Роль семьи в развитии самооценки ребенка
Самооценка — это представление человека о важности своей личности, оценка личностью самой себя, своих качеств, возможностей, своего места в обществе среди других людей. Она является важнейшим компонентом личности. Самооценка есть база для формирования критического мышления, умения объективно анализировать окружающую действительность. Л. В. Бороздина [1] определяет самооценку как осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, мотивов и целей своего поведения, поступков.
Формирование самооценки наступает в 3–4 года, когда ребёнок начинает оперировать такими понятиями как «хорошо» и «плохо», давать оценку своим действиям, например: «Я хорошо знаю буквы» или «Я плохо знаю цвета». Поэтому основу самооценки закладывают именно родители, как активные участники и организаторы начальной и самой важной ступени воспитания и социализации личности их ребёнка. Отношение будущего поколения к себе складывается из того, как родители относятся к нему и из модели поведения их в семье, т. е. как родители относятся друг к другу, образ и отношение к ребёнку, сложившиеся у них, предшествуют развитию собственного «Я» и отношения к себе.
Самооценка бывает: адекватная и неадекватная, которая в свою очередь делится на завышенную и заниженную. Адекватная самооценка — характеризуется как оптимальное соотношение между амбициями и достижениями человека. Это ситуация, когда личности удаётся соотнести собственные силы с возможностями. Заниженная самооценка — это приписывание себе несуществующих недостатков, отсутствие веры в свои силы, принижение своих возможностей. Завышенная самооценка — это переоценивание индивидом своих возможностей, чрезмерные амбиции.
Не так просто определить, что же для человека большая угроза — заниженная или завышенная самооценка. Неадекватная самооценка способствует возникновению проблем в общении с окружающими, появлению внутреннего конфликта личности, психологическому напряжению.
Преувеличение родителями заслуг ребёнка и слишком частая похвала способствуют формированию завышенной самооценки. Ребёнок не может найти общий язык со сверстниками, потому что считает себя выше и лучше других. В общении с взрослыми такой ребёнок также не может найти компромисс, потому что считает, что все вокруг должны откинуть свои желания на последний план и заняться его персоной. Из такого ребёнка вырастает эгоист, который никогда не будет считаться с мнением других людей, всегда будет действовать лишь в своих интересах. Если вовремя не заняться психологической коррекцией такого подростка, это проблема перерастёт в нарциссизм — свойство характера, заключённое в чрезмерной самовлюблённости, которая чаще всего не соответствует действительности.
Если же родители не уделяют своему ребёнку должного внимания, игнорируют его успехи, забывают его похвалить или даже чрезмерно критикуют, формируется заниженная самооценка. Если его не похвалить за, казалось бы, мелочь, например, неумелый первый рисунок ёлочки, он непременно подумает, что родителям нет до него дела. Ребёнок будет чувствовать себя обделенным, ненужным, неважным. Это поспособствует развитию комплексов, чувства неполноценности, неуверенности в себе.
Детям с заниженной самооценкой свойственна: пассивность, ранимость, обидчивость. Такому ребёнку будет трудно найти друзей, потому что он будет стесняться, бояться показать себя. Из него никогда не вырастет сильная личность, способная принимать трудные решения, брать на себя ответственность, идти вперёд к своей цели.
Что и как влияет на самооценку ребёнка? При каких условиях формируется низкая самооценка, а при каких высокая?
Одно из наиболее обширных исследований влияния семьи на развитие самооценки ребёнка проведено С. Куперсмитом [2]. Он выделил параметры семьи, которые, по его мнению, могут влиять на самооценку. Среди них — размер семьи, порядок рождения, характер отношений с братьями, сёстрами и сверстниками, особенности личности матери и отца, а также их отношения. Большое внимание уделялось родительскому воспитанию как условию становления самооценки ребёнка.
С. Куперсмит [2] утверждал, что эмоциональное тепло матери, принятие ею ребёнка таким, как он есть, является предпосылками для формирования завышенной самооценки. Было показано, что дети любящих матерей, женщин, умеющих создать дома обстановку любви и доброжелательности, чувствовали, что они нужны и их принимают такими, какие они есть, — это «лёгкие» дети. И наоборот, матери, которые сознательно или бессознательно отвергали своих детей, не сумевших создать дома атмосферу любви — «трудные». Конечно, не всё так однозначно и потому не следует сбрасывать со счетов индивидуальные особенности самих детей, в частности особенности их темперамента. Итак, любовь матери и врождённые особенности темперамента ребёнка — важнейшие факторы формирования личности будущего поколения.
Почему же в становлении самооценки ведущую роль играет именно мать? В период от рождения и до 6 лет в основном воспитанием занимается именно мама, она не отходит от своего дитя ни на шаг. Отец же включается в активное эмоциональное взаимодействие с ребёнком чуть позже. Тогда для него огромную роль играет — авторитет отца, который закладывает основу восприятия семьи, ролевую картину семейных взаимоотношений.
Н. Бранден [3], в своей книге «Шесть Столпов самооценки» утверждает, что большинство семей, которые нас окружают — дисфункциональны. Это семьи, в которых что-то нарушается, и они постепенно становятся полной противоположностью счастливым, где их члены имеют между собой тёплые, наполненные любовью, отношения.
В своей книге [3] он прописывает, как, по его мнению, родители препятствуют нормальному развитию самооценки ребёнка. В основном это то, что родители, не замечая индивидуальности и особенности своего чада, укоряют за непривычное им. Недавно они сами были детьми, но уже забыли те чувства, которые переживает подрастающее поколение и из-за этого насмехаются над детскими мыслями и чувствами. Чрезмерно опекают, либо вообще не обращают внимания на ребёнка. Всё это, по мнению Н. Брандена, уничтожает самооценку будущих взрослых.
Но даже вполне любящие родители, порой говорят своим детям фразы, которые не только не помогают выстроить жизнь лучшим образом, а скорее, наоборот, направляют ребёнка на несчастливую судьбу. Так, например, фраза: «У тебя ничего не получится» которая ненароком вылетает из уст большинства родителей современного мира, со временем становится препятствием к тому, чтобы человек вообще продолжал свою деятельность и начинал делать хоть что-нибудь.
Аналогично действующие фразы:
- «Горе моё» — подсознательно заставляет человека совершать поступки, вызывающие у близких людей переживания;
- «У тебя руки не тем концом воткнуты» — делает людей неумехами, которые не верят в свой успех и способности;
- «Подруга у тебя красавица, а ты у нас умницa» — создаёт у девочки неверие в собственную красоту и привлекательность, и со временем укрепляет уверенность в том, что она не нужна никому такая некрасивая, особенно мужчинам.
Для того, чтобы выяснить, как часто родители употребляют подобные слова, мы провели небольшое исследование, пообщавшись с семьями на детской площадке города Новосибирска. Наблюдения дали нам следующие результаты:
- Многие родители зачастую говорят своим детям фразы, демонстрирующие неуважительное отношение.
- Самые частые фразы данного характера, которые мы услышали: «Горе ты моё луковое», «Тебя земля не держит?», «Почему ты такая свинка?». Говоря это, заботливые мамочки и бабушки вытирали грязь с одежды ребёнка, не подозревая, что этими словами они вредят ему.
Каким образом ребенок научится уважать себя, вырастет человеком, способным оценить свои достоинства, если его собственные родители неосознанно подобными фразами подавляют в нём чувство уважения к себе?
Дети верят каждому слову своих родителей, воспринимают всё буквально. Все перечисленные и подобные фразы, как правило, подрывают самооценку, лишают уверенности в себе. Если малыша назвать поросёнком из-за того, что он упал в лужу, ребенок подумает, что родитель считает его плохим, ведь в испачканной одежде, он не видит ничего плохого. Ребёнку достаточно один раз в своей жизни услышать что-то неприятное в свой адрес, чтобы запомнить эти слова на всю жизнь. Дети склонны воспринимать всё на свой счет. Особенности детского восприятия мира нужно принимать как данность.
Подведя итоги, вернемся к основному вопросу: как же родителям огородить своего ребёнка от страшных последствий неадекватной самооценки?
В процессе формирования личности ребенка огромный вклад вносит детский сад, школа, кружки, всевозможные хобби и увлечения, общения со сверстниками и взрослыми. Все эти жизненные этапы влияют на формирование самооценки, но всё же именно родители закладываю тот фундамент в характер ребёнка, который потом практически невозможно подкорректировать, а иногда и вовсе невозможно.
Ребёнок — это маленький росточек, а его дальнейшая жизнь зависит от того, на какой почве он вырос. Родители выполняет функцию поддержания внутреннего, эмоционального и психического мира своего чада. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия, поддержания телесного и душевного здоровья. Нельзя перехваливать ребёнка, но и нельзя забывать отметить его успехи, когда он этого заслуживает. Необходимо приучить малыша к самостоятельности, поощрять инициативу с его стороны. Не нужно делать за него то, что он сможет сделать сам, например, кормить из ложки или одевать на прогулку. Пусть в первое время он похнычет, и будет просить сделать это за него родителей, зато вскоре он научится самостоятельности. Так же никогда нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми, он должен стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем его одноклассник.
Свою работу мы хотим закончить высказыванием Н. Брандена [3]: «Самооценка — репутация, которую мы зарабатываем в собственных глазах».
Литература:
- Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 1992.-№ 4.-С.99–100.
- Куперсмит С. Предпосылки самооценки. — М.: 1959.
- Бранден Н. Шесть столпов самооценки». М.:1993.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, завышенная самооценка, ребенок, заниженная самооценка, Самооценка, будущее поколение, неадекватная самооценка, отношение, ребенок фразы, формирование самооценки.
Источник
Влияние семьи на формирование самооценки ребенка.
Семья играет значительную роль в формировании самооценки ребенка. В каждой семье свой стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенности восприятия родителей ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоение детьми основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию по отношению к миру и самому себе.
Ребенок, когда рождается, у него отсутствует вторая сигнальная система: он еще не владеет словом как инструментом, а все потребности у него существуют. Потребность в тактильном контакте, когда родители носят малыша на руках, в получении положительных эмоций. Эти эмоции ему доставляет кормление, сухие пеленки, ласковые с ним разговоры, то есть все то, что в транзактном анализе называется «поглаживанием». Но ребенок не может сам себя погладить: ни накормить, ни поменять подгузники, ни поговорить со взрослыми. Более того, чтобы привлечь их внимание, ребенку приходиться прибегать к « пошлепыванию» – плачу, громкому крику. Вырабатывается ощущение беспомощности, неспособности повлиять на окружение, незначительности, слабости. Подобное ощущение вырабатывается у всех, абсолютно всех детей; поскольку чтобы не делали родители, как бы они не заботились о своих детях, все равно ребенок не может получать желаемые удовольствия самостоятельно, и это способствует появлению негативного отношения к себе. Если бы ребенок мог сформулировать свои ощущения, они звучали бы так: «Я ничего не могу, ни накормить себя, когда хочется; ни получить ласку окружающих, когда нужно, Я хочу писать, а мне дают пить и т. д. Все что я могу – это ждать когда обо мне позаботятся. Я никакой. Я отдан на милость другим взрослым – родителям, они меня «погладят» они хорошие. Ребенок растет, делает первые шаги, родители радуются тому, что спустили его с рук, но как долго продолжается их радость? « Вот туда не ходи, там опасно. Не лезь в лужу – промочишь ноги». Что ребенок начинает понимать? – « Родители умные, они же говорили мне не ходить в лужу, вот действительно, ноги промочил!» А родители на этом не останавливаются: «Не крутись за столом – вот, стакан на полу; засучи рукава, когда идешь мыть руки – вот все рукава мокрые. Не лезь в банку с вареньем…». Что ребенок слышит? «Я плохой, я не удовлетворяю требованиям взрослых. Если учесть тот факт, что до четырех- пяти летнего возраста у детей отсутствует анализ собственных действий, и они не могут дифференцировать собственное «Я» от своих поступков, то любое родительское «Ты почему…?”, “Сколько раз тебе говорить…? “Опять ты…- ребенок воспринимает как негативную оценку. «Негативные» высказывания родителей в адрес ребенка укрепляются в сознании малыша, изменяя его самооценку. « Я маленький, я беспомощный, ничего не могу делать правильно, я неуклюжий, я глупый. А папа или мама – « они большие, всегда правы, всегда знаете «как надо» умные, вы контролируете меня, можете и имеете право управлять мной, наградить или наказать меня». Ребенок перестает быть самостоятельным не только в действиях, но и принятии какого-то решения. Боясь ошибиться и сделать что-то не так, малыш может вообще отказываться от той или иной деятельности. Снижается познавательная активность ребенка.
Отношение к себе у ребенка зависит от того, как складываются его взаимоотношения с родителями, и какое место занимает он в этих отношениях. Частое неоправданное захваливание, подчеркивание мнимых или реальных достоинств ребенка, приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. Если родители с недоверием относятся к проявлению самостоятельности, к возможностям ребенка, категорически подавляют любое несогласие ребенка с их мнением, то это может привести к стойкому ощущению своей слабости, неполноценности.
У детей самооценка зависит от мнения значимых взрослых и, в первую очередь, от оценки родителей.
Заниженная самооценка может привести к нарушению поведения ребенка уже в более старшем возрасте. Проявления негативной самооценки могут быть самые разные: от снижения работоспособности, до проявления агрессии.
Негативная самооценка может привести к:
- Развитию нерешительности, застенчивости.
Ребенок может избегать ситуаций устного опроса на занятиях, не отвечать на вопрос, хотя знает ответ, может отказываться от ведущих ролей в играх. Такой ребенок часто использует фразы: «не знаю», «у меня не получится».
- Эмоциональной неустойчивости (обидчивости)
Малыш обижается при проигрыше в игре, болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон голоса, недовольное выражение лица взрослого, часто плачет.
- Страхам.
Малыш боится новых людей, новых ситуаций, боится оставаться один, боится выступать на публике один, и т.п.
- Тревожности
- Конфликтности.
Ребенок может сам провоцировать конфликт, отвечать конфликтно на конфликтные действия других
- Агрессивности.
Ребенок может ломать игрушки, толкать сверстника, мимоходом ударить встречных, кусаться, плеваться, щипать других, говорить обидные слова, когда не слышит взрослый и т.п.
Ощущать себя «неумехой» или «плохим» ребенку очень трудно, поэтому он может вести себя достаточно агрессивно, самоутверждаясь при этом.
В семье, для формирования позитивной самооценки, очень важно, чтобы ребенок был окружен вниманием и любовью, не зависимо от того, какой он в данный момент – убрал ли быстро игрушки, или разбил любимую мамину вазу. Родителям необходимо фиксировать внимание ребенка не на его промахах, а замечать и провоцировать его успехи. Хвалить ребенка можно при помощи, так называемого «Ты сообщения»: «Как здорово у тебя это получилось. Ты – молодец». А вот воспитывать при помощи так называемого «Я-сообщения», когда взрослый говорит о своих чувствах, о своих переживаниях от первого лица: «Я не люблю…, мне не нравиться…, меня обижает…
Например: « Меня огорчает, когда мой сын (дочь) меня не слышит. Я-сообщение незаменимо, когда родители раздражены, или недовольны поступком ребенка, так как взрослый говорит о себе, о своих чувствах, а не о нем. При этом ребенок воспринимает такое высказывание родителей не как оценку его действий. Я- сообщение предназначено для того, чтобы ребенок услышал и понял вас, вы могли договориться, разрешить проблему. В семье, где часто используется Я- сообщение царит атмосфера доверия. Родители, проявляющие интерес к проблемам своих детей, участвующие в разрешении проблемных ситуаций, считающие своих детей достойными уважения, помогают своим детям оценивать себя позитивно.
Источник
Иметь обоснованное представление о самооценке ребенка очень важно родителям, педагогам, психологам для установления продуктивных взаимоотношений с ним, для качественного общения, а при необходимости – оказания ему эффективной профессиональной психологической помощи. Самооценка в таком возрасте, как правило, неустойчива, лабильна, и поэтому, в большей мере, чем у взрослых, поддается коррекции.
Стремительные изменения, происходящие в наше время в России и в мире в целом, приобретают характер устойчивой тенденции. Эти изменения настолько быстры и глубоки, что вряд ли кто-нибудь сейчас возьмёт на себя смелость предсказать, каким будет наш мир в третьем тысячелетии. Однако через образование и воспитание наших детей у нас есть реальный шанс повлиять на общество будущего, помочь каждому ребёнку найти своё место и быть успешным в этом обществе.
Уже сейчас мы с уверенностью можем сказать, что для того, чтобы быть успешным в будущем мире, ребёнок должен расти в обстановке эмоционального комфорта, уверенности в собственных силах и подлинного уважения к его индивидуальным интересам и потребностям. Он должен научиться быть инициативным, знающим и творческим деятелем, умеющим принимать самостоятельные и ответственные решения, строить свою деятельность, нести определённую долю ответственности за себя и своё окружение. Уметь отстаивать свои интересы, не ущемляя при этом интересы других людей.
Семья – это наибoлее распрoстраненный вид сoциальной группы, оснoвная ячейка oбщества, в которой рoждается, фoрмируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится ребенок. В течение всей своей жизни ребенок сохраняет то, что он получил в своей семье еще в детском возрасте.
Семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни.
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.
В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка является необходимым условием процесса становления личности, так как в ней проявляется представление субъекта о самом себе, благодаря тому, что сопоставляются собственные свойства, качества и способности с особенностями других людей.
Семья закладывает основы личности ребенка. Изучению семьи как вoспитательного института пoсвящено большое количествo исследований. Взаимоотношения в семье изучали такие известные педагоги и психологи, как А. Адлер, А. Я. Варга, Л.С. Выготский, А. И. Захаров, А.Е. Личко, А.С. Макаренко, А.В. Петровский, А. С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, Э. Эриксон и другие.
К проблеме самооценки и уровню притязаний обращались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.С. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, А.И. Липкин, Е.И. Савонько, В.А. Горбачева, Р. Бернс и т.д.).
Источник