Роль семьи в развитии ребенка старшего дошкольного возраста
«Роль семьи в воспитании детей старшего дошкольного возраста»
«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены,
отца и матери» В. А. Сухомлинский
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Воспитание детей, формирование личности ребенка, с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни.
По мнению известного педагога Сухомлинского В. А., взаимоотношения между отцом и матерью – это основная модель поведения, которая станет путеводной звездой в жизни человека. Когда в семье появляется маленький человечек, родители должны понимать свою основную задачу по отношению к нему. Она сводится не только к необходимости кормить и одевать малыша, но и к тому, чтобы дать ему достойный старт в будущую долгую жизнь. Полноценное воспитание дошкольника невозможно без одновременного участия семьи и дошкольного учреждения. Поэтому их взаимодействие просто необходимо. Главное, чтобы воспитательные методы не противоречили друг другу.
Воспитания и обучения человека возможно в течение всей его жизни, но не в той интенсивности, которая присутствует в дошкольные годы. В семье ребенок получает первые навыки общения, учится любить, уважать, сочувствовать, радоваться. Именно семья способствует развитию и содержанию эмоционального и социального уровней ребенка. Здесь формируется нравственный опыт маленького человека.
Общение в семье способствует формированию мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.
Стили воспитания
Семья может и навредить ребёнку при использовании неправильных методов воспитания. Сами того не осознавая родители создают свою модель воспитания в семье. Однако эти модели не уникальны. Специалисты давно классифицировали их. Можно выделить 4 стиля воспитания, которые имеют свои особенности и по-разному отражаются на личностном развитии ребенка: авторитарный стиль, попустительский, авторитетный, гиперопека.
Авторитарный стиль
Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявить инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.
Последствия
Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:
1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:
2 вариант – развитие деспотической личности:
Рекомендации родителям:
– Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания.
– Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
– Старайтесь говорить доверительным тоном, эмоционально.
– Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним оговорены и приняты обеими сторонами (родителями и ребенком).
– Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям.
– Необходимо оставлять за ребенком право выбора друзей, одежды,
музыки и т. д.
– Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
– Станьте терпимее к недостаткам детей. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.
Попустительский стиль
При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.
Последствия:
При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант – свободный, но безучастный:
– самостоятельность
– неспособность к близости и привязанности;
– безучастность в отношении близких – отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
– мало «душевного тепла».
2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:
Рекомендации родителям:
– Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
– Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь ребёнка.
– Проявляйте «душевную теплоту».
– Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!
Авторитетный стиль
При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность.
Основные характеристики этого стиля:
– взаимопринятие («Я принимаю ребенка таким, какой он есть, но в то же время, не приношу себя в жертву, а даю понять ребенку свои правила, свое право на свободное время и общение с другими членами семьи);
– взаимоориентация.
Последствия
При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерно:
– Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
– Инициативность и целеустремленность.
– Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
– Способность договариваться, находить компромиссные решения.
– Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.
Рекомендации родителям:
Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!
Гиперопека
В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания.
Последствия
При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант – «домашний деспот»;
2 вариант – зависимая личность:
– безынициативность, беспомощность;
– зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение;
Рекомендации родителям:
– Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму.
– Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть.
– Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы.
– Стимулируйте общение со сверстниками.
В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности. Потому что морально-психологический климат семьи — это школа отношений с людьми.
Влияние стилей воспитания на формирование самооценки у детей
Семья имеет решающее значение для детского успеха, является источником передачи опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми.
В старшем дошкольном возрасте на этапе предшкольного образования начинает складываться самооценка – обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе (Л.С. Выготский). Источниками формирования самооценки выступают опыт деятельности ребенка, детско-родительские отношения, степень его успешности и опыт общения и взаимодействия с другими людьми.
В.Сатир («Как строить себя и свою семью») ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности. Такие отечественные психологи, как Л.С. Выготский,
П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В.С. Мухина в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материнского и духовного производства.
В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование их личности. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений.
Влияние семьи на самооценку ребенка сегодня намного актуальнее, нежели ранее. Это, прежде всего связано с изменениями в социальной, политической, экономической сферах нашего общества. Но проблемы во взаимоотношениях детей и родителей возникают не только в неблагополучных семьях, им подвержены и вполне нормальные. В процессе жизнедеятельности семьи возникает множество различных ситуаций, в результате которых появляются трудности в отношениях между детьми и родителями.
Родители являются источником необходимого жизненного опыта для детей, демонстрируют определенные способы и модели поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка. Так, в зависимости от того, какой стиль воспитания применяется родителями в семье, у ребенка формируется та или иная самооценка.
По мнению М.И. Лисиной, в тех семьях, где доминирует демократический стиль воспитания, то есть учитываются интересы ребенка, у него формируется высокая адекватная самооценка. Демократический стиль отличается гибкостью
(«стиль согласия»). Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются
к мнению детей, уважают их позиции, развивают самостоятельность суждений.
В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку
(«стиль подавления»). В результате этого формируется низкая (заниженная) самооценка. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними
не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, не редко наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в будущем. В семьях, где родители постоянно порицают ребенка, ставят перед ним завышенные задачи, ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой.
При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе, что способствует формированию завышенной неадекватной самооценки.
Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, которые его воспитывают.
При несоответствии оценки и ожиданий в семье возрастным и индивидуальным особенностям ребенка возможно формирование у него искаженных представлений о себе.
Переживая недоброжелательное отношение к себе, ребенок ищет любые формы признания и понимания. Не находя их, он проявляет агрессию. При чрезмерных требованиях, предъявляемых ребенку, он ищет возможность делать запретное «исподтишка», а при проявлении гиперопеки («сверхзаботы») осознает, что не может самоутвердиться. И при авторитарном стиле воспитания, и при гиперопеке ребенок испытывает чувство тревожности, страха, вины. В результате формируется неадекватная самооценка.
Порой родители заранее формируют у себя представление о том, каким должен быть их ребенок в идеале, а, когда он не соответствует их мечтам, упрекают его за это,
не замечая достоинств, которые просто не были включены в их родительские планы. Чтобы у ребенка сформировалась адекватная самооценка, следует замечать достоинства, открывать в ребенке ему присущие черты.
Похвала и критика тоже должны иметь разумные границы. Не стоит хвалить все, что делает ребенок, но и ругать за все подряд – тоже не стоит. Если критика будет превышать похвалу, то ребенок начнет избегать общения с родителями.
Дошкольный возраст характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Без преувеличения можно сказать, что самооценка оказывает огромное влияние на общее развитие личности человека. В свою очередь развитие самооценки
в старшем дошкольном возрасте во многом (если не в основном) зависит от детско-родительских отношений, которые сложились в семье.
Уважаемые родители! Помните, что семейный очаг – это место рождения и основная среда обитания ваших детей, а связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Чтобы ребенок, чувствовал себя благополучно, в семье должна присутствовать доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.
Список литературы :
- Авдеева Н.Н., Силвестру А. И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. – М., 1977.
- Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. – 1998. – № 1.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. – М. : Воронеж, 1997.
- Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей дошкольного возраста. М., 1980.
- Лисина М.И., Силвестру А.И. психология самосознания у дошкольников. – Кишенев: Штиинце, 1983.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
- Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. – М., 2000.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., Изд-во Моск. ун-та, 1980.
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – Н-ск., 1985.
Источник
Наталья Митусова
Родительское собрание в старшей группе детского сада «Роль семьи в развитии и воспитании ребёнка дошкольного возраста»
Родительское собрание в старшей группе детского сада:
Роль семьи в развитии и воспитании ребёнка дошкольного возраста“
Подготовила и провела: воспитатель Митусова Н. А
Цель:
1 Установить контакты с членами семьи для согласования
воспитательных воздействий на ребёнка
2. Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;
.3. Разработка основных правил семейного воспитания.
4. Повысить уровень педагогической культуры родителей.
Оформление, оборудование “
1. На стене плакаты с написанными выражениями.
“Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение” Эрих Фромм
“Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их” В. А. Сухомлинский.
2. Пригласительные на родительское собрание (в виде цветочка).
3. Подборка различных мелодий, магнитофон.
4. Литература для родителей; А. С. Макаренко “Книга для родителей“.
5. Блиц-опрос “закончи предложение”.
6. Бумажные цветочки с пословицами (продолжить пословицу).
7. Ширма “Роль семьи в воспитании ребёнка“.
8. Цветок настроения (на лепестках написаны слова вежливости)
9. Детские ладошки (дети обвели свою руку).
10. Памятки для родителей.
Подготовительный этап:
1. Подготовить выставку литературы для родителей.
2. Подготовить памятки для родителей.
Ход собрания:
Звучит спокойная, приятная музыка.
– Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас.
-Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о Ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья. Семья – для ребёнка – это место его рождения, становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребёнок не будет, счастлив, здоров. Семья для ребёнка-это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,то должны решать эту проблему всем миром: детский сад, семья, общественность.
Но вначале, давайте после трудового рабочего дня немного расслабимся.
Игра: “Цветок настроения”
Цель: Создать у родителей прекрасное настроение, желание общаться.
Возьмите цветок – оторвите лепесток (вежливости) и подарите соседу, тот свою очередь другому и так по кругу, это является важным условием при нашей встрече.
Ведущий:
Истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть тесная связь между прошлым, настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только его семья.
Выходят дети под музыку (мелодия “маленькая страна”) читают стихи.
1. Что такое семья
Вы спросите меня
Я отвечу вам с удовольствием
Что семья-это дом
Садик мой под окном
И семья -это малая Родина!
Под пургой и дождём
Нас согреют теплом
И помогут в любых ситуациях
Мамы милой глаза
И улыбка отца
И ватрушки, и булочки бабушки!
В мир идём из семьи
Там и корни твои
Твоя долгая жизнь начинается
И основа основ-наш родительский дом
И семьёй наша жизнь продолжается.
2. Семья-это мама и папа и дед
Бабуля готовит нам вкусный обед.
В семье ещё братья и сёстры бывают
Семья-это Я
И меня называют:
Котёнок и лапочка, заинька, птичка.
Мне кто-то братишка, а кто-то сестричка
Семья-где все любят меня и ласкают
И лучше семьи ничего не бывает!
3. Мама папа ты и я-
Это вся наша семья.
Очень дружно мы живём
То играем то поём.
Мы друг другу уступаем
И друг друга не ругаем
А стараемся понять
И таким как есть принять
4. Спасибо большое спасибо-
я маме, любимой скажу.
За ласку твою когда-либо
Я мама тебе отслужу.
Дана ты мне милостью Божьей
Спасибо тебе за труды.
Даст Бог и я вырасту тоже
И буду такая как ты!
5. Очень редко, но, всё же бывает больна,
И тогда всё вокруг кувырком, кверху дном,
Потому что она, потому что она-
Человек, на котором держится дом.
Нас куда-то уносит стремительный век.
В суете мы порой забываем о том,
Что она не фундамент, она человек.
Человек, на котором держится дом.
Чтобы было и в сердце, и в доме светло,
На её доброту отвечайте добром.
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом.
Песня “Если в небе туча хмурится” (М. Пляцковский – М. Парцхаладзе)
6. Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье, что может быть её дороже
На этой сказочной земле!
7. Маму очень я люблю.
Папу тоже я люблю.
Мама мне печёт коврижки.
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я-
Наша дружная семья!
Я и бабушку люблю,
Я и дедушку люблю,
Я всегда им помогаю,
Пол мету и пыль стираю,
Мама, папа, дед и я, да и бабушка моя-
Наша дружная семья.
8. Мы пишем мамины портреты
В заслуженном венце.
А эти скромные куплеты
Напомнят об отце.
Где есть отец, там дом устроен
Трудами сильных рук.
Он самый мужественный воин
И самый добрый друг.
9. Я ни о чём не беспокоюсь,
Когда отец со мной.
Я как за каменной стеною,
За папиной спиной.
Хоть будет ласков или строг он,
Люби его ичти.
Он твой хранитель, данный Богом
На жизненном пути.
Песня “Папа может” (М. Танич – В. Шаинский)
10. Семья-это труд, друг о друге заботы.
Семья-это много домашней роботы.
Семья-это важно, семья-это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно.
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды иссоры подальше гоните.
Хочу чтоб про всех говорили друзья
Какая хорошая ваша семья!
(Дети уходят под музыку)
Ведущий:
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.
Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми.
Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик – заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствуют его здоровому развитию.
В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в характере эмоциональных отношений окружающих и может привести к страху перед общением.
Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдается дефицит эмоционального контакта, дети отличались замкнутостью и агрессивностью. В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.
Отношения детей и взрослых в семье должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными.Ребенок понимает: он еще много не знает, не умеет; взрослый образован. опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности.
Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержки любящих родителей.
Поведение родителей – самое решающее в воспитании. Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют своё разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей. Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
– Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, умным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог само реализоваться, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей- об этом думают все родители, не зависимо от того в какой стране мы живём, на каком языке говорим. Каждый из нас родителей – желает своим детям только самого лучшего.
Мы много времени проводим на работе, кажется, главное накормить, одеть, создать определенные блага. А времени для того, чтобы поговорить с ребёнком, услышать о том, что делается в его детской душе, у нас нет. Или делаем на бегу в второпях.
– Дорогие родители! Отложите все дела в сторону, привлеките к себе ребёнка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым- его нужно 7 раз в течении дня погладить по голове, обнять, одобрить, т.е через телесное прикосновение подтвердить: «Я тебя люблю”.
И поэтому правильное воспитание в семье, как сказано в народной пословице. – “Это наша счастливая старость; плохое воспитание- это наше будущее горе-это наши слёзы”.
Пословицы “цветочки”
Цель: Развивать социальное мышление, социальное креативность, общительность, знакомить с правилами поведения в обществе.
– А сейчас, я предлагаю вам, уважаемые родители бумажные цветочки
с русскими народными пословицами о семье, вы подумайте и продолжите пословицу.
“При солнышке тепло – а при матери добро”
“Мать кормит детей – как земля людей”
“Нет лучше дружка – чем родная матушка”
“Не нужен клад – когда в семье лад“
“Хозяюшка в дому – что оладышек в меду или пчела в саду”
“Не красна изба углами – красна пирогами”
“В гостях хорошо – а дома лучше”
“Дома и – стены помогают”
“Мой дом – моя крепость”
“Каковы родители – таковы и детки“
“Жизнь прекрасна – когда дома мир”.
“Дети не в тягость, а в радость”
“Коли семья вместе, и душа на месте”
“Всякой матери
своё дитя мило”
Блиц-опрос “Закончи предложение”.
Возьмите, пожалуйста, из подставки по одному цветному карандашу, раскрутите на нём свёрток бумаги, внимательно прочитайте и в свободное место закончите предложение одним или двумя словами, добавляя слово – он учится.
1. Ребёнка постоянно критикуют, он учиться. (ненавидеть).
2. Ребёнок живёт во вражде, он учиться. (быть агрессивным).
3. Ребёнок живёт в упрёках, он учиться. (жить с чувством вины).
4. Ребёнок растёт в терпимости, он учиться. (понимать других).
5. Ребёнка хвалят, он учиться. (быть благодарным).
6. Ребёнок растёт в честности, он учиться. (быть справедливым).
7. Ребёнок растёт в безопасности, он учиться. (верить в людей).
8. Ребёнок поддерживает, он учиться. (ценить себя).
9. Ребёнка высмеивают, он учиться. (быть замкнутым).
10. Живёт в понимании и дружбе, он учиться. (находить любовь в мире).
Спасибо за ваши советы, предостережения, они помогут многим из вас в определённой ситуации.
Итоги собрания:
Дорогие родители, именно от вас, большой степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок, детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей. Мать и отец – главные воспитатели своих детей, которые отвечают за воспитание перед государством. От матери и отца зависит, насколько эффективно участие в воспитании детей старших членов семьи – бабушек и дедушек. Во многих художественных произведениях отражено влияние старших членов семьи на личность ребенка. Например, рассказ Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек» небольшой по объему, но глубокий по нравственному содержанию. Я сейчас вам прочитаю этот рассказ.
«Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.Отец и спросил:
— Что ты это делаешь, Миша?
А Миша и говорит:
— Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
(Обсуждение рассказа)
Рефлексия:
Уважаемые родители, дети приготовили для вас “подарки” свои ладошки и нарисовали на них свои сердечки. А вы напишите на каждом пальчике – как вы называете ласково своего ребёнка.
(под музыку “Гимн Семьи“) (И. Резник).
Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением, ещё раз подтверждающим всё то, о чём шла речь на собрании.
“Ребёнок учиться тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе и за слова.
легко толкнуть
детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
чтобы не каяться потом. ” (Себастьян. Брант).
В завершении, всем родителям дарятся памятки с правилами по воспитанию детей.
Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.
1. Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.
3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребёнка.
5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В тот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребёнка. Помните, что поведение-это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
Источник