чувства;

    • чувство юмора.

    Сказки неизменно популярны у детей всех времен. Это именно тот способ общения, который без труда понимают и воспринимают дети. Сказочные истории привлекают малышей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Ребенок погружается в происходящее и при этом может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета.

    Обучающий и воспитательный момент сказки невероятно силен. К сожалению, возможность воспитания с помощью сказок часто недооценивается родителями. А ведь вы можете легко и просто сделать сказки своими лучшими помощниками. Каким образом?

    В сказке важные для детей понятия даны образно и поэтому хорошо усваиваются, причём на подсознательном уровне.

    Сказка заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в которых он может оказаться, подсказывает пути решения сложных житейских задач.

    Через сказку ребенок познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, отваге и трусости, о дружбе и предательстве. Именно сказки доступно и просто объясняют малышу, что хорошо, а что плохо, прививают моральные и социальные ценности. Сказка формирует характер, воспитывает душу.

    Сказки развивают воображение и фантазию.

    Ощутить близость общения с родными людьми, ощутить их любовь, понимание и внимание к его проблемам. Совместное чтение – возможность стать другом своему ребенку, внимательным и небезразличным к его проблемам.

    Воспитание через сказку — это прекрасная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, без скучных наставлений, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.

    Сказка – это занимательный урок нравственности.

    В практической психологии широко используется метод сказкотерапии, который буквально преображает детей. Терапевтические сказки нацелены на решение конкретной проблемы, помогая преодолеть истерики и капризы, плохое поведение.

    Воспитание часто ассоциируется с нравоучениями. Но в наших с вами силах, дорогие родители, сделать этот процесс увлекательным. Безусловно, для детей воспитание через сказку принесет больше пользы, чем привычное и поэтому малоэффективное родительское «нельзя!».

    Как правильно читать ребенку сказки:

    Сказку лучше именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя заметите реакцию ребенка, и сможете акцентировать его внимание на важных моментах.

    Во время знакомства со сказкой старайтесь не отвлекаться. Ведь это не просто приятный досуг, а своеобразный урок. Разделите с малышом его эмоции, сопереживайте, рассказывайте эмоционально, и ваша увлеченность действием обязательно захватит и кроху.

    После чтения обсудите вместе с ребенком героев, их поступки. Предложите ребенку подумать, как он поступил бы в той или иной ситуации. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка. Постарайтесь не навязывать ребенку мораль, пусть он сам сделает выводы.

    Выполните творческое задание, например, нарисовать сцену из сказки или проиграть ее в кукольном театре. Персонажами могут быть игрушки, картонные фигурки или тени на стене. Пусть сначала взрослый проявит инициативу, и очень скоро ребенок охотно присоединится.

    Не сердитесь, если ребенок изо дня в день просит рассказывать одну и ту же сказку. Значит, он испытывает трудности, решить которые помогает сказка. В этом и заключается суть воспитания через сказку и сказкотерапии.

    С подробностями и иллюстрациями порой надо быть осторожными! Действие в сказках лаконично как раз для того, чтобы кроха не получил лишней информации, которая могла бы его испугать.

    Воспитание через сказку не имеет границ. Для этой цели прекрасно подходят, как и народные, так и авторские сказки. Отличный прием — сочинить сказку вместе с ребенком. В таком случае, воспитательный эффект будет сильнее, ведь он будет направлен на конкретного ребенка, с учетом его характера и той проблемы, которую нужно решить. И фантазию разовьете, и воспитание станет не скучным назиданием, а увлекательным и, что немаловажно, результативным процессом!

    Рекомендации родителям по подбору сказок. Сказки лучше подбирать в зависимости от возраста и особенностей характера ребенка. Примерный список литературы для детей 4-5 лет. (Каждому родителю).

    Читайте также:  Психологические особенности развития ребенка дошкольном возрасте

    Для коммуникативного, эмоционального и социального развития совместно с педагогом – психологом Петрушиной А. Р. мы предлагаем вам участвовать в проектной деятельности «Читательский дневник».

    Это – альбом, подписать, приклеить список литературы для детей 4-5 лет. Один раз в неделю заполнять. Название художественного произведения, автор, герои, рисунок совместно с ребёнком. Ребёнок должен сам выбирать цвет, и сам раскрашивать рисунок. На выходных заполняете, в понедельник приносим в детский сад. Всю неделю мы работаем, в пятницу отдаем домой.

    Читательский дневник помогает тренировать память ребёнка, учит детей делиться литературным опытом.

    Уважаемые родители, удачи Вам!

    Театрализованное представление воспитанников по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок».

    Слайд – шоу «Как дети играют в сказку»

    Организационные моменты.

    Анкета для родителей

    «Сказка в жизни Вашего ребенка»

    1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

    ___

    2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

    ___

    3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

    ___

    4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

    ___

    5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

    ___

    6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?

    ___

    7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

    ___

    8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

    ___

    9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

    ___

    10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.)___

    11. Есть ли любимый герой из сказки у Вашего ребенка? ___

    Примерный список литературы

    для чтения детям 4-5 лет

    Средняя группа (от 4 до 5 лет)

    Русский фольклор

    Песенки, потешки, заклички. «Наш козел»; «Зайчишка-трусишка»; «Дон! Дон! Дон.», «Гуси, вы гуси»; «Ножки, ножки, где вы были?.», «Сидит, сидит зайка», «Кот на печку пошел», «Сегодня день целый», «Барашеньки», «Идет лисичка по мосту», «Солнышко-ведрышко», «Иди, весна, иди, красна».

    Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.

    Фольклор народов мира

    Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

    Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

    Произведения поэтов и писателей России

    Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима — аукает»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мокриц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном — дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».

    Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

    Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

    Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям», «Мальчик стерег овец», «Хотела галка пить».

    Произведения поэтов и писателей разных стран

    Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля», пер. с молд. В. Берестова.

    Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги, пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги, пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы, пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги, пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

    Произведения для заучивания наизусть

    «Дед хотел уху сварить.», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); З. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики.»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук.», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

    Источник