Роль шахмат в развитии ребенка
И.А. Галкина (к.пс.н.)
«Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности» – говорил Б. Франклин. Этой увлекательной игрой с древнейшей историей увлекаются миллионы человек во всех уголках земли. В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте – в 4-6 лет. Ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе и способствует гармоничному развитию ребенка. Практический анализ ученых доказал, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, как правило, вырастают многие выдающиеся специалисты, ученые и руководители большого государственного масштаба. Выводы, сделанные учеными и педагогами в разные времена и в разных странах, едины и свидетельствуют о том, что обучение игре в шахматы является одной из новых весьма перспективных форм всестороннего развития и воспитания детей.
Развитие логики и пространственного воображения
Прежде всего, шахматы – это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного, интуитивного мышления. Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист в процессе игры.
Развитие внимания и усидчивости
Во время занятий шахматами вырабатывается усидчивость, поскольку внимание концентрируется на одном процессе. Исследования показали, что рассеянность детей резко снижается, после того, как они приобщаются к шахматам. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть даже пять минут на одном месте – они становятся спокойнее и уравновешеннее.
Развитие памяти
Шахматы очень помогают в развитии разных видов памяти. Во-первых, развивается оперативная память, т.е. память, содержащая те сведения, которые используются в данный момент времени. Необходимость рассчитывать различные варианты, а значит и удерживать в голове информацию о тех вариантах, что уже рассчитаны и их результатах, и тех вариантах, что еще требуют расчета и обдумывания – все это тренирует оперативную память. Также игра способствует развитию долговременной памяти. Уже обладая небольшими практическими знаниями, шахматист в своей партии использует предыдущий опыт. Если он помнит, что в похожей позиции противник однажды уже смог получить выигрыш, значит, он сделает другой ход.
Формирование характера и воли
Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития – как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт. Конечная цель любой шахматной партии – победа, поэтому волевые усилия по преодолению сопротивления неизбежны. Поиск наилучшего хода, умение хладнокровно отбить неожиданный тактический удар, собраться в критической ситуации и продолжить сражение – все это и есть воспитание характера и силы воли.
Развитие целеустремленности
Игра сама по себе способствует развитию целеустремленности. Любой стратегический план в партии имеет конечную цель, к которой стремится игрок, преодолевая сопротивление противника. В свою очередь, глобальная стратегия делится на множество мелких тактических задач, решение которых также способствует воплощению задуманной идеи. Поэтому умение идти к цели, отбрасывая все ненужное, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты, вырабатывается у ребенка от игры к игре и в конечном итоге формирует целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной задачи.
Приучение к самостоятельности и ответственности
Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. Планомерные, регулярные занятия шахматами способствуют все более широкому развитию этих качеств. И, что особо нужно отметить, дети с каждым занятием начинают понимать, что они что-то могут делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.
Эмоциональный интеллект
Шахматисты во время игры наблюдает за партнером, пытается распознать его состояние и учится оказывать влияние. Так формируется способность понимать свои эмоции и эмоции других людей и управлять ими. Это умение потом очень пригодится во взрослой жизни.
Интуиция
В шахматах все рассчитать может только суперкомпьютер. Шахматист чаще полагается на общую оценку, вероятностную. В жизни люди часто упускают благоприятные возможности только потому, что не привыкли доверять своей интуиции, которая, в частности, опирается на прежний опыт и знания. Умение прислушиваться к внутреннему голосу нередко помогает людям избежать ошибок во многих сложных жизненных и профессиональных ситуациях.
Умение мыслить системно и нестандартно
Неорганизованность мыслительного процесса – вполне обычное явление для большинства людей. Справиться с этим явлением помогают шахматы. Сама игра и ее изучение обязательно приводят к дисциплине мышления. Регулярные шахматные баталии вырабатывают умение мыслить системно, выстраивая стройные логические цепочки в зависимости от обстоятельств. Они избавят от хаотического разброса мыслей при решении возникших задач.
Развитие творческих способностей и возможностей
Ситуации, когда следует применить оригинальный, нестандартный ход или план, встречаются практически в каждой партии. Разбор и анализ партий сильных мастеров помогают совершенствовать эту сторону интеллекта. Одним из важнейших достоинств шахматной игры является то, что шахматы могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активным досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой – и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме иногда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата. Каждый человек хоть раз в жизни испытывал удивительное чувство, вырывающее нас из обыденности и повседневной серости, – вдохновение. И неважно, чем вы занимались в этот момент – пели, играли в футбол или решали сложную математическую задачу. Просто в определенный миг рутинная работа неожиданно превращалась во что-то яркое, сверкающее, и казалось, что для вас нет ничего невозможного. Человек, играющий в шахматы, испытывает такие эмоции очень часто.
Развитие способности к обучению
Начинающий игрок рано или поздно отправится к книжной полке со специальной литературой или обратится к компьютеру. И тут начинается самое интересное. Дело в том, что мало прочитать и запомнить то, что написано в книжке. Следует все это проанализировать, разобрать варианты – как правило, в большинстве учебников дается поверхностный анализ, с далеко не полными расчетными выкладками. Делается это и для экономии печатного места, и для побуждения новичка к самостоятельному размышлению. Ну и, естественно, как и везде, необходимо полученные знания применить на практике, что тоже не так просто. В общем, изучение шахмат является полноценной и многоэтапной учебой.
Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Все это осознали деловые люди на Западе, где шахматы в последние десятилетия активно внедряются в область детского образования и воспитания.
Конечно, если родители сами умеют играть в шахматы, они могут начать обучение ребенка игре и самостоятельно, без помощи профессионального педагога, но на определенном этапе обучения они столкнутся с некоторыми «подводными камнями», которые благополучно обходит опытный специалист. К тому же одним из необходимых элементов обучения является обязательная игра с соперниками, имеющими примерно одинаковый уровень и багаж знаний и умений, Участие в турнирах, что также является неотъемлемой часть процесса обучения детей игре в шахматы.
В нашем психолого-педагогическом центре «Летиция» организованы специальные занятия для детей, желающих приобщится к увлекательному миру шахмат. Занятия ведут опытные профессионалы – педагоги-шахматисты, имеющие спортивные разряды и обладающие специальными знаниями для обучения детей игре в шахматы. Если кто-то из родителей, ознакомившись с материалами этой статьи, примет решение научить своих детей играть в шахматы, записывайтесь на занятия в наш развивающий центр прямо сейчас, чтобы выбрать удобное время занятий и совместить их с другими необходимыми для успешного и всестороннего развития ребенка программами!
Обучайте ребенка шахматам – «игра мудрецов» щедро вознаградит вас за правильный выбор и за преданность этому увлекательному и полезному виду спорта.
Источник
Ирина Емелина
Роль шахмат в развитии ребенка
ПОЛЬЗА ШАХМАТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В 1798 году Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности». Этой увлекательной игрой с древнейшей историей, которая сегодня считается вид спорта, увлекаются миллионы человек во всех уголках планеты. Мы решили напомнить родителям о том, как обучение этой игре влияет на интеллект и характер детей.
СПОСОБ ОТВЛЕЧЬСЯ ОТ КОМПЬЮТЕРА (ТЕЛЕВИЗОРА)
В последнее время и врачи, и учителя, и родители бьют тревогу. Дети перестают играть во дворе – не играют в догонялки или «казаки-разбойники», девочки не прыгают через скакалку или ещё недавно популярные резинки. Почему позабыто так много игр и развлечений, из-за которых раньше детей нельзя было зазвать домой, даже чтобы поужинать? Сегодня всё свободное время у них отнимают компьютерные игры или «общение» в социальных сетях.
Умные родители, стремясь воспитать из ребёнка самостоятельного и успешного человека, стараются ограничивать время, проводимое чадом за компьютером. А для этого стараются заполнить свободное время занятиями в спортивных секциях, возят в музыкальную или художественную школу. Ещё один отличный способ избежать интернет-зависимости – это научить ребёнка играть в шахматы. Эта игра доставляет детям много радости, в то же время оказывает огромное влияние на их умственное и психическое развитие.
РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ
Прежде всего шахматы – это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления.
Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек.Обратите внимание: в школах уроков логики нет, а занятие шахматами с первых же дней знакомства с ними учат детей логически мыслить и рассуждать.
Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.
ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ И КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ
Во время занятий шахматами у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.
Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, поскольку игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.
Эти факты принимают во внимание педагоги всего мира. В некоторых странах шахматы даже являются обязательным школьным предметом (Испании, Германии, Китае, Мексике, Лиме, Японии, а где-то их только начинают активно внедрять в области детского образования и воспитания (США, Канада, Венгрия и некоторые другие европейские державы).
ПРИУЧЕНИЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.
Увы, многие из нас зачастую лишь запоздало вспоминают поговорку «семь раз отмерь, один – отрежь». А вот шахматы научат детей не принимать поспешных решений, ибо они часто являются ошибочными. Статистический анализ доказывает, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, вырастают многие выдающиеся специалисты, учёные и руководители большого государственного масштаба.
ТВОРЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ
Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой – и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.
ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА
Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития – как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматыпомогают избавиться от застенчивости: дети, которые начинают занятия «тихонями» и боятся лишнее слово сказать,быстро раскрываются: становятся общительными, проявляют настойчивость и целеустремлённость. Благодаря своей спортивной составляющей шахматызакаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Источник
Шахматы – это одна из удивительных загадок человечества. До сих пор не утихают споры, где была изобретена игра. Часть ученых придерживаются китайской теории происхождения, другие утверждают, что шахматы появились в Индии, а третьи настаивают на том, что родоначальницей шахмат была Персия. Название игры произошло от персидских слов «шах мат», что означает – король мертв.
В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты.
Охотно проводили свой досуг за шахматной доской А.Пушкин, М.Лермонтов, Л.Толстой. В 1870 году Ивана Тургенева избрали вице президентом шахматного конгресса в Баден – Бадене.
Шахматы за столько веков своего существования не потеряла ни капли своей уникальности. Они долгое время являлись составной частью нашей культуры и спорта. Более семидесяти лет русские шахматисты никому не отдавали мировую корону. Ни в одном виде порта у наших спортсменов не было таких достижений.
В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития. Но, к сожалению, всё меньше и меньше людей имеют о ней должное представление, поэтому хотелось доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей.
Они развивают память и внимание, смекалку и математические способности, логику и фантазию, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, содействуют здоровому образу жизни. Шахматы– древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Шахматы имеют воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя представить воспитание умственных способностей и памяти…»
Почему надо учить шахматам маленьких детей? Ребёнка достигшего четырёхлетнего возраста мы учим считать, запоминать стишки, складывать слоги из букв алфавита. В этом же возрасте можно познакомить малыша с шахматной военной игрой и обучить правилам хода и боя фигур.
Знание правил позволит с помощью различных игровых положений развивать у ребёнка сообразительность, память, быстроту мышления.
Конечно же, шахматы для детей – это прежде всего игра, а игровая деятельность в дошкольный период существенно влияет на формирование психических процессов, а также в условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают.
Для того чтобы, привлечь малышей к миру шахмат, сделать знакомство с игрой шахматных фигур поистине увлекательной и незабываемой, занятия должны проходить как увлекательная игра в непринужденной для детей обстановке. Игровые занятия можно сочетать с рисованием, лепкой, чтением стихов, обучению счету. Используется сказочно-игровой метод очеловечивания шахматных фигур.
Увлекаясь этой игрой, ребенок получает мощный толчок развития, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах мира.
Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, помогает расширить круг общения детей, к тому же дает возможность современному ребенку научиться выбирать главное из потока информации, которая будет его окружать.
У играющего ребенка в шахматы формируются навыки планирования действий. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.
Шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске. Занятия по шахматам способствуют развитию у детей таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Игра в шахматы вырабатывает в человеке целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке.
Источник