Роль сензитивных периодов в развитии ребенка

Роль сензитивных периодов в развитии ребенка thumbnail

Роль сензитивных периодов в развитии ребенкаМ. Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.

Красивое слово «сензитивный» в переводе с латыни означает всего лишь «чувствительный». Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности.

С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает. 

Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату они приходят позже или не приходят совсем. Поэтому к разнообразным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой.

Взрослые не могут повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов. Взрослые могут создать благоприятные условия для реализации внутренних «жизненных импульсов» детей. Среда Монтессори создана таким образом, что, занимаясь в ней, ребенок не сможет пропустить ни один сензитивный период, потому что всё необходимое для их удовлетворения существует в среде. Сензитивные периоды проявляются и длятся у каждого ребенка свое время. Поэтому фронтальный подход в обучении неэффективен и вреден для здоровья. В среде Монтессори каждый ребенок работает в соответствии со своим внутренним планом физиологического и психологического развития.


Основными сензитивными периодами возраста 0 месяцев – 6 лет Монтессори выделяла следующие:
 

1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет) 

Это лучшее время приучить ребенка к порядку. Основные сферы порядка: в окружающей среде; во времени и последовательности событий (запускаются “внутренние часы” ребенка); во взаимодействии с взрослыми. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Значение порядка не переоценить – внешний порядок обуславливает появление внутреннего (порядок в мыслях, чувствах, движениях). Весь процесс деятельности с Монтессори-материалами построен таким образом, чтобы в максимальной степени реализовать задачи сензитивного периода порядка.
 

Роль сензитивных периодов в развитии ребенка2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет)

Важный показатель общего психического развития ребёнка – психомоторное развитие (чем и является крупная моторика). Физические упражнения благотворно влияют на весь организм. В этом возрасте физические движения активно влияют и на развитие головного мозга. Последствия этих процессов стимулируют интеллектуальный и социальный рост ребенка.

Именно поэтому малышей тянет к уличным площадкам с их лестницами, горками и качалками.  Все это позволяет в максимальной степени развивать двигательные навыки, координацию движения, вестибулярный аппарат ребенка, его гибкость и ловкость, укреплять различные группы мышц и суставов.

3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет)Роль сензитивных периодов в развитии ребенка

Вы наверняка замечали, что малыш, знакомясь с предметом, задействует все каналы восприятия (рассматривает, ощупывает, извлекает звуки, нюхает, пробует навкус), то есть изучает его целостно. С возрастом один из каналов восприятия становится ведущим. Монтессори-среда напоминает ребёнку о том, что мир наполнен звуками, запахами, ощущениями. Малыш познаёт мир во всём его многообразии – что так важно в этом возрасте. В это время формируются первые понятия о цвете, форме, величине предметов. 

Роль сензитивных периодов в развитии ребенка4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет)

Все знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно-моторной координации, ловкости и точности движения, развитие кисти и пальцев рук, подготовка к письму и многое другое. Такие материалы, как Перекладывание бусин, фасоли, Нанизывание мелких бусин на шнурок, Мозаика, Миска с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками, Перекладывание ложкой и пересыпание крупы, и многое другое удовлетворяют потребности этого сензитивного периода.
 

5. Период речевого развитияРоль сензитивных периодов в развитии ребенка

Чем меньше ребенок, тем более наглядными должны быть все понятия, с которыми он знакомится. Для эффективногоусвоения понятия необходим так называемый «чувственный опыт» (пощупать, потрогать, понюхать и т.д.). В зоне языка малыш знакомится с окружающим его миром: наборы животных (домашних и диких), муляжи фруктов, овощей, грибов, мини копии жилого дома и фермы, макеты жилищ животных, тематические паззлы, карточки и книги и т.д. – все материалы позволяют максимально доступно узнавать новое. Однако не стоит забывать, что источник информации в языковой зоне – взрослый (педагог или мама).

Роль сензитивных периодов в развитии ребенка6. Период развития социальных навыков

В возрасте 2.5 – 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и “ребята, которые в открытую курят на остановках”. Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок под­ражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т. д.

Для овладения вежливыми формами общения служат упражнения в навыках социальной жизни, которые описаны в работах Марии Монтессори и ее последователей.

В заключение, еще раз сформулируем основные выводы, который нам, родителям и педагогам, нужно помнить:

Взрослым необходимо знать, что ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий сензитивный период своего развития.

Сензитивные периоды универсальны и индивидуальны одновременно, поэтому особую роль в отслеживании хода развития ребенка играет искусство наблюдения.

Знания о времени наступления основных сензитивных периодах, необходимо устроить для ребенка возможность упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д.

“Подготовленная среда” и дидактический материал Монтессори, таким образом, не являются чем-то искусст­венным, а создают оптимальные условия для естественного хода развития каждого (уникального и неповторимого!) ребенка.

Источник

На самом деле, сензитивные периоды изучены ещё не достаточно полно. Но это научная задача. А для родителей важны выводы, которые следуют из факта существования сензитивных периодов и их общих свойств.

Фото Николь Кавана, блог The Kavanaugh Report

Сензитивный период — это такое окно возможностей, когда ребёнок особенно восприимчив к тому, чтобы забрать из среды необходимое для развития навыка. В этот период он осваивает новое как будто бы не прилагая усилий, с лёгкостью и большим интересом. Такой процесс приносит ему радость.

Что важно знать:

  • всё хорошо в своё время;
  • к сожалению, это время может быть упущено;
  • к счастью, есть надёжный, почти безошибочный ориентир — интерес самого ребёнка;
  • чем сильнее настойчивость малыша, тем больше вероятность, что это следствие и проявление потребностей его развития.

Родителям важно понимать общие особенности возраста и то, как на этом этапе можно и нужно помочь ребёнку удовлетворить его потребности развития (чаще всего в русском переводе Монтессори-литературы их называют человеческими тенденциями).

Например: вы видите, что ребёнок упорно бросает в воду предметы. Мы не знаем, какой сензитивный период стоит за этим. Но мы видим, что человек нащупал полезность для себя. Теперь надо подумать, где и как мы можем разрешить малышу подобную активность?

  1. Можно предложить малышу помыть игрушки в тазу. Рекомендую сначала самим отобрать те игрушки, которые не испортятся после такого занятия, а затем предложить ребёнку помыть любые игрушки на его выбор

2. Можно предложить малышу занятие «Тонет — не тонет» — малышам нравится проводить эксперименты и наблюдать, какой предмет утонет в воде, а какой останется плавать на её поверхности.

3. Либо во время купания можно дать разные предметы малышу: ведёрки, миски, машинки, лейки. И так далее.

Фото Ольги Горевой

До трёх лет ребёнок интенсивно осваивается в собственном теле — он учится понимать и использовать сенсорную информацию (от органов чувств) и управлять телом. А также выстраивает представление о физике мира, чтобы в будущем ловко двигаться, практически не концентрируя на этом своё внимание.

Мы же, взрослые, легко бросаем предмет в заданную точку, едва лишь взяв его в руку и ощутив вес. И тем точнее будет наш бросок, чем больше у нас в детстве было двигательного опыта. Как это происходит? Это отлаженный, откалиброванный процесс сопоставления зрительной, тактильной и проприоцептивной информации с координированным посылом в мышцы.

Как мы составляем эту сложную программу движения корпуса, руки, кисти, пальцев? Нашим мозгом. Он по части таких движений «умнее» нас самих. Потому что он может сделать то, что мы не можем объяснить. Вы не знаете, какие мышцы, какие нейроны и по каким программам делают эту работу. Но по факту, если в раннем детстве вам дали вовремя попрактиковаться в спонтанном самостоятельном движении в разных условиях, вы эту задачу — бросить предмет точно в цель — сможете решить, хоть и не знаете, как.

Поэтому всё же стоит задуматься, где и как легализовать водные эксперименты.

Родителю важно именно осознать значимость сензитивных периодов, чтобы с уважением следовать за ребёнком. Тогда просто наблюдая за его движениями, вы сможете дать безопасное пространство для удовлетворения его интересов.

Анна Федосова — детский психолог и Монтессори-педагог АМИ, консультант по вопросам развития и воспитания детей, эксперт курса «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет».

Фото: блог The Kavanaugh Report.

Подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзен, а также Вконтакте и Инстаграм, чтобы не пропустить новые статьи экспертов о развитии и воспитании детей!

Еще статьи:

Почему до года от «развивашек» больше вреда, чем пользы. И что поможет развить моторику малышей

Дети и развитие мозга. Что мы знаем о том, как дети познают мир

Что такое сензитивные периоды и зачем родителям знать о них

Источник

ксения мартынова
Консультация для родителей «Сензитивные периоды развития ребенка»

Сензитивные периоды развития ребёнка.

Вы наверняка не раз замечали: ребенку никак не удавалось овладеть каким-то уменьем, но вот, проходит месяц, другой, вы снова возвращаетесь к этой теме и вдруг обнаруживаете, что кроха схватывает все, буквально, на лету.

Оказывается, в разные периоды жизни ребенок бывает особенно восприимчив к определенным влияниям окружающего мира. Такие периоды называются «сензитивными»

Сензитивный период — это период в жизни ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий, делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно

Мария Монтессори отмечала: «Если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением» (например, учиться читать, писать, «то к результату они приходят позже или не приходят совсем».

Почти все сензитивные периоды протекают до 6 лет. Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, по крайней мере,следующие возможности:

– знать эти периоды, их особенности наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания определенного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки уровня развития ребенка в настоящий момент;

– предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы у ребенка было то, в чем он особенно нуждается в данный момент

Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и тоже время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.

Ребенок от рождения до трех лет. (Мария Монтессори характеризовала его как «духовный эмбрион») представляет собой, образно говоря, сверхчувствительный резонатор эмоций родителей – в основном матери. Его «впитывающее сознание», как губка, вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в их мире.

В возрасте от трех до шести лет ребенок, согласно Марии Монтессори, является «строителем самого себя». Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сензитивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного.

Основные сензитивные периоды:

период развития речи (0-6 лет);

период восприятия порядка (0-3);

период сенсорного развития (0-5,5);

период восприятия маленьких предметов (1,5-3,5);

период развития движений и действий (0-4);

период развития социальных навыков (2,5-6).

Сензитивный период развития речи.

Наиболее важные этапы внутри данного периодас указанием приблизительного возраста их наступления:

– В возрасте от 0 до 4.5 месяцев: ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное, поэтому дети способны поворачивать голову к источнику звучания речи;они учатся подражать звукам: ребенок делает первые попытки самостоятельно располагать произносимые звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.

Отсюда вывод: запрет на «сюсюканье», на придумывание родителями упрощенного «детского» языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Он нуждается в том, чтобы ему рассказывали, как можно больше историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка, историй – образцов хорошего стиля, разных жанров.

– В возрасте около 1 года: ребенок сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли, но одновременно ребенокпопадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может, однако, воспользоваться этим “знанием” из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может.

– В возрасте около 1.5 лет: ребенок начинает выражать свои чувства, желания, он в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.

– В возрасте 2.5 – 3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь – прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику.

– В возрасте 3.5 – 4 лет: ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно, живо интересуется символическим обозначением звуков – буквами, может работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания – вплоть до простых слов.

– В возрасте 4 – 4.5 лет: ребенок начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики.

-В возрасте около 5 лет: ребенокбез принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития.

Сензитивный период восприятия порядка.

Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори.

Нужно иметь в виду, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом.

Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок – порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведения в целом – будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет.

М. Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 – 2,5 лет ребенок испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, громко выражая свое негодование в том случае, если он нарушается взрослыми. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у нас образ 2,5-летнего ребенка как капризного, непонятно чего требующего существа. А ему насущно необходим порядок,и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении, во времени и в поведении взрослых по отношению к нему.

Порядок в окружающей среде. Его соблюдение позволяет ребенку разобраться в соотношении между предметами. Речь идет о том, чтобы структурировать окружающую ребенка среду (чаще всего – предметы в квартире) таким образом,чтобы она соответствовала основным закономерностям в соотношении между предметами: посуда – на кухне, обувь – в прихожей, одежда – в шкафу, игрушки – всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и т. д.

Ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте. И поэтому необходимо, чтобы каждое утро он видел, например, свои игрушки аккуратно уложенными и в одном и том же месте – даже если вечером они были разбросаны. В этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще формирует собственный образ порядка. И помочь ему в это могут родители, поддерживая внешний порядок вокруг него.

Порядок в отношении людей к предметам. Желательно,чтобы это отношение было культурно обусловлено: обычно принято на стуле сидеть; за столом – есть, обращаясь со столовыми приборами соответствующим образом; дверь открывать рукой, а не ногой; кофе или чай пить на кухне, а не в постели и т. д. Для соблюдения этого родителям приходится наступить на горло собственной креативности, перестать вольно обращаться с различными вещами, предметами домашнего обихода и освоить общепринятые способы действия с ними, постепенно становясь «профессионалами» в воспитании собственного ребенка.

Порядок во времени. Временные представления у маленьких детей еще не сформированы, поэтому порядок во времени заключается для них в последовательной смене событий. Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой, и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон – со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех.

После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот индивидуальный режим. Есть еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во времени – точнее, порядка в последовательности событий. Например, последовательности в событиях при чтении уже известных ребенку сказок. Многие из нас замечали, что в этом возрасте часто ребенок выказывает неудовольствие, если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, или если что-то придумывается заново. Малыш не против творчества взрослых вообще – ему лишь нужно приобрести устойчивость в мире; и если Красная Шапочка ведет себя, как всегда, – значит, можно быть уверенным в завтрашнем дне!

Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку. Для ребенкатакого возраста наиболее важно прочувствовать порядок в следующих аспектах поведения взрослых по отношению к нему:

• Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от сегодняшнего настроения. Желательно, что они были обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать). Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале образовывать поведенческий алгоритм. В последнем случае после многократных повторений одной и той же последовательности действий (например,связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и др.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно лишь дать общее название («Готовимся ко сну?») для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами (он сам знает, что делать дальше) мог действовать самостоятельно.

• Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми. Поскольку все равно ребенок научится тому, что видит, этот тезис можно оставить без каких-либо психологических комментариев.

Сложившийся у ребенка к 3 годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом. Это же касается уровня «внутреннего порядка» (порядка в мыслях, поступках и т. п.).

Сензитивный период сенсорного развития.

Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет. Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и проч. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возможны лишь при специальной тренировке. Содержание этого длительного сензитивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением.

Сензитивный период интереса к мелким предметам.

Этот период трудно не заметить,и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т. п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности.

А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей. В развитии ребенка анализ – разделение целого на части, предшествует синтезу – объединению частей.

Поэтому при игре с конструктором дети с большим удовольствием разрушают построенные родителями конструкции, и лишь спустя некоторое время, начинают строить сами. Второй важный аспект этого периода заключается в том, что этот интерес совпадает с потребностью ребенка совершенствовать свою речь. Сегодня уже практически всем родителям известно о связи речи с развитием мелкой моторики. Упражняясь с мелкими предметами, ребенок тренирует пальчики и, следовательно, речь.

Сензитивный период развития движений и действий.

Длится в среднем от 1 года до 4 лет и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все методы образования, которые ограничивают свободу движения ребенка в этом возрасте, являются препятствующими его естественному развитию. Отсюда и вывод о вреде для него и малоактивного образа жизни.

В течение этого периода имеются моменты, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения, то впоследствии его интересуют все более сложные действия, требующие определенный уровень координации, свободы и выразительности движений.

Сензитивный период развития социальных навыков.

В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на домах и в подъездах и ребята, которые открыто курят на остановках. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи, и т. д.

Источник