Роль школы в развитии ребенка

Роль школы в развитии ребенка thumbnail

Роль школы в воспитании детей

Ребенок пошел в школу. Школьный период – это серьезное испытание для всей семьи. Новые заботы и обязанности появляются не только у ребенка, но и у родителей. Период школьного обучения привносит новые, специфические задачи воспитания. В сравнении с предшествующим школьному – дошкольным периодом обучения это качественно новый этап формирования личности. Происходит перераспределение нагрузки – резко увеличивается умственная и заметно ограничивается физическая нагрузка, изменяется социальная роль ребенка, предъявляются требования сознательной деятельности в рамках коллектива.

Роль школы в воспитании детей неоспоримо очень велика. После семьи – это важнейший социально значимый институт. Полноценное развитие личности ребенка сложно представить в отсутствии семьи или школы. Эффективность процесса обучения и воспитания напрямую зависит от взаимодействия усилий педагогов и родителей. Родители и учителя должны стать союзниками в образовательном и воспитательном процессе. Только в таком тандеме возможно формирование полноценной, высоконравственной, творческой, культурной и социально зрелой личности. Поэтому взаимодействие с родителями – важнейшая задача школы. Именно в школе родители должны находить помощь и поддержку в сложных семейных ситуациях и конфликтах, в вопросах воспитания ребенка. Школа должна способствовать укреплению семьи, становлению хорошего микроклимата в ней.

Воспитание детей в начальной школе

Вчерашние первоклассники, на самом деле завершают самый важный период в их жизни – дошкольное детство. Стеснение, неуверенность, страх – это лишь маленькая часть того, что испытывает ребенок, переступив порог начальной школы. Свобода, к которой он привык в детском саду или дома, сменяется необходимостью подчиняться новым, более строгим, правилам, неукоснительного соблюдения которых требуют не только родители, но и учитель. Спустя 3-4 года перед нами предстанет уверенный, опытный школьник, с заметно расширенным кругозором и кругом общения, но это потом, а пока…

Поступление в первый класс – это испытание не только для детей, но и для взрослых. Нагрузка, помимо учителя начальных классов, ложится и на плечи родителей. Сначала ребенок идет в школу для удовлетворения своего любопытства, а потом, как случается зачастую, отказывается посещать занятия. Чтобы этого не произошло, задача родителей постоянно поддерживать интерес школьника к обучению. Именно в период обучения в начальной школе важно заметить способности ребенка к какому-либо предмету, а может быть, заметить творческие способности и поспособствовать углубленному развитию школьника в выбранном направлении.

Как правило, дети, посещавшие дошкольные учреждения, легче адаптируются к школьной среде. Сложнее тем, кто все время пребывал рядом с родными, постоянно находился под их опекой. Если вы осуществляете дошкольное воспитание ребенка в домашних условиях, то главные качества, которые вы должны ему привить до поступления в школу: ответственность, самостоятельность, внимательность, усидчивость, уважение к старшим.

Воспитание детей в школе – это важный процесс, который должен осуществляться и родителями и учителем. Помимо развития нравственных и волевых качеств за время обучения в начальной школе у детей важно выработать и общеучебные умения и навыки. Для успешного освоения школьной программы помимо хорошего поведения от школьников требуется умение работать с учебниками, словарями и другими учебными материалами.

Учитель начальных классов и классный руководитель – люди, занимающие особое место в формировании и становлении личности ребенка, также от этих людей зависит степень комфортности нахождения ребенка в школе и классном коллективе. Именно на плечи этих  людей ложатся все заботы по обеспечению качества школьной жизни их подопечных. Ни что не должно ускользнуть из их поля зрения и области внимания: усвоение учебного материала, вопросы воспитания и взаимоотношения в классном коллективе, успехи и неудачи класса и каждого ученика в отдельности, даже состояние помещения (класса), закрепленного за учителем и его учениками и школьная мебель, находящаяся в нем, вернее, их эстетическое и санитарно-гигиеническое состояние. В стенах школы в компании одноклассников и учителей ребенок проводит половину дня, и именно эта социальная среда сильно влияет на его поведение и воспитание. Из этой среды ребенок черпает не только знания, но и особенности поведения, укрепляет или, наоборот, искореняет существовавшие у него черты характера, приобретает новые.

Задача родителей не мешать, а поддерживать старания педагога, его тактику и формы работы. Нет ничего особенного в том, чтобы напроситься на посещение занятия, познакомится со стилем преподавания.

Не забывайте контролировать выполнение домашнего задания школьником, но при этом находите возможность для проявления ребенком самостоятельности, не стойте у него над душой, воспитывайте ответственность.

Начальная школа – самый важный период школьного обучения. От знаний и умений, полученных ребенком в первые четыре года обучения, зависят его будущие школьные достижения, ведь наверстать упущенное и восполнить пробелы в знаниях достаточно сложно.

Роль школы в воспитании детей

Год от года роль школы в воспитании подрастающего поколения лишь увеличивается, а требования к педагогам повышаются. В первую очередь это связано с небывалым скачком развития науки и техники, повсеместным внедрением высоких технологий в жизнь каждого человека. Для реализации самых разных направлений воспитания: духовно-нравственного, спортивно-оздоровительного, экологического, гражданско-патриотического, трудового и т.д. сегодня используются не только беседы с детьми, но и многие другие, современные формы и методы работы. Квалифицированному педагогу под силу не только обучение ребенка по школьной программе, но и его полноценное развитие и становление в обществе.

Читайте также:  Подарки ребенку в год для развития мышления
  • Материалы по теме:

    … loading images

Источник

Какое влияние оказывает школа на развитие ребёнка

Как часто вы рассматриваете, какое влияние на человека оказывает окружающая среда? Я сейчас говорю не о природе, а больше о социальной среде. После рождения дети идут в детский сад, где воспитатели готовят птенчиков к более взрослой жизни в школе.

Родители сами решают, когда ребёнку следует пойти в школу. В шесть лет, семь или даже восемь. Но вы когда-нибудь задумывались о том, как шкода влияет на развитие вашего ребёнка? Сегодня мы затронем эту тему.

Учеба играет большую роль в жизни вашего ребёнка, так как школа занимает большую часть времени в сутках. Именно в школе формируется правильная ориентация личности, и создаются условия для её развития. Школьник тянется больше к тем сферам учения, которые дают ему чувство уверенности в себе и делают более взрослым в собственных глазах. Ребёнку больше нравится ощущать себя самостоятельным и делать что-либо только с небольшой помощью от взрослых. Немаловажную роль в этом играет учитель, который должен правильно подать информацию так, чтобы у школьника возникли интерес и стремление выполнять что-либо качественно. На базе потребности познавать что-либо возникает интерес ребёнка к определённому предмету. Благодаря этому появляются мысли о том, кем стать в будущем или же построение идеала собственной жизни.

Знания – значимая информация, обеспечивающая расширение кругозора вашего ребёнка. Они могут приносить ему чувство удовлетворения, если достаточно интересны. Или же вызывать отрицательные эмоции и смешанные чувства, если не оказывают будоражащего действия. Ключом к получению знаний является успех, именно он формирует особое отношение к школьному предмету.

Несомненно важную роль в развитии индивидуальности личности играет социальный статус в обществе, которое окружает школьника. Достичь высокого положения можно за счёт успешной учебы. Высокая оценка, поставленная преподавателем, обеспечивает чувство абсолютного благополучия в человеке.

В учебном классе формируется коллектив из детей, объединённых общими интересами, достижениями и целями. Соответственно, каждый ребёнок приобретает социальную роль и соответствующие обязанности, которые позволяют получить определенное количество нравственного опыта.

Благодаря изучению школьных предметов ребёнок осваивает понятия, знаки, буквы. Они, в свою очередь, развивают теоретическое мышление и повышают интеллектуальное. Ребёнок должен понимать схемы, которые дают в школе. Что это значит? Это значит, что он должен уметь подставить собственные данные и воспользоваться схемой. Таким образом человек может выделять существенное и учиться получать достоверный результат.

Передача научных знаний и способов научного познания от преподавателя к ребёнку формирует и психологическое состояние личности.

Значимую роль в воспитании личности занимает учитель. Именно он организует учебную и внеучебную деятельность ребёнка. Большое влияние оказывают дискуссии во время урока, так как именно тогда школьник учится доказывать и отстаивать свою позицию.

Эффективность деятельности повышают поручения, которые бывают коллективные и индивидуальные.

Я считаю, что главное в жизни – общение, именно оно развивает в нас качества, чувства, интеллект. Несомненно, в учебном процессе общение должно стоять на первом месте. Причём, включая как общение преподавателя с учеником, так и детей друг с другом. Ведущую роль играет, конечно же, учитель. Любую ссору в коллективе устраняет именно взрослый, а также контролирует дружеские отношения между учащимися, находящимися в определенных рамках.

Можно сделать вывод о том, что школа – одна из движущих сил развития личности ребёнка. Именно она формирует последующее отношение индивидуума к окружающей его среде.

Источник

фото 1Начало обучения в школе – один из самых сложных и ответственных этапов развития ребенка. Это новые условия жизни и деятельности, новые контакты, отношения, обязанности.

Недаром школа является важнейшим социальным институтом, наравне с семьей, который способствует гармоничному всестороннему развитию личности.

Такое сложное явление, как учебно-воспитательный процесс, достигает совершенства, когда учитель и ученик готовы полностью отдаться этому процессу.

Если для учителя педагогическая практика является основным видом деятельности, то ученику необходима помощь и поддержка со стороны родителей. Важно помнить, что педагогика, как наука о воспитании и образовании, должна быть главным орудием, как в школе, так и в семье.

Амплуа

В формировании личности роль школы сложно переоценить. Ребенок приходит в школьный коллектив в возрасте 6-7 лет. Он уже должен иметь некоторые морально-этические установки, представления о мире.

С этого момента большая часть жизни ребенка будет проходить в обществе сверстников, под руководством грамотного наставника. Компетентность учителей, в первую очередь классного руководителя, играет главенствующую роль в школьном воспитательном процессе.

Читайте также:  Информация для родителей об интеллектуальном развитии ребенка

Воспитание нацелено на формирование у человека гуманистических качеств, моральных ценностей, жизненной позиции, обширного мировоззрения. Нужно отметить, что многие важные качества ребенок приобретает и развивает исключительно в коллективе.

Школа обеспечивает необходимый этап социализации, позволяет увидеть в ребенке черты лидера, командного игрока, настоящего друга. Учитель должен не только способствовать развитию положительных качеств, но и скорректировать возможные слабые стороны воспитанника.

Школа помогает ребенку стать более самостоятельным. Те обязанности, которые возлагает на ученика школа, способствуют самоорганизации, развивает ответственность и стремление преодолевать трудности. К тому же, школьная жизнь – это не только череда уроков, но и различные мероприятия, в которых каждый ребенок может раскрыть свои таланты.

Как воспитать?

фото 2На протяжении учебного года, классный руководитель должен проводить воспитательные беседы на различные актуальные темы.

Целью такой работы является не только просвещение учеников, но и обсуждение событий, поступков, качеств человека.

В рамках патриотического воспитания в школах обязательно проводят классные часы, посвященные Дню Победы, или Дню космонавтики.

Эффективно воспитание личности в контексте исторических событий или литературных произведений. Физическое воспитание очень важно в условиях малоподвижного образа жизни школьников.

Таким образом, учебная и воспитательная деятельность неразлучны в процессе формирования личности.

Воспитательная работа не прекращается и во время школьных перемен. Хороший учитель должен наблюдать за взаимодействием школьников, помогать им выходить из конфликтных ситуаций, ведь энергия, которая накопилась за урок, пытается вылиться по максимуму в короткий промежуток перерыва.

А это чревато повышенной возбудимостью. Более того, воспитание, которое проходит в неформальной обстановке, воспринимается детьми охотнее.

Внеклассная работа тоже способствует воспитанию школьников. Различные экскурсии, посещения музеев, выставок, спортивных мероприятий, даже просто прогулки на свежем воздухе, можно совместить с очень важными моментами экологического, культурного, гражданского воспитания. Это расширяет кругозор, помогает детям обрести новые интересы, а взаимодействие друг с другом за пределами школы, повышает сплочённость.

Важно! Школа берет на себя огромную ответственность за воспитание ребенка, учитель не только открывает новые качества, таланты ученика, но и развивает ранее заложенные моральные принципы. Когда ребенок приходит в школу, он может не знать цифры и буквы, но такие слова, как «здравствуйте», «извините», «спасибо», «до свидания», он знать обязан.

Миссия учителя

За последние сто лет школа не раз существенно меняла ориентир. Отличительной чертой современного демократического школьного воспитания является личностный подход, что требует от учителя исключительного мастерства. Уделить внимание всем ученикам и отдельно каждому за короткий период времени – задача не из легких. Каждый школьник уникальный, со своим богатым внутренним миром, талантом, комплексами и проблемами.

Кроме того, классный коллектив всегда достаточно разношерстный, в нем могут присутствовать как одаренные дети, так и дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением, сложным характером. Современная школа обязала учителя к каждому ребенку подобрать ключ.

Современный учитель должен обладать высоким авторитетом. Очень важно, чтобы этот авторитет поддерживался не только в школе, но и дома. Часто случается, что родители пытаются конкурировать с учителем в воспитании, при этом принижают его значимость. Воспитание – это не гонка, а слаженная работа. Только в таком случае можно достичь положительных результатов. Личностный пример, как родителя, так и педагога, отпечатывается на личности ребенка.

фото 3В отличие от советской модели образования, где между преподавателем и учеником соблюдалась жесткая субординация, роль учителя изменилась, современная демократическая модель предлагает более дружественную схему.

Педагог должен быть не только наставником, но и другом. Такое взаимодействие считается доверительным и эффективным в достижении воспитательных целей.

Кроме высокого профессионализма, психологической и педагогической компетенции, современная школа требует от учителя быть свободным от стереотипов и предрассудков, иметь объективные взгляды, идти в ногу со временем.

Важно! Педагог должен любить детей. Любовь к своей работе, любовь к детям позволяет воспитать полноценное общество, с правильными моральными ценностями, высоким уровнем ответственности, способное развиваться и созидать.

Взаимодействие семьи и учебного заведения

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: семья и школа — они должны стать партнерами. Только при взаимодействии этих сфер, можно достичь успехов в воспитании высокоразвитой личности.

Суть взаимодействия семьи и школы заключается в следующем:

  1. Анализ условий воспитания ребенка в семье. К сожалению, до сих пор существует такое понятие, как неблагополучная семья. Такие школьники нуждаются в индивидуальном подборе методов воспитания. Если ребенок не поучает поддержки от семьи, школа обязана взять на себя эту функцию, так как совсем без поддержки человек не сможет стать достойной личностью.
  2. Родительские собрания и индивидуальная работа с родителями. Во время родительских собраний лучше всего обсуждать общеклассные вопросы, планы на учебный год, цели и методы образования и воспитания. Но если речь идет о проблемах конкретного ученика – лучше обсудить это лично с его родителями.
  3. Привлечение родителей к интересной внеучебной деятельности. Это позволяет родителям оценить взаимодействие ребенка с одноклассниками, рассмотреть способности, которые он не может проявить в домашней обстановке.
Читайте также:  Показатели психического развития ребенка раннего возраста

Родителям важно помнить, что их педагогическое мастерство так же необходимо. Отдать ребенка в школу – это не значит переложить ответственность в воспитании на учителя. Педагог имеет соответствующее образование и опыт, поэтому должен подсказать родителям как, действовать в том или ином случае. Работа с родителями так же важна, как и работа с учениками.

Заключение

Воспитание ребенка происходит под воздействием многих факторов. Семья и школа должны играть в этом процессе ключевые роли. По отдельности достичь положительных результатов не удастся, только совместными усилиями родителей и педагога можно воспитать современного, развитого человека с четкими принципами, моральными ценностями и широким мировоззрением. Именно поэтому важно сохранить одинаково высокий авторитет семьи и школы.

Рекомендуем статьи по теме

Источник

В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности. При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги. Иначе говоря, только при условии полноценного сотрудничества школы и родителей возможно формирование высоконравственной, культурной, творческой и социально зрелой личности.

РОЛЬ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Воспитание детей в школе начинается с первых же дней обучения, поэтому и классный руководитель и учитель начальных классов в средней и старшей школе занимают особое место в становлении личности ребенка. Кроме того, именно от этих людей во многом зависит степень комфортного нахождения ребенка в школьном коллективе. Они контролируют уровень усвоения учебного материала, успехи и неудачи как каждого ученика в отдельности, так и всего класса в целом, вопросы взаимоотношений в классном коллективе и воспитания каждого ребенка.

С каждым годом роль школы в воспитании учащихся увеличивается, а требования к преподавателям повышаются. И это неудивительно, поскольку ребенок проводит в стенах школы под присмотром педагогов половину дня, и именно эта среда оказывает большое влияние на его воспитание и поведение. В школе ребенок приобретает не только знания, но и особенности поведения, укрепляет сильные черты своего характера и приобретает новые.

Для максимально эффективной работы по воспитанию учащихся педагогу необходимо владеть полной информацией о формирующей роли семьи и зависимости этой роли от ценностных приоритетов каждого ее члена. Владение такой информацией помогает классному руководителю или учителю начальных классов предвидеть, каким образом отношения в семье ребенка могут повлиять на его личностное развитие, поведенческие реакции и характер. Поэтому педагоги используют различные формы связи с родителями, позволяющие выяснить все особенности отношений в каждой конкретной семье.

ФОРМЫ СВЯЗИ С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ

Естественно, изучение внутрисемейных отношений достаточно сложный, но очень нужный этапвоспитательной работы в школе. Без этого педагог не сможет дать конкретные советы родителям, найти подход к каждому ребенку и проводить воспитательную работу с наибольшим успехом. Для выяснения внутрисемейных отношений используются как индивидуальные формы связи (например, посещение педагогом семьи ребенка), так и общепринятые. Среди общепринятых форм связей классного руководителя с родителями можно выделить:

Родительские собрания. Как правило, родительские собрания проводятся 3-4 раза в течение учебного года. В ходе собрания педагог, совместно с родителями, разрабатывает план по воспитательной работе, обсуждает успехи и проблемы всего класса или каждого ученика в отдельности. Если у педагога возникли вопросы по воспитанию какого-либо конкретного ученика, он может пригласить его родителей на индивидуальную встречу, чтобы обсудить новые методы воспитания и дать профессиональные советы.

Классные мероприятия. Поводом для проведения классных мероприятий может стать любой праздник или значимое событие для класса. Такие мероприятия, в которых принимают участие и ученики, и их родители, способствуют сближению всего классного коллектива, помогают найти общий язык и взаимопонимание, проявить индивидуальные способности и семейные увлечения. Во время совместных мероприятий педагог имеет возможность понаблюдать за семьями в непринужденной обстановке, что позволяет планировать воспитательную работу с учетом особенностей каждой семьи и проводить ее с большим успехом.

ТАНДЕМ РОДИТЕЛИ-ПЕДАГОГИ: ВОСПИТАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

Воспитание ребенка – это огромная, практически необъятная тема, которую можно изучать на протяжении всей жизни. Однако практика показала, что только совместные усилия педагогов и родителей способны дать положительные результаты. Невозможно воспитать целеустремленную, всесторонне развитую личность, если родители и педагоги не объединятся в тандем. Только в процессе совместной слаженной деятельности этого тандема у ребенка формируется сознание и накапливается опыт правильного поведения в разных ситуациях. Благодаря единым требованиям учителей и родителей укрепляется воля детей: они становятся более настойчивыми в достижении цели, заметно активнее и решительнее в преодолении трудностей.

Источник