Роль семьи в развитии ребенка с нарушением зрения
учитель-дефектолог 1 квалификационной категории
Шайтанова Нина Николаевна
г.Мончегорск, Мурманская обл.
Роль семьи в воспитании детей с нарушениями зрения.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку).
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них:
личный пример
обсуждение
доверие
показ
любовь
сопереживание
возвышение личности
контроль
юмор
поручение
традиции
похвала
сочувствие и т.д.
Рождение в семье слепого и слабовидящего ребёнка становится шоком для многих родителей, у них нет знаний и понимания, как общаться, воспитывать такого ребёнка. Многие родители воспринимают состояние ребёнка как некое препятствие, которое мешает полноценно реализовать себя в роли матери и отца. Всё это ведёт к эмоциональной нестабильности, которая сказывается на ребёнке.
Однако, несмотря на негативные стороны, семья является главным институтом развития такого ребёнка, правильные установки, воспитание, может помочь слепому и слабовидящему ребенку социализироваться и стать успешным членом общества. Для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, значение семьи велико. Семья является главным институтом в формировании их ценностных ориентаций, сферой формирования духовно-нравственных основ, именно в семье происходит процесс становления личности.
Зрение играет важную роль в понимании и восприятии окружающего мира. В связи с этим, характеристики личностей родителей и их индивидуальные особенности определяют успешность адаптации и социализации такого ребёнка в жизни.
Ряд исследований показали, что семья оказывает как положительное, так и негативное влияние на детей с какими- либо нарушениями здоровья. Родители допускают серьёзные ошибки в воспитании, которые травмируют психику ребёнка, закладывают в них невротизм. Поэтому, детско-родительские отношения, тем более неправильный стиль воспитания и обращения, особенно негативно воздействует на детей с отклонениями здоровья, а значит, и на их социализацию.
Воспитание и отношения в семье слепого или слабовидящего ребёнка имеет свои характерные особенности.
Важными являются первые три года жизни, именно в это время родители могут противостоять сенсорной депривации, т. е. лишения ребёнка зрительной информации, которая может отразиться на его двигательном недоразвитие и снижение активности. Ребенок уже к трем годам начинает осознавать характер матери и отца, а к пяти годам осознавать свою «особенность», в результате чего, у ребенка начинает формироваться неправильное отношение к действительности, осознанию своих способностей.
По мнению В. А.Феоктистовой, Л. И. Солнцевой, Л Поташене, С. М. Хорош, формирование адекватной родительской реакции на рождение ребенка с нарушенным зрением происходит постепенно и носит стадийный характер. Сначала радость отцовства и материнства сменяется депрессией. С ростом и развитием проблемного ребенка в семье возникают новые стрессовые ситуации и трудности, к решению которых родители не готовы.
Постепенно срабатывают механизмы психологической защиты, и родители начинают искать способы рациональной деятельности. Именно на этом этапе для семьи становится крайне важным занять адекватную правильную позицию в отношении своего ребенка, благодаря которой у детей формируется адекватное отношение к себе и своему дефекту.
Р. Баркер ,М. Буман , Ф. Кохен , С. Уильямсом, В. А. Феоктистовой, Л. И. Солнцевой проведены исследования типов отношений родителей к своим детям, которые показали три основные позиции в семье: 75,2% родителей озабочены нарушенным зрением своего ребенка; 18,9% выражают тревогу, но ничего не предпринимают, чтобы сохранить остаточное зрение; 6,2% вообще не обращают внимания на недостатки зрения.
Проблемам развития детей с нарушениями зрения в условиях семьи уделяется внимание рядом отечественных тифлопедагогов Г. А. Буткиной, А. М. Витковской, В. П. Ермаковым, Н. Б. Лурье, Л. И. Солнцевой, В.А Феактистовой, С. М. Хорош и др. Они подчеркивают, что дошкольный возраст – это период, когда формируется «фундамент» личности ребёнка. Родители являются основными участниками педагогической реабилитации, особенно, если ребенок по тем или иным причинам не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Поэтому перед родителями стоит задача помочь ребенку в сложных условиях зрительной депривации раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в коллективе сверстников и, в перспективе, к самостоятельной жизни и полезной профессиональной деятельности.
Дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития и, следовательно, путь помощи им семьёй отличен от нормально видящего ребёнка. Значительное снижение зрения у ребёнка может быть замечено в разное время. Однако родители должны помнить, что их реакция на зрительную патологию, так или иначе, влияет на формирование личности ребенка, на отношение к другим людям и к самому себе. Положение ребёнка с нарушением зрения в семье, его взаимоотношения с близкими людьми, могут или способствовать выработке волевых качеств и эмоциональной устойчивости, или неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию негативных сторон личности. Если ребенок часто слышит от родителей слова огорчения по поводу своего дефекта или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем, то такое подчёркивание недостатка заставляет его фиксировать внимание на себе, как на человеке с особыми потребностями. Не следует также говорить о трудностях испытываемых им в присутствии других, так как это может вызывать у него неудовольствие и чувство жалости к себе.
Неправильное отношение к ребёнку с нарушением зрения в семье может выражаться или в чрезмерной опеке, или, наоборот, в недостаточном внимании и заботе о нём.
Большое влияние на развитие личности слепого и слабовидящего ребёнка оказывает внутрисемейное воспитание. Воспитание в условиях гиперопеки, деспотизма, развитие личности ребёнка в условиях эмоционального отчуждения, негативно сказываются на развитие личности слепого и слабовидящего ребёнка и приводят к неадекватной самооценке
В первом случае, родители, из чувства жалости и сострадания, окружают его чрезмерным вниманием и оказывают ему помощь там, где он и без них может быть самостоятельным. Они стараются всё сделать за него: кормят, одевают, умывают в таком возрасте, когда зрячие дети это делают сами; не приучают убирать за собой игрушки, книжки, стелить постель, выполнять другие виды самообслуживания и помощи по дому; задаривают его игрушками, книжками, сладостями, стремясь этим смягчить, скрасить его жизнь, которая, по их мнению, не может быть радостной и полноценной. Таким образом, снижая требования к ребёнку, искусственно отгораживая его от всех жизненных трудностей, развивают у него иждивенческие настроения, затормаживают развитие инициативы и самостоятельности, а также препятствуют своевременному формированию навыков самообслуживания.
Во втором случае, родители и окружающие ребёнка люди открыто выражают своё недовольство им, подчёркивая его неполноценность, раздражаются из-за его ошибок и неловкости, не уделяют ему достаточного внимания. Частые напоминания об этом могут вызвать у него безразличие к окружающим, раздражение и способствовать развитию замкнутости и отчуждённости.
Часто родители детей с нарушениями зрения, помимо указанных трудностей, встречаются с трудностями объективного характера: дети, привыкшие к постоянной помощи со стороны взрослых, отказываются от любой деятельности, которая требует от них приложения усилий или самостоятельности, не проявляют интереса к занятиям, желания овладевать какими-либо приёмами.
Домашнее воспитание и обучение ребенка с нарушением зрения имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушенным зрением должны регулярно получать консультации и помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога. Это способствует гармоничному развитию ребенка.
Воспитание и обучение ребенка с нарушением зрения в семье требует от родителей знания:
– особенностей развития ребенка с патологией зрения;
– влияния дефекта на формирование психических функций;
– двигательных, социальных учебных и других умений;
– способов и приемов формирования и развития навыков ориентировки в пространстве;
– восприятия предметов и явлений окружающего мира;
– умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми;
– обслуживать себя;
– исследовать и познавать окружающий мир ребенка при помощи сохранных чувств.
На первоначальных стадиях развития ребенка с нарушением зрения, особенно в первые месяцы его жизни, специфика воспитания отсутствует. Поэтому задача родителей – развивать у ребенка с нарушением зрения навыки движения (хватание, отпускание), держание головки, реакции на звук – обучать, как и нормально видящего ребенка. Ребенок с нарушением зрения, как и зрячий, легко осваивает эти навыки.
С рождением ребенка с нарушением зрения важно, чтобы в семье к нему относились как к здоровому полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность, а нормальное отношение, основанное на реальной любви. Только принятие ребенка с нарушением зрения в семье способствует адекватному восприятию ребенком самого себя, а в дальнейшем способствует лучшей социализации в обществе, возможности большего развития компенсаторных возможностей.
Важно избрать правильную модель воспитания и адекватное отношение к ребёнку, при котором он воспринимается как здоровый, но имеющий ряд особенностей, связанных со зрением, которые нужно учитывать при воспитании. Такая позиция создаёт успешные условия для развития личности ребёнка. Как отмечалось ранее, воспитание семьи является одним из важнейших факторов формирования самооценки и развития личности, стиль, особенности воспитания влияют на самооценку и социализацию слепого и слабовидящего ребёнка.
Источник
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку). Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них:
личный пример
обсуждение
доверие
показ
любовь
сопереживание
возвышение личности
контроль
юмор
поручение
традиции
похвала
сочувствие и т.д.
Проблемам развития детей с нарушениями зрения в условиях семьи уделяется внимание рядом отечественных тифлопедагогов Г. А. Буткиной, А. М. Витковской, В. П. Ермаковым, Н. Б. Лурье, Л. И. Солнцевой, В.А Феактистовой, С. М. Хорош и др. Они подчеркивают, что дошкольный возраст – это период, когда формируется «фундамент» личности ребёнка. Особенно важен этот период для ребёнка со зрительной патологией, так как познание окружающего мира необходимо осуществлять без зрительного контроля. Самостоятельно решить задачу он не может, а нуждается в систематической и постоянной помощи со стороны родителей. Они являются основными участниками педагогической реабилитации, особенно, если ребенок по тем или иным причинам не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Поэтому перед родителями стоит задача помочь ребенку в сложных условиях зрительной депривации раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в коллективе сверстников и, в перспективе, к самостоятельной жизни и полезной профессиональной деятельности.
Дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития и, следовательно, путь помощи им семьёй отличен от нормально видящего ребёнка. Значительное снижение зрения у ребёнка может быть замечено в разное время. Однако родители должны помнить, что их реакция на зрительную патологию, так или иначе, влияет на формирование личности ребенка, на отношение к другим людям и к самому себе. Положение ребёнка с нарушением зрения в семье, его взаимоотношения с близкими людьми, могут или способствовать выработке волевых качеств и эмоциональной устойчивости, или неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию негативных сторон личности. Если ребенок часто слышит от родителей слова огорчения по поводу своего дефекта или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем, то такое подчёркивание недостатка заставляет его фиксировать внимание на себе, как на человеке с особыми потребностями. Не следует также говорить о трудностях испытываемых им в присутствии других, так как это может вызывать у него неудовольствие и чувство жалости к себе.
Неправильное отношение к ребёнку с нарушением зрения в семье может выражаться или в чрезмерной опеке, или, наоборот, в недостаточном внимании и заботе о нём.
В первом случае, родители, из чувства жалости и сострадания, окружают его чрезмерным вниманием и оказывают ему помощь там, где он и без них может быть самостоятельным. Они стараются всё сделать за него: кормят, одевают, умывают в таком возрасте, когда зрячие дети это делают сами; не приучают убирать за собой игрушки, книжки, стелить постель, выполнять другие виды самообслуживания и помощи по дому; задаривают его игрушками, книжками, сладостями, стремясь этим смягчить, скрасить го жизнь, которая, по их мнению, не может быть радостной и полноценной. Таким образом, снижая требования к ребёнку, искусственно отгораживая его от всех жизненных трудностей, развивают у него иждивенческие настроения, затормаживают развитие инициативы и самостоятельности, а также препятствуют своевременному формированию навыков самообслуживания.
Во втором случае, родители и окружающие ребёнка люди открыто выражают своё недовольство им, подчёркивая его неполноценность, раздражаются из-за его ошибок и неловкости, не уделяют ему достаточного внимания. Частые напоминания об этом могут вызвать у него безразличие к окружающим, раздражение и способствовать развитию замкнутости и отчуждённости.
Часто родители детей с нарушениями зрения, помимо указанных трудностей, встречаются с трудностями объективного характера: дети, привыкшие к постоянной помощи со стороны взрослых, отказываются от любой деятельности, которая требует от них приложения усилий или самостоятельности, не проявляют интереса к занятиям, желания овладевать какими-либо приёмами.
Источник
Роль семьи в развитии слабовидящего ребенка
Правильное воспитание слабовидящего ребенка в семье имеет большое значение для его общего развития. Многие дефектологи подчеркивают, что при воспитании и обучении детей, обладающих каким-либо недостатком, прежде всего нужно учитывать их индивидуальные и возрастные особенности. Ибо сохранные позитивные качества ребенка важнее его физического или сенсорного недостатка. Он обладает теми же особенностями, что и его сверстники, у него такие же интересы, желания, потребности, как и у них. Не следует им проходить мимо этого, не заглушать эти естественные проявления и стремления. Нужно всегда иметь в виду, что каким бы нарушением ребенок не обладал, он прежде всего ребенок со всеми присущими его возрасту особенностями, а потом уже слабовидящий, или слабослышащий, или обладающий каким-то другим недостатком. И в его воспитании родители должны прежде всего руководствоваться теми рациональными требованиями, какие предъявляют в данном возрасте всем детям. Они должны, насколько это возможно, научить слепого ребенка делать, понимать и знать то, что в этом возрасте является достоянием детей с нормальным зрением. Прежде всего, очень важно воспитать в детях самостоятельность, умение себя обслуживать; необходимо привить им навыки культурного поведения и способствовать их общему развитию. При достаточной стимуляции и правильном воспитании слабовидящий может в процессе своего развития во многом приближаться или соответствовать нормально видящим детям. Он может в том же возрасте, как и все дети, начать ходить, говорить, проявлять интерес к окружающему. От него можно и следует требовать выполнения нужных правил поведения, не делая никакой скидки на его нарушение.
А.Г.Литвак отмечает что нарушения зрительных функций вызывают задержку развития, которая при соответствующих условиях обучения и воспитания снимается. Так, даже у тотально слепых можно сформировать адекватные представления и понятия, автоматизировать различные навыки, воспитать необходимые волевые качества и т.д., которые принципиально ничем не будут отличаться от нормы. [3]
Н.Б. Лурье отмечает: большую помощь семья может оказать ребенку в его общем интеллектуальном развитии. Слабовидящий – это зрячий ребенок. Зрение служит ему так же, как и всем людям: он ориентируется с помощью зрения, читает плоскопечатный шрифт, рассматривает картинки; зрение он использует в учебе, труде, развлечениях. Однако неполноценная способность видеть во многом его лимитирует. Прежде всего, он получает значительно меньше сведений об окружающем, поступающих к нам через зрительный анализатор, чем дети с нормальным зрением; в обычных условиях он видит значительно меньше объектов и явлений, чем они. Его обозрение отдаленных предметов смутное, нечеткое, он воспринимает их общие контуры, не различает деталей. Гуляя по лесу или находясь в саду, он не видит кроны деревьев, не различает формы отдельных листьев, не увидит сидящую на ветке птицу, а лишь услышит издаваемые ею звуки. В траве показалась лягушка, она запрыгала у самых его ног, но ребенок этого даже не заметил. В поле пролетела стрекоза, бабочка села на цветок – все это осталось вне обозрения слабовидящего. Он не увидит плывущего вдали парохода, летящего даже на небольшой высоте самолета, не увидит проехавшую на расстоянии машину или пробежавшую собаку. Проходя по городским улицам, ребенок с нарушенным зрением не может наблюдать работу снегоочистительной машины, не различает, как из специального шланга моют дом. Только смутно, малодифференцированно он видит оформление картины. Его непосредственному восприятию недоступно огромное количество явлений внешнего мира. Он не может непосредственно наблюдать многообразие красок вокруг него, не видит в достаточной мере движения транспорта, людей, животных, не замечает изменений в природе. Но он может видеть отдельные предметы, если они находятся на близком от него расстоянии, когда он подходит к ним вплотную, берет их в руки. Он может видеть то, что ему показывают, наблюдать за тем, на что обращено его внимание. [4]
Очень помогает расширению кругозора ребенка с нарушенным зрением посещение различных культурных учреждений: музеев, театров, зоопарков, ботанического сада; нужно, чтобы он побывал в разных магазинах; летом в деревне он может осмотреть домашних птиц и животных. Ребенок должен знать лес, поле, сад. Нужно помнить, что слабовидящий во время прогулок не увидит того, что свободно обозревают другие дети. Он не узнает сам, без помощи взрослых, о том, что широко раскрывается взору зрячего в лесу, в саду, на улицах города, в музеях и т.д. ребенку с нарушенным зрением надо показывать разные объекты, обращать его внимание на происходящее вокруг. Все зрительные впечатления, получаемые ребенком, должны быть им хорошо усвоены. Для этого родителям рекомендуется беседовать с ним о том, что он видел, что его окружает, по поводу прочитанных ему (или им самим) книг. В процессе беседы выявляется, что он плохо понимает, неправильно представляет. И в этом взрослые могут помочь ему разобраться, они разъясняют многое такое, что ему трудно постичь из-за имеющегося у него нарушения.
Очень важно уделить особое внимание физическому развитию ребенка. Так же, как и все другие дети, он может научиться плавать, кататься на лыжах, играть в различные спортивные игры. В семейном воспитании важно учитывать возможности и способности данного ребенка. На основании этого можно предъявлять ему определенные, посильные для него требования, а также обогащать круг его понятий и представлений в объеме для него доступном. Это позволит также правильно организовать для него занятия спортом и другими видами физических упражнений, необходимых для детей с неполноценным зрением.
В.А. Феоксистова дает несколько советов родителям, которые мог бы дать слепой или слабовидящий ребенок, если бы его спросили:
1. Я нуждаюсь в большей помощи, чем другие дети. Меня надо учить делать такие вещи, которые другие дети просто перенимают, глядя на родителей. Меня необходимо учить пользоваться руками, слухом, чувствами вкуса и обоняния.
2. Пожалуйста, разговаривайте со мной, потому что мне надо знать, что вы рядом.
3. Предупреждайте меня, прежде чем дотронуться или сделать что-то неожиданное, так как я, не могу видеть, как ваши руки двигаются ко мне.
4. Всегда будьте правдивы и честны со мной. Я должен доверять тем, кто помогает мне. Мне нужно слышать ваш смех, когда вы играете со мной, так как я не вижу вашей улыбки.
5. Объясните, пожалуйста, то, что должно произойти. Я не всегда могу видеть, где вы находитесь.
6. Расскажите мне, что значат пугающие шумы, и, пожалуйста, держите меня за руку при этом, чтобы вселить в меня уверенность.
7. Рассказывайте мне, что вы делаете, и что происходит вокруг меня. Радио ─ хорошая вещь, но с вами не сравнить.
8. Я могу узнать людей, только находясь вместе с ними, слыша их и «помогая» им.
9. Давайте мне игрушки, сделанные из дерева, шерсти и металла, а не только из пластика. Привязывайте их к кроватке, чтобы я не потерял их. Мне больше нравится играть с жесткими игрушками, которые можно жевать, но не очень маленькими, чтобы я не мог проглотить их.
10. Говорите мне, что как называется, что мокрое, что мягкое, что издает приятные звуки и т. д.
11. Мне нужно играть не только игрушками, но и настоящими вещами, так как это вещи, которые я должен понять. Возможно, они мне понравятся больше, чем другие игрушки. [1]
Дети, которым в семье уделяют много внимания, умственному и физическому развитию которых способствует правильное воспитание, легче преодолевают стоящие на их пути трудности и препятствия. Они хорошо успевают в школе и довольно легко контактируют с окружающими. В школе слабовидящих немало таких примеров.
Лена С. Учится в 1 классе школы слабовидящих. У нее тяжелое расстройство зрения: афакия обоих глаз (удалены хрусталики). Острота зрения – 0,2; поле зрения сужено.
Лена хорошо учится, по всем предметам почти всегда получает «5». Круг ее сведений достаточно обширен для ребенка е возраста. Она сама читает детскую литературу. Кроме того, ей много читают родители. С 6-ти лет девочка пользуется книгами из библиотеки: родители подбирают для нее литературу с четким, крупным шрифтом. Она любит читать, несмотря на то, что это для нее не очень легко. Девочка низко склоняется к книге; т.к. у нее сужено поле зрения иона не может схватить взором строку, ей приходится поворачивать голову, чтобы перевести взор с одной строки на другую. Несмотря на это, она уже достаточно овладела навыком и читает, хотя медленно, но свободно. У Лены музыкальные способности. Родители думают о ее будущем: может быть музыка впоследствии станет ее специальностью. Они стремятся развивать ее природные способности: Лена посещает концерты, она учится в музыкальной школе игре на пианино. Мать обводит для нее ноты, это дает возможность девочке читать их.
Родители заботятся и о физическом развитии дочери. Зимой почти каждое воскресенье отец отправляется с ней кататься на лыжах. Лето она проводит на даче – купается, плавает, играет в доступные ей игры. Девочка свободно и уверенно чувствует себя в коллективе детей, хорошо контактирует со взрослыми.
Другой случай также показывает важность семейного воспитания для полноценного развития слабовидящего ребенка. Саша Л. Учится в 1 классе. У него плохое зрение: врожденная колобома радужки, поле зрения сужено до 20-30 градусов; острота зрения правого глаза – 0,1, левого – 0,06.
Мальчик развитой, хорошо учится. Родители уделяют ему много внимания. Они хотят дать ему как можно больше знаний, расширить круг его представлений, познакомить с тем, что ему, слабовидящему, трудно увидеть и узнать. Дома – большая детская библиотека. Отец подбирает для него книги с крупным, ясным шрифтом и занимательным содержанием. Эти книги Саша понемногу читает сам. Кроме того, родители читают ему вслух, беседуют о прочитанном. Мальчик просматривает в кино некоторые детские фильмы с интересным сюжетом. Чтобы облегчить мальчику восприятие фильма, его предварительно знакомят с его содержанием.
Кроме того, для него подбирают детские телевизионные передачи. По программе отец намечает, какие фильмы и постановки следует посмотреть его сыну. Все это имеет большое значение для развития слабовидящего мальчика. Он видит на экране кино и телевизора жизнь в движении, в динамике, т.е. то, что ему малодоступно в реальной жизни. На экране перед ним раскрывается природа, он видит повадки животных, видит катающихся с гор лыжников, пролетающие самолеты, видит скрипача, водящего смычком по инструменту и многое другое. В отличие от многих других слабовидящих детей, имеющих лучшее, чем он зрение, Саша может воспроизвести многие движения – показать, какие движения совершаются при том или ином виде деятельности – как пилят, играют на балалайке и др. [8]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание слабовидящего ребенка намного труднее, кропотливее и эмоциональнее, чем воспитание ребенка с нормальным зрением. Семьи, имеющие ребенка с неполноценным зрением, сталкиваются с огромным количеством препятствий, однако, из приведенных выше примеров можно сделать вывод о том, что даже такой сильный дефект как слабовидение отступает, если ребенка окружает заботливая и любящая семья.
Список использованной литературы:
Феоктистова В.А. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье – М.: Логос, 1993
Вишневский В.А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1984. – Вып. 4.
Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб. : Изд-во РГПУ, 1998.
Лурье Н.Б. Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье : (сб. науч. тр.). М., 1979.
Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье / Под ред. Л.И.Солнцевой и В.П.Ермакова, сб. научных трудов / НИИ Дефектологии АПН СССР. — М., 1979
Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000.
Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности //Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995.
https://defectus.ru/
Источник