Роль сюжетных физкультурных занятий в развитии ребенка
Ирина Бурова
Роль сюжета в физкультурном занятии в ДОУ
Роль сюжета в физкультурном занятии в ДОУ
Основное предназначение сюжетно-игрового физкультурного занятия – дать детям радость от движения, от игры, от развития воображаемой ситуации, участниками которого они являются.
Основная цель, которую ставит перед собой воспитатель: формирование позитивного отношения к физкультуре.
Задачи, которые решаются в ходе работы:
• Повышать двигательную активность детей;
• Развивать творческое воображение;
• Способствовать совершенствованию двигательных навыков;
• Воспитывать уверенность в своих силах и доброжелательное отношение к товарищам.
Для того, чтобы занятие вызвало у детей интерес, воспитатель должен учесть множество факторов,начиная с мотивации (сюжета) и заканчивая подбором игровых атрибутов.
Воспитатель должен быть эмоциональным, искренним и обладать определенными качествами:
– уметь увлекать детей своими эмоциями, вызывать у них желание следовать его примеру;
– уметь видеть и чувствовать каждого ребенка;
– правильно подобрать атрибуты и спортивное оборудование;
– знать, как строится занятие, как распределяется нагрузка, как осуществляется переход от одной части занятия к другой;
– любить заниматься физкультурой и спортом и быть приверженцем здорового образа жизни.
Особенности и виды сюжетно-игровых занятий
У нас сюжетно-игровое занятие младшей группе детского сада проводится один раз в неделю. Два раза проводятся традиционные занятия, одно – занятие – прогулка и одно – физкультурный досуг. Все занятия строго дозированы по времени и рационально соотносятся с другими видами деятельности в течение дня и недели.
Сюжетно-игровые занятия мы условно разделили на пять групп: экологической направленности,фольклорные, занятия со спортивными атрибутами (например «Школа мяча», комплексные игровые программы (физкультурные досуги, занятия с элементами развития речи (по мотивам сказок, стихов, лексической темы по развитию речи).
Структура сюжетно-игрового занятия
По структуре сюжетно-игровое занятие почти не отличается от традиционного, кроме того, что в нем перед вводной есть еще одна часть, условно называемая нами – провокация. Провокация, конечно, только в хорошем смысле слова. Провокация, которая призвана привлечь внимание детей, организовать их для физкультурного занятия без всякого организационного момента, вызвать у них желание следовать за воспитателем.
Сюжетно-игровые занятия имеют и свои особенности:
• В занятии используются только те движения, которые дети хорошо освоили, т. е. разучили на физкультурном занятии, закрепили на повторном занятии с усложнением и на утренней гимнастике;
• В занятии используются только те игры, которые дети знают или те, которые довольно легко разучиваются;
• Сюжетно-игровое занятие проводится неспешно, дети общаются с воспитателями, между собой, обмениваются впечатлениями, рассуждают;
• Познавательный элемент сюжетно-игрового физкультурного занятия является разнозначной и равноценной частью занятия;
• В сюжетно-игровом занятии для младших дошкольников обязательно используется красочная, привлекательная для детей игровая и спортивная атрибутика.
Методы, применяемые на сюжетно-игровом физкультурном занятии
В дошкольном возрасте в большей мере используют показ, имитацию, зрительные, звуковые ориентиры.
Имитация – это подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.
Имитация широко используется при освоении общеразвивающих упражнений и таких движений, как ходьба, бег и др. Дети могут подражать движениям, повадкам животных (медведь, лиса, зайчик и др., птицам (гусь, петух, курица, воробышек, цапля, насекомым (бабочка, жук, комар, муха, пчела, гусеница, растениям (цветок, трава, различным видам транспорта (поезд, автомобиль, самолет, трудовым операциям (колка дров, полоскание белья и др.).
Имитация используется во всех возрастных группах, но чаще она применяется в работе с младшими детьми. Это связано с наглядно-образным характером мышления детей этого возраста и использованием несложных упражнений, для которых легко подобрать образы.
Методы с использованием зрительных ориентиров (предметы, разметка пола) побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, способствуют более энергичному выполнению упражнений. Например, яркие игрушки стимулируют детей к ходьбе, наклонам (достать носки ног, способствует увеличению амплитуды движения.
Методы с использованием звуковых ориентиров применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а так же как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения (подлезая под веревку, к которой прикреплен колокольчик, ребенок, чтобы не задеть его, наклоняется ниже). В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные ориентиры, удары в бубен и барабан, хлопки в ладоши и др.
Словесные методы активизируют мышление ребенка, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.
К данной группе методов относятся: название упражнения, описание, объяснение, указания, вопросы, рассказ, беседа и др. Известно, что временные связи устанавливаются в коре головного мозга быстрее и прочнее, когда мышечно-двигательный раздражитель сочетается с речедвигательным.
Рассказ, придуманный воспитателем или взятый из книги, используется для побуждения у детей интереса к занятиям физическими упражнениями.
Сюжетный (тематический) рассказ применяется непосредственно на занятии. Например, воспитатель рассказывает о поездке на дачу, о прогулке в лес и т. д., а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки.
Условия организации сюжетно-игрового занятия
При подборе сюжетных игр прежде всего принимается во внимание сформированность у ребенка представлений о сюжете. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т. д., просматривает видео-, презентации, проводит беседы.
Огромную роль в проведении сюжетно-игровых занятий играет подбор атрибутов (маски, игрушки, спортивное оборудование). Они должны быть яркими, красочными, чтобы создать эмоциональное настроение на занятии, вызвать интерес, побудить детей к выполнению заданий.
Сюжетный рассказ аналогичен сказке, вызывающей у детей воссоздающее воображение, как бы зрительное восприятие всех ситуаций игры и действий, которые стимулируют их к эмоциональному восприятию.
Эстетическая характеристика сюжетно-игровых занятий обогащается игровыми зачинами, загадками, считалками. Примером содержания сюжетно-игровых занятий служат народные сказки, детские книжки и т. д. Важным моментом для проведения сюжетно-игровых занятий является музыкальное сопровождение.
На сюжетно-игровом занятии могут использоваться самые разнообразные игры, и чем больше игр будут знать дети, тем лучше.
Приветствуются также игры-импровизации, авторские игры, игры-драматизации, речевые малоподвижные игры, психогимнастика, игры с математическим содержанием, игры с экологическим содержанием и т. д.
Список литературы
1. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. – Н. Н. : «LINKA PRESS», 2005.-112 с.
2. Бабаева,Т. И. Младший дошкольник в детском саду / Т. И. Бабаева и др. – СПб. : «Детство- ПРЕСС», 2006.- 288 с.
3. Голицына, Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении / Н. С. Голицына. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2004.- 72 с.
+
Источник
1.1 Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей дошкольного возраста
Физкультурные занятия – основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям.
Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и их использованием. Без обобщения невозможен перенос правильного выполнения в другие ситуации.
Занятия физкультурой позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий, формировать и развивать навыки самоорганизации в использовании различных движений и воспитать интерес и стремление к активным действиям, тем самым, обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни. Чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях[32].
Физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности. Они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений. Развивают у детей оценочные суждения: достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость – это двойная радость.
Успешное решение образовательных задач возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности физкультурных занятий. Обеспечение высокой двигательной активности детей, соблюдение научно обоснованных нагрузок на все органы и системы ребенка позволяют обеспечить эффект в его физическом развитии и укреплении здоровья.
Специально организованные физкультурные занятия со всей группой обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности; позволяют, по мере необходимости, повторять и закреплять двигательные действия. Обучение проводится систематически. Занятия строятся по определенному плану и поэтому позволяют дозировать физиологическую нагрузку, постепенно и осторожно увеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма. Подготовка организма к выполнению сложных движений позволяет предупредить травматизм при их выполнении.
Дети приучаются слушать указания воспитателя, выполнять движения одновременно всей группой, организуясь различными способами, что формирует у них активность, воспитывает сознательное отношение к проводимым упражнениям, умение выслушивать до конца и действовать в соответствии с заданным планом или творчески выполнять предложенные задания[32].
На физкультурных занятиях дети приобретают знания об общих положениях, характерных для каждой группы движений, руководствуясь которыми ребенок способен действовать самостоятельно и усваивать доступные закономерности выполнения разучиваемых движений.
Первоначально занятия с использованием физических упражнений получили название занятия гимнастикой и подвижными играми. Это название определяло содержание двигательных действий, которые включались в занятия, оно ограничивалось подвижными играми и использованием физических упражнений, входящих в основную гимнастику (основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения)[32].
В дальнейшем, благодаря исследованиям ряда ученых, круг физических упражнений для дошкольников расширился. Была доказана целесообразность и полезность включения в работу с детьми спортивных видов физических упражнений: плавания, обучения ходьбе на лыжах, катания на коньках; предусматривалось включение в обучение элементов спортивных игр: баскетбола, тенниса, бадминтона и т.д. Это содержание было значительно шире названия занятия по обучению движениями, оно стало именоваться занятием физическими упражнениями.
Исследования А. В. Кенеман и Г. П.Лесковой убедительно доказали, что в ходе обучения физическим упражнениям важно давать детям знания о технике выполнения движений, чтобы формирование двигательных умений и навыков осуществлялось не только через большое количество повторений, а влияло на быстроту усвоения движений через реализацию принципа осознанности в обучении. Тем самым был поставлен вопрос не только о формировании двигательных навыков, но и о приобщении дошкольников к физической культуре общества. В связи с этим данные занятия получили название физкультурных, предусматривающих передачу дошкольникам общественно-исторического опыта, культуры выполнения движений, выработанной человечеством. [32]
С самого раннего возраста нужно воспитывать у детей привычку к строгому соблюдению режима дня и вырабатывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умение самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском саду и дома. Важно учить детей организовывать и проводить физические упражнения, в том числе подвижные игры, со своими сверстниками и малышами.
У детей важно воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к результатам своих занятий и к достижениям спортсменов. В процессе физического воспитания имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания. При правильно организованных занятиях физическими упражнениями создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованность, дисциплинированность, самостоятельность, активность), нравственных качеств (честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, бережное отношение к физкультурному инвентарю, ответственное выполнение поручений), а также для проявления волевых качеств (смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в своих силах, выдержка и др.). Важно уже в дошкольном возрасте формировать у детей понимание роли физического воспитания в подготовке к труду[32].
Хорошо поставленное физическое воспитание во многом способствует умственному развитию детей, так как обеспечивает оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы и других систем организма, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию.
На занятиях физическими упражнениями у детей развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др.), а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.). Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость [18]
Важно при этом воспитывать положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.
Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. Во время выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, чувствовать, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, поз, осанки, красоту костюмов, физкультурного инвентаря, окружающей обстановки, воспитывать стремление к эстетически оправданному поведению, непримиримость ко всему грубому в действиях, словах, поступках.
В процессе физического воспитания осуществляется подготовка к труду: у детей укрепляется здоровье, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества, необходимые для труда; способность к быстрому овладению двигательными навыками и трудовыми операциями. Кроме того, дети овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения, площадки (участие в устройстве ямы с песком для прыжков, снежных валов, в заливке дорожек для скольжения, катка, в прокладывании лыжни и т. д.), с изготовлением и ремонтом простейшего физкультурного инвентаря (шитье мешочков для метания, приготовление целей для метания и т. д.), с уходом за ним (дети вытирают пыль с гимнастической стенки, скамейки, мячей, палок, обручей и др., очищают лыжи, санки, коньки от снега, велосипеды от пыли и ставят их на место) [18]
Дети также принимают участие в непосредственной подготовке к занятиям помещения и площадки (расчищают каток от снега, поливают физкультурную площадку, собирают опавшие листья и т. д.), расставляют и собирают физкультурный инвентарь на занятиях, выносят на площадку атрибуты для игр. У детей формируются навыки по самообслуживанию (одевание, раздевание костюмов, обуви), а также по оказанию помощи воспитателю в проведении закаливающих процедур. Одновременно на занятиях физическими упражнениями у детей воспитывается уважение к труду взрослых.
Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы одновременно решались оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Таким образом, физкультурные занятия – являются ведущей формой для формирования правильных двигательных умений и навыков, содействуют развитию разносторонних способностей детей, создают условия для двигательной деятельности, подводят к выполнению сложных двигательных действий. Чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях. Соблюдение режима дня вырабатывает потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивает умение самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском саду и дома. Физкультурные занятия содействуют укреплению, сохранению здоровья и формируют здоровый образ жизни.
Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 62024
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 0
… В экспериментальной части работы были решены следующие задачи: · Разработка программы и методики использования средств основной гимнастики в системе физических упражнений для детей старшего дошкольного возраста, с целью развития их физической подготовленности. · Проверка эффективности применения средств основной гимнастики в рамках вариативной программы по физическому …
… отмечены трудности в обучении; у них чаше выявляется органическая кардиореспираторной патология (Шалков Н.А., 1957), снижения функциональных резервов кардиореспираторной системы (Ундриц В.Ф.,1966). Слабослышащие дети младшего школьного возраста имеют ряд сопутствующих заболеваний: нарушение осанки, отставание в психомоторном развитии, дисфункции иммунной системы и др. (Темкин Я.С, 1957). У …
… два режима работы мышц : статический и динамический. При развитии этого физического качества следует обратить внимание на факторы, которые способствуют развитию силы. Так как объектом исследования являются дети младшего школьного возраста, то и в процессе воспитания силы следует применять разнообразные и доступные методы и средства, которые будут интересны детям и понятны. Необходимо правильно …
… литературы по исследуемой нами проблеме, о возможности использования театрализованных игр, как средство формирования выразительности речи, мы пришли к выводу, что театрализованные игры являются важнейшим средством формирования выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Содержание констатирующего эксперимента заключается в сравнительном анализе сформированности выразительности речи …
Источник