Роль семьи в воспитании ребенка с особенностями психического развития

Крайне важно, чтобы родители и специалисты стремились к взаимовыгодному сотрудничеству в интересах психического, физического и социального развития ребенка. Для этого необходимо:

1. Помощь родителям в осознании истоков своей эмоциональной и интеллектуальной реакции по отношению к дефекту развития. (помочь родителям побороть в себе негативные эмоции, чувство безысходности, взглянуть фактам в лицо и стать активными участниками обучения, воспитания и развития собственного ребенка. Научить воспринимать не дефект, а ребенка.)

2. Получение родителями правдивой, содержательной и точной медицинской информации, психолого-педагогической оценки состояния и перспектив развития ребенка. (Врач или комиссия, сообщающая родителям конечный диагноз, в максимальной степени должны отразить в нем, что может делать ребенок, каковы его перспективы, сильные стороны. Родителям необходимо сообщать факты, ибо они развязывают инициативу, дают требуемые понимание и мудрость, а вместе с ними и практические знания, необходимые для участия в воспитании ребенка).

3. Подведение родителей к полному пониманию программы обучения и реабилитации их ребенка.

4. Привлечение родителей к активному участию в обучении ребенка и предоставление в их распоряжение способов оценки эффективности это процесса на каждой его стадии.

Дети, имеющие осведомленных и активных родителей, гораздо лучше подготовлены к жизненным трудностям.

Основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка с недостатками в развитии, является отношение родителей к его дефекту. От этого зависит стратегия и тактика воспитания. Переоценка нарушения может привести к излишней опеке, что создает условия для искусственной изоляции от общества, к тому же охранительное воспитание в семье в свою очередь вызывает развитие эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. Недооценка также негативно влияет на развитие личности ребенка.

В зависимости от типа внутрисемейных отношений и стиля семейного воспитания выделяют четыре группы семей, имеющих детей со значительными отклонениями в развитии:

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

1. Стиль воспитания — гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, коммуникативные связи с окружением деформированы. Это оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.

2. Стиль холодного общения — гипопротекция, снижение эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Это ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах. Родители этой группы фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.

3. Конструктивная и гибкая форма взаимодействия отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Такой стиль способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.

4. Репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию (чаще отцовскую). В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. Нередко прибегают к физическим наказаниям. При таком стиле воспитания у детей отмечается аффективно-агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость, что еще больше осложняет их физическое и психическое состояние.

Основные задачи родителей:

Ø Способствовать расширению сенсорного опыта ребенка, стимулировать его к новым играм.

Ø Сформировать кавыки самообслуживания: умение пользоваться туалетом, самостоятельно есть и пить, умываться и чистить зубы, вытирать нос и рот, поддерживать чистоту и порядок своих вещей и своей комнаты и т. п.

Ø Развивать ориентировку в  ближайшем окружении и собственном теле, ориентировку во времени, ориентировку в пространстве.

Ø Сформировать у ребенка положительную Я-концепцию — систему осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о самой себе, на которых она строит свое поведение, которая является основой внутреннего стимулирующего механизма личности («Я хороший, добрый, красивый; я справлюсь со всеми трудностями; я люблю окружающих, я интересен и нравлюсь людям»); скорректировать в случае необходимости негативную модальность («Ребенок хорош, плох его поступок»).

Ø Ознакомить детей с «вежливыми словами», показывать пример культурного поведения дома, в гостях, на улице и других общественных местах.

Ø Способствовать раскрытию индивидуальных задатков, склонностей, способностей ребенка.

Сейчас повсеместно идет создание института консультаций и служб психологической разгрузки семьи, организация педагогического патронажа семьи, цель которого заключается в раннем вмешательстве и кор-рекционной поддержке. Разработана система взаимодействия родителей и детей по принципу «Особые дети — особое общение». Эта система не затрагивает семейную направленность воспитания, а только предлагает изменить внешнюю форму общения.

Основные направления в работе специалистов с семьей по В.В. Ткачевой:

Ø Гармонизация семейных взаимоотношений.

Ø Коррекция психологического состояния родителей.

Ø Коррекция детско-родительских отношений.

Ø Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка.

Ø Обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.

Ø Обучение родителей специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.

Формы психокоррекционной работы с семьей (Е.Г. Дементьева).

Читайте также:  Как влияет недоношенность на развитие ребенка

1. Индивидуальное консультирование родителейпо вопросамобучения, воспитания и общения с ребенком в семье.

2. Участие родителей в тематических собраниях, проводимых коррекционным педагогом совместно с другими специалистами системы образования. Примерная тематика собраний: «Познание себя как родителя», «Конфликты с детьми и их преодоление», «Анализ различных подходов в воспитании детей», «Наказания и поощрения – за и против», «Как подготовить ребенка к школе».

3. Посещение индивидуальных занятий коррекционного педагога родителями. Направлены на формирование навыков сотрудничества при организации совместной деятельности, укрепление сплоченности и взаимопонимания в диаде «мать–ребенок».

4. Совместное проведение досугов (праздников, развлечений). Тематика праздников: «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Наши милые мамы», «Лучший папа» и др.

5. Стенд для родителей. Рубрики обновляются ежемесячно.

6. Ведение дневника «События нашей жизни». Это специально организованная и систематическая работа самого ребенка, предметом которой является его собственная жизнь, отраженная в доступных ему знаковых формах.

7. Работа с родительской группой включает: анализ конкретных проблем, связанных с воспитанием и обучением, выбор адекватных форм общения и поведения во взаимодействии с ребенком, установление конструктивных отношений со специалистами учреждения.

Формы индивидуальной работы с родителями:

Ø Демонстрация матери приемов работы с ребенком.

Ø Конспектирование матерью уроков, проводимых педагогом.

Ø Выполнение домашних заданий со своим ребенком.

Ø Чтение матерью специальной литературы, рекомендуемой педагогом.

Ø Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.

Одной из наиболее перспективных форм оказания помощи ребенку в ситуации социальной депривации является его устройство в приемную семью или под патронат.

Под патронатом понимается специальная форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатного родителя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства (уполномоченного органа). В патронатную семью ребенок может помещаться временно до решения его дальнейшей судьбы. Главная цель приемной и патронатной семьи — создать благоприятные условия для временного пребывания ребенка.

Главный принцип, лежащий в основе данного опыта: подбор семьи под ребенка, а не ребенка под семью. При этом крайне важно обеспечивать социально-психологическое сопровождение ребенка в течение всего периода пребывания его в замещающей семье.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

«Семейное воспитание детей с задержкой психического развития»

Выполнила:

социальный педагог

Горнова П.К.

Введение

Количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) с каждым годом увеличивается. Большое количество исследований подтверждает важную роль родителей в формировании, развитии личности, социализации детей (А.И. Захаров, 1998, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, 1998; И.М. Никольская, 2003 и др.). Нарушение взаимоотношений в семье влечёт замедление и отставание темпов развития ребёнка, способствует усугублению уже имеющегося нарушения развития.

Общеизвестно, что формирование высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его «культурно-исторического развития» (Л.С.Выготский, 1983). В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педагогический институт — семья. Именно в семье определяется социальная ситуация развития и формируется зона ближайшего развития ребенка. Она складывается через систему отношений ребенка с близкими, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры.

  1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.

Задержки развития могут быть вызваны разными причинами: негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями. Этиология ЗПР связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами. Прежде всего, это ранняя социальная депривация и влияние длительных психотравмирующих ситуаций.

Как правило, задержка психического развития выявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребенок сталкивается с необходимостью запоминать много информации, выстраивать логические цепочки и концентрироваться на каком-то одном занятии. Это вызвано в основном медленным созреванием центральной нервной системы, поэтому при своевременной коррекции дети с ЗПР догоняют своих сверстников и могут учиться в обычной школе.

Процесс коррекции – сложный, тонкий и длительный. Его основа – доверительные отношения с ребенком и учет его индивидуальных особенностей. Родители должны хорошо понимать, как чувствует, думает, живет их ребенок, чтобы оказать ему необходимую помощь, правильно выстроить распорядок дня, учебы и т. д.

При задержке психического развития отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Память

Дети с ЗПР плохо запоминают информацию, потому что объем их краткосрочной и долговременной памяти ограничен, есть нарушения механической памяти. Их воспоминания отрывочны, неполны, только что выученный урок, быстро забывается. Плохая память мешает во время занятия: например, такому ребенку приходится постоянно напоминать условия задачи или правило, он путает слова и т. д.

Им требуется больше попыток, чтобы запомнить что-то, поэтому необходимо многократное повторение новой информации. При ее воспроизведении ребенку с ЗПР также нужно больше времени, так как он долго подбирает нужные слова.

Психологи и неврологи рекомендуют обучить ребенка различным техникам запоминания для развития памяти и мышления.

Читайте также:  Стресс влияние на развитие ребенка

Восприятие

Из-за плохой памяти о многих предметах, понятиях, явлениях у детей с ЗПР складывается фрагментарное представление: общая картинка есть, но часть кусочков мозаики отсутствует.

Доказано, что наглядный материал усваивается намного лучше, чем словесный, поэтому при объяснении необходимо использовать рисунки, простые схемы, инфографику.

Внимание

При ЗПР ребенку трудно долго удерживать внимание на одном предмете или занятии, он постоянно на что-то отвлекается. Учителя часто его ругают за неусидчивость и болтовню на уроке, неспособность выполнить задание до конца.

Чтобы сделать занятия в школе и дома более эффективными и интересными для ребенка, необходимо организовывать их так, чтобы была частая смена видов деятельности. В комнате, где ребенок учит уроки не должно быть никаких внешних раздражителей – компьютера, радио, телевизора.

Мышление

Образное мышление у таких детей нарушено, то есть они не могут представить детально конкретную ситуацию или предмет в уме, что необходимо, например, на уроках математики. Абстрактное мышление (отвлеченный поиск решения проблемы, способность взглянуть на ситуацию в целом, не обращаясь к опыту, органам чувств) и логическое мышление (умение выстраивать причинно-следственные связи, применяя и анализируя знания, полученные ранее) работают только, если ребенка направляет взрослый – учитель, мама.

Самостоятельно ребенок не может сделать какой-то общий вывод, классифицировать информацию, выделить основные признаки предметов, сравнить, найти различия и общее между ними, найти связь и т. д.

Речь

Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом) и дислексия (сложности при овладении чтением).

Дети с ЗПР часто поздно начинают хорошо говорить, неправильно произносят многие звуки, у них небольшой словарный запас, им сложно построить длинное предложение. Здесь необходима помощь логопеда-дефектолога.

Эмоционально-волевая сфера

Задержка психического развития особенно сильно влияет на способность ребенка управлять своими действиями, чувствами, энергией, волей. Он буквально находится в плену у собственной слабой эмоционально-волевой сферы:

-постоянные резкие перепады настроения;

-внушаемость, быстро попадает под влияние других;

-частые проявления агрессии, вспышки гнева;

-повышенная тревожность, страх;

-низкая самооценка, неуверенность в себе;

-не желание что-либо сделать;

-неспособность к самостоятельным действиям;

-гиперактивность;

-нередко совершает поступки, находясь в сильном возбуждении, в состоянии аффекта.

В силу того, что ребенок с ЗПР плохо говорит, с трудом различает эмоции, он не может выразить собственные переживания, например, вовремя сказать, что он устал или расстроен, ему скучно. Также он не в состоянии идентифицировать эмоции у других людей.

Дети с ЗПР часто ищут себе «наставника», авторитетного ровесника или взрослого, к которому они сильно привязаны и которому во всем стремятся подражать.

В то же время ЗПР мешает ребенку выстраивать нормальные взаимоотношения со сверстниками. Он неохотно идет на контакт, боится коллектива, поэтому его не принимают в игры и мероприятия. Больше шансов завести друзей у ребенка с ЗПР среди ребят помладше, но в основном он будет искать одиночества. Здесь исключение составляют дети, у которых ЗПР имеет конституциональную этиологию, они, напротив, очень общительны.

Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания детей с ЗПР должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать у них полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия для их формирования.

  1. Особенности семейного воспитания детей с задержкой психического развития

Взаимоотношения родителей и ребенка с ЗПР – система взаимных отношений, складывающихся на протяжении всего жизненного периода с целью взаимного влияния и воспитания. Отождествленность с ролью родителя сохраняется постоянно и в течении всей жизни.

Родители стараются предоставить ребенку с ЗПР эмоциональный комфорт с избеганием тревожности.

Особенностями семейного воспитания ребенка с ЗПР являются:

– создание условий для правильного развития ребенка с ЗПР: нормальные жилищно-бытовые условия; организация места занятий; создание домашней библиотеки; наличие игровых уголков; контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.

– развитие познавательных интересов ребенка с ЗПР (слушают радиопередачи; читают книги; беседуют о прочитанном; ходят в кино; поощряют любимые занятия ребенка).

– оказание помощи в организации домашнего труда.

– минимизация родителями недостатков в воспитании.

Родители, воспитывающие ребенка с ЗПР, в своем контроле над его состоянием и выполнением им действий, строят влияние на его действия легко и непринужденно, не критикуя и не выражая неодобрения, не пытаются заставить его чувствовать вину.

Главная миссия родителей в воспитании и обучении ребенка с ЗПР заключается в проявлении постоянной заботы о своем ребенке, проявлении уверенности в своих поступках, словах и действиях, отрицания озабоченности и сохранения ролевого отождествления.

Эготипическая мотивация родителей направлена не на повышение собственной значимости, а на действия в интересах ребенка с ЗПР, умно замаскированные, даже от самого себя.

Роль родителей в воспитании ребенка с ЗПР компенсируется целостностью их мира, любовью и нежностью отношений, построенных ими самими, где любовь направляет потребности ребенка и родителей на достижение единства целей и установление мира взаимопонимания.

Родители осознают ожидания и мотивации ребенка с ЗПР, проявляющиеся на фоне потребности манипулировать родителями, но родители, в свою очередь, стараются сгладить эти действия осознанно посредством совместной деятельности: «Я хочу, чтобы ты достиг того, к чему стремишься сам в познании мира и мы сделаем это вместе. Я тебя люблю, и буду любить дальше».

Читайте также:  Беременность по неделям развитие ребенка питание

Воспринимая мотивации сознательно, ребенок с ЗПР понимает, насколько они значимы для его родителей. Поэтому, родители выстраивают свое поведение в постоянных разговорах с ребенком, приходя к пониманию, постоянному осмыслению своих действий и поступков на основе сознательной модели поведения.

Эго-типические модели поведения не приемлемы в воспитании ребенка с ЗПР, потому что они разрушают единство и силу семьи и тонкий мир ребёнка. Родители с сочувствием принимают поведение ребенка, реагируют на него адекватно и осознавая собственные бессознательные ожидания.

Сознание родителей в воспитании ребенка с ЗПР выходит на уровень осознанности ими процесса работы со своим ребенком, их способность отождествиться со своей ролью. Следовательно, осознанность родителями своей позиции в воспитании ребенка с ЗПР, обоснованная присутствием и растворением в ребенке, устанавливая и вырабатывая отношения между родителями и ребенком, задающие тон во всех остальных отношениях.

Воспитательная функция семьи с ребенком с ЗПР имеет 3 аспекта:

1. Формирование личности ребенка с ЗПР; развитие его способностей и интересов; передача накопленного социального опыта; выработка мировоззрения, высокого нравственного отношения к труду; привитие чувства коллективизма; потребности и умения быть личностью; соблюдать нормы поведения и обогащать интеллектуально-эстетическое развитие; содействие физическому совершенствованию, укреплению здоровья; наработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

2. Систематическое воздействие семьи на ребенка с ЗПР в течение всей жизни.

3. Постоянное влияние ребенка с ЗПР на родителей, побуждающее их активно заниматься совместной деятельностью.

Успешность воспитания ребенка с ЗПР зависит от воспитательного потенциала семьи через комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи, развитость семейной группы и характер отношений между членами, включая идейно-нравственную, эмоционально-психологическую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей.

Личный пример отца, матери, традиции семьи учитывают характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры семьи, распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью

Ребенок с ЗПР испытывает воздействие семьи со дня рождения и до конца жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность.

Семейное воспитание ребенка с ЗПР основано на родительской любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. Семья объединена интересами, что позволяет ребенку с ЗПР наиболее полно проявлять эмоциональные и интеллектуальные способности. Характерная особенность воспитательного влияния семьи на ребенка с ЗПР – устойчивость. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.

Общественные правила осознаются в семье, культурные ценности общества познаются через семью, познание других людей начинается в семье. Диапазон воздействия семьи на воспитание ребенка с ЗПР широк, как диапазон общественного воздействия. Воспитание ребенка с ЗПР – лучший способ самовоспитания и наблюдения за ребенком с ЗПР. Наблюдая за ребенком с ЗПР, необходимо делать соответствующие выводы и исправлять допущенные ошибки, что создает основу для самосовершенствования.

Ребенку с ЗПР свойственны искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений.

Формирование личности ребенка с ЗПР происходит под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, примера родителей), воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых.

Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей среды, стимулирует усвоение положительного примера.

Успех сознательной воспитательной деятельности родителей зависит от степени участия родителей в процессе воспитания. Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, опыт социального общения, семейные традиции.

Психолого-педагогическая культура родителей дает возможность уменьшить уровень стихийности, свойственный семейному воспитанию (личный контакт, искренность, доверие, взаимное понимание, забота друг о друге). Совокупность этих отношений между членами семьи, составляет нравственно-эмоциональную сторону семейных отношений, а глубина и насыщенность отношений этими ценностями – их нравственно-эмоциональную выразительность в формировании личности.

Семьи, которые имеют детей с нарушенным развитием, относятся к наиболее уязвимым и специфическим категориям населения. Вследствие проблем воспитания и ухода, а также невозможности самореализации возникает затруднительное полноценное функционирование, что приводит к натянутости и напряженности внутрисемейных отношений. Таким образом, данная категория семьи, особенно нуждается в оказании психолого-педагогической помощи, а также участия специалистов в процессе воспитания и обучения детей с ЗПР. В совместной деятельности педагогов и специалистов возможен более интенсивный процесс развития ребёнка.

Заключение

Семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

По определению Баранова А.А. семья – социокультурная система из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей, связанных обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенных во времени, пространстве и экономически.

Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) является  более трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом, в котором он живет. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки углубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества. Такие семьи нуждаются в координационной помощи, в психолого-педагогическом сопровождении специалистов.

Источник