Роль семьи в речевом развитии ребенка раннего возраста

Консультация для родителей на тему:

Роль семьи в развитии речи ребенка раннего возраста

  Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, ба-  бушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко не правильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона ре-чи ребенка развивается самостоятельно, без специального воз-действия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.

  В действительности же невмешательство в процесс формирова-

ния детское речи почти всегда влечет за собой отставание в раз-витии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детское речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на при-мере которой формируется его собственная речь.

  Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ре-бенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

  Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).

  Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ре-бенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или до-чери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

  Вы должны приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный педа-гог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее раз-витие, интеллект, развитие речи).

  Например, перед вами два малыша. Один из них очень разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, осмысленно, выра-зительно прочтет стихотворение, споет песенку (он знает их немало: ему пела мама).

  И второй. Если к нему обратиться с теми же вопросами, то ваши попытки оканчиваются ничем. Это не значит, что второй малыш глупее или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяла мама.

  Поэтому в развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери. И от того, насколько она подгото-влена к осознанию и исправлению того или иного речевого нару-шения своего ребенка, к его воспитанию, к проведению с ним заня-тий в домашних условиях, зависят психологический климат в се-мье, характер личностных отношений и результаты развития малыша.

  Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий и времяпрепровождения со своими детьми.

Источник

             Консультация для родителей на тему:

Роль семьи в развитии речи ребенка раннего возраста.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, ба – бушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко не правильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона ре-чи ребенка развивается самостоятельно, без специального воз-действия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирова-

ния детское речи почти всегда влечет за собой отставание в раз-витии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детское речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на при-мере которой формируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ре-бенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.).

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ре-бенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или до-чери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

Вы должны приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный педа-гог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее раз-витие, интеллект, развитие речи).

Например, перед вами два малыша. Один из них очень разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, осмысленно, выра-зительно прочтет стихотворение, споет песенку (он знает их немало: ему пела мама).

И второй. Если к нему обратиться с теми же вопросами, то ваши попытки оканчиваются ничем. Это не значит, что второй малыш глупее или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяла мама.

Поэтому в развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери. И от того, насколько она подгото-влена к осознанию и исправлению того или иного речевого нару-шения своего ребенка, к его воспитанию, к проведению с ним заня-тий в домашних условиях, зависят психологический климат в се-мье, характер личностных отношений и результаты развития малыша.

Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий и времяпрепровождения со своими детьми.

Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях.

Часто мы слышим поговорку: «Любое заболевание легче предупредить, чем лечить». Эта мысль как нельзя лучше подходит к решению задач, связанных с развитием речи ребенка дошкольного возраста. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь.

Как известно, игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок постигает все новое. Для достижения результата, надо почаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, фантазию, мышление. Поэтому занятия дома должны проходить в игровой форме. Для достижения результата надо заниматься не меньше 3-х раз в неделю, а лучше ежедневно по 15-20 минут. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.

Организуйте рабочее место малыша: стол для занятий, удобный стульчик, тетради, зеркало, карандаши. Важно разнообразить игры и упражнения. Это могут быть игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, игры на развития слухового внимания и фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Занятия должны нравиться ребенку – это обязательное условие. Для этого:

• выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует;

• вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его каждый раз;

• сохраняйте интерес ребенка к занятию. Если игра или упражнение кажутся ребенку скучными, найдите ему замену.

• не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть.

Очень важны для ребенка дошкольного возраста игры на обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Займитесь вместе с ребенком изготовлением альбома с фотографиями самого ребенка: как он ест, гуляет, спит, играет и т. п. Вырезайте, фотографируйте или подбирайте походящие картинки из старых журналов, раскрасок по темам занятий, таких как «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т. п. Малыш с большим удовольствием будет учиться говорить фразами, запоминать новые слова, чем по обычным книгам. Разглядывая ваш альбом, задавайте вопросы, а если ребенок еще мало говорит, то сами же на них отвечайте.

Развивая речь, важно подготовить и органы артикуляционного аппарата к чистому произношению звуков. В норме, все звуки речи должны быть сформированы к 4-5 года. Однако если у ребенка этого возраста еще не все звуки сформированы, не стоит пытаться ставить звуки самостоятельно, такт как можно навредить ребенку. Подготовительные же упражнения, направленные на тренировку органов артикуляции к чистому произношению, родитель могут использовать в своих домашних занятиях. Главное, все подготовительные упражнения следует выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог сам себя контролировать. Заниматься следует 3-4 раза в неделю по 5-10 минут. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, а помочь в подборе таких упражнений поможет логопед.

Случается, что все внимание родителей сосредоточено только на развитии у ребенка звукопроизношения. Однако развитие речи не исчерпывается только фонетикой. Нет никакого толку от идеальных звуков, если ребенку трудно соединять слова в предложении, изменять их по родам, падежам, числам. Речь такого ребенка полна аграмматизмов. Если у ребенка логопед обнаружил грубые аграмматизмы – срочно спешите на консультацию к специалисту! Специалист определит уровень развития речи вашего малыша и, если понадобится, назначит коррекционные занятия.

Источник

Арышева Людмила
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка раннего возраста»

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии речи ребенка раннего возраста

Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье. В семье закладываются первые умения и навыки ребенка. Речь ребенка формируется на примере речи взрослых.

Таким образом, взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний. В раннем возрастевзрослый обеспечивает решение трех взаимосвязанных психологических задач:

развитие у ребенка способности к речевому подражанию и различению звуков речи, что является основой для понимания смысла сказанного;

• увеличение активного и пассивного словарного запаса;

• формирования умения пользоваться речью в общении.

Также большую роль в развитии речи данного возраста играют выполнение артикуляционных, дыхательных упражнений и упражнений на развитие мелкой моторики.

Приведём примеры игр и упражнений каждой группы, не требующих специальной подготовки, которые можно выполнять в семье с ребёнком. Помните! Всё должно проводиться в игровой форме. Игра – основная деятельность детей.

Игры на развитие способности к речевому подражанию

1. «Самолётики»

Способ выполнения: предложите ребёнку полетать. Но сначала он должен превратиться в быстрый самолётик и послушать стихотворение про него и «полетать» по комнате – побегать, расставив прямые руки в стороны.

По земле разбежался,

В небо поднялся!

Летит самолёт

Прямо вперёд!

Полетели в небе самолеты,загудели: У-У-У!

2. «Покормим птенчиков»

Я – мама-птица, а ты -птенчик. Птенчик веселый,он пищит: «Пи-пи-пи», – и машет крылышками (ребенок повторяет движения за родителем и произносит звукосочетание) .

• Полетела мама-птица за вкусными крошками, а птенчик весело летает и пищит. (ребенок произносит: «Пи-пи-пи».)

• Прилетела мама и начала кормить своего птенчика (ребенок приседает, поднимает голову вверх, птенчик широко раскрывает клювик, ему хочется вкусных крошек (родитель имитирует, что кормит птенчика, добиваясь, чтобы ребенок пошире раскрывал рот). Мама покормила и улетела, а птенчик опять летает и пищит. Игра повторяется 2-3 раза.

Игры на развитие артикуляционной моторики

1. «Поиграем на дудочке»

Предложите ребенку «поиграть»на дудочке: сначала покажите настоящую дудочку, поиграйте на ней,затем изобразите игру на дудочке с помощью движений рук и озвучьте ее: Давай поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? ДУ-ДУ-ДУ! Повторяй за мной!

Упражнение для щёк

• Надувание обеих щёк одновременно.

• Надувание щёк попеременно.

• Втягивание щёк в ротовую полость между зубами

Упражнения для губ

«Заборчик».Способ выполнения: улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении, подсчёт до 10.

«Хоботок».Способ выполнения: Губы «вытянуть» вперёд длинной «трубочкой». Дышать через носовые проходы. Удерживать в таком положении 10 секунд.

Упражнения для языка

«Лопаточка».Способ выполнения: широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 секунд.

«Вкусное варенье».Способ выполнения: высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать в глубь рта. Повторить10 раз.

«Часики».Способ выполнения: высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт (тик – так, тик – так). Проделать 10-15 раз.

Игры на развитие дыхания

1. «Согреем бабочку». Ребёнок сидит на стуле. Родитель (взрослый) показывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замёрзла и не может взлететь. Предлагает согреть её своим дыханием. Ребёнок дышит на ладошки.

2. «Воздушный шарик». Взрослый (родитель) обращает внимание ребенка на то, что у него в руках воздушный шарик. Посмотри, как я его буду надувать его (надувает воздушный шарик, а затем его сдувает). Далее предлагает ребенку повторить действия с шариком.

Игры на развитие мелкой моторики

1. «Сорока – ворона»

Ребенок сидит на стульчике, проговаривает слова – потешки и по очереди массирует пальчик правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживает ладошки.

Сорока – ворона кашу варила,

Сорока –ворона деток кормила,

Этому дала, и этому дала.

И этому дала, и этому дала.

А самому маленькому –

Из большой миски

Да большой ложкой.

Всех накормила.

Важно также использовать в семье все виды деятельности, которые способствуют формированию и развитию речи ребенка: рассказывание сказок, стихов, чтение и обсуждение книг, музицирование и пение. Всё это помогает ему освоить правильное произношение звуков, расширяет словарный запас, стимулирует желание говорить, рассказывать, спрашивать.

Источник

   Консультация для родителей на тему:

Роль семьи в развитии речи ребенка раннего возраста

  Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, ба-  бушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко не правильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона ре-чи ребенка развивается самостоятельно, без специального воз-действия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.

  В действительности же невмешательство в процесс формирова-

ния детское речи почти всегда влечет за собой отставание в раз-витии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детское речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на при-мере которой формируется его собственная речь.

  Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ре-бенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

  Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).

  Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ре-бенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или до-чери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

  Вы должны приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный педа-гог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее раз-витие, интеллект, развитие речи).

  Например, перед вами два малыша. Один из них очень разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, осмысленно, выра-зительно прочтет стихотворение, споет песенку (он знает их немало: ему пела мама).

  И второй. Если к нему обратиться с теми же вопросами, то ваши попытки оканчиваются ничем. Это не значит, что второй малыш глупее или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяла мама.

  Поэтому в развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери. И от того, насколько она подгото-влена к осознанию и исправлению того или иного речевого нару-шения своего ребенка, к его воспитанию, к проведению с ним заня-тий в домашних условиях, зависят психологический климат в се-мье, характер личностных отношений и результаты развития малыша.

  Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий и времяпрепровождения со своими детьми.

Источник

Роль Семьи в речевом развитии ребенка

Правильная и красивая речь – это

богатство, которое может подарить

ребенку каждый родитель, и оно особенно

ценно, потому что останется с ним на всю жизнь.

Год от года родители и педагоги все больше жалуются на то, что дети позже начинают говорить или плохо и мало разговаривают. И специальная логопедическая помощь нужна все большему количеству детей в каждой группе детского сада.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Помимо задержки речевого развития у таких детей отмечаются сенсорные, двигательные, интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностные, поведенческие трудности, а также несформированность познавательных возможностей. Так как речь в психическом развитии имеетисключительное значение. 

Всем известно, что именно семья формирует ребенка, как личность,развивает его коммуникативные способности, дает широкий круг представлений о жизни. Но современный темп жизни не всегда дает возможность родителям уделять достаточно внимания общению со своими детьми, даже в благополучных семьях. 

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью. 

Не секрет, что беседы со своими детьми, чтение сказок, прогулки, мамины колыбельные теперь заменяют телевизор, компьютер, видео. И экран становится для ребенка главным «воспитателем». И это вполне устраивает взрослых: ребенок не пристает, не безобразничает, ребенок как бы занят, узнает что-то новое. Но это занятие не совсем безобидно, так как может иметь последствия для физического здоровья (нарушение зрения, испорченная осанка, дефицит движения и др., но и для психического развития и, прежде всего отставание в речи.

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. И только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, включается в диалог. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, остаются пустым звуком. 

Речь – это не только средство общения, но и мышления, воображения. Поэтому, сажая малыша перед экраном, родители должны помнить, что становление его внутреннего мира происходит только в совместной жизнедеятельности с ребенком. Конечно, в современном мире нельзя обойтись без телевизора, компьютера, телефона, калькулятора, но важно, чтобы они были средством обучения, а не заменяли собой общение с самыми близкими, дорогими людьми. Родители должны помнить, что именно на них лежит ответственность за развитие речи ребенка, особенно в первые годы жизни. 

И нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребенка играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией. 

Речь ребенка развивается, если его жизнь наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями.Поэтому чаще посещайте с ним концерты, выставки, гуляйте, занимайтесь спортом. Замечено, что если родители сами творческие личности: например рисуют, лепят, сочиняют сказки, поют, танцуют то и дети в таких семьях, как правило, полностью развиваются. Очень важно, чтобы в тот момент, когда у ребенка происходит становление речи, с ним были любящие, заботливые, понимающие родители. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми.

Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончании слов, не сюсюкать. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.). Взрослым необходимо создавать благоприятную речевую среду, чтобы дети усвоили необходимые речевые умения и навыки, которые помогут в развитии и адаптации его в реальной окружающей жизни. В любом случае речь родителей должна быть образцом для детей. Необходимо постоянно повышать свой культурный уровень, сотрудничать с педагогами ДОУ. 
Педагоги и родители должны оказать ребенку своевременную помощь в преодолении речевых недостатков, тем самым можно предупредить дальнейшие трудности в школьном обучении. Так же это благоприятно скажется на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни. Сделайте все от вас зависящее, чтобы привести речь ребенка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить!

Памятка

«Факторы успешного развития ребенка»

Что нужно делать?

– Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения;

– Создать в доме благоприятную атмосферу, избегать ссор между родителями в присутствии малыша;

– Создавать условия для общения с другими детьми;

– Беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать;

– Не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком

проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме;

– Развивать у ребенка слуховое внимание, тренироватьартикуляционный аппарат, мелкую моторику рук это ведет к развитию речи ребенка;

– Следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу. Речь взрослого – пример для подражания;

– Объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках.

– Удовлетворение любознательности ребенка. Ответы на все его «почему».

– Задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом

– Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение театров, музеев.

Чего делать нельзя?

– Искажать звукопроизношение – «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком;

– При общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами;

– Наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его;

– Разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят или неправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.

В помощь родителям!

«Творческие задания»

«Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали.

Припоминайте как можно больше деталей – до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

«Говорим по-разному»

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

«Бюро путешествий»

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни?

Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.

«Всегда под рукой»

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, – чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна – улыбающаяся, другая – печальная, третья – удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

«Лучший друг»

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в “рассказы о лучшем друге”. Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек – большой или маленький – или животное. Попросите его рассказать о своем “лучшем друге”. Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

«Рассказы по картинкам»

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде “Веселых картинок”).

Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок – возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Истории из жизни»

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете.

Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом… Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

«Мой репортаж»

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события – реальные или вымышленные – им воспроизводятся.

«Семейное ток-шоу»

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте “журналисту” в руки микрофон – и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой… До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: “Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?” и т. д.

«Измени песню»

Детям нравится петь о знакомых вещах – о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке… Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений – тоже не страшно.

Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, “взрослый” вариант переделанного текста.

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте “вспомните” про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Помните!!! Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители!

Всего Вам Доброго!

Источник