Роль сенсорных эталонов в познавательном развитии ребенка дошкольника

Роль сенсорных эталонов в познавательном развитии ребенка дошкольника thumbnail

Сенсорное
развитие, с одной стороны, составляет
фундамент общего умственного развития
ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное
значение, так как полноценное восприятие
необходимо и для успешного обучения ребенка
в детском саду, в школе, и для многих видов
трудовой деятельности.

С
восприятия предметов и явлений окружающего
мира начинается познание. Все другие
формы познания — запоминание, мышление,
воображение — строятся на основе образов
восприятия, являются результатом их переработки.
Поэтому нормальное интеллектуальное
развитие невозможно без опоры на полноценное
восприятие.

В
детском саду ребенок обучается рисованию,
лепке, конструированию, знакомится с
явлениями природы, начинает осваивать
основы математики и грамоты. Овладение
знаниями и умениями во всех этих областях
требует постоянного внимания к внешним
и внутренним свойствам предметов. Так,
для того чтобы получить в рисунке сходство
с изображаемым предметом, ребенок должен
достаточно точно уловить особенности
его формы, цвета, материала. Конструирование
требует тщательного исследования формы
предмета (образца), его структуры и строения.
Ребенок выясняет взаимоотношение частей
в пространстве и соотносит свойства образца
со свойствами имеющегося материала. Без
постоянной ориентировки во внешних свойствах
предметов невозможно получить объективные
представления о явлениях живой и неживой
природы, в частности об их сезонных изменениях.
Формирование элементарных математических
представлений предполагает знакомство
с геометрическими формами и их разновидностями,
сравнение объектов по величине. При усвоении
грамоты огромную роль играет фонематический
слух — точное дифференцирование речевых
звуков — и зрительное восприятие начертания
букв. Эти примеры легко можно было бы
возвести в n-ную степень.

Усвоение
сенсорных эталонов — длительный и сложный
процесс, не ограничивающийся рамками
дошкольного детства и имеющий свою предысторию.
Усвоить сенсорный эталон — это вовсе
не значит научиться правильно называть
то или иное свойство объекта. Необходимо
иметь четкие представления о разновидностях
каждого свойства и, главное, уметь пользоваться
такими представлениями для анализа и
выделения свойств самых разнообразных
предметов в самых различных ситуациях.
Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов
— это адекватное использование их в качестве
“единиц измерения” при оценке свойств
веществ.

В
каждом возрасте перед сенсорным воспитанием
стоят свои задачи, формируется определенное
звено сенсорной культуры.

Таким
образом, можно выделить основные задачи
в сенсорном развитии и воспитании детей
от рождения до 6 лет.

На
первом году жизни это обогащение ребенка
впечатлениями. Следует создать для малыша
условия, чтобы он мог следить за движущимися
яркими игрушками, хватать предметы разной
формы и величины.

На
втором-третьем году жизни дети должны
научиться выделять цвет, форму и величину
как особые признаки предметов, накапливать
представления об основных разновидностях
цвета и формы и об отношении между двумя
предметами по величине.

Начиная,
с четвертого года жизни у детей формируют
сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные
в речи представления о цветах, геометрических
фигурах и отношениях по величине между
несколькими предметами. Позднее следует
знакомить с оттенками цвета, с вариантами
геометрических фигур и с отношениями
по величине, возникающими между элементами
ряда, состоящего из большего количества
предметов.

Одновременно
с формированием эталонов необходимо
учить детей способам обследования предметов:
их группировке по цвету и форме вокруг
образцов-эталонов, последовательному
осмотру и описанию формы, выполнению
все более сложных глазомерных действий.

Наконец,
в качестве особой задачи выступает необходимость
развивать у детей аналитическое восприятие:
умение разбираться в сочетаниях цветов,
расчленять форму предметов, выделять
отдельные измерения величины.

Вывод

В процессе обучения ребенок
должен овладеть сенсорными эталонами
для определения отношений выявленных
свойств и качеств данного предмета к
свойствам и качествам других предметов.
Только тогда появится точность восприятия,
сформируется способность анализировать
свойства предметов, сравнивать их, обобщать,
сопоставлять результаты восприятия.
Дети должны научиться выделять цвет,
форму и величину как особые признаки
предметов, накапливать представления
об основных разновидностях цвета и формы
и об отношении между двумя предметами
по величине. Ознакомление с каждым видом
эталонов имеет свои особенности, поскольку
с разными свойствами предметов могут
быть организованы разные действия. Пятый
год жизни становится переломным в развитии
восприятия ребенка. Дети могут уже делать
выбор по образцу (по цвету, форме, величине),
они пользуются зрительным соотнесением.
Перцептивная ориентировка возникает
у них на основе усвоения отдельных эталонов,
которому способствует усвоение слов,
обозначающих свойства и отношения.

Изучив литературу по проблеме
сенсорного развития детей дошкольного
возраста, мы выяснили, что сенсорное развитие
ребенка – это развитие его восприятия
и формирование представлений о внешних
свойствах предметов: их форме, цвете,
величине. Формирование у ребенка представлений
о сенсорных эталонах имеет очень важное
значение для дальнейшего развития.

Список использованной
литературы

  1. Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности
    восприятия пространства у детей.-М.,1984.

  1. Вайнерман С.М., Большев А.С.,
    Силкин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филиппова Л.В.
    Сенсомоторное развитие дошкольников
    на занятиях по изобразительному искусству.
    – М., 2001.

  1. Вартан В.П. Сенсорное развитие
    дошкольников. – Мн., 2007.

  1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной
    культуры ребенка от рождения до 6 лет.-
    М., 1972.

  1. Возрастные особенности психологического
    развития у детей. – Сб. науч. трудов/отв.
    ред. И.В. Дубровина, М.И. Лисина. – М., 1982.

  1. Выготский Л.С. Психология развития
    человека. – М., 2003

  1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика:
    Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб
    заведений. – М.,2000.

  1. Кордуэлл М. Словарь – справочник.
    – М., 2002.

  1. Люблинская Л.А. Детская психология.
    – М., 1971.

  1. Мухина В.С. Детская психология.
    – М., 1989.

  1. Основы специальной психологии:
    Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб.
    заведений / Под ред. Кузнецовой. – М., 2005.

  1. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному
    воспитанию с детьми раннего возраста:
    Пособие для воспитателей детского сада.
    – М., 1983.

  1. Программа “Развитие” (основные
    положения). – М., 1994.

  1. Психология воспитания. / Под
    ред. В.А. Петровского. – М., 1995.

  1. Сенсорное воспитание в детском
    саду: Пособие для воспитателей. / Под ред.
    Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М., 1981.

  1. Сенсорное воспитание в детском
    саду. /Под. ред. Н.П. Сшсулиной и Н.Н. Поддъякова.
    – М., 1969.

  1. www.medicalbrain.ru

  1. www.murzim.ru

Приложение 1

ЗАНЯТИЕ

Тема:
Осязание. Мокрое или сухое

Цели:

1. Учить на основе сравнения и практических
тренировок различать и изображать различные
осязательные ощущения человека (ощущения
сухости и влажности

2. Учить определять название 
различных влажностных свойств 
материала, устанавливать отношения 
между предметом или веществом 
и ощущением сухости или влажности 
предмета.

3. Работать над умением определять название
мокрого или сухого, опираясь на тактильные
ощущения, то есть развивать осязательное
восприятие.

Читайте также:  Когнитивное развитие ребенка в раннем детстве

4. Формировать умение понимать 
учебную задачу и точно ее 
выполнять.

5. Учить точно выполнять инструкции
воспитателя, повторять движения за взрослым,
развивать общую моторику.

6. Развивать наблюдательность, мелкую 
моторику рук, умение работать 
с красками, прививать нравственно-эстетические 
качества.

Материалы к занятию:

1. Демонстрационный: тазы с теплой 
водой для стирки кукольной 
одежды, мыло, веревки для просушки 
белья, прищепки, наборы игрушечной 
посуды, образец композиции “Кружка 
для чая”, вырезанной из картона 
и разукрашенной красками (гуашь).

2. Раздаточный: мокрые и сухие салфетки
для каждого ребенка, несколько предметов
кукольной одежды для стирки каждому ребенку,
материалы для изготовления композиции
“Кружка для чая” для каждого ребенка:
силуэты кружек, вырезанные из картона,
гуашевая краска четырех основных цветов.

Ход занятия

I.
Организационный момент

Игра на развитие речевого
слуха “Лягушки”

Воспитатель предлагает детям поиграть
в игру “Лягушки”. Детям нужно встать
в круг, затем педагог вместе с детьми
читает стихотворение:

Вот лягушки по дорожке  
Скачут, вытянувши ножки.  
Увидали комара,  
Закричали: “Ква-ква-ква!”

Дети изображают прыгающих лягушек. После
этого педагог предлагает одному из детей
встать в круг, закрыть глаза и узнать,
кто подает голосок. В это время один из
детей, стоящих по кругу, произносит: “Ква-ква-ква!”
Ребенок, стоящий в круге, называет имя
того, кто только что заквакал.

Психогимнастика. Изобразите лягушек, которые охотятся
за комарами. Они притаились и замерли.
Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте,
что одна из лягушек прыгнула к вам на
ладошку. Что будете делать? (Я бережно
посажу ее на травку.) Покажите, как вы
будете держать лягушку в ладошке и посадите
на травку. А теперь скажите, какая лягушка:
сухая или мокрая? Почему она мокрая? (Потому
что она живет в воде или возле воды.) А
какими станут руки после того, как вы
отпустите лягушку? (Тоже мокрыми.) Что
нужно сделать, чтобы руки стали сухими?
(Посушить их на солнце, вытереть полотенцем.)

II.
Знакомство с понятиями “мокрое” 
и “сухое”

Раздайте детям небольшие угощения (фрукты,
ягоды, печенья, конфеты). После того как
дети закончат есть, предложите им мокрые
салфетки, чтобы они вытерли лицо:

— Вы немного испачкались, когда кушали
конфеты. Вот мокрые салфетки. Вытрите
личики.

Потом дайте сухие салфетки, чтобы они
вытерли лица насухо. После еды всегда
старайтесь давать детям по две салфетки
— мокрые и сухие. Просите ребятишек взять
мокрую и вытереть ею себе лицо, затем
другой салфеткой вытереться насухо.

III.
Упражнение “Стирка белья”

Для этого упражнения понадобится таз
с водой, мыло и различная кукольная одежда,
а также веревки для просушки белья и прищепки.
Соберите кукольную одежду и постирайте
ее вместе с детьми (стирка для них, естественно,
будет чисто символической, в данном случае
не ставится цель научить детей стирать).
Конечно, для детей это будет самая настоящая
стирка со всеми присущими ей атрибутами
— от мыла до прищепок, которыми будем
прикреплять к веревкам мокрое белье.
Перед стиркой спрашиваем детей, какое
белье сейчас: мокрое или сухое. Во время
стирки, положив кукольную одежду в таз,
снова опрашиваем, какое теперь стало
белье. А теперь развешиваем мокрое белье.
Потом дети снимают просушенное белье.
Поговорите с детьми о том, как можно просушить
белье (повесить на веревку, положить в
сушилку и т.д.).

— Какое теперь стало белье? (Сухое.) Как
мы это сделали?

(Высушили его.)

IV.
Физкультминутка

“Стойкий оловянный солдатик”

Воспитатель читает стихотворение, показывая
движения, а дети повторяют за ним эти
движения.

На одной ноге постой-ка,  
Если ты солдатик стойкий.  
Ногу левую — к груди,  
Да смотри, не упади.  
А теперь постой на левой,  
Если ты солдатик смелый.

V.
Игра “Купание куклы”

Игре предшествует вводная беседа для
усвоения понятий “живой — неживой”.

Выставляется кукла. Воспитатель спрашивает:

— Чем отличается кукла Маша от наших
девочек? (Она неживая, она — кукла, игрушка.)
Оля, ты кто? (Девочка.) Ваня, а ты кто? (Мальчик.)
Все вы дети. Вы, я, мамы, папы, дяди тети,
бабушки и дедушки — все мы живые люди.

Выставляются картинки с изображением
животных.

— Это – живые существа. Если мы не знаем
названия животного, тогда спрашиваем:
“Кто это?” Что общего у всех живых существ?
(Они двигаются, дышат, они могут слышать,
видеть, чувствовать холод и тепло.) А теперь
посмотрите, сколько вокруг нас предметов.
Они стоят, сами не двигаются, у них нет
ни глаз, ни ушей. Это — неживые предметы.
Об этих предметах мы спрашиваем: “Что
это?” Попробуйте, назовите все неживые
предметы, которые есть в этой комнате.
А теперь назовите всех живых существ.

Куклы тоже неживые, но, когда мы играем
с ними, они становятся для нас дочками,
сыночками, то есть как бы оживают, и с
ними мы делаем то, что мамы делают со своими
детьми. Сегодня мы будем купать кукол,
как будто они наши дети, как будто они
живые.

Дайте малышам тазики с водой, полотенца
и куклы, которые они могли бы купать, а
потом вытирать. Подчеркивайте (слово
“мокрый”, когда ребятишки играют с водой,
и слово “сухой”, когда они вытирают кукол.
Можно также дать ребятишкам тарелочки
или блюдца, которые надо ополоснуть, а
потом вытереть.

Источник

Ребенок с самого раннего возраста начинает воспринимать окружающую его действительность через органы чувств. Он дотрагивается к предметам, берет их в рот, чтобы понять их вкус, осматривает их визуально, слышит звуки, которые издает объект изучения, чувствует запах. В дошкольном возрасте у ребенка развиваются действия восприятия, поэтому обучение как дома, так и в детских садах должно быть направлено на изучение сенсорных эталонов.

Усвоенные представления о свойствах разных предметов в дальнейшей жизни играют роль образцов. Это легко понять на примере лимона. Если вы ни разу не пробовали вкус этого фрукта, то у вас и не возникнет никаких ассоциаций. Но если вы ощущали хоть раз его кислый вкус во рту, то при слове “лимон” или при увиденном изображении этого фрукта вкусовая память вам напомнит его, и во рту опять станет кисло.

Ознакомление с сенсорными эталонами в дошкольном возрасте – это развитие действий восприятия, познание малышами свойств и качеств предметов окружающей среды, установление взаимосвязи между ними. В дальнейшем при появлении в жизни ребенка новых объектов он будет их сравнивать с уже знакомыми. Именно у дошкольников происходит переход от своего опыта восприятия сенсорных эталонов к общепринятым среди взрослых людей.

Читайте также:  Гбу ровеньский центр развития и социализации ребенка

Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате изучения объектов. Ребенок понимает свойства предмета только в результате исследования его со всех сторон. У детей раннего возраста мышление наглядно-действенное. Это значит, что малыш воспринимает окружающую действительность через органы чувств. На этом строится процесс развития и воспитания детей дошкольного возраста.

восприятие запахов

В статье рассмотрим, что это – сенсорные эталоны в дошкольном возрасте, как они вырабатываются в процессе ежедневных занятий. Вы узнаете, какие виды восприятия участвуют в процессе познания, как нужно организовать работу с детьми, чтобы они освоили не только свойства предметов, но и могли использовать эталоны для сравнения с незнакомыми объектами. Ознакомимся с точкой зрения ведущих детских психологов и педагогов относительно процесса восприятия.

Процесс восприятия

Восприятие – это психический процесс чувственного познания мира, окружающих предметов. Первоначально ребенок воспринимает предмет целостным, например, видит просто пирамидку, а не отдельные колечки и стержень, на которые они надеваются.

ребенок изучает предметы

В результате тактильной деятельности приходит осмысленность, что пирамидка состоит их отдельных частей, каждая из которых имеет разный размер и цвет. Таким образом, свойства восприятия можно выделить следующие:

  • Целостность – первоначальное восприятие предмета целиком.
  • Константность – воспринимаемые предметы имеют постоянные признаки – определенный цвет и величину, запах и форму.
  • Структурность – ребенок не просто воспринимает отдельные ощущения при взгляде на предмет. Он узнает его и соотносит с предметами данной группы. Например, кастрюля и чайник – это посуда, а отвертка и молоток – инструменты. Услышав звуки музыки, малыш понимает, что это поет человек, а не играет фортепиано.
  • Осмысленность – так как восприятие тесно связано с мышлением ребенка, то он постепенно понимает сущность предметов. Воспринимает пирамидку не только как яркую игрушку, а знает, что колечки нужно собрать в порядке величины колец. Чайник – не просто металлическая посуда, а предмет, в котором кипятят воду для чая.
  • Избирательность – первым делом ребенок воспринимает ярко выделенный предмет, который четко виден на фоне остальных. Именно поэтому все пособия для детей дошкольного возраста должны быть красиво оформлены, чтобы привлечь внимание малыша, чтобы он захотел играть с такой игрушкой или посмотреть предложенную ему картинку.

Что такое сенсорный эталон

Развитие у детей восприятия и выработка представлений про свойства окружающих предметов носит название сенсорного развития, так как весь процесс познания происходит через органы чувств человека. Выделяют 5 основных видов восприятия окружающего мира:

  • Зрительное – первым делом ребенок видит предмет глазами, воспринимает его цвет, форму, величину, расположение в пространстве.
  • Слуховое – воспринимает звуки, издаваемые предметом. Первый услышанный звук малыша – это голос его матери.
  • Осязательное – обследование любого предмета происходит тактильно. Ребенок берет его в руку, пробует с ним производит действия, трясет его, бросает, катает или гладит.
  • Вкусовое – малыши берут игрушки в рот не для того, чтобы съесть, а чтобы понять вкус предмета. С опытом малыш запоминает вкус продуктов питания и уже выборочно относится к ним, одно нравится, а другое – не хочет.
  • Обонятельное – это познание мира через запахи. Одни ароматы приятны, другие вызывают желание прикрыть нос рукой.

Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте – это образцы, выработанные человечеством, которые ребенок должен усвоить для дальнейшей успешной учебы в школе. Освоение данных навыков происходит постепенно, начиная с самого раннего возраста. Значение сенсорного развития очень важно именно в этом возрасте, когда происходит процесс совершенствования органов чувств, накапливаются знания об окружающей действительности.

эталоны величины

В дошкольном возрасте сенсорные эталоны – это основные цвета и оттенки, плоские и объемные геометрические фигуры, величина предметов – длина, ширина, высота и толщина, высота музыкальных звуков, уровень высоты человеческого голоса – тихие или громкие звуки и т. д. Человечество их вырабатывало в процессе трудовой деятельности многие тысячелетия, а малыш осваивает основные из них еще будучи дошкольником.

Перед воспитателем и родителями ребенка дошкольного возраста стоит задача помочь малышу в освоении сенсорных эталонов, создать все условия для формирования представления об окружающих предметах. Это происходит во время дидактических игр, в процессе учебной и трудовой деятельности, на рисовании и во время лепки, на экскурсиях и прогулках. Каждый возраст имеет свои особенности при освоении сенсорных понятий и эталонов. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Возрастные особенности по Л. А. Венгеру

Леонид Абрамович Венгер – выдающийся советский психолог, который много провел исследований в области сенсорного воспитания детей-дошкольников. Он выделил возрастные особенности во время формирования сенсорных эталонов, начиная с раннего возраста.

На первом году жизни малыш только обогащается впечатлениями. Мать должна создать благоприятные условия для этого – каждый раз показывать новую игрушку или предмет, давать ему его в руки, чтобы ребенок мог исследовать, пощупать, давать возможность следить за двигающимися предметами и т. д. В этом возрасте все задачи решаются с помощью манипулятивных действий.

усвоение сенсорных эталонов

На втором году жизни малыш учится выделять цвета, запоминать их названия, различать форму и величину предметов. В этот период накапливаются знания и об отношениях между предметами, малыш сравнивает их между собой.

Устойчивые и закрепленные в речи понятия про сенсорные эталоны формируются только с трехлетнего возраста, то есть в дошкольный период. Дети уже могут соотносить и сравнивать их в ряду, состоящем из нескольких предметов. Например, из трех или четырех отрезков, нарисованных в тетради, он может выявить самый длинный, тот, что короче, самый короткий, средний по длине и так далее.

Закрепляется усвоение сенсорных эталонов в различных видах деятельности. Например, при конструировании малыш запоминает цвета деталей, их форму и размер, материал, из которого сделаны части, что из них можно создать. Так, конус используется только для строительства крыши или верхней части башни из цилиндров, а кирпич ставят внизу конструкции.

Во время рисования малыш подбирает необходимый карандаш для изображения предмета. Например, он знает, что стебель рисуют зеленым карандашом, а цветочек изображают красным, желтым, розовым или оранжевым. Он не будет рисовать его черным или зеленым, так как у него уже есть опыт восприятия растений, и в памяти всплывает сенсорный эталон цвета. Так, Л. А. Венгер считает, что успех любой деятельности ребенка зависит от уровня сенсорного развития.

Читайте также:  Карта психологического развития на ребенка

Три периода представлений о предметах по В. И. Логиновой

Вера Иосифовна Логинова – это талантливый исследователь и теоретик дошкольной педагогики. Она считает, что формирование сенсорных эталонов происходит на протяжении всего дошкольного детства и продолжается даже в школьные годы. Она весь этот период разделила на три этапа, опираясь на возрастные возможности ребенка.

  • Первый этап – это освоение сенсомоторных предэталонов. Ребенок в этот период может только видеть отдельные качества предмета, которые имеют значение для двигательной деятельности. Малыш понимает, что шарик катится, а кубик – не может, но не понимает, почему так происходит.
  • На следующем уровне сенсорного развития малыш пользуется предметными эталонами. Он соотносит качества знакомого предмета с новым.
  • В конце дошкольного детства в результате накопления опыта происходит у детей формирование сенсорных эталонов. В этот период ребенок пользуется образами свойств предметов, которые имеются у него в запасе. На основе этого опыта происходит усвоение всей системы эталонов, общепринятых человечеством. Он уже воспринимает сами эталоны отдельно от какого-то конкретного предмета.

Понятие величины

Особое внимание уделяется в младшем дошкольном возрасте сенсорному эталону “величина”. Это одна из задач умственного воспитания, благодаря которой малыш учится не только давать правильное название свойству предметов, но и сравнивать их между собой, что дает ребенку более полное представление об окружающей его действительности. Измерительная деятельность развивает мышление, служит основой для разных видов деятельности, создает предпосылки для учебы в школе.

развитие понятий величины и цвета

Сенсорные эталоны величины сначала познаются на уровне органов чувств, то есть на сенсорной основе. Ребенок видит предмет глазами, ощупывает его, производит с ним ряд действий. Потом воспринятый объект осмысливается мышлением, дополняются знания речью. Сам механизм восприятия и у взрослых, и у детей одинаков. Приходят знания и понятия о предмете в результате практической деятельности, при участии слова и размышлений. Задействованы процессы сравнения и анализа, синтеза и классификации, что уже является признаками логического мышления.

Дети трех лет еще не могут дифференцировать предметы по разнице величин. Так, малыш может пытаться уложить большого медведя в маленькую кроватку. После этого периода ребенок начинает выделять предметы по их внешнему виду, отталкиваясь от их объема. Так, бегемот – большой, а мышонок – маленький. С возрастом и развитием речи дети уже выделяют отдельные признаки величины, различая длину, ширину, высоту, толщину. Им еще тяжело запомнить правильное название всех этих свойств предмета, поэтому воспитатель проводит с ними дидактические игры, цель которых сравнить предметы по величине и правильно назвать признаки. Все эти учебные упражнения базируются на сравнении величин, используя глазомер ребенка.

Все это подкрепляется на практике в разных видах деятельности. В конструировании ребенок не поставит маленькую деталь внизу, так как понимает, что вся конструкция распадется. Рисуя картинку, старший дошкольник уже соотносит величину предметов с расстоянием. Так, деревья, что растут близко, рисуют большого размера, а те, что растут вдалеке, – маленькими.

Игры для формирования понятия “величина”

Педагогами придумано огромное количество дидактических игр, которые используют на занятиях по формированию элементарных математических представлений и ознакомлению с окружающим миром.

игра "Три медведя"

Перечислим самые популярные среди дошкольных работников:

  • “Назови правильно”.
  • “Расставь по порядку”.
  • ” Зоопарк”.
  • “Подбери рыбкам аквариум”.
  • “Найти коробки для обуви”.
  • “Три медведя” и т. д.

Изучение величин происходит как на занятиях, так и во время игровой деятельности, используются настольно-печатные игры или игрушки, сделанные по методике Монтессори.

Развитие сенсорных эталонов звука

Первое восприятие звука происходит еще в раннем младенчестве, когда малыш поворачивает голову в сторону звучащего голоса матери. Большое значение для умственного развития играет речь сначала взрослого, а затем и самого ребенка. Благодаря звукам окружающего мира ребенок познает действительность.

На занятиях музыки дети учатся различать высоту звуков, низкие и высокие ноты, соотнося их с животными. Например, низкие ноты – идет медведь, средние – бежит лисичка, высокие – поет птичка. Различают ритм марша, танцевальной музыки или колыбельной. Восприятие звуков позволяет соотносить их с движениями в танце, петь песню, согласно мелодии, делать гимнастические упражнения в правильном ритме, читать стих ритмично и с выражением.

Игры для сравнения звуков

Педагоги проводят музыкально-дидактические игры, которые формируют уже в младшем дошкольном возрасте сенсорные эталоны звука.

занятие по музыке в детском саду

Перечислим некоторые из них:

  • “Тихо или громко”.
  • “Танцуй или маршируй”.
  • “Угадай, кто идет”.
  • “Что слышно?”
  • “Узнай, чей голос?”
  • “Угадай, где звенит?” и т. д.

Изучение цветовых эталонов

С раннего возраста сенсорные эталоны цветов и оттенков усваиваются в ходе зрительного восприятия предметов, а также практического их использования. Дети легче запоминают цвета в процессе игры, поэтому все игрушки делают такими яркими и красочными. Закрепляют знания на занятиях рисованием и лепкой, аппликации и ручном труде. Используют следующие игры:

  • “Найди пару”.
  • “Найди вторую рукавичку”.
  • “Собери сервиз”.
  • “Найди для бабочки цветок”.
  • “Поставь цветок в вазу”.
  • “Собери бусы”.
  • “Чего не хватает?” и т. д.

Эталоны формы

Сенсорные эталоны дошкольника содержат понятие формы объектов. Данный аспект предметов воспринимается и зрительно, и тактильно. Ребенок видит геометрическую форму объекта, понимает его строение благодаря ощупыванию, обследованию в руках, помогает быстрее сориентироваться речь взрослого, которая дает название каждой фигуре.

игрушка Монтессори

С самого раннего возраста дети играют с игрушками-вкладышами, кубиками и деталями конструктора. Потом учатся узнавать выученную форму в окружающих предметах. Например, во время игры “Найди в комнате предметы … (например, прямоугольной формы)” ребенок осматривается вокруг и видит, что соответствует сенсорному эталону дверь, окно, потолок, поверхность стола, тетрадка и пенал, лист бумаги или ковер на полу.

Отлично способствуют закреплению данных эталонов следующие игры:

  • “Что изменилось?”
  • “Составь картинку”.
  • “Пазлы”.
  • Лото “Найди предметы такой же формы”.
  • “Подбери ключ к двери”.
  • “Чем отличаются домики?” и т. д.

Как видите, сенсорные эталоны в дошкольном возрасте способствуют умственному развитию детей, развивают логическое мышление и формируют навыки будущей учебной деятельности в школе. Это важный этап в развитии ребенка, который поможет ему стать успешным в выбранной профессии. Сенсорное развитие должно начинаться с раннего возраста, и обязательно нужно уделять ему большое внимание.

Источник