Роль семьи в воспитании ребенка с особенностями развития

Крайне важно, чтобы родители и специалисты стремились к взаимовыгодному сотрудничеству в интересах психического, физического и социального развития ребенка. Для этого необходимо:

1. Помощь родителям в осознании истоков своей эмоциональной и интеллектуальной реакции по отношению к дефекту развития. (помочь родителям побороть в себе негативные эмоции, чувство безысходности, взглянуть фактам в лицо и стать активными участниками обучения, воспитания и развития собственного ребенка. Научить воспринимать не дефект, а ребенка.)

2. Получение родителями правдивой, содержательной и точной медицинской информации, психолого-педагогической оценки состояния и перспектив развития ребенка. (Врач или комиссия, сообщающая родителям конечный диагноз, в максимальной степени должны отразить в нем, что может делать ребенок, каковы его перспективы, сильные стороны. Родителям необходимо сообщать факты, ибо они развязывают инициативу, дают требуемые понимание и мудрость, а вместе с ними и практические знания, необходимые для участия в воспитании ребенка).

3. Подведение родителей к полному пониманию программы обучения и реабилитации их ребенка.

4. Привлечение родителей к активному участию в обучении ребенка и предоставление в их распоряжение способов оценки эффективности это процесса на каждой его стадии.

Дети, имеющие осведомленных и активных родителей, гораздо лучше подготовлены к жизненным трудностям.

Основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка с недостатками в развитии, является отношение родителей к его дефекту. От этого зависит стратегия и тактика воспитания. Переоценка нарушения может привести к излишней опеке, что создает условия для искусственной изоляции от общества, к тому же охранительное воспитание в семье в свою очередь вызывает развитие эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. Недооценка также негативно влияет на развитие личности ребенка.

В зависимости от типа внутрисемейных отношений и стиля семейного воспитания выделяют четыре группы семей, имеющих детей со значительными отклонениями в развитии:

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

1. Стиль воспитания — гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, коммуникативные связи с окружением деформированы. Это оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.

2. Стиль холодного общения — гипопротекция, снижение эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Это ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах. Родители этой группы фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.

3. Конструктивная и гибкая форма взаимодействия отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Такой стиль способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.

4. Репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию (чаще отцовскую). В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. Нередко прибегают к физическим наказаниям. При таком стиле воспитания у детей отмечается аффективно-агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость, что еще больше осложняет их физическое и психическое состояние.

Основные задачи родителей:

Ø Способствовать расширению сенсорного опыта ребенка, стимулировать его к новым играм.

Ø Сформировать кавыки самообслуживания: умение пользоваться туалетом, самостоятельно есть и пить, умываться и чистить зубы, вытирать нос и рот, поддерживать чистоту и порядок своих вещей и своей комнаты и т. п.

Ø Развивать ориентировку в  ближайшем окружении и собственном теле, ориентировку во времени, ориентировку в пространстве.

Ø Сформировать у ребенка положительную Я-концепцию — систему осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о самой себе, на которых она строит свое поведение, которая является основой внутреннего стимулирующего механизма личности («Я хороший, добрый, красивый; я справлюсь со всеми трудностями; я люблю окружающих, я интересен и нравлюсь людям»); скорректировать в случае необходимости негативную модальность («Ребенок хорош, плох его поступок»).

Ø Ознакомить детей с «вежливыми словами», показывать пример культурного поведения дома, в гостях, на улице и других общественных местах.

Ø Способствовать раскрытию индивидуальных задатков, склонностей, способностей ребенка.

Сейчас повсеместно идет создание института консультаций и служб психологической разгрузки семьи, организация педагогического патронажа семьи, цель которого заключается в раннем вмешательстве и кор-рекционной поддержке. Разработана система взаимодействия родителей и детей по принципу «Особые дети — особое общение». Эта система не затрагивает семейную направленность воспитания, а только предлагает изменить внешнюю форму общения.

Основные направления в работе специалистов с семьей по В.В. Ткачевой:

Ø Гармонизация семейных взаимоотношений.

Ø Коррекция психологического состояния родителей.

Ø Коррекция детско-родительских отношений.

Ø Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка.

Ø Обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.

Ø Обучение родителей специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.

Формы психокоррекционной работы с семьей (Е.Г. Дементьева).

1. Индивидуальное консультирование родителейпо вопросамобучения, воспитания и общения с ребенком в семье.

2. Участие родителей в тематических собраниях, проводимых коррекционным педагогом совместно с другими специалистами системы образования. Примерная тематика собраний: «Познание себя как родителя», «Конфликты с детьми и их преодоление», «Анализ различных подходов в воспитании детей», «Наказания и поощрения – за и против», «Как подготовить ребенка к школе».

3. Посещение индивидуальных занятий коррекционного педагога родителями. Направлены на формирование навыков сотрудничества при организации совместной деятельности, укрепление сплоченности и взаимопонимания в диаде «мать–ребенок».

4. Совместное проведение досугов (праздников, развлечений). Тематика праздников: «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Наши милые мамы», «Лучший папа» и др.

5. Стенд для родителей. Рубрики обновляются ежемесячно.

6. Ведение дневника «События нашей жизни». Это специально организованная и систематическая работа самого ребенка, предметом которой является его собственная жизнь, отраженная в доступных ему знаковых формах.

7. Работа с родительской группой включает: анализ конкретных проблем, связанных с воспитанием и обучением, выбор адекватных форм общения и поведения во взаимодействии с ребенком, установление конструктивных отношений со специалистами учреждения.

Формы индивидуальной работы с родителями:

Ø Демонстрация матери приемов работы с ребенком.

Ø Конспектирование матерью уроков, проводимых педагогом.

Ø Выполнение домашних заданий со своим ребенком.

Ø Чтение матерью специальной литературы, рекомендуемой педагогом.

Ø Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.

Одной из наиболее перспективных форм оказания помощи ребенку в ситуации социальной депривации является его устройство в приемную семью или под патронат.

Под патронатом понимается специальная форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатного родителя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства (уполномоченного органа). В патронатную семью ребенок может помещаться временно до решения его дальнейшей судьбы. Главная цель приемной и патронатной семьи — создать благоприятные условия для временного пребывания ребенка.

Главный принцип, лежащий в основе данного опыта: подбор семьи под ребенка, а не ребенка под семью. При этом крайне важно обеспечивать социально-психологическое сопровождение ребенка в течение всего периода пребывания его в замещающей семье.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Семья – это родной дом ребенка, где он живет, играет, учится постигать окружающее, практически познает, что такое доброта, внимание, забота, любовь родителей и других родственников, отвечает привязанностью и любовью.

Ребенок с отклонениями в развитии, если он воспитывается не в детском доме или интернате, обычно проводит в семье большую часть времени. В специальном детском учреждении он бывает лишь 6-7 часов в сутки. Старшеклассник – несколько дольше. Уже поэтому семья играет чрезвычайно большую роль в деле его воспитания и обучения. Мы имеем в виду обучение в широком понима-нии этого термина, т.е. не только обучение в школе различным предметам, но и постижение всего того, что окружает ребенка – объектов, их взаимоотношений, разнообразных ситуаций и др. Очень важно, чтобы в семье сложились условия благоприятные для его жизни, общего развития, становления его как личности.

Следует сказать, что сам факт рождения ребенка с отклонениями в развитии всегда вызывает у родителей глубокие переживания, а часть из них воспринимает такое событие как полное крушение надежд. Ведь все хотят иметь здорового, умного, красивого сына или дочь, мечтают об их благополучии в будущем. Даже в тех случаях, когда родители сами страдают тем или иным дефектом, они надеются, что с ребенком все будет в порядке, что он благо­получно вырастет, поступит в школу общего назначения, будет там успешно учиться. Так, слепые родители обычно мечтают о том, чтобы их ребенок вскоре стал для них «родными глазками», постоянным заботливым помощником, в котором они так нуждаются. И действительно, в семьях слепых нередко рождаются зрячие дети. Однако, если слепота родителей генетически обусловлена, то имеется большой риск появления у них незрячего ребенка.

Родителям ничего не остается делать, как принять своего ребенка таким, какой он есть. Матери и отцу следует приложить все усилия к тому, чтобы семья не распалась. Ведь они оба крайне нуж­ны малышу, а он, их родной ребенок, никогда не будет для дру­гих людей столь же близким и желанным. Воспитывать и обучать вся­кого ребенка трудно. Трудности резко возрастают, если у ребенка имеются те или иные отклонения в развитии. Однако, почти все­гда ему можно в той или иной степени помочь в плане коррекции имеющегося недостатка.

Организация жизни такого ребенка представляет собой не только педагогическую, но и ме-дицинскую проблему. Поэтому родителям необходимо как можно раньше обратиться к детскому врачу, специалистам разного профиля, чтобы получить от них полезные советы и реальную помощь, способствующую коррекции зрения, слуха, двигательной сферы или речи. Консультации врачей должны быть не разовыми, а периодическими, что позволяет увидеть те изменения, которые имеют место в состоянии ребенка под влиянием его роста и медикаментозных средств.

Важны также постоянные контакты родителей с педагогом-специалистом, знающим, как следует работать с детьми различных возрастов, у которых имеются отклонения в развитии, чтобы способствовать коррекции или компенсации присущих ребенку дефектов. Дефектолог поможет определить правильное направление обучения и воспитания, покажет наиболее целесообразные формы и приемы работы, посоветует, какие книги читать, какие игрушки и предметы использовать, предостережет от возможных ошибок. А родители смогут реализовать все эти рекомендации, проявляя собственную инициативу.

Родителям полезно читать популярную педагогическую и медицинскую литературу, пользоваться ею при возникновении трудностей в воспитании и обучении малыша. Ошибки в воспитании ребенка с отклонениями в развитии в семье наиболее часто заключаются в чрезмерной опеке или, напротив, в недостаточном внимании к малышу. В первом случае ребенка слишком балуют, жалеют, оберегают от всех даже посильных для него дел. Взрослые сами выполняют все за ребенка и, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым, бездеятельным. Ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требований старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится дружить и играть с другими детьми. К тому же он становится эгоистичным, «семейным деспотом», не желающим, чтобы за­бота родителей распространялась на других членов семьи.

Лишение внимания со стороны родителей приводит к тому, что он чувствует себя в родной семье дискомфортно. У него возникает и укрепляется чувство ненужности, отвергнутости, переживания одиночества. Он становится робким, забитым, теряет присущую детям доверчивость и искренность в отношениях с родителями. Таким образом воспитывается умение приспосабливаться к окружающей среде, равнодушное, недоброжелательное отношение к родным и другим окружающим его взрослым и детям.

Следует заметить, что родители поступают совершенно неправильно, когда предъявляют ребенку с отклонениями в развитии требования, для него непосильные, заставляют прилагать чрезмерные усилия для их выполнения. В этих случаях ребенок перенапрягается физически и морально. Он страдает, видя недовольство взрослых. Родители, в свою очередь, испытывают чувство неудовлетворенности, сердятся на ребенка за то, что он не оправдал их ожиданий. На этой почве может возникнуть тихий, затяжной конфликт, в котором наиболее страдающей стороной является ребенок. Чтобы этого не случилось, родителям следует учитывать характер и тяжесть имеющегося у ребенка отклонения, ведь именно эти показатели определяют его возможности в общем развитии, успехи в овладении умениями и навыками. Важно принимать во внимание также возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

В ходе воспитания ребенка с отклонениями в развитии в семье серьезной проблемой становится формирование правильных взаимоотношений между ним и его нормально развивающимися братьями и сестрами. Важно организовать жизнь семьи таким образом, чтобы другие дети относились к своему исключительному брату (или сестре) с любовью и терпением, чтобы они не обижали его, принимали в общие игры, помогали ему, заботились о нем. Следует проследить за тем, чтобы ребенок с отклонениями в развитии был в свою очередь доброжелательным и уступчивым.

Родителям нужно очень внимательно следить за своим отношением к ребенку с отклонениями в развитии и другим детям, не проявлять особого отношения к кому-то из них, равномерно и справедливо распределять свою любовь, внимание между всеми детьми и ко всем быть одинаково требовательным и взыскательным. Это будет способствовать сплочению семьи, объединению всех детей. В противном случае между детьми возникнет подозрительность, зависть, стремление к ненужному соперничеству.

Воспитывая ребенка с отклонениями в развитии в семье, родителям следует с дошкольного возраста научить его понимать, знать и делать то, что в его возрасте доступно всем здоровым де­тям. Это относится прежде всего к формированию навыков самообслуживания, выработке определенной самостоятельности, умению соблюдать правила поведения, общаться с детьми и взрослыми. При этом нет необходимости фиксировать внимание ребенка на дефекте, вызывая у него тем самым жалость к себе и сознание собственной неполноценности. Напротив, следует подчеркнуть его позитивные качества, поощрять за успехи, за стремление преодолевать трудности. Это будет способствовать укреплению у ребенка веры в собственные силы, повышать его старательность, настойчивость.

Наряду с решением задач, общих для воспитания всех детей с отклонениями в развитии, в семье должна осуществляться работа, обусловленная конкретным дефектом, присущим данному ребенку, направленная на коррекцию или, если это возможно, компенсацию последствий дефекта. Так, если ребенок имеет снижение слуха, то перед родителями остро встает вопрос о том, какими путями следует помочь ему овладеть словесной речью.

Речь необходима ребенку вначале просто для общения с окру­жающими его взрослыми и детьми. Живя в семье, он хочет понимать обращения, просьбы, сообщения. Стремится сам выразить свои желания, мысли, чувства. Позднее речь явится основным средством обучения. Успехи ребенка в обучении в значительной мере зависят от уровня его речевого развития.

Ребенок со сниженным слухом усваивает родную речь с большими трудностями, замедленно и дефектно. Он недостаточно точно воспринимает и таким же образом весьма приближенно воспроизводит отдельные слова и тем более предложения, нередко прибегает к пантомиме и выразительным жестам. Обычно ребенок бывает понят лишь немногими людьми из его ближайшего окружения.

Родителям следует приучать малыша смотреть в лицо говорящего, следить за движениями его губ и, подражая, отраженно воспроизводить несложные слова и словосочетания. Для развития остаточного слуха ребенка используют различные звучащие игрушки. Обращаясь к нему, следует говорить громко около его уха. Конечно, нужно обязательно обратиться к отоларингологу и по его рекомендации подобрать ребенку слуховой аппарат, который облегчит возможность речевого общения.

У детей с недостатками слуха обычно бывает нарушена моторика. Поэтому серьезное внимание следует уделить воспитанию у ребенка ловкости движений. Важно учить бегать, прыгать, ходить, не шаркая ногами, без стука переставлять стулья, выходить из-за стола, не стучать дверью и т.п.

Ребенок с недостатками зрения плохо ориентируется в пространстве. Его нужно специаль-но учить ходить и бегать по комнатам квартиры, ориентируясь на голос матери или на звук музы-кальной игрушки, знакомить с квартирой, с двором. Полезно учить его прыгать через скакалку, выполнять простые гимнастические упражнения, играть со зрячими детьми в подвижные игры. Все это также способствует развитию ориентировки и уточнению координации движений.

В отдельных случаях у детей с недостатками зрения появляются навязчивые однообразные движения, такие как раскачивание туловища, размахивание руками. Их возникновение необходимо предупреждать.

Важно направить воспитательную работу на развитие органов чувств детей с недостатками зрения или слуха, на расширение и уточнение их представлений об окружающем их мире. В связи с этим остро ставится вопрос о развитии осязания, потому что для слепого ребенка оно в известной мере заменяет собой зрение. Матери слабовидящего ребенка следует постоянно обращать внимание малыша на различение формы предметов, размеров, фактуры, составление объектов из отдельных частей. Большую помощь при этом оказывают занятия лепкой, аппликацией, конструированием.

Вся работа должна проводиться с обязательным оречевлением выполняемых действий, с называнием обследуемых предметов и их свойств.

Воспитание в семье умственно отсталых детей основывается на их разнообразной предметно-практической деятельности – самообслуживании, систематическом формировании гигиенических навыков и умений, правильного поведения. Однако родителям следует уделить внимание и формированию познавательной деятельности ребенка, расширению его сенсорного опыта, активизации вербального общения, расширению круга интересов.

Напомним, что дети с отклонениями в развитии, находясь в благоприятных условиях, получая медицинскую и педагогическую помощью, развиваются. Все категории этих детей, кроме умственно отсталых и страдающих сложными дефектами, имеют потенциально сохранный интеллект и могут получать цензовое образование и в объеме программы средней школы. Воспитание и обучение ребенка, борьба за коррекцию и компенсацию его дефекта начинается в семье с дошкольного возраста и продолжается многие годы. Чем более просвещенными в дефектологическом плане будут родители, тем больших положительных сдвигов в развитии ребенка можно ожидать.

Работа семьи, направленная на воспитание ребенка с отклонениями в развитии, начатая в дошкольный период его жизни, не прекращается при его поступлении в специальную школу или специальный класс, но приобретает иные, более сложные формы. Осуществляя эту работу, родителям постоянно надо иметь в виду перспективы социальной реабилитации ребенка. Им следует постоянно поддерживать связь с дефектологами и врачами. Если ребенок учится в домашних условиях и им руководит опытный специалист-дефектолог, то его также периодически нужно показывать врачу.

Заключение

Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых много терпения, душевной доброты, наблюдательности и определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка. Основная масса детей с отклонениями в развитии нуждается в организации специфического коррекционного воздействия, без которого их продвижение будет замедленным и недостаточно успешным.

Проводить работу с разными категориями детей с отклонениями в развитии целесообразнее всего, привлекая для этого специалистов-дефектологов, понимающих нужды этих детей и владею­щих методиками их обучения.

Однако, очень большое значение имеет семья, в которой растет ребенок с тем или иным дефектом. Именно семья может ока­зать ему существенную помощь, способствующую успешной интеграции в окружающую социальную среду. В связи с этим родителям важно знать и основные психологические особенности ребенка, имеющего отклонения, и те учреждения, куда следует обратиться за консультацией и квалифицированной помощью.

Учителя младших классов и классов коррекционно-развивающего обучения школ общего назначения нередко имеют в своих классах детей с негрубо выраженными отклонениями. Им важно ориентироваться в том, как помочь такому ученику и что необходимо сделать, чтобы его обучение было успешным и не способствовало формированию отрицательных черт личности.

Список рекомендуемой литературы

Базоев В.3. Профессиональное образование глухих // Дефектология. — 1996. — № 6.

Басилова Т.А. Использование игровой и изобразительной деятельности в развитии социально-бытовой ориентировки слепоглухих школьников // Дефектология. — 1995. — № 6.

Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением // Дефектология. — 1996. -No 3.

Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М., 1987. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. — М., 1994.

Воспитание слабовидящего ребенка в семье / Под ред. В.П. Ермакова, А.А. Щегловой. — М., 1986.

Выготский Л.С. Собр. соч.: В б т.— М., 1983. Т. 5: Основы дефектологии. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.

Гилевич И.М., Тигранова Л.И. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе // Дефектология. — 1995. — № 2.

Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. — 1995. — № 6.

Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М., 1984.

Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1990.

Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. — М., 1990.

Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1980.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М., 1988.

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.

Корсунская Б.И. Методика обучения глухих дошкольников речи. — М., 1969.

Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. — М., 1983.

Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей // Дефектология. — 1983. — № 6.

Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. — М., 1990.

Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. — М., 1988.

Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. — 1996. — № 3.

Лубовский В.И. Научные и практические проблемы работы медико-педагогических комиссий // Дефектология. — 1988. — № 1.

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.

Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. — М., 1988.

Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. — М., 1991.

Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. – 1995. – № 2.

Певзнер М.С., Бертынь Г.П., Мареева Р.А. Комплексное изучение детей со сложными сенсорными дефектами // Дефектология.— 1979. — № 4.

Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М., 1977.

Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника (олигофрено-психология). — М., 1996.

Петрова В.Г., Белякова И. В. К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием // Дефектология. – 1995. – № 2.

Петрова В.Г., Белякова И.В. Основы дефектологии. — М., 1992.

Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Т.Н. Головиной. — М., 1980.

Рогов А.А. Организация коррекционной работы в спецшколе-интернате № 21 для детей с церебральным параличем и нарушением психики // Дефектология. — 1996. — № 2.

Семенов Л.А. Тренажеры и их использование в школах для слепых и слабовидящих детей. — М., 1985.

Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. – М., 1972.

Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. — М., 1983.

Словесная речь — основа формирования личности глухого школьника. — М., 1996.

Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М., 1990.

Шевченко С. Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1994. -№1.

Оглавление

Введение …………………………………………………………….

Глава I. Общие вопросы теории воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии…………………………………………………….. 4

I.1. Предмет и задачи коррекционной педагогики ……………..4

I.2. Причины возникновения отклонений в развитии у детей ………….6

I.3. Основные проблемы коррекционной педагогики………… 8

I.4. Где воспитываются и обучаются дети с отклонениями в развитии………….. 18

I.5. Жизненные перспективы детей с отклонениями в развитии …………22

Глава II. Характеристика детей с различными отклонениями в развитии ………….. 14

II.1. Неслышащие и слабослышащие дети ………………………. 24

II.2. Незрячие и слабовидящие дети ……………………………….. 31

II.3. Дети с тяжелыми нарушениями речи ………………………. 39

II.4. Умственно отсталые дети ………………………………………… 46

II.5. Дети с задержкой психического развития …………………60

II.6. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата развития ……………….71

II.8. Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы 73

Глава III. Выявление, воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии…….. 44

III.1. Выявление детей с отклонениями в развитии и дифференциальная диагностика…… 74

III.2. Принципы обучения детей с отклонениями в развитии……………………………………… 87

III.3. Требования к педагогу-дефектологу ……………………….. 90

III.4. Роль семьи в воспитании и обучении ребенка с отклонениями в развитии………….. 95

Заключение……………………………………………………………………….. 100

Список рекомендуемой литературы …………………………………… 101

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 1847 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник