Роль семьи в развитии творческой личности ребенка

  1. Роль семьи в развитии творческих способностей детей

В воспитании ребенка очень важную роль играют социальная среда, семья, авторитет родителей, семейные отношения. Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности ребенок проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию   устойчивых интересов и склонностей ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать   развитию  его творческих способностей.  

Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и танцевать, узнавать мелодии. Немного позже они начинают конструировать, занимаясь с детским «Конструктором».

Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых рукоделием – к рукоделию, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности и т.д..
         Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду.   Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Не надо говорить «придет время – будет трудиться», не будет, если мы с вами не научим и не приучим его к труду.

Способности, в том числе и творческие, формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Стремясь развить творческие способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Необходимо давать ему возможность самовыразиться в какой-либо деятельности. Не подавляйте в ребенке самостоятельность, стараясь все сделать за него, и  не отмахивайтесь от него, ссылаясь на свою занятость, а проявляйте свой интерес к творчеству ребенка, постоянно хвалите и подбадривайте его.

Развитие   творческих способностей  детей  следует признать одной из самых   важных задач в воспитании личности.  От этого зависит его будущее, его место в социуме.

 С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную творческую деятельность, его интересы и способности.

Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. И поэтому родители и учителя должны помочь ребенку развить и закрепить его творческие возможности. 

         Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель и родители должны подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.
        Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям.   Наоборот, Не надо внушать способному ребенку, что он   исключительный человек, так как зачастую такие дети не могут адекватно  переживать свои поражения и неудачи.  

        Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.
              Первейшая цель каждого педагога — создать условия для выявления  и последовательного развития уникального потенциала каждого воспитанника. При этом нужно чётко осознавать, что главное условие организации современного образовательного процесса строится на таком понятии как «содействие», то есть совместное действие педагога, родителя и ребёнка. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что могут дать ему  школа и  учреждение дополнительного образования, и никакие, самые лучшие  социальные институты не заменят ребёнку семью. Поэтому только в содружестве и общими усилиями школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.
 Уважаемые родители, я обращаюсь к вам!    Занимайтесь со своими детьми: вяжите, плетите, вышивайте, стряпайте, вырезайте, чеканьте.  Учите их тому, что вы умеете или закрепляйте те умения, которые они получили в школе. Не  жалейте на это время. Долг родителей — создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками в творчестве будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; на их социализацию, на их место в жизни.  

  1. Роль семьи в развитии творческой личности ребенка

Ни у кого не вызывает сомнения,  что прогресс цивилизации зависит от исключительно одарённых людей.  Несмотря на то,  что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связанны именно с творчески мыслящими молодыми людьми,  в детстве им,  как правило,  не дают «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.  Тем не менее это не всегда трагично ни для отдельного человека,  ни для общества в целом.  Черты характера,  способствующие творческой продуктивности можно обнаружить достаточно рано.  Родителям следует обратить внимание на их развитие.

 Творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают взрослых и вгоняют в краску более социально приспособленных детей.  Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребёнка,  тем более вероятно,  что родители и другие члены семьи будут его одёргивать и ограничивать.

 Торренс,  создатель системы измерения творческих способностей,  сообщает,  что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности.  В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер,  зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и в школе.  Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребёнка ещё в дошкольном возрасте.  Задача родителей в этой ситуации – воспринять как – будто бы эксцентрические идеи и поступки как интересные и многообещающие,  хотя порой и утомительные.  Если же родители склонны рассматривать такие необычные проявления личности ребёнка как повод для раздражения,  они рискуют подавить,  а не развить творческие наклонности ребёнка.  

 Обществу необходимы люди,  которые способны активно,  творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире.  Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию,  живое воображение.  Творчество по природе своей основано на желании сделать что – то,  что до тебя ещё никем не было сделано,  или хотя бы то,  что до тебя существовало,  сделать по-новому,  по-своему,  лучше.  Иначе говоря,  творческое начало в человеке – это всегда стремление вперёд,  к лучшему,  к прогрессу,  к совершенству и,  конечно,  к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

 С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому,  что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны,  у них есть огромное желание познавать окружающий мир.  И родители,  поощряя любознательность,  сообщая детям знания,  вовлекая их в различные виды деятельности,  способствуют расширению детского опыта.  А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.  Кроме того,  мышление дошкольников более свободно,  чем мышление более взрослых детей.  Оно ещё не задавленно догмами и стереотипами,  оно более независимо.  А это качество необходимо всячески развивать.  Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения.  Из всего выше сказанного можно сделать вывод,  что дошкольный возраст,  даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.  И от того,  насколько были использованы эти возможности,  во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

 До сих пор отводится решающая роль специальной микросреде,  в которой формируется ребенок,  и,  в первую очередь,  влияние семейных отношений.  Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:

 1)  гармоничность – негармоничность отношений между родителями,  а также между родителями и детьми;

 2)  творческая – нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации;

 3)  общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;

 4)  ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости».

 Особый интерес представляет изучение взаимоотношений творчески одарённого ребёнка с родителем противоположного пола.  Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребёнка.  Результаты их работ показывают,  что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек,  а матери – на творчество мальчиков.  У отцов,  проявляющих активный интерес к занятиям своих одарённых дочерей,  расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость,  гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями,  чем у тех,  кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях.

 Матери,  занятые деловой или творческой карьерой,  зачастую вне дома,  склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость.

 Традиционно отцы воспринимаются как кормильцы,  ответственные за принятие решений,  как носители высшего авторитета.  А матери,  напротив,  считаются источником внимания,  заботы и эмоциональной поддержки и часто своего рода буфером между отцом и ребенком.

 Те,  кто исследовал связь между отношениями родителей и детей с творческими способностями последних,  считают,  что когда отцы проявляют больше «женских»,  экспрессивных свойств,  а матери – больше «мужского»,  инструментального,  то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане.  Нежные,  любящие отцы,  много времени уделяющие детям,  и матери,  воспитывающие независимость,  любознательность и гибкость,  таким образом,  развивают в дочерях и сыновьях черты и мотивационные компоненты,  ведущие к высокопродуктивному творчеству.

 Интересно в этой связи отметить,  что матери,  весьма озабоченные развитием творческих способностей своих детей и уделяющие этому много сил и времени,  не добивались заметных успехов.  По всей видимости,  желательно проявлять не столь интенсивную заботу и не связывать ребенка слишком жесткими схемами.

 Огромную роль в развитии способностей детей играет роль семейно-родительских отношений:

 1. Большие шансы проявить творческие способности имеет,  как правило,  старший или единственный сын в семье.

 2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей,  которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот,  если ребёнок отождествляет себя с «идеальным героем»,  то шансов быть креативным у него больше.  Этот факт объясняется тем,  что у большинства детей родители «средние»,  нетворческие люди,  идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.

 3. Чаще творческие дети появляются в семьях,  где отец значительно старше матери.

 4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения в детстве.  Это событие характерно для жизни как крупных политиков,  выдающихся учёных,  так и преступников и психически больных.

 5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребёнка,  ситуация,  когда его талант становится организующим началом в семье.

 Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы,  благоприятствующей появлению идей и мнений.  Первая ситуация на пути создания такой атмосферы – развитие чувств психологической защищённости у детей.  Следует помнить,  что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения,  что их предложения неприемлемые или глупые,  – это самое верное средство подавить их творческие способности.  К мыслям,  высказываемым детьми,  родителям следует относится с уважением.  Более того,  родители должны поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи,  развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

 Восприятие и ценности творчески одарённого ребёнка значительно отличаются от тех,  что присущи социальной группе,  членом которой он является.  Такой ребёнок нуждается в понимании и поддержке родителей,  с тем чтобы сохранить творческие способности и не быть асоциальным.  Родители не могут устранить все препятствия на пути ребёнка,  но могут помочь ему преодолеть их и вырасти настоящей творческой личности.

Источник

Юлия Евсеева
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии творческой личности ребенка»

Роль семьи в развитии творческой личности ребенка

Творчество детей — это мир ярких удивительных образов, с помощь которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности.

Большое значение для развития творческих способностей детей имеет семья. Красота во всем, что окружает детей дома, вызывает чувство радости, уверенности, укрепляет привязанность детей к родителям.

Хорошо, если ребенок в семье имеет возможность развивать свои художественно-творческие способности: петь, плясать, рисовать и т. д.

В процессе разнообразной деятельности формируются эстетические чувства ребенка, его творческие способности, развивается талант. Детское творчество активизирует процесс обучения, в процессе творчества развивается инициатива, самостоятельность и активность, побуждает детей осваивать новые знания, навыки, умение, формируют у них способность к самообучению и саморазвитию.

Очень важно поддерживать интерес проявленный ребенком, к какому – то виду деятельности, особенно если этот интерес носит устойчивую форму. В таком случае детей надо поощрять, всячески стимулировать развитие их творческих способностей.

Неиссякаемым источником художественных способностей детей является природа. Гуляя по улице, находясь на природе, ведите разговор об окружающем, учите ребенка любоваться цветами и животными, их окраской и повадками. Развивая у ребенка способность видеть прекрасное, у него возникает желание отобразить это в своих рисунках, поделках.

Решающая роль в организации досуга детей принадлежит взрослому. Предлагаем вашему вниманию совместную деятельность, которая поможет вашему ребенку в развитии творческих способностей и индивидуальности.

Рисование вдвоём на длинной полоске бумаги.

В данном случае длинная полоска бумаги поможет рисовать вдвоём, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т. е. работать рядом. И даже в этом случае ребёнку теплее от локтя мамы или папы. А потом, желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослый и ребёнок договариваются, кто, что будет рисовать, что бы получился один сюжет. Комментировать такие совместные изобразительные действия, думается, будет излишним.

Рисование с секретом в три пары рук.

Данный метод заключается в следующем. Берётся прямоугольный лист бумаги, три карандаша. Распределяются взрослые и ребёнок: кто будет рисовать первый, кто второй, а кто третий.

Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (к примеру – шея). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно – туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок – и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм. А возможно, заложенный первым участником сюрприз приведёт к совершенному несоответствию целого и его трёх частей.

Рисование через копировальную бумагу.

Изображение через такую бумагу требует от детей движений в слепую, на ощупь, что тоже немаловажно для развития рецепторов и мелкой моторики рук. Копировальная бумага ложится блестящей поверхностью вниз, а затем мы показываем ребёнку, что двигая по бумаге кончиком ногтя или тупой палочкой, карандашом – можно изобразить какие хочешь предметы.

Для удобства нужно белую и копировальную бумаги скрепить вместе. Важно также не давить сильно ногтём или палочкой, а мягко водить по поверхности копирки. Детям нравится, что цвет изображаемых линий зависит от цвета копирки. Нравится и дальнейшее продолжение работы: ведь полученный рисунок можно обвести, дорисовать и подарить.

Тканевые изображения.

Ткань – прекрасное сырьё для изображения. Например, на ткани изображены цветы. Мы их вырезаем по контуру, наклеиваем, а затем дорисовываем стол или вазу. Есть ткани, которые могут послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

Рисуем с помощью открыток.

Почти в каждом доме храниться масса старых открыток. Научите ребёнка вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трёх, четырёх летний ребёнок нарисовать собаку, жука? Нет. Но к собачке и жуку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад

Вам, уважаемые родители, есть из чего выбирать, что принять к сведению и передать своему ребёнку. Важно только решить свою проблему – организовать уголок творчества и находить время для простых и увлекательных занятий с вашим ребенком.

Желаем успехов!

Источник

раткина валентина
Роль семьи в развитии творческой личности ребенка

Роль семьи в развитии творческих способностей детей

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением [1].

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается “до потолка” своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам[1].

Важным условием в успешном развитии творческих способностей является предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким- либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ “помощи” детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься [2].

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает,что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений [3].

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Литература:

1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – М.: Союз, 2006. – 224с.

2. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка дошкольника: Програм. -метод. пособие – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.

3. Николаева Е. И. Психология детского творчества. СПб.: речь, 2006. – 220с.

Источник