Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка

Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка thumbnail

Родительское собрание в 3 классе

Тема: Роль семьи в развитии школьных успехов ребёнка.

Цель: Активизировать воспитательную деятельность семьи; обсудить проблему роли семьи в развитии школьных успехов ребёнка; наметить пути решения этой проблемы.

Ход родительского собрания

I. Вступительная беседа

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Тема нашей новой встречи: «Роль семьи в развитии школьных успехов ребёнка».

С семьи начинается развитие каждого из нас. Уверенность в себе, в своих силахи возможностях, умение бороться с трудностями – всё это зарождается в дружной, теплой атмосфере Дома.

Как считал швейцарский психолог Жан Плаже, переломный момент в познавательном развитии ребенка происходит в возрасте от 5 до 7 лет. У дошкольников нет достаточного объема и стратегии памяти, необходимых для понимания многоплановости мира. К началу учебы в школе детское мышление трансформируется, способности памяти увеличиваются. У некоторых детей более совершенные способности могут развиваться к пяти годам, в то время как у других такие способности проявляются только к семи.

Замечено, что дети, которые отставали от своих сверстников на раннем этапе обучения (первый, второй классы) часто догоняли одноклассников во втором или третьем класе, а их отстование было продиктовано окружением и возможностями. Хотя хорошая успеваемость напрямую связана с их генетическими познавательными способностями, на которые оказывают влияние биологические, невролгические факторы, а также целый ряд личностных характеристик, включая чувство собственного достоинства, самооценку, мотивацию и факторы успеха. На мотивацию успеха влияют взаимоотношения в коллективе, атмосфера в классе и в школе. Но, безусловно, большое влияние на обучающего оказывает семья.

По уровню влияния семей на успешность обучения младших школьников семьи можно разделить  на четыре группы:

Характеристика семей, которые влияют на успешность в обучении

Результаты успеваемости

Родители ценят успехи и ожидают от своих детей хорошей успеваемости (независимо от их способностей)

Достаточный уровень

Родители не ценят успехи детей и не питают высоких надежд по поводу их успеваемости (независимо от их способностей)

Низкий уровень

Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, поощеряют напряженные занятия (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка)

Высокий уровень

Родители ценят успех и ожидают хорошей успеваемости (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка)

Выше среднего уровень

Независимо от фактических познавательных способностей детей родители могут положительно повлиять на их успеваемость, если будут верить в ребенка и поощерять его трудолюбие.

II. Основные направления сотрудничества семьи и школы.

  1. Необходимо участие родителей в жизни школы (чтение книг совместно с ребенком, привлечение ребенка к обучающей деятельности; совместное участие в выставках, спортивных праздниках, днях здоровья; а также совместная работа учителя и родителей).
  2. Родительская стратегия (степень контроля, устанавливаемого родителями дома; степень домашнего тепла и внимания; уважение роли ребенка в семье; степень отзывчивости родителей, терпимости к поведению своих детей)

III. Обсуждение вопроса. Обмен мнениями.

IV. Заключительная часть.

Учителя не в состоянии обеспечить мотивацию и поддержку в объеме, необходимом для того, чтобы заинтересовать детей с низкими способностями в достижении успеха. В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей.

Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.

V. Индивидуальные беседы.

Источник

Роль семьи в развитии школьных успехов ребёнка

Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями – все это зарождается в дружной, теплой атмосфере дома. Бытует такое мнение, что у хороших детей – счастливые родители. Испокон веков родителей беспокоит вопрос: что именно нужно делать, как себя вести, если ребенок делает что-то не то, не слушается?

Поскольку наши дети обучаются в классах традиционной программы, то задача заключается в том, чтобы максимально развить заложенные природные задатки каждого ученика в определенных видах деятельности. Наши дети часто характеризуются неадекватной самооценкой: либо завышенной, либо заниженной. Страшнее выглядит положение у детей с заниженной самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характеристика для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии. Причем, в случае неудачи ребят, как правило, наказывают, унижают: «Ничего ты делать не умеешь!» Такие дети на уроках на вопросы учителя отвечают тихо и глухим голосом, неуверенно. Эти дети менее социально приспособлены.

Психологи предлагают следующие правила и способы обучения:

  1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Когда ваш ребенок рисует и у него получается что-то не так, с вашей точки зрения, то вам очень хочется вмешаться: научить, показать, покритиковать. И вы говорите ему: «Не так!» Реакция детей на такое вмешательство разная. Один втягивает голову в плечи и теряется, другой обижается, третий думает: «Раз плохо, вообще не буду». Почему ребенок испытывает растерянность, обиду, возмущение? Вспомните себя: как трудно и долго у вас самих не получалось написать букву или ловко забить гвоздь. Теперь же эти дела вам кажутся простыми. Вот так же нелепы, с психологической точки зрения, любые критические замечания, обращенные к ре­бенку, который учится что-то делать сам!

  1. Совместная разделенная деятельность – включение родителя в занятие ребенка. Это – ситуация, в которой ребенок наталкивается на почти непреодолимую трудность и может либо прямо попросить вас о помощи, либо признаться, что «не знает как». В данной ситуации ему обязательно надо помочь и выполнить работу вместе с ним. Оставлять ребенка одного там, где ему трудно, – грубая ошибка. Ребенок, который получает полноценное питание, медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослыми, не только недостаточно развивается психологически, но и физически плохо растет, худеет, теряет интерес к жизни.

  1. Поручения, которые вы даете ребенку, должны соответствовать его возможностям. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка: «Сегодня ты гораздо аккуратнее сделал домашнее задание, чем вчера».

Сама обстановка в семье должна помочь ребенку в учении. Ребенок должен видеть в яйце матери или отца тружеников, которые любят свой труд. Родители-труженики и ребенка должны вдохновлять на труд, вселить уверенность в свои силы, надежду на успех.

Хорошим помощником в учении является четкий режим дня, обеспечивающий разумное распределение времени на все виды деятельности, выработку привычек поведения.

Нужна еще и целесообразная помощь старших. Она выражается в первую очередь в осведомленности родителей в делах ученика: какие сегодня уроки? что нового узнал? как справился с заданием? Желательно, чтобы ребенок рассказал кому-либо из взрослых выученный стих: когда ребенок рассказывает, он проверяет сам себя. Хорошо будет усвоен тот материал, который пересказан другому человеку. Родители, проявляя внимание к учебным делам своего ребенка, подчеркивают тем самым их важность.

Наши дети выполняют предложенные учителем задания, используя лишь конкретно ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, не уверены в себе, трудно адаптируются к новым условиям. Родителям необходимо учитывать, что такие дети требуют повышенного внимания и заботы. Только при доброжелательном и искреннем участии можно помочь ребенку добиться положительных результатов. Желательно предоставлять таким детям возможность самостоятельно решать проблемы, выходить из конфликтных, трудных ситуаций.

Нельзя также не сказать, что хорошая успеваемость детей напрямую связана с их генетическими познавательными способностями, на которые оказывают влияние биологические факторы, а также целый ряд личностных характеристик, включая чувство собственного достоинства (какие чувства дети испытывают сами к себе), мотивацию (их внутреннее стремление к достижению успеха) и факторы успеха (считают ли, что для достижения успеха более важны способности, чем усилия).

Но, безусловно, большое внимание на ребенка оказывает семья. И в заключение хочу сказать, что независимо от познавательных фактических способностей детей родители могут положительно повлиять на их успеваемость, если будут верить в ребенка и поощрять его трудолюбие!

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

НА ТЕМУ

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Емельянова Г.М.

2017 уч. год

Источник

Начать свое выступление мне бы хотелось фразой выдающегося  советского педагога Василия Александровича Сухомлинского (признание личности ребенка как высшей ценности).

«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, большую часть своего времени родители проводят на работе, дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребёнка, перекладывая эту миссию на педагогов в школе.

Зачастую обе стороны предъявляют друг другу свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, плохое воспитание, отсутствие сформированных моральных ценностей. Родители же в свою очередь недовольны учебными нагрузками, объёмом домашнего задания, равнодушием педагога.

Множество исследований указывают на то, что дети добиваются высокой академической успеваемости, социального успеха, хорошего эмоционального здоровья и становятся уравновешенными и полноценными индивидуумами, если их родители принимают активное участие в учебе и школьной жизни своих детей.

Подобное участие также демонстрирует ребенку тот факт, что родители искренне заинтересованы в их образовании и что учеба в школе является позитивным и ценным занятием. Однако когда родители не принимают участия в школьных занятиях детей, у довольно большого количества детей пропадает желание учиться. Часто родители оправдываются тем, что у них нет времени или сил, или они чувствуют себя в школе неуютно. Другие родители испытывают некоторое замешательство в смысле того, какие у них есть варианты, и каким образом они могут участвовать в этом процессе, либо просто не имеют необходимой информации. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Как же привлечь родителей в школу? Как создать такие условия, чтобы им захотелось сотрудничать со школой? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали все родители? Основным фактором здесь выступает коммуникация. Основной причиной слабого участия родителей является отсутствие ясной, понятной и полезной информации. Школам и учителям необходимо устраивать личные встречи с родителями, общаться через электронный журнал, по телефону посредством SMS сообщений, электронной почты и информационных страничек в Интернете. Рассылки писем и информационных записок могут помочь школе сделать общение родителей и школы более тесным. Преподавателю необходимо общаться с родителями в простой манере без использования образовательной лексики и убедиться в том, что у родителей есть доступ к простой и интересной информации о занятиях их детей в школе — как в пределах, так и вне аудитории. Родителям необходимо знать о том, что преподают их детям в школе, в каких школьных мероприятиях и кружках участвуют их дети, каким образом они могут принять участие в обучении и школьной жизни ребенка, как им связаться с преподавателями, и каким образом они могут помочь своим детям дома. В нашей школе система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Они социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Поэтому в школе создан Управляющий совет, общешкольный родительский комитет и классные родительские комитеты, куда входят опытные и инициативные родители (по 8 человек от класса). Задачи, стоящие перед Управляющим советом, серьезные. Это разработка и корректировка стратегии развития школы, определение целей, задач и ресурсов, необходимых для их достижения. Это создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов и участие в финансово-хозяйственной деятельности школы. Это обеспечение прозрачности в деятельности школы по организации образовательного процесса и в финансовых вопросах. И, наконец, это обеспечение доступности информации для всех участников образовательного процесса. В компетенцию Управляющего совета входит согласование школьного компонента и профилей обучения, рассмотрение жалоб и заявлений учащихся, родителей. Также Управляющий совет содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы. С целью оказания специализированной помощи учащимся, родителям и педагогам в нашей школе действует психолого-педагогический консилиум, деятельность которого заключается в проведении комплексного изучения личности ребёнка, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных возможностей ребёнка, разработке рекомендаций для учителей и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании. В течение учебного года проводятся как плановые, так и внеплановые заседания консилиума. Деятельность плановых заседаний направлена на анализ готовности учащихся 1-х классов к школьному обучению, определение путей психолого-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации в школе. Внеплановые заседания консилиума проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-педагогической проблемы. Возможно, стоит вернуть назад такую форму работы с родителями, как посещение семьи ребёнка. Это поможет установить учителю связь со всей семьей, выяснить ее общую и педагогическую культуру, условия жизни ученика, его место в семье и отношение к нему старших, дать советы и договориться о единых требования к школьнику. Некоторые учителя ошибочно считают, что посещать нужно только семьи, дети из которых создают определенные проблемы в школе. Безусловно, с родителями таких учеников следует прежде всего установить тесный контакт, однако посещать желательно семьи всех учеников. Посещение семьи может иметь целью общее ознакомление с условиями жизни, установления единых требований школы и семьи к ученику, помощь в организации режима, обсуждения с родителями отклонений в поведении и ребенка и принятия необходимых мер по их предупреждению и преодолению, привлечение родителей к участию в работе школы, изучение опыта воспитания в семье и др. Перед тем как посетить семью, нужно иметь сведения о ней и ее связи со школой (личное дело ученика, результаты анкетирование ребёнка и родителей, беседы с учителями, с самим учеником), выяснить основные данные об ученике, его успеваемость, поведение, отношения с учителями, товарищами. Успех посещения семьи зависит не только от добросовестной подготовки, но и от поведения учителя. С первых минут встречи с родителями необходимо создать атмосферу доверия и доброжелательности. В семьях, которые не имеют систематической связи со школой, визит учителя рассматривают как сигнал бедствия, родители настораживаются, готовятся к защите ребенка. Поэтому, посетив семью, следует сразу «снять ” настороженность. Беседу о детях начинают с положительных характеристик их поведения, постепенно переходя к обсуждению негативного в поведении ученика. Свои суждения педагог должен выражать спокойно, тактично, предоставлять неопровержимые доказательства и внимательно слушая объяснения родителей ребёнка. Установка истинного положения дел позволяет наметить общий план действий школы и семьи, договориться о взаимном информировании, о достигнутых успехах и трудностях. Общее ознакомление с условиями жизни ученика дома можно проводить по следующей схеме: 1.      Фамилия, имя ученика, класс. 2.      Состав семьи. 3.      Где и на какой должности работают родители и другие члены семьи (если учатся — где именно). 4.      Режим дня школьника. 5.      Как обустроено рабочее место ученика? 6.      Кто занимается воспитанием ребёнка в семье? 7.      Кто из членов семьи помогает ученику? Индивидуальная консультация — распространенная форма взаимодействия с родителями. Она может проводиться по инициативе учителя или по просьбе родителей и успешна при доверии педагогу. Родители же доверяют педагогу, если он участвует в решении проблем ребенка, вместе с ними выясняет их причины, ищет пути решения проблем, помогает найти специалистов, которые проведут консультацию. Приглашение родителей в школу для индивидуальной беседы или консультации должно быть письменным или устным, в тактичной форме, т. к. вызов в школу родители воспринимают настороженно. Начинать разговор с родителями целесообразно с рассказа об успехах ребенка, выслушивания родителей и лишь потом обратиться за советом по вопросу, который волнует педагога, ни в коем случае не допуская упреков, назиданий в адрес родителей, не унижая достоинства ребенка. На мой взгляд, ключевую роль в решении проблемы взаимодействия школы и семьи может оказать государство, внеся ряд изменений в Закон Российской Федерации об Образовании. Например, работодатель обязан отпускать на родительские собрания, мероприятия, проходящие в школе своих работников. Разработать государственную программу, направленную на развитие мотивации родителей к участию в школьной жизни своего ребёнка. Проблеме взаимодействия школы и семьи посвящено не мало статей, но невозможно дать готовый и единственный правильный ответ о том, как взаимодействовать с семьёй, так как семьи все очень разные. Многое зависит от мастерства педагога, от его интуиции. Педагог должен проанализировать каждую конкретную ситуацию, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребёнком.  

Литература:   1.В. А. Гейко. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. //Начальная школа — 2009 г. — № 3. — С. 60. 2.                    Бестужев-Лада И. Что делать родителям в школе? //Классный руководитель — 2007 г. — № 1. — С. 94. 3.                    «Виды и методы работы с родителями» https://uchebnikionline.com.

Гусева Ю. В. Проблемы взаимодействия школы и семьи [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 253-255. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7106/ (дата обращения: 14.11.2019).

Статистика с Росстата

Источник