Роль семьи в развитии внимания ребенка

Роль семьи в развитии ребенка.

Общаясь с другими родителями сначала в детском саду, а потом и в школе, сталкиваешься  с таким подходом некоторых родителей к учителям и воспитателям, что за воспитание наших детей они (воспитатели или учителя) получают деньги, вот и пусть воспитывают. Такими родителями совершенно не учитывается тот факт, что все же основное воспитание и развитие ребенок получает в своей семье. Сегодня я хочу поделиться своими мыслями на эту тему и узнать ваше мнение.

В последнее время в периодических изданиях и в Интернете появилось много статей о том, что такое развитие ребенка в семье. Главный вывод, который напрашивается после изучения всей этой информации, сводится к тому, что в хорошей семье будет хороший ребенок, а в плохой семье – плохой. Причем нет конкретного определения «хорошей» и «плохой» семьи.

Так что же такое семья?

Википедия дает такое определение: «Семья – социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Роль семьи в развитии ребенка – это очень немаловажный фактор.

Вспомните свое детство, то, что осталось в вашей памяти… Какая была атмосфера в родительском доме, или, может быть, какое-то приятное событие, запомнившееся своей неповторимостью, а может быть, страх, который был вами пережит в связи с каким-то непонятным для вас происшествием… Именно психологическая атмосфера в доме во многом определяет роль семьи в развитие ребенка, в большой степени влияет на становление маленького человека, как личности, именно  семейный микроклимат накладывает глубокий отпечаток на последующее развитие ребенка.

Семейная погода.

А как часто мы, родители, задумываемся о том, что влияет на внутрисемейный климат? Атмосфера в семье обусловлена взаимоотношениями всех членов семьи, проживающих совместно. И в то же время просто необходимо обращать внимание на степень родительского эмоционального участия в переживаниях детей, авторитетность родителей и степень их контроля за детьми.  Если отношение к ребенку эмоционально нейтральное, холодное, то это самым неблагоприятным образом отражается на ребенке. Такие методы воспитания ослабляют, обедняют и просто затормаживают развитие ребенка. Любой малыш нуждается в эмоциональном тепле, но и оно не должно быть чрезмерным. Иначе ребенок может быть настолько привязан к родителям, что уже во взрослом возрасте он будет не способен начать жить самостоятельно.

Проблемы ребенка или семьи?

Но в любой семье возникают трудности. Наверняка и каждый из вас сталкивался с определенными так называемыми кризисными моментами в жизни. Психологи утверждают , что иногда трудности, которые могут сопровождать развитие ребенка в семье, могут быть отражением проблем, возникших внутри самой семьи. Это может быть признаком нарушения нормальных отношений для этой отдельно взятой семьи. В таком случае необходима помощь не только ребенку, но и всей его семье.

Как ребенок воспринимает свою семью?

Ребенок дошкольного или младшего школьного возраста не может себе представить другую семью, чем та, в которой он живет. Другими словами, у самого ребенка не может быть плохой или хорошей семьи, он живет в привычном для себя мире. Вы, наверное,  встречали такие семьи, где на ребенка не обращают внимания, или, наоборот, заставляют его учиться с утра до вечера, или ребенок может страдать от физических наказаний. Каковы бы ни были внутрисемейные отношения, семья не является для ребенка и его восприятия чем-то травмирующим. Ребенок в такой семье не понимает, что его семья негативно воздействует на его развитие и воспринимает такие отношения как норму. Но от этого роль семьи в развитии ребенка не становится менее глобальной. Воспитание такими методами приводит к искажениям и проблемам в развитии ребенка.

Оценки родителей.

Особое внимание надо обратить на то, как оценивают родители своего ребенка. Чаще всего оценка ребенка происходит сама собой, родитель просто дает своему малышу характеристику, как положительную (аккуратный, умный, послушный), так и отрицательную (непоседливый, хитрый, медлительный). И даже такая «мелочь», как вскользь оброненное слово, может помешать гармоничному развитию ребенка. Если  малышу постоянно давать оценки, то это приводит к определенному видению себя, что может провоцировать определенные поступки (например, раз вы говорите, что я – плохой, то я таким и буду). Ребенок может привыкнуть к оценкам других, ему не нужно будет задумываться о своем внутреннем состоянии, заниматься осознанием своих эмоций, мыслей, влечений. В итоге может вырасти человек, не имеющий своей точки зрения, и зависящий от мнения других людей.

Читайте также:  Что оказывает тормозящее влияние на развитие мозга ребенка

Развитие ребенка в неполной семье.

На развитие ребенка оказывают влияние оба родителя. А каково развитие мальчика или девочки в неполной семье? Многочисленные исследования на эту тему в основном сводятся к тому, что жизнь ребенка в неполной семье отличается от жизни детей в полных семьях, что существенно влияет на особенности личного развития ребенка. Неполная семья зачастую сталкивается не только с материальными проблемами, но и с тем, что один родитель не может реализовывать две роли – матери и отца – одновременно.

Неполные семьи возникают по-разному. Число женщин, рожающих ребенка «без мужа», повышается, заканчиваются разводом многие браки. В современном мире стало обычным явлением воспитание ребенка одним из родителей. Чаще всего неполная семья негативно влияет на развитие ребенка и формирование его личности.

Статистика

Есть мнение, что дети, которые выросли без отца, нередко имеют повышенный уровень тревожности, пониженный уровень притязаний, у таких детей невротические симптомы встречаются чаще, мальчики могут с трудом общаться со сверстниками, становиться драчливыми и грубыми. Ребенок может начать бунтовать против зависимости от матери, но может вырасти вялым и пассивным. А еще у детей из неполных семей чаще наблюдается нарушение самооценки.

И в то же время нельзя сказать однозначно, что семью надо сохранять «ради ребенка». Для гармоничного развития личности ребенка важнее доброжелательная атмосфера в доме, чем наличие обоих родителей, которые постоянно ссорятся.

Влияние семьи на развитие ребенка неоспоримо. Семья оказывает огромное воздействие на то, кем вырастет ваш малыш, каким будет его место в обществе.

Источник

Надежда Мызникова
Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

«Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста»

Семья – важнейший институт общества, микрогруппа,в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей.

Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях.

Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.

Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью – первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.

Потребность детей в общении не появляется у них автоматически. Она формируется постепенно, в зависимости от условий существования, от воздействия окружающих людей, прежде всего – близких взрослых.

Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик – заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствует его здоровому развитию.

В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют.

Читайте также:  Какую игрушку купить ребенку в 1 год для развития

В первые 5 лет у человека формируется самое важное – структура личности. В этот период ребенок особенно уязвим; физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частично удовлетворяются его потребности.

Опыт взаимоотношений с ними служит для ребенка школой социального общения. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений окружающих взрослых и в своих экстремальных формах может даже привести к страху перед общением.

Поскольку взрослый начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным примером в общении с другими людьми.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.

В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

В условиях семьискладывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных, семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.

Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.

Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических способностей и т. д., и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину.

Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» – спрашивают в этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.

Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.

Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.

Родители могут помочь формированию таких навыков как: развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, вырезать картинки, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Для ребенка это необходимо не только на специальных занятиях в саду, но и в самостоятельной деятельности ребят дома. Ведь родители являются авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах.

Читайте также:  Ребенок рожденный в 24 недели развитие по месяцам

Развитие интеллектуальной сферы будет проходит наиболее продуктивно, если сформированы такие нравственно-волевые качества, как настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, внимание любознательность и т. д.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое,то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

В работе с родителями в нашем детском саду используются разные направления, формы и методы взаимодействия.

Направления:

– нравственно-патриотическое (совместные экскурсии к достопримечательностям нашего поселка; участие в параде, праздниках, ярмарках и других значимых мероприятия,

– физкультурно-оздоровительное (организация и участие в семейных спортивных праздниках, викторинах, ознакомление с нетрадиционными методами оздоровления и изготовление массажных ковриков и мобильных тренажеров,

Формы взаимодействия подразделяются на

– коллективные,

– индивидуальные

– наглядно-информационные.

1.Коллективные:

– Родительские собрания по проблемам воспитания детей,

– Круглые столы, дискуссии;

– Совместные досуги,праздники:

подготовка детей, изготовление костюмов и атрибутов, украшение зала;

– Участие родителей в различных выставках,

детского творчества, творчества взрослых, совместного творчества (по правилам пожарной безопасности, по ПДД, сезонные выставки; рисунки к сказкам, к праздничным датам, тематические).

– Организация дней открытых дверей.

– Выпуск стенгазет (к праздничным датам, о мероприятиях детского сада)

– Создание альбомов в центры развивающей среды («Мое маленькое лето»)

2. Индивидуальные.

– Внеплановые индивидуальные беседы;

– Рекомендации по изучению педагогической литературы;

– Рекомендации по использованию методических пособий;

– Консультации специалистов детского сада;

3. Наглядность.

– Рекламно-информационный стенд;

– Подборка лекций педагогов-специалистов;

– Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;

– Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;

– Подарки и приглашения к праздникам.

Эффективна и необходима работа с родителями по образовательной области «Труд»

Трудовое воспитание является важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Отношения со взрослыми должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще многого не знает, не умеет; взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. Поддерживается любое проявление творчества, инициативы, самостоятельности. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.

Советы родителям:

¦ Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

¦ Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

¦ По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.

¦ Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

¦ Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

¦ Развивайте мелкую моторику рук: лепите, рисуйте, вырезайте, рвите бумагу, собирайте мозаику и др.

¦ Всячески пытайтесь поддерживать ребенка в его стремлениях и действиях и тогда развитие его пойдет быстрее!

Источник