Роль семьи в развитии ребенка с ограниченными развития ребенка

Роль семьи в развитии ребенка с ограниченными развития ребенка thumbnail

Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.

Антуан де Сент-Экзюпери

Роль семьи в развитии ребенка с ограниченными развития ребенка

Каждый ребёнок, особенно ребёнок с ОВЗ, нуждается в родительской любви. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях.

Для достижения положительной динамики развития ребёнка с ОВЗ необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей и ребёнка в процессе коррекции. Причём это не просто требование и «прихоть» педагогов, это прямая обязанность родителей, закреплённая законодательством Российской Федерации (ФЗ «Об образовании» 29 декабря 2012 года №273 Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся).

Зачастую родители ведут себя пассивно: не уделяют время домашним занятиям с ребенком, не обращаются за консультацией и педагогам и т.д.

В соответствии с Уставом школы-интерната «участниками учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов являются обучающиеся, воспитанники, их родители (законные представители), педагогические, медицинские работники и другие сотрудники Бюджетного учреждения».

Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях.

Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности.

Главными участниками воспитательного процесса выступают все члены семьи: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры и так далее. От их действий и отношения к ребенку зависти успешность его развития. Для нормального психического развития ребенка, ему нужна любовь родителей, спокойная обстановка в семье, доброжелательное отношение. Только подлинная родительская любовь, огромное терпение, согласованность могут помочь добиться ребёнку желаемых результатов.

Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его «особенностях» – реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности.

При планировании работы с семьями учитываю такие факторы, как её состав, образование, возраст родителей, материальные и бытовые условия жизни. Все эти факторы влияют на педагогическую функцию семьи. Ведь каждая семья – это малая социальная группа. Каждая семья – это целая система, которая имеет свои внутренние родственные связи (родители, дети, родственники) и внешние связи с общественными организациями (детский сад, школа-интернат, учреждения дополнительного образования и т.д.). Совершенно очевидно, что эффективность работы с семьей зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведь это две важные составляющие в социализации ребенка. Организация профилактической работы с семьями учащихся школы-интерната началась с подключения родителей к активному участию в деятельность образовательного учреждения. Глубоко убеждена, что родителям требуется систематическая и квалифицированная помощь, поддержка. Здесь важен комплексный подход всех педагогов и специалистов учреждения. Родители должны иметь реалистичное представление о возможностях и способностях своего ребенка. Необходимо научить родителей приемам и методам воспитания и развития ребенка с ОВЗ.

Встречаются родители, которые отказываются признать проблему. Либо они неправильно оценивают состояние ребенка, либо опасаются испортить ему будущее «ярлыком» инвалидности. Это имеет социальные корни и связано с отношением общества к людям с отклонениями в развитии.

Главная функция семьи заключается в том, чтобы в воспитании и обучении ребенка с отклонениями в развитии исходить из его возможностей. Родители такого ребенка должны научиться регулировать степень психологической нагрузки, которая не должна превышать допустимого уровня.

По нашему опыту, наиболее эффективным методов работы с родителями является индивидуальное консультирование, в ходе которого совместно анализируются и обсуждаются причины нарушений взаимоотношений в семье, предлагаются рекомендации, результаты проведенной коррекционной работы.

Индивидуальные практикумы, направленные на обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, развитие речевого общения, социальную адаптацию осуществляются посредством участия и наблюдения занятий педагога с ребенком, привлечения родителей к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка праздников, спортивных мероприятий, диспуты, экскурсии, внеклассные мероприятия, круглые столы).

Родители! Систематически интересуйтесь школьными делами своего ребёнка, радуйтесь его успехам, не огорчайтесь его временным неудачам. Терпеливо и заинтересованно выслушайте рассказы дочери или сына. Делиться с близкими своими переживаниями – естественная потребность ребёнка. Возвращаясь из школы домой он должен быть уверен, что здесь его встретят с любовью и радостью. Чувствуя вашу поддержку и заинтересованность, он не будет падать духом из-за неудач, потому что рядом с ним всегда любимые им и любящие его мудрые люди – папа и мама, готовые в любую минуту прийти ему на помощь, если в этом возникнет необходимость. Только чувство защищённости делает его счастливым.

Хочется мне завершить наш разговор стихами:

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь свои.

Только подлинная родительская любовь, огромное терпение, согласованность могут помочь добиться ребёнку желаемых результатов. Таким образом, семья, в которой растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья – это особый объект для внимания и специалистов школы-интерната и социальных партнеров учреждения, которые оказывают помощь семье. Эффективно организованная помощь играет положительную роль для успешного развития, обучения и социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Читайте также:  У ребенка задержка речевого развития назначили пантогам

Источник

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

В.В. Махова, учитель-логопед,

МАДОУ «Центр развития ребенка –детский сад №39»,

г. Петропавловск-Камчатский

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника, как нормально развивающегося, так и имеющего ограниченные возможности здоровья, играет семья. Велико значение семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. В семье складывается глубоко эмоциональный, интимный характер отношений, основанный на родственных чувствах и взаимной любви всех членов семьи.

Семьям, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, приходится нелегко. Рождение малыша с особенностями развития изменяет весь ход жизни семьи. Такой ребенок требует от членов семьи вдвое – втрое больше затрат времени и энергии, чем обычный ребенок. Не секрет, что родители к такому ребенку испытывают двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают. Большинство семей в повседневной жизни сталкиваются с непониманием и пренебрежением окружающих, ощущают равнодушие и безразличие. У этих родителей наблюдается чувство вины, гнева, стыда, безысходности и жалости к самим себе. Благополучие семьи становиться невозможным. Бывает, что родители отдаляются друг от друга, от знакомых и даже от родственников. Такие семьи более других подвержены конфликту и распаду.

Родителям нужно скорее овладеть своими чувствами, смириться и понять: важно то, что ребенок есть, а не то, какой он. Главная задача – воспитать у своего особенного ребенка уверенность в себе. Если отношение родителей не будет адекватным, то ребенку будет сложно жить. В результате у него может возникнуть комплекс неполноценности, болезненное отношение к своему дефекту. А в дальнейшем, зачастую это приводит к нежеланию общаться, нарушению поведения, изменению нравственных качеств дошкольника.

Дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются по тем же духовно-нравственным законам, что и все дети, но при этом обладают меньшими возможностями для адаптации к окружающему миру. И если семья дает любовь и заботу, то ребенок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Он увереннее смотрит вперед, у него раскрываются духовно-нравственные качества. Школа доброты, которую ребенок постигает в детстве, общаясь с близкими, есть залог его нравственности и духовности.

Конечно, любовь родителей к своему ребенку не должна быть слепой или жалостливой. Настоящая родительская любовь выражается в участии родителей в преодолении реальных проблем ребенка, в переживании не только трудностей, возникающих у ребенка, но и радостей от его успехов и маленьких побед, в сочетании доброго отношения с требовательностью к ребенку. Любящие родители учат ребенка принимать себя таким, какой он есть, развивают правильное отношение к своей болезни и к своим возможностям, воспитывают волевые качества в ребенке, стараются вырастить из него равноправного члена семьи с посильным участием в ее делах и заботах. Семья должна подготовить ребенка с проблемами в развитии жить в обществе.

В тоже время современные родители не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и сотрудники дошкольного образовательного учреждения, обладающие педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, оказывают родителям в этом помощь и поддержку.

На логопункте нашего МАДОУ обучаются дети с различными речевыми нарушениями. Родители детей со сложными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, заикание, легкая форма дизартрии) сталкиваются с теми же проблемами, что и родители детей с ограниченными возможностями здоровья. В частности, это касается проблемы отношения родителей к дефекту ребенка. Наблюдения показали, что от того, как родители воспринимают речевой дефект ребенка, их можно разделить на две группы:

1. Родители с адекватной позицией по отношению к дефекту речи ребенка. Эти родители признают наличие речевого дефекта, понимают, что необходима помощь специалиста, заинтересованы в устранении нарушения речи, понимают необходимость своего участия в коррекционной работе.

2. Родители с неадекватной позицией делятся в свою очередь тоже на две группы:

а) родители, сильно переживающие дефект и «видящие» даже несуществующие «проблемы»;

б) родители, не воспринимающие речевой дефект ребенка, или слышащие речевые ошибки, но не придающие им значения («пойдет в школу и там научится»), или считающие, что и с дефектом можно жить без проблем.

Практика показывает, что отношение родителей к ребенку, к его дефекту формирует у ребенка отношение к себе. Речевая неполноценность сама по себе обычно вызывает у детей особенности поведения. Если позиция родителей не будет адекватной, то ребенку будет очень сложно пережить некоторые моменты жизни, принять и понять себя, а также коррекционная работа по устранению речевого недостатка не будет столь эффективна. Приведу пример: мама пятилетнего Тимоши ссылается на постоянную занятость и нехватку времени на занятия с сыном. А Тимоша как-то раз мне пожаловался: «Мама не хочет со мной заниматься. Сказала, что я должен все делать сам». Как поступить в этой ситуации специалисту? Конечно, Тимоша очень старается и научится всему, чему его учат на занятиях, но позже, чем те дети, чьи родители заинтересованы в устранении речевого дефекта. Но здесь возникает, на мой взгляд, более острая проблема. Ребенок в пять лет уже знает, что самый близкий ему человек может оставить его наедине с трудностями, не поддержать и не помочь. То есть у него возникает чувство незащищенности. Подобные ситуации возникают в работе учителя-логопеда постоянно. Это те случаи, когда семья просто не понимает своей важнейшей функциональной значимости в духовно-нравственном воспитании дошкольника. Главное, что нужно, что бы родители поняли и глубоко осознали свою значимость в воспитании ребёнка, были рядом с ребенком не только физически, но и духовно.

Читайте также:  Маленький принц центр развития ребенка рыбинск

Поэтому в нашем МАДОУ применяются различные формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию: тематические беседы, досуги, развлечения, выставки, конкурсы, экскурсии, совместная проектная деятельность. Например, в прошлом году в этом направлении нами был реализован педагогический проект «Дружная семейка!». В реализации этого проекта приняли активное участие не только родители, но и бабушки, дедушки. Знакомство с родным краем мы начинаем каждый учебный год с экскурсии детей, родителей и педагогов на Монастырский родник, с посещением храма при женском монастыре. Знакомство детей с историей города начинается с посещения культурно-исторических мест.

Очень важным для нашего дошкольного учреждения представляется возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к мировой культуре, в частности, русской; к русским традициям, обычаям. Ежегодно проводятся веселые «Рождественские посиделки», на масленичной неделе проводим народные игры, сжигание чучела зимы, и, конечно – же все угощают друг друга традиционными блинами. В группах проводятся семейные выставки поделок к празднику Великой Пасхи. Месячник Славянской Письменности проводится на протяжении пяти лет. Дети знакомятся с историей возникновения письменности на Руси, а потом вместе с родителями готовят выставку художественного и декоративно – прикладного творчества «Что за прелесть эти сказки!», книжно – иллюстративную выставку «История и традиции славян», играют в народные игры «Весняночки». И заканчивается месячник познавательно – тематическим развлечением «Мы славяне!». Вся эта работа нацелена на то, чтобы дети усвоили вечные человеческие ценности: милосердие, сострадание, честность; стремление к добру и неприятие зла, любовь к родному краю и к своей стране.

Привлечение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к этим формам духовно-нравственного воспитания помогает взрослым увидеть, как раскрывается их ребенок в том или ином виде деятельности, помогает им поверить в способности и возможности своего ребенка, понять важности духовно-нравственного развития детей.

Но, конечно же, кроме данных форм работы, родителям детей с ограниченными возможностями здоровья со стороны специалистов и воспитателей предлагается индивидуальное консультирование и оказывается непосредственная помощь.

Цель, которую перед собой ставит специалист, проводя данную работу – сформировать адекватную позицию родителей по отношению к дефекту ребенка, помочь родителям осознать, что, именно родители ответственны за воспитание детей, что именно в дошкольный период закладывается фундамент моральных принципов, духовно- нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Подводя итог, хочется сказать, что любя ребенка, родители обучают его любви к миру людей. Привязанность к своему городу, стране, любовь к близким, уважение старших – это ответ ребенка на любовь родителей к нему самому. Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям с ограниченными возможностями здоровья, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития и является непременным условием воспитания духовно-нравственной личности.

Библиографический список

1. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: Сфера. 2005.

2. Голышев С.Д. Мой сын – даун. – М.: Смирение. 2009.

3. Мастюкова Е.М., МосковкинаА.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003.

4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: Сфера. 2008.

5. Рыскина В.Л. Особенности диалога взрослого и ребенка с нарушениями в развитии и некоторые методы работы с семьей // Логопед в детском саду. ― 2008. ― № 2.

6. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов педвузов. – М.: АСТ. Астрель. 2007.

7. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. — М.: Сфера. 2005.

8. Дипломная работа «Особенности отношения родителей к речевому дефекту ребенка»/ Истомина О.И., Скоробогатова Н.В., [Электронный ресурс]: – Режим доступа: E-mail: kicolechka@list.ru E-mail: Skor_nv@mail.ru

Источник

татьяна Жидкова
Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ОВЗ

Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ОВЗ»

Общая характеристика

детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: “дети с проблемами”, “дети с особыми нуждами”, “нетипичные дети”, “дети с трудностями в обучении“, “аномальные дети”, “исключительные дети”. Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

Читайте также:  Способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

ПО классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым,к основным категориям аномальных детей относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателя.

При ведущей роли учителя- логопеда в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя- логопеда.

Развитием речи детей в группе занимается воспитатель. Воспитатель работает в тесном контакте с учителем-логопедом, дополняя друг друга. Логопед углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий. В группе воспитатели обеспечивают практическое знакомство детей с ОВЗ с предметами и явлениями, особенно результативно это происходит в продуктивных видах деятельности. В ходе конструирования, аппликации, лепки воспитатели создают условия для развития навыков общения,расширения и обогащения словаря детей: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Педагоги поддерживают и поощряют речевую активность каждого ребенка и направляют ее в нужное русло и использую для решения коррекционно-развивающих задач. В группе воспитатели тренируют у детей мелкую моторику рук в лепке, рисовании, штриховании, обведении фигур по контуру, вырезывании. Тем самым идет не только отработка общих задач (научить новому навыку, но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата. Благодаря организации разнообразных занятий и режимных моментов в течение дня воспитатели обеспечивается многократность повторения изучаемого материала на протяжении периода пребывания детей в группе. В работе над фразовой речью воспитатель широко использую речевые игры и упражнения, группируя их в зависимости от поставленных коррекционных задач и этапа обучения.

Таким образом, благодаря постоянной, систематичной совместной работы воспитателя и учителя-логопеда, педагоги обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей с ОВЗ в ДОУ. Происходит активизация и обогащение словаря, отработка правильных грамматических конструкции, развиваются навыки связной речи, совершенствуется слуховое внимания и фонематическое восприятие, закрепляется правильное звукопроизношение.

На сегодняшний день воспитание и развитие ребенка невозможно без участия семьи, поэтому педагоги очень тесно должны сотрудничать с родителями воспитанников. Уровень педагогической культуры родителей (и уровень семейного воспитания) во многом зависит от их педагогического просвещения.

Формы организации занятий с детьми и их близкими взрослыми могут быть различными. Необходимо только помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, и не в последнюю очередь оттого, насколько правильно будут построены отношения между специалистами и родителями. Поэтому педагоги должны проявлять инициативу и стараться понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка.

Самыми распространёнными методами работы с родителями являются: наглядная информация для родителей, родительские собрания, памятки для родителей, консультации, индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, информационные стенды, дни открытых дверей. Последние в свою очередь проходят в нашем ДОУ очень успешно. Родители активно интересуются всеми мероприятиями детского сада и принимают в них участие.

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация,где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: учителя-логопеда и медицинского работника, музыкального руководителя.

Также в работе с родителями педагоги должны использовать и нетрадиционные формы работы: педагогические гостиные, познавательно-игровые викторины с участием взрослых и детей, выставки совместных поделок, презентации, совместная проектная деятельность с семьей.

Таким образом, роль родителей в процессе развития ребёнка с ОВЗ необходима. Дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Объединение усилий учителя-логопеда, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции и полноценного личностного развития детей.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов.

Источник