Роль школы в физическом развитии ребенка
Тема выступления на заседании ШМО предметов ест.- научн. цикла
«Роль физического воспитания
в развитии детей младшего школьного возраста». (сентябрь 2018 г.)
Роль физического воспитания в развитии детей младшего школьного возраста в условиях школы велика. Младший школьный возраст охватывает период с 7 до 10 лет. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности.
Двигательная активность каждого ребенка разная. Она заложена наследственной программой индивидуального развития ребенка и обуславливает необходимость постоянного подкрепления расширяющихся функциональных возможностей органов и структур организма детей. Физическое воспитание- это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
Физическое воспитание в образовательных учреждениях решает две взаимосвязанные задачи: сохранение, укрепление здоровья обучающихся и формирование потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании на последующие периоды их жизни.
Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И все-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным на высоком профессиональном уровне помочь им в развитии двигательных умений и навыков, обеспечивающих подготовку к выбору будущей профессии. Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью.
Считается, что целью физического воспитания в целом является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность. Для того, чтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании младших школьников, решается комплекс конкретных задач оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья, физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.
Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Двигательные навыки, сформированные у детей младшего школьного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в школе и семье.
Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие младших детей умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в школьных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Для достижения целей физического воспитания применяются следующие группы средств:
– физические упражнения,
– оздоровительные силы природы,
– гигиенические факторы.
Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры и внеурочные занятия спортивного направления, которые строятся в соответствии с общими
педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности школьников, основу которой составляет двигательная активность ребенка.
Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья младших школьников. К формам организации физического воспитания младших школьников относятся:
– физкультурные занятия,
– физкультурно- оздоровительные занятия,
– утренняя гимнастика,
-физкультминутки,
-закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями,
– физкультурно-оздоровительные мероприятия.
– в режиме дня подвижные игры, прогулки,
-индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, -занятия учащихся различными видами физических упражнений самостоятельно,
– праздники, Дни здоровья.
Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи. Каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня начальной школы.
Роль физического воспитания в развитии детей младшего школьного возраста можно рассматривать в двух аспектах.
Во-первых, это прямое воздействие физических нагрузок на организм школьников, во-вторых, обучение школьников самостоятельно заниматься физическими упражнениями во внеурочное время, чтобы большой обеспечить суточную потребность организма ребенка в двигательной деятельности.
Для того, чтобы добиться от школьников заниматься самостоятельно физическими упражнениями необходимо, когда учащиеся занимаются на уроке по отделениям, не надо давать им задания всегда строго по предписаниям. В некоторых случаях желательно ставить только общую задачу, а подбирать упражнения, придумать, как провести игру, выбрать снаряды и инвентарь, измерять результаты, определять победителей
соревнований могут сами дети. Школьники в таких условиях могут быть очень изобретательными, активными, и, чем больше мера ответственности и самостоятельности, тем выше и интерес к занятиям.
Необходимо стимулировать самостоятельные занятия обучающихся по интересам. И домашнее задание задавать также по интересам детей. Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирование разнообразных двигательных умений и навыков.
Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности.
Полноценное развитие детей младшего школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие. В школе закладываются основы физического воспитания подрастающего поколения.
Это осуществляется всей системой воспитания уроками, внешкольной работой, массовой оздоровительной работой, т.е. комплексом мероприятий. Недостаточная физическая активность детей особенно опасна в периоды активного роста тела ребенка и подростка, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания и ростом силового потенциала ребенка. Такие диспропорции развития часто являются основными причинами ухудшения здоровья детей, снижения у них жизненного тонуса.
Правильно же организованный двигательный режим, разумное чередование различных физических нагрузок и закаливание позволяют не допустить возникновения заболеваний, помогают организму лучше сбалансировать процессы роста и физиологического развития. Противоречия и их отрицательные последствия преодолеваются за счет включения детей в систему всеобщего физического воспитания, использования всех механизмов и стимулов физического совершенствования.
Основным механизмом физического воспитания детей младшего школьного возраста является физкультурно-спортивная деятельность. Благодаря физкультурно-спортивной деятельности крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная, сосудистая системы, растет сопротивляемость организма к заболеваниям, оттачиваются физические способности, повышается уровень морально-психологической устойчивости. В ней проявляются, закрепляются такие черты характера, как выдержка, упорство самопреодоление и самодисциплина, настойчивость и трудолюбие. Рассматривая вопросы двигательной активности детей младшего школьного возраста, необходимо учитывать характер их повседневной деятельности.
Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. Полноценное развитие детей младшего школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие. В школе закладываются основы физического воспитания подрастающего поколения.
Источник
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма ребенка, ослабляет его защитные силы. Без двигательной активности не возможно полноценное физическое развитие [1].
Важность физической культуры для ребенка в школе заключается в формировании различных физических навыков и умений, в укреплении здоровья. Это помогает всестороннему развитию человека в период взросления и имеет очень важное значение. Физическое развитие особенно важно в школьном возрасте, ведь оно влияет и на умственную деятельность подростка. Неполноценное физическое развитие может привести к серьезным последствиям.
Учитывая, что пик физического развития приходиться на старший школьный возраст, уделять пристальное внимание развитию главных двигательных способностей рационально именно в школьном возрасте.
Занятия физической культурой позволяют исключить у школьников такие негативные проявления как употребление алкоголя и наркотиков, девиантное и делинквентное поведение; а также способствуют социализации личности школьника; дают возможность развивать и формировать такие качества как инициативность, самостоятельность, уверенность, лидерские качества. Физические упражнения способствуют формированию добросовестного отношения к учебе, чувства ответственности и долга, коллективизма, готовности прийти на помощь товарищам, гуманности, честности, воли к победе.
Определение методики занятий и правильное распределение физических нагрузок зависит от возрастных и индивидуальных особенностей, присущих детям конкретного возраста. Во время физических занятий также стоит учитывать особенности развития детского организма.
Во время взросления у детей есть периоды плавного и бурного развития. В период бурного роста (6—7 лет, 11—14 лет) активизируются все обменные процессы, и именно в эти периоды необходима активизация двигательной деятельности.
Формирование различных навыков организма происходит в разное время. Неравномерность развития наблюдается в двигательной функции, показатели которой развиваются с разной интенсивностью. Установление роста у девочек происходит к 16—17 годам, у мальчиков в 18—19 лет. У девочек мышечная сила достигает максимума к 15 годам, у мальчиков к 18. Выносливость лучше всего развивается в возрасте 8—10 лет, но в этом возрасте возможно отставание в развитии мышечной силы. Отдельные дети могут отставать или опережать своих сверстников в развитии. Им необходим особый подход, поэтому они зачисляются в отдельные подготовительные группы.
Очень важным является уровень двигательной активности. Необходимо чтобы он был оптимальным, ведь недостаток или избыток может привести к негативным последствиям. Физические нагрузки оказывают большое влияние на развитие и рост детей. Недостаток двигательной деятельности у ребенка может привести к патологическим изменениям в организме. Установлено, что у 50 % детей в возрасте 6—7 лет возникает дефицит двигательной активности. У школьников 9—12 лет эта цифра достигает ещё больших размеров — 60 %, а у школьников старшего возраста — 70 %. Уроки физической культуры в школе компенсируют лишь малую часть двигательной нормы.
Физические упражнения — основные средства физического воспитания школьников. Они формируют важные навыки организма. В физическом воспитании учащихся используются разделы школьной программы, такие как:
· Легкая атлетика — является важным фактором в развитии двигательной деятельности, позволяющим правильно дозировать нагрузки.
· Плавание — позволяет разгрузить позвоночник, задействует многие группы мышц, тренирует дыхание, является инструментом закаливания, т. к. вода имеет температуру ниже, чем температура человеческого тела.
· Гимнастика — позволяет улучшать многие физические навыки, координировать движение, легко дозировать нагрузки.
· Спортивные и подвижные игры — позволяют развивать и применять многие физические навыки, приобретенные в различных видах упражнений, легко заинтересовать детей, однако, в игре трудно дозировать нагрузки, поэтому необходимо выбирать игры в соответствии с физической подготовкой.
В физическом воспитании школьников используются различные формы занятий физическими упражнениями: обязательные занятия в школе, занятия во внешкольных учреждениях и в семье.
Школьные формы занятий физическими упражнениями:
· Урок физической культуры — основная форма занятий физическими упражнениями в школе. Особенности:
1. Является наиболее массовой формой занятий школьников;
2. Проходит под руководством педагога;
3. Способствует всестороннему развитию учащихся.
· Физкультурно-оздоровительные мероприятия во время учебного дня — активизируют двигательный режим во время учебного дня, поддерживают школьников в тонусе во время умственной активности, оказывают благоприятное воздействие на организм. Формы таких занятий:
1. Утренняя гимнастика — влияет на повышение работоспособности, улучшает самочувствие.
2. Физкультминутки на уроках — снимают утомление, повышают умственную активность, проводятся при появлении утомления.
3. Игры и физические упражнения на переменах — полезное средство активного отдыха, улучшения здоровья и возвращения к учебному процессу. Для удобного проведения игр и физических упражнений на переменах нужно заранее подготовить место, необходимый инвентарь. Обычно дети участвуют в подобных занятиях добровольно и проявляют активный интерес к подобного рода мероприятиям.
4. Ежедневные занятия физической культурой в продлённых группах решают следующие задачи: укрепление здоровья, закаливание организма, улучшение физической и умственной работоспособности, совершенствование физических навыков, воспитание привычки заниматься регулярно и самостоятельно.
В продленных группах занятия физической культурой проходят в более свободной форме, чем уроки физической культуры, могут проводится на свежем воздухе. Занятие состоит из 3-х частей: подготовительная (разминка, разогрев мыщц), основная (спортивные игры, бег и др.), заключительная (упражнение на восстановление дыхания, малоинтенсивные упражнения). Благодаря такой организации занятия нагрузки нарастают в начале, снижаются к концу.
5. Внеклассные формы организации занятий: спортивные секции, спортивные соревнования в школе, туристские походы, дни здоровья. Цели внеклассных занятий: выявление детей, имеющих склонности к определенным видам спорта, обеспечение детям активного и здорового отдыха. Различные внеклассные мероприятия проводятся с учетом возраста, возможностей и интересов школьников.
Формы проведения занятий во внешкольных учреждениях:
· Занятия конкретным спортом в ДЮСШ или СДЮШОР.
· Занятия физическими упражнениями в физкультурно-оздоровительных центрах.
· Занятия в оздоровительных лагерях.
· Занятия на детских площадках, в парках культуры и др.
· Занятия в туристических лагерях.
Различные формы организации позволяют в полной мере удовлетворить запросы и интересы школьников.
Формы проведения занятий физическими упражнениями в семье:
· Утренняя гимнастика.
· Физкультминутки.
· Индивидуальные занятия.
· Активный отдых.
· Семейные походы.
Физическое развитие в школьном возрасте имеет очень важное значение, т. к. от своевременного развития физических навыков и способностей зависит не только физическая форма и состояние здоровья в будущем, но и нравственное развитие ребенка.
Список литературы:
- Основы физической культуры [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://otherreferats.allbest.ru/sport/00182375_0.html (дата обращения 20.03.2014 г.).
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Варламов Д.Б., Егорычева Е.В., Чернышева И.В. Значение физической культуры для детей школьного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(19).pdf (дата обращения: 01.09.2018)
Источник