Роль школьных предметов в развитии ребенка

Роль школьных предметов в развитии ребенка thumbnail

Роль школьных предметов в развитии ребенка

Школьники часто недоумевают, зачем гуманитариям точные науки и для чего будущие программисты должны изучать географию. Стандартное объяснение, что это нужно «для общего развития», давно потеряло актуальность. Выясняем, чему нас на самом деле учат школьные предметы, с Валентиной Третьяковой, педагогом Wunderpark International School.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Не только фактические знания

Школьное образование включает не только знания по конкретным предметам, но и менее очевидный комплекс навыков, важных для учёбы и взрослой жизни: soft skills — «гибкие» навыки — и общеучебные навыки. Soft skills не связаны с выполнением конкретной работы. Эти навыки помогают и в учёбе, и в будущей взрослой жизни. К ним относятся:

  • особенности личности — самодисциплина, отношение к ответственности, умение организовывать своё время;
  • социальные навыки — умение выстраивать коммуникации и работать в команде, скорость адаптации, эмоциональный интеллект;
  • менеджерские способности — лидерство, критическое мышление, умение решать проблемы.

К общеучебным навыкам относятся планирование, самоконтроль, умение находить и обрабатывать информацию, презентационные навыки. Развивать эти умения помогает в том числе разнообразие учебных предметов. Рассмотрим подробнее, на какие качества и способности влияют разные предметы.

География

Роль школьных предметов в развитии ребенка

  • Логика и умение выстраивать причинно-следственные связи.

    Если ученики сравнят схему производственного цикла чёрных металлов, геологическую карту региона с картой месторождений и с картой горной промышленности, им можно даже не объяснять тему «Горная промышленность»: они сами найдут основные взаимосвязи. Так будут развиваться исследовательское навыки, логика, критическое мышление.

  • Память. На уроках географии нужно запоминать множество фактов — названия стран, регионов, месторождений, виды климата, данные по населению.
  • Пространственное и абстрактное мышление. Чтобы проследить связи между разными фактами и параметрами, мы «кладём их на карту».
  • Умение систематизировать информацию. Каждый год изучают отдельный регион, но все они рассматриваются как открытые системы. На каждый регион влияют соседние, а в условиях глобализации — и значительно удалённые регионы. Изучая взаимодействие элементов внутри системы и систем друг с другом, ученики развивают системное и абстрактное мышление. Также эти типы мышления задействованы при изучении промышленных комплексов: машиностроение, лёгкая промышленность, электроэнергетика. Создание каждого продукта основано на производственной цепочке и связано с разными ресурсами, изучением факторов производства и особенностей территории.
  • Умение рассуждать, формировать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
  • Исследовательские навыки, умение ставить цели и искать оптимальные пути их достижения. В старших классах изучение каждого региона завершается размышлением о путях развития территории. Ученики предлагают сценарии — оптимистичный и пессимистичный, могут предлагать стратегии развития регионов или промышленных комплексов.
  • Коммуникативные навыки при решении коллективных учебных задач.

История, литература и МХК

Роль школьных предметов в развитии ребенка

  • Навык ретроспективного анализа, умение видеть развитие ситуации во времени, анализировать и сопоставлять события и их последствия.
  • Логическое мышление, поиск причинно-следственных связей: почему началась и закончилась война, какие были причины и поводы, почему одна экономическая система сменилась другой и к чему это привело.
  • Умение рассуждать, формировать и аргументированно отстаивать свою точку зрения. На каждое историческое событие есть разные точки зрения — именно на уроках истории подросток может понять, какая близка ему и почему.
  • Эстетическое восприятие мира, развитие гуманистических представлений, эмоционального интеллекта. На уроках литературы дети читают и учат наизусть стихи, смотрят театральные постановки по произведениям.
  • Умение видеть неочевидное — «читать между строк» через изучение языка живописи и символов, которые использовали художники в разные исторические эпохи. Этот навык поможет лучше понимать ход исторических процессов, культурную подоплёку событий.
  • Знания по истории быта: как выглядело изучаемое время, что носили и как оформляли дома, чем отличалась жизнь бедных и богатых. В живописи отражались крупные события политической и духовной жизни, через живопись можно отследить приоритеты людей разных эпох.
  • Когнитивные и коммуникативные навыки развиваются во время чтения и изучения визуального искусства.
  • Умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи. На уроках обсуждаем мотивы поведения георов произведений, пишем сочинения по морально-этическим проблемам.

Математика, химия, физика и биология

Роль школьных предметов в развитии ребенка

  • Абстрактное, логическое и пространственное мышление.
  • Логика, умение анализировать и синтезировать информацию. Математика одинаково важна как для «технарей», так и для гуманитариев.
  • Научное мышление. На естественно-научных предметах дети учатся осознанно наблюдать за миром, ставить эксперименты, строить гипотезы, подтверждать и опровергать их.
  • Исследовательские навыки. Помещаем семена растений в разные условия и наблюдаем за ними, изучаем последовательное и параллельное соединения в электрической цепи, ставим опыты с химическими веществами.
  • Проектное мышление. На уроках физики и информатики старшие школьники могут создавать и программировать роботов, на химии — выращивать кристаллы, изучать влияние РН среды на рост растений.

Проекты, которые могут делать школьники благодаря освоению сразу нескольких предметов, это, например: «Витамины и их роль в жизни и здоровье», «Кислотные осадки: их природа и последствия», «Качественное определение веществ в составе разных видов мороженного», «Исследование химического состава в современных монетах».

Школа учит выбирать

Многообразие школьных предметов помогает развить субъектность — то есть быть более активным и инициативным, самому отвечать за свою жизнь. Школу можно рассматривать как тренировочную площадку, где дети получают опыт, осознают свои сильные и слабые стороны, формируют интересы. В этом процессе дети регулярно делают выбор: какой предмет им важен и почему, какие виды работ нравится выполнять, как планировать время, как поступать в разных ситуациях. Хорошо, если у школьника есть свобода делать выбор и получать поддержку от родителей и педагогов.

Источник

Роль предметной деятельности в развитии познавательных способностей ребёнка.

Чеглакова Татьяна Валерьевна,

Учитель начальных классов МОУ СОШ №3

Г.Ялуторовск, Тюменская область, 2011год

  В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие всех психических качеств личности. Среди которых  ведущим является мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества. Исходя из теории Л.С.Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения. «Индивид и мир находятся в сложном взаимодействии, которое опосредуется деятельностью в зонах актуального и ближайшего развития». Исследование формирования научных понятий показало, что зона ближайшего развития имеет самое непосредственное применение к обучению: «Только то,  обучение является хорошим, которое забегает вперёд развитию».

Читайте также:  Осложнения у ребенка при развитии гипоксии и асфиксия

  По мнению В.В.Давыдова, носителем любой деятельности является субъект. Основными качествами субъекта является сознательность, самостоятельность, ответственность и инициативность. Формирование и развитие субъекта учебной деятельности происходит в процессе её становления. Для того чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, необходимо выполнение нескольких условий, первым из которых является умение учащихся ставить цель: сначала учебную, а затем и жизненную и видеть перспективы её решения.

  Целеполагание – важнейший компонент учебной деятельности, которая непосредственно влияет на формирование у школьников умения учиться и на развитие его самостоятельности. Это ответственная логико-конструктивная операция. Учебное целеполагание обуславливает развитие познавательного интереса у учащихся в процессе познания. Целеполагание, как необходимый компонент учебной деятельности выражается в изменении, продвижении, развитии ученика, в развитии его понятий и представлений, его взглядов и убеждений, его практических умений и навыков. Работая по УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, на уроках русского языка учащиеся имеют возможность самостоятельно определить тему урока, поставить цель. Приведу пример с урока №61 «Части речи».

  Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем».

Учитель. С давних времён существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет своё собственное название, имя. Третьеклассник Никита выполнял задание учителя  сделал такую запись: « Признак предмета – что делать? Что сделать? – имя существительное. Название предмета – кто? что? – глагол. Действие предмета – какой? какая? какое? какие? – имя прилагательное. Как ты думаешь, какое задание выполнял Никита? Что он перепутал? Устно исправь его ошибки. Сделай вывод и поставь цель урока.

  Ещё одним важнейшим моментом превращение ученика в субъекта учебной деятельности  является его участие в исследовательской деятельности. Для того чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, учителю необходимо организовать исследовательскую деятельность учащихся, поставить их в такие условия, какие бывают у учёного в момент открытия нового знания, понятия, законов. Исследовательская деятельность учащихся сопровождается использованием проблемно-поискового метода, который помогает развить самостоятельное мышление, исследовательские умения и творческий подход к делу. Я создаю на уроках ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. На уроках окружающего мира (автор учебника Н.Ф.Виноградова) провожу различные опыты. Например, при изучении условий произрастания растений предлагаю детям провести такой эксперимент. Сравнить сроки появления всходов и их характеристики при трёх разных условиях: семена предварительно замачиваются, семена замачиваются в специальном питательном растворе; семена высеваются сухими. Перед экспериментом обязательно выдвигается гипотеза: «Давайте подумаем, что получится, если…». В данном случае я предлагаю предположить, при каких условиях растение будет развиваться лучше, записать все гипотезы и заполнить таблицу для наблюдения. По ходу эксперимента и по его окончанию учащиеся обсуждают, какая гипотеза оказалась верной, какие для этого есть доказательства.

  Третьим условием становления учащихся субъектом учебной деятельности является его сотрудничество с партнёрами по классу, именно это рождает инициативу ребёнка в учебных действиях. «Учебное сотрудничество со сверстниками предполагает распределение между детьми различных точек зрения, представляющих разные стороны усваиваемого понятия. Столкновение, конфликт позиций приводят группу к формулировке противоречия, лежащего в основе понятия». В таком учебном диалоге происходит становление личности учащихся, направленное на их самоизменение и саморазвитие. При формировании у школьников знаний на основе учебной деятельности и обучения их сотрудничеству использую групповую форму учебной работы. Приведу пример практических задач, на содержание которых организуется групповое взаимодействие учащихся.

  Ученики должны составить звуковую модель слова, работая в парах. Один произносит слово, интонационно выделяя звуки, а другой составляет модель. Затем происходит смена ролей.

    Следующее задание  даётся, когда в коллективе складываются устойчивые группы, в которых дети могут брать на себя разные обязанности.

  Задача. Сравнить числа А и В на числовой прямой, где не указано число 0, но задано направление числовой прямой. Ученики замечают, что это не числовая прямая, т.к. не указано число 0 и задают вопрос: «Где находится число 0? Какие числа А и В?» Далее идёт обсуждение, в ходе которого выясняется, что число 0 находится в противоположном направлении от стрелки, а числа А и В могут иметь любые значения. Учащиеся приходят к выводу, что больше то число, которое находится ближе к стрелке и дальше от числа 0.

Читайте также:  Общение и его роль развитии ребенка кратко

  Четвёртым условием появления субъекта учебной деятельности является способность ученика контролировать свои действия, т.е. рефлексия за собственной деятельностью. Именно рефлексия способствует развитию личности ребёнка. Именно рефлексия помогает субъекту учебной деятельности эффективно формировать желание и умение учиться, обнаруживать «белое пятно» в своих знаниях. Рефлексия младших школьников, будучи органической составной частью его умственного и психического развития, связана со всей многогранной деятельностью личности и является своеобразным показателем его активности как субъекта учебной деятельности. Приведу пример игры, которая проводится в 1 классе (Г.А.Цукерман «Введение в школьную жизнь»). Она требует участие каждого в группе. Важно, чтобы материал занятия не был связан с учебными предметами, а по окончанию игры проводится обсуждение, т.е. рефлексия.

  Игра «Знакомство». Школьники вместе с учителем рассаживаются в круг. Каждый ученик, передавая мяч по часовой стрелке, называет своё имя. Затем, передавая мяч против часовой стрелки, дети называют имя соседа. По окончанию игры проводится беседа.  

    Учитель. «Понравилась ли вам игра? С кем в группе понравилось больше играть? Кто в группе не ссорился? Почему не удалась игра? (в случае неудачи)  Почему игра удалась? (в случае успеха). За что бы вы могли себя похвалить? (Мы ни разу не уронили мяч, запомнили все имена). Что было наиболее важным – не уронить мяч или познакомиться? (Познакомиться.)

  В условиях личностноориентированного начального образования актуальна роль предметной деятельности в развитии познавательной активности ребёнка, т.к. она выступает средством продуктивного усвоения элементов содержания образования, обеспечивает развитие ключевой образовательной учебно-познавательной компетенции, влияет на воспитание личностных качеств и способствует становлению рефлексивной деятельности школьников.

Источник

Как часто вы рассматриваете, какое влияние на человека оказывает окружающая среда? Я сейчас говорю не о природе, а больше о социальной среде. После рождения дети идут в детский сад, где воспитатели готовят птенчиков к более взрослой жизни в школе.

Родители сами решают, когда ребёнку следует пойти в школу. В шесть лет, семь или даже восемь. Но вы когда-нибудь задумывались о том, как шкода влияет на развитие вашего ребёнка? Сегодня мы затронем эту тему.

Учеба играет большую роль в жизни вашего ребёнка, так как школа занимает большую часть времени в сутках. Именно в школе формируется правильная ориентация личности, и создаются условия для её развития. Школьник тянется больше к тем сферам учения, которые дают ему чувство уверенности в себе и делают более взрослым в собственных глазах. Ребёнку больше нравится ощущать себя самостоятельным и делать что-либо только с небольшой помощью от взрослых. Немаловажную роль в этом играет учитель, который должен правильно подать информацию так, чтобы у школьника возникли интерес и стремление выполнять что-либо качественно. На базе потребности познавать что-либо возникает интерес ребёнка к определённому предмету. Благодаря этому появляются мысли о том, кем стать в будущем или же построение идеала собственной жизни.

Знания – значимая информация, обеспечивающая расширение кругозора вашего ребёнка. Они могут приносить ему чувство удовлетворения, если достаточно интересны. Или же вызывать отрицательные эмоции и смешанные чувства, если не оказывают будоражащего действия. Ключом к получению знаний является успех, именно он формирует особое отношение к школьному предмету.

Несомненно важную роль в развитии индивидуальности личности играет социальный статус в обществе, которое окружает школьника. Достичь высокого положения можно за счёт успешной учебы. Высокая оценка, поставленная преподавателем, обеспечивает чувство абсолютного благополучия в человеке.

В учебном классе формируется коллектив из детей, объединённых общими интересами, достижениями и целями. Соответственно, каждый ребёнок приобретает социальную роль и соответствующие обязанности, которые позволяют получить определенное количество нравственного опыта.

Благодаря изучению школьных предметов ребёнок осваивает понятия, знаки, буквы. Они, в свою очередь, развивают теоретическое мышление и повышают интеллектуальное. Ребёнок должен понимать схемы, которые дают в школе. Что это значит? Это значит, что он должен уметь подставить собственные данные и воспользоваться схемой. Таким образом человек может выделять существенное и учиться получать достоверный результат.

Передача научных знаний и способов научного познания от преподавателя к ребёнку формирует и психологическое состояние личности.

Значимую роль в воспитании личности занимает учитель. Именно он организует учебную и внеучебную деятельность ребёнка. Большое влияние оказывают дискуссии во время урока, так как именно тогда школьник учится доказывать и отстаивать свою позицию.

Эффективность деятельности повышают поручения, которые бывают коллективные и индивидуальные.

Я считаю, что главное в жизни – общение, именно оно развивает в нас качества, чувства, интеллект. Несомненно, в учебном процессе общение должно стоять на первом месте. Причём, включая как общение преподавателя с учеником, так и детей друг с другом. Ведущую роль играет, конечно же, учитель. Любую ссору в коллективе устраняет именно взрослый, а также контролирует дружеские отношения между учащимися, находящимися в определенных рамках.

Читайте также:  Какие витамины дать ребенку для развития речи

Можно сделать вывод о том, что школа – одна из движущих сил развития личности ребёнка. Именно она формирует последующее отношение индивидуума к окружающей его среде.

Источник

Какие школьные предметы будут нужны во взрослой жизни — по данным ВЦИОМ, а какие — с точки зрения обычного учителя.

Результаты социологического опроса, проведенного ВЦИОМ, показывают, что самыми полезными в «послешкольной» жизни считаются 5 предметов: математика, русский язык, литература, история, физика. Предлагаем вам другую точку зрения на то, что пригодится сегодняшнему ученику в дальнейшей жизни.

Какие школьные предметы пригодятся в дальнейшей жизни

По данным ВЦИОМ, рейтинг наиболее полезных школьных предметов выглядит следующим образом:

  • математика;
  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физика.

Трудно судить, насколько этот набор отвечает требованиям общества. Но то, что не все эти предметы необходимы человеку для достижения личного успеха и благополучия, вполне очевидно. Не менее очевидно, что несколько важных предметов в этот список не вошли.

Если исходить из того, что задача школы — подготовить человека к тому, чтобы он мог обеспечивать себя, умел ориентироваться в современном мире, знал то, что необходимо для сохранения здоровья и поддержания социального статуса, то претензии к данным ВЦИОМ становятся очевидными. С точки зрения бывшего учителя и матери двух взрослых сыновей, я могу сказать, что максимально полезными станут следующие предметы:

  • русский и иностранный языки;
  • математика;
  • биология;
  • физика.

Какие предметы полезны и почему

Поскольку русский язык, физика и математика попали в оба списка, не стану подробно обсуждать их важность и полезность. Перейду к тем предметам, которые в перечень ВЦИОМ не попали, — иностранному языку и биологии. Если кратко, то хорошее знание иностранного языка, преимущественно английского, существенно расширяет будущие карьерные возможности школьника. Нравится нам или нет, но мировая экономика вынуждает производителей сотрудничать, то есть общаться. Отсюда требование к уровню английского во всех объявлениях о работе с мало-мальски приличной зарплатой. Шансы на удачное трудоустройство повышаются, если языков два.

К этому стоит добавить, что российское образование отстает от мирового так же, как отстают медицина, промышленность, IT-сфера. Знание иностранного языка позволит вашему ребенку получить качественное образование, которое признается в большинстве стран мира. К сожалению, российские вузы такого образования уже не дают.

Второй предмет из моего списка — биология. Не секрет, что по продолжительности жизни Россия отстает от большинства цивилизованных стран. У нас нет централизованной системы, направленной на сохранение здоровья, каждый человек самостоятельно заботится о себе и своих близких. Без знания биологии, анатомии и физиологии хотя бы в пределах школьного курса это невозможно.

Добавлю, что знаниями надо уметь пользоваться. Образованный человек не сидит на разрушительных диетах, не лечит болезни гомеопатическими препаратами, не боится ГМО, потому что знает, как работает его организм. Но чтобы в этом разобраться, биологию все-таки надо знать.

Так ли нужны история и литература

Попробую объяснить, почему из моего списка выпали история и литература. С историей все просто. Поговорка, что Россия — страна с непредсказуемым прошлым, показывает, почему школьный курс истории не нужен человеку для благополучной жизни. Я не предлагаю убрать ее из школьной программы полностью, но в первой пятерке необходимых в дальнейшей жизни предметов истории все-таки не место.

Литература в том виде, в каком она преподается в школе, тоже особой пользы не принесет. Человек должен уметь читать, иметь навыки работы с информацией, уметь выступать публично и писать хотя бы короткие тексты. Беда в том, что на литературе этому не учат. Да, читать русскую классику полезно, это развивает речь, иногда заставляет задуматься. Но утверждать, что литература пригодится в жизни после окончания школы, я бы не рискнула.

Без сомнения, у каждого родителя или учителя есть свой список самых полезных школьных предметов. Однако каким бы он ни был, в том формате, в котором предметы преподаются в школе, польза от них будет невелика. Если вашему ребенку повезло с учителем, и педагог постоянно показывает связь между учебной информацией и ее использованием в реальной жизни — очень хорошо. Если же вы убедились, что для ребенка школьные знания и реальная жизнь не связаны, исправляйте это. Именно вы хотите лучшего для своего ребенка, значит, вам об этом и заботиться.

Автор текста — читатель нашего канала, бывший учитель математики Русакова Юлия. Если у вас есть интересный опыт школьной жизни и вы хотите им поделиться на страницах нашего канала — свяжитесь с нами.

Источник