Роль семьи в речевом развитии ребенка презентация
Слайд 1
Подготовил: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №32» Несмеянова О.А Роль семьи в речевом развитии ребёнка
Слайд 2
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье , в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко не правильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.
Слайд 3
Н евмешательство в процесс формирования детское речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Семья всегда старается воздействовать на формирование детское речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи » вместо «не беги», « ваще » вместо «вообще» и т.д .). Четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный педагог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи ).
Слайд 4
В развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери. И от того, насколько она подготовлена к осознанию и исправлению того или иного речевого нарушения своего ребенка, к его воспитанию, к проведению с ним занятий в домашних условиях, зависят психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития малыша .
Слайд 5
Родители поступают неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желания ребенка. При этом у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов. Для формирования речи важное значение имеет моторное развитие ребенка, дифференциация слухового восприятия и развитие ориентировки в окружающем, а также формирование потребности в общении. В дошкольном возрасте для стимуляции речевого развития ребенка важное значение имеет работа с картинками. Взрослый стимулирует у ребенка развитие диалогической речи (ответы на вопросы) с опорой как на сюжетные картинки, так и на серии картинок, учит его составлению рассказов.
Слайд 6
При общении на вербальном уровне родителям необходимо: давать только одно указание на каждое задание; давать ребенку время на ответ по каждому заданию, прежде чем вмешаться; если ребенок не отвечает, повторить указание, а затем физически помогать ребенку выполнить его; если ребенок отвечает правильно, среагировать улыбкой, прикосновением и/или разговором с ребенком, обсуждая положительно проделанное задание; давать указания в простой и ясной форме; моделировать нужное поведение во время разговора и/или игры с ребенком; использовать соответствующие заданию и возрасту ребенка материалы; подкреплять внимание ребенка во время и между заданиями; менять выражение лица и интонацию при разговоре с ребенком .
Слайд 7
Взрослому необходимо соблюдать основные требования к речи : Правильно произносить все звуки родного языка. Добиваться ясной, четкой и отчетливой речи, т.е. иметь хорошую дикцию. Использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей). Не допускать в разговоре с детьми и со взрослыми повышенного тона, грубых выражений.
Слайд 8
Категорически запрещается запугивать ребенка различными реальными или мифическими “пугалами”. Ребенка нужно последовательно и осторожно знакомить с окружающим миром, постепенно вводить в сферу деятельности ребенка новые для него объекты, давая им соответствующие объяснения.
Слайд 9
В настоящее время важное значение придается также привлечению родителей к обучению своего ребенка. При соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.
Слайд 10
Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». С Василием Александровичем трудно не согласиться — двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь , да и не только она. Развитию кисти и пальцев рук способствуют и разнообразные действия с предметами ( игры с мелкой мозаикой, конструктором и др.)
Слайд 11
Дыхательная система является энергетической базой для устной речи. Хорошо развитое речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Техника выполнения упражнения: – Следить за правильным вдохом – через нос; – Плечи не поднимать; – Выдох должен быть длительным, плавным; – Необходимо следить, чтобы не надувались щёки ; Детям раннего возраста помогут игры с использованием разных дудочек, султанчиков, стаканчиков, вертушек, свистулек и многое другое.
Слайд 12
– Футбол. Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков. – Пёрышко. Легко поддувать перо (как кусочек бумаги) лежащее на столе. – Шторм в стакане. Ребёнок дует через соломинку в стакан с водой, чтобы вода в стакане забурлила. – Морские волны. Ребёнок выдыхает через соломинку медленно и легко на поверхность воды, так чтобы по воде шли слабые волны. – Надуй шарик. Ребёнок делает вдох через нос и выдыхает весь объём воздуха в воздушный шарик.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА Автор: Панькова Оксана Григорьевна, Подготовила: учитель-логопед Удовенко Наталья Ивановна
2 слайд
Описание слайда:
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Бытует глубоко не правильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.
3 слайд
Описание слайда:
Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детское речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
4 слайд
Описание слайда:
Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
5 слайд
Описание слайда:
Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.). Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Необходимо приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
6 слайд
Описание слайда:
Речь – процесс многосторонний: – звуковая функция – лексика – грамматика – связная речь
7 слайд
Описание слайда:
Артикуляционная гимнастика – неотъемлемая часть развития речи. Развитие мелкой моторики. Читайте ребенку книги. Игры на развитие слухового внимания. Игры на формирование лексико-грамматических категорий.
8 слайд
Описание слайда:
Как понять, что ребенку нужна помощь? 2 года – ребенок совсем не разговаривает, общается жестами; 2,5 – ребенок не умеет объединять слова в небольшие фразы 5 лет, но малыш сокращает длинные слова, искажая их до неузнаваемости, переставляет слоги в слове, неправильно произносит звуки, путает их.
9 слайд
Описание слайда:
Уважаемые, родители! Сделайте все от вас зависящее, чтобы привести речь ребенка к норме, пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить. .
10 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-096956
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Слайд 1
Роль Семьи в развитии речи детей МБДОУ №28 25МАРТА 2015
Слайд 2
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи . Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Бытует глубоко не правильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.
Слайд 3
Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детское речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Слайд 4
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Слайд 5
Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи » вместо «не беги», « ваще » вместо «вообще» и т.д.).
Слайд 6
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи. Необходимо приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
Слайд 7
Опытный педагог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи). Например, перед вами два малыша : Один из них очень разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, осмысленно, выразительно прочтет стихотворение, споет песенку (он знает их немало: ему пела мама). И второй. Если к нему обратиться с теми же вопросами, то ваши попытки оканчиваются ничем. Это не значит, что второй малыш глупее или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяла мама.
Слайд 8
Поэтому в развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери . И от того, насколько она подготовлена к осознанию и исправлению того или иного речевого нарушения своего ребенка, к его воспитанию, к проведению с ним занятий в домашних условиях, зависят психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития малыша. Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий и времяпрепровождения со своими детьми.
Слайд 9
Стили общения матери и ребенка
Слайд 10
Выявлено 4 стиля общения матери и ребенка, такие как: 1. «оптимальный». Мать с удовольствием общается с ребенком, внимательно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребенку. В таких парах часто идет разговор «глазами»: ребенок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимает ее невербальную ответную реакцию. Такой ребенок, как правило, умеет поддержать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми.
Слайд 11
2 .«мать молчит – ребенок говорит». Мать не любит, когда ребенок что-то увлеченно рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей неуместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь» и другими аналогичными замечаниями. Ребенок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери, позволяя ей рационализировать свое неприятие ребенка: он на самом деле становится гиперактивным .
Слайд 12
3. «оба молчат». Ребенок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступить в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребенок — в другую; они никак не общаются друг с другом. У обоих замкнутое выражение лица. 4. “мать агрессивна”. Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребенку: кричит, ругает, дергает, иногда бьет.
Слайд 13
Чем меньше мать общается с ребенком, тем чаще встречаются случаи тяжелых расстройств в развитии речи. Но даже в тех случаях, когда речь названа нормальной, у некоторых детей отмечаются гиперкинез, нарушения мимических реакций, повышенная жестикуляция, неестественные тон и громкость речи, некоторые неадекватные формы поведения . Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звуки»), сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи лежит на матери.
Слайд 14
Главным слушателем маленького ребенка является мать. Именно ей в первую очередь он стремится изложить возникающие мысли, именно она может поддержать его энергетически, когда малышу говорить еще трудно. Педагог дошкольного учреждения или любой другой взрослый может в какой-то степени скомпенсировать моральное отсутствие матери, но не может ее заменить полностью.
Источник
1
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА Автор: Панькова Оксана Григорьевна, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Цветик-семицветик» Подготовила: учитель-логопед первой квалификационной категории Соколова Светлана Николаевна
2
Самым первым и главным является создание правильной речевой среды в семье, а самое важное здесь – благоприятная эмоциональная обстановка. Важно!!! Речь ребенка начинает развиваться до его рождения на свет и что крайне важно уже в этот прекрасный период вынашивания малыша, общаться с ним, что-то ему рассказывать, делиться положительными впечатлениями и создавать уже тогда тёплую эмоциональную атмосферу.
3
Если родители (законные представители): – часто общаются с ребенком; – играют с ним; – читают ему книги; – учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно.
4
Родители (законные представители) должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.
5
Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с ребенком: – следили за своим произношением; – говорили с ним не торопясь; – четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он может также не внимательно относиться к своему высказыванию, не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем.
6
Чем раньше родители (законные представители) научат ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
7
Если дома говорят громко, торопливо, раздраженным голосом, то и речь ребенка будет такой же.
8
Важно в общении с ребенком, особенно в младшем дошкольном возрасте не «подделываться» под детскую речь, не произносить слова искаженно, не употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или сюсюкать.
9
Отрицательно сказывается на речи ребенка: – частое употребление взрослым слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; – произнесение недоступных для понимания слов; – слов сложных в звуко – слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться, или, наоборот хвалить его за такие успехи. В то же время нельзя требовать правильного произношения в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.
10
Родители (законные представители) должны знать, в какие сроки и какие звуки ребенок должен произносить правильно. Неправильное произношение некоторых звуков на определенных жизненных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи.
11
Родителям (законным представителям) очень важно обращать внимание на развитие слуха ребенка. 1. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий. 2. При заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.
12
Чуковский К. И. отмечает: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом, даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист».
13
Немаловажная задача, стоящая перед родителями (законными представителя) – научить ребенка управлять речевым дыханием.
14
Следующая важная задача, которая стоит перед родителями (законными представителями) – научить ребенка управлять своим голосом.
15
Общение со взрослыми обогащает ребенка, доставляет ему много радости. Свое ощущение, радость от увиденного и познанного ребенок выражает в рисунке, в стихотворении.
16
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи ребенка родителям (законным представителям) нужно учесть следующие моменты: 1. Следует реально оценить состояние здоровья своего ребенка (в последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь). 2. Если родителей (законных представителей) что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. Здесь надо отметить важность и необходимость пропедевтической работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.
17
Спасибо за внимание!
Источник