Роль семьи в развитии ребенка с нарушением слуха

Юлия Музалевская
Роль семьи в развитии личности ребенка с нарушением слуха

Роль семьи в развитии личности ребенка с нарушением слуха

Семья занимает одно из важнейших мест для детей с нарушениями слуха в процессе формирования и развития личности. Как отмечали разные ученые, такие как А. Р. Маллер, А. А. Сагдуллаев, М. М. Семаго, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, Т. Г Богданова и Н. В. Мазурова, В. А. Вишневский и еще многие другие, что для детей с нарушениями слуха, воспитание в семье особенно значимо в силу его психологической и биологической зависимости от близких людей.

Преобладающая атмосфера семьи, наличие эмоционально-тесного контакта родителей с ребенком, структура семьи, стиль воспитания все это является основными факторами, которые влияют на становление личности детей с нарушением слуха. В тех случаях, когда ребенок постоянно не проживает с родителями, он обучается и воспитывается в специальном коррекционном учреждении – интернатного типа, а таких детей как показывает практика большинство, у данной категории детей тормозит интеллектуальное развитие, снижаются темпы психического развития. Как считала Е. Г. Речицкая, чем раньше дети с нарушениями слуха отрываются от семьи, чем дольше и в большей изоляции они находятся в специальном коррекционном учреждении – интернатного типа, тем более выражены деформации, в результате происходит искажение по всем направлениям его психического развития и личностного развития.

Большинство родители, когда узнают, что их дети имеют нарушения слуха, т. е. является своего рода «особыми детьми», отправляют его в специальное коррекционное учреждение – интернатного типа в достаточно раннем возрасте и в результате чего перестают принимать участие в его воспитании в наименьшей степени. Родители считают, что они не могут гарантировать в домашних условиях правильный присмотр, из-за неумения справляться с задачами обучения и воспитания. Самым главным недостатком такого поведения родителей является то, что специальные коррекционные учреждения – интернатного типа находятся во основном в крупных городах и родителям приходится отдавать своих детей в интернатные учреждения, при этом расставаясь с ребенком на достаточно длительный период.

В процессе формирования гармоничной личности необходимой при установлении правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с детьми должен находится понимающий и любящий их взрослый человек. Но существует проблема принятия или не принятия семьей ребенка с особенностями в развитии. Неадекватность, которую проявляют родители по отношению к детям с нарушениями слуха, нехватка эмоционально-теплых отношений формируют развитие у детей неправильных форм взаимодействия с социальным окружением в результате формируются черты личности, такие как тревожность, агрессивность, отгороженность.

Как отмечает Б. Д. Корсунская, что тип родительского отношения, который сформировался в семье, в будущем будет зависеть от степени включенности родителей в процесс социальной адаптации ребенка с нарушением слуха. В большинстве случаев родители не могут согласиться с отличительными особенностями, которыми обладает их ребенок, и начинают вести себя по отношению к ребенку не правильно, требуют от него разговаривать исправно любой ценой, при этом, не обращая внимания на возможности своего ребенка. В ситуациях, когда родителям хотелось бы, чтобы их ребенок говорил, а он не говорит, молчит или использует совсем малое количество слов, в результате такого поведения со стороны родителей `ребенок из-за непонимания своих родных и близких живет среди них в уединении, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на развитие личности.

Главным в формировании `позитивного самоощущения в этот возрастной промежуток времени для ребенка является приобретение чувства доверия к окружающему миру. Если ребенок испытывал недостаток эмоционального общения, то в будущем, он не сможет самостоятельно ориентироваться в направленности и характере отношений с другими людьми, что в итоге приведет к страху перед общением.

Отношения в семьях, где есть дети с нарушениями слуха, не являются постоянными. В литературе имеются разные описания так называемых фаз психологического осознания факта рождения ребенка с нарушением слуха, такими описаниями занимались Г. Г. Гузеев, Д. Льютеман, Е. Шухаpд.

В первой фазе адаптации семьи, где есть ребенок с нарушением слуха, вначале происходит осознание поставного диагноза. B результате на этой фазе у родителей могут возникнуть чувства безысходности, отчаяния. Есть такая категория семей, которые замыкаются, в результате чего нет плодотворного сотрудничества семьи с коррекционным специальным учреждением.

У родителей складываются неправильные представления о заболевании ребенка, способах его лечения и воспитания. Родители отрицают диагноз, игнорируют медицинские назначения. Во второй фазе адаптации семьи, происходит отказ от поставленного диагноза. Но есть и такая категория родителей, которая признает диагноз, в результате они становятся неоправданными оптимистами в отношении прогноза. Третья фаза адаптации семьи, характеризуется принятием диагноза и погружением в глубокую депрессию, в результате происходит смирение. Есть еще категория родителей, которая пытается извлечь вторичные выгоды для себя из ситуации с больным ребенком. В четвертой фазе адаптации семьи, родители осознают, что для улучшения данного положения необходимо рассчитывать только на семьи и свои силы. В этой фазе родители начинаю менять образ жизни, меняют свои цели и жизненные ценности, самой важной и главной целью в их жизни становится воспитание ребенка с нарушениями слуха так, чтобы он вырос личностью, смог стать счастливым человеком, благополучным человеком, который сможет реализовать себя в будущем.

От того как будет происходить взаимодействие, взаимоотношение ребенка с родителями это и будет зависеть, насколько адекватными окажется взаимоотношение ребенка с окружающей средой. Советский психолог и дефектолог, ученица Выготского Морозова Н. Г. отметила, что при правильно организованной коррекционно-воспитательной работе и если в ней принимают активное участие родители, то дети с нарушениями слуха более успешно справляются с нарушениями в развитии личности.

Читайте также:  Развитие ребенка от года до двух лет цнс

На развитие личности детей с нарушениями слуха оказывают существенное влияние взаимоотношения с которые преобладают в отношении с родителями, родительская позиция по отношению к данной категории детей. Искаженное отношение к ребенку, долговременная со стороны одного или даже обоих родителей становится фактором риска, который способен привести к нарушениям в развитии его личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей с нарушения слуха.

Большое значение приобретает просветительская и консультативная работа с педагогами и родителями. Полноценное воспитание и развитие детей с нарушениями слуха требует от родителей знаний особенностей его развития, влияния первичного дефекта на формирование психических функций, двигательных, социальных, учебных и других умений, умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя при помощи сохранных чувств. При этом очень важно создавать условия, соответствующие возможностям детей с нарушениями слуха, при этом не следует применять излишне щадящий режим или гиперопеку, обе стратегии отрицательно сказывается на формировании личности.

В результате важно отметить, что семья играет огромную роль в становлении личности детей с нарушениями слуха. В случае, когда родителей и детей связывает любовь, есть взаимопонимание, ребенок занимает важное место в семье, то опыт ребенка будет полный и разносторонний, обширный и ему будет проще адаптироваться к социальным условиям, в которых ребенок в будущем окажется. Непринятие родителями ребенка с нарушениями слуха, не до получение ребенком любви, заботы, ласки, общения со стороны родителей, очень часто приводит к возникновению конфликтных ситуаций, которые вызывают необходимость целенаправленной всесторонней консультации.

Источник

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ И В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

При формировании личности ребенка с отклонениями в психическом развитии, в том числе детей с нарушениями слуха, значимость семьи существенно возрастает. От взаимоотношений с родителями зависит, насколько адекватным будет их взаимодействие с окружающей средой. Н.Г.Морозова утверждает, что при правильно организованной коррекционно-воспитательной работе, при участии в ней и поддержке со стороны родителей наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии личности, поскольку именно они оказываются наиболее удаленными от первичного дефекта.

Для формирования гармоничной личности, для развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой для установления правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Э.Эриксон считает наличие в младенчестве тесного и эмоционально насыщенного контакта с матерью основой развития у ребенка самостоятельности, уверенности в себе, независимости и в то же время теплого, доверительного отношения к другим людям. В этот период ребенок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру, что становится основой формирования позитивного самоощущения. В дальнейшем недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере отношений с другими людьми, что может привести к страху перед общением.

Однако именно в семьях, где у детей есть какие-то нарушения в психическом развитии, часто возникает специфическая ситуация, носящая характер личной трагедии родителей. Рождение ребенка с отклонением в развитии оказывается испытанием для всех членов семьи. Поскольку родители связывают с детьми свои надежды, в том числе по реализации своих неисполненных мечтаний, они тем самым как бы поднимаются на более высокую ступень личностного развития, принимая на себя обязанности воспитателей следующего поколения. Ребенок с отклонениями в развитии в силу своих особенностей лишает родителей многих возможностей. Создается психологическое противоречие между созреванием новых отношений в семье и невозможностью их осуществления, которое углубляется в случае единственно возможного ребенка. В большей степени это затрагивает слышащих родителей. А. С. Спиваковская отмечает, что родительские позиции в семьях, где есть дети с нарушениями развития, отличаются неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью, т.е. адресуются к сегодняшним проблемам жизни ребенка, в противовес родительским позициям в семьях с нормальными детьми, которые характеризуются адекватностью и прогностичностью, т.е. адресуются к завтрашнему дню, к будущему ребенка.

Отношения в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, не являются постоянными. В литературе имеются различные описания так называемых фаз психологического осознания факта рождения ребенка с каким-либо нарушением, в том числе с нарушением слуха (Г.Г.Гузеев, Д.Льютеман, Е.Шухард). Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Родители испытывают чувство собственной неполноценности при рождении ребенка с дефектом развития, ответственность за судьбу больного ребенка, ощущение беспомощности и многие другие чувства, которые определяют их поведение. Эта сложная гамма чувств и отрицательных эмоций выбивает людей из привычных рамок жизни, приводит к нарушениям сна, изменениям в характере и во взаимоотношениях между супругами. Часто длительное заболевание ребенка и последующая его инвалидность, отсутствие быстрого и видимого эффекта лечения, состояние безнадежности ухудшают взаимоотношения между родителями, приводят к семейным неурядицам и даже к разрушению семьи. Значимость момента сообщения диагноза заключается в том, что в это время закладываются предпосылки для установления своеобразной социально-эмоциональной связи между родителями и ребенком.

Суть второй фазы — отрицание поставленного диагноза и негативизм. Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувство стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Таким образом, отрицание может быть своеобразным способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги. Родители стараются вырваться из плена неприятных переживаний, отрицая факт, например, глухоты. Они становятся пленниками иллюзий и каждое утро спешат к постели малыша с надеждой, что он слышит, ищут врачей, которые скажут, что глухота их ребенка — медицинская ошибка, или дадут какое-то необычное лекарство, способное вылечить ребенка. Крайней формой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий.

Читайте также:  Особенности развития ребенка на разных этапах онтогенеза

Многие родители признают диагноз, но при этом становятся неоправданными оптимистами в отношении прогноза развития и возможностей излечения. Так начинают формироваться семейные мифы, искажающие реальную ситуацию, мешающие адекватной адаптации всей семьи и началу целенаправленной работы.

По мере того как родители начинают принимать диагноз и понимать его смысл, они погружаются в глубокую депрессию. Это состояние характеризует третью фазу. Родители чувствуют горе, угрызения совести и даже обиду: «Почему именно мой ребенок глухой?»

Четвертая фаза — самостоятельное, сознательное обращение родителей за помощью к специалистам. Это начало социально-психологической адаптации, когда родители уже в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты. Часть родителей способны самостоятельно достичь периода зрелой адаптации, большинство же, по мнению специалистов, нуждаются в психологической и медицинской помощи и поддержке. На этой стадии родители изменяют свой образ жизни, меняются их цели и жизненные ценности. В их жизни появляется новая важная цель — воспитать глухого малыша так, чтобы он вырос личностью, мог стать счастливым человеком. По мере роста и развития ребенка в семье возникают новые проблемы и новые стрессовые ситуации, к которым родители не подготовлены. Поэтому наиболее оправданна конструктивная и динамическая психологическая помощь таким семьям на всех возрастных этапах жизни ребенка с нарушением слуха.

В семьях, где дети имеют нарушения слуха, существуют специфические проблемы, осложняющие взаимоотношения между родителями, детьми, другими родственниками. Известно, что глухой ребенок обладает практически сохранным интеллектом и, следовательно, желанием общаться с другими людьми. Он может быть адаптирован в социуме людей с нарушениями слуха и испытывать элементы социальной депривации в отношении общества слышащих. Его родители могут принадлежать к социуму слышащих людей, переживших трагедию рождения ребенка с нарушением слуха и крах определенных надежд. Взаимное непонимание в процессе социальных контактов становится причиной значительного своеобразия в эмоциональных отношениях глухих детей с окружающими. Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведет к преобладанию отрицательных эмоций, к повышенной раздражительности или инертности. Дальнейшее следствие — возникновение социальной изоляции, тяжелое переживание дискриминации. Подобная ситуация особым образом влияет на развитие личностных качеств детей с нарушениями слуха.

Сведения о психологическом состоянии членов семьи (матерей, отцов, братьев, сестер), имеющей ребенка с нарушениями слуха, есть в работах зарубежных психологов. Они приводят данные о противоречивости позиции родителей по отношению к своим детям: с одной стороны, они инвалидизируют ребенка, сопротивляются предоставлению ему свободы и самостоятельности, с другой — желают более быстрого его развития, преодоления социальных последствий нарушения, болезненно воспринимают неудачи ребенка в обучении и общении с окружающими. У матерей чаще наблюдается естественное отношение к детям: несмотря на периоды депрессии, большинство из них, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, любят его таким, какой он есть, готовы к самопожертвованию. Сложнее реакции и отношения отцов: многие из них при рождении аномального ребенка склонны к реакции психологического отказа от него, чаще всего тогда, когда речь идет о сыне. Причинами этого, как показали исследования, являются ориентация отцов на будущее и более сильное, чем у матерей, ощущение своей ущербности перед социумом из-за дефекта ребенка, снижение самооценки, которое приводит к гневу и агрессивности по отношению к другим членам семьи.

Взаимное удачное или неудачное приспособление братьев и сестер, одни из которых имеют нарушения слуха, а другие — нет, зависит от многих факторов: пола, возраста, порядка рождения, социально-экономического статуса семьи, поведения родителей. Часто старшие сестры несут груз обязанностей по уходу за ребенком, младшие же братья и сестры обделены родительским вниманием. При обследовании семей, имеющих детей с нарушениями слуха, немецкие психологи обнаружили, что слышащие братья и сестры, которые проявляли положительные чувства по отношению к глухому брату или сестре, сохраняли тесную эмоциональную связь с родителями. Те же, кто выказывал негативные чувства, считали, что их связь с родителями нарушилась из-за глухого ребенка, что эта связь была поверхностной, а забота и внимание распределяются неодинаково.

Большое влияние на внутрисемейные отношения оказывает наличие или отсутствие нарушений слуха у родителей. В исследованиях В.Петшака, Т.Г.Богдановой, Н.В.Мазуровой установлено, что в семьях, где глухой ребенок и глухие родители, складываются эмоциональные отношения, близкие к тем, которые характерны для семей слышащих. В начале подросткового возраста у глухих детей, имеющих глухих родителей, выявляются примерно равные положительные эмоциональные отношения с матерью, отцом, братьями и сестрами. В несколько большей степени, чем у слышащих, отмечаются проявления отрицательных отношений к отдельным членам семьи. Эмоциональное благополучие глухого ребенка в такой семье обусловлено, по мнению В.Петшака, тем, что при общении жестовой речью, понятной обеим сторонам, достигаются более полный контакт и взаимопонимание. В отличие от них слышащие родители не могут наладить столь же успешное общение со своими детьми с помощью небольшого набора слов и высказываний, уже усвоенных детьми, и естественных жестов.

У глухих детей младшего школьного и подросткового возраста, имеющих слышащих родителей, обнаруживается меньше положительных эмоциональных проявлений к родителям, чем у слышащих детей или глухих, имеющих глухих родителей; у них отмечается примерно такое же число проявлений положительных эмоций по отношению к братьям и сестрам и резко отрицательное эмоциональное отношение к отцу, что составляет их специфическую особенность. При этом наиболее благополучные эмоциональные отношения у них складываются с братьями и сестрами. Дети открыто выражают свои чувства по отношению к ним, хотят заниматься с ними, играть, проводить свободное время. Отношения с матерью эмоционально обеднены, а отношения с отцом чрезмерно насыщены отрицательными эмоциями. Можно предположить, что многие слышащие родители глухих детей не умеют устанавливать с ними естественные родственные отношения. Матери, вероятно, недостаточно одобряют своих детей за хорошие поступки и обнаруживают равнодушие при их плохом поведении. Отцы, напротив, стремятся проявить по отношению к детям «мужской характер» и внушить им правила хорошего поведения, но делают это неумело. Исследования В. Петшака показали, что в развитии эмоциональных отношений в семьях, имеющих глухих детей, происходят изменения, обусловленные развитием личности детей. К концу подросткового возраста достигается сходство эмоциональных отношений в семьях, воспитывающих глухих и слышащих детей.

Читайте также:  Дневник развития ребенка 2 лет

На развитие личности ребенка и на формирование отношений в семье чрезвычайно влияет такой фактор, как пребывание ребенка в учреждении интернатского типа. Родители, узнав о глухоте ребенка, помещают его в специальное детское учреждение в сравнительно раннем возрасте и перестают принимать достаточное участие в его воспитании. Зачастую это делается из соображений общего порядка: из-за невозможности обеспечить дома надлежащий присмотр за ребенком, из-за неумения справляться с задачами обучения речи и т.п. Дело осложняется тем, что специальные дошкольные учреждения имеются лишь в крупных городах, что вынуждает родителей отдавать детей на интернатский режим, расставаясь с ними на длительный срок.

Л. С. Выготский расценивал постоянное пребывание глухого ребенка в стенах специального учебного учреждения как отрыв его от нормальной среды. Эта искусственная среда во многом отличается от того нормального мира, в котором ребенку придется жить. В результате из-за отсутствия общения с близкими людьми не только не развиваются, но и систематически атрофируются те силы, те средства, которые могли бы потом помочь ребенку войти в жизнь. Так, семейное воспитание, с самого раннего детства формирующее нравственную основу личности, дающее человеку запас ласки, доброты, любви, рано уходит из жизни большинства глухих детей, и без того лишенных многого в отношениях с окружающими.

Для глухого ребенка, особенно для того, кто воспитывается в семье слышащих родителей, наличие братьев и сестер играет положительную роль. Можно предположить, что глухой ребенок, безусловно, желая найти тесный эмоциональный контакт с родителями и не достигая этого, переносит свои положительные эмоции и отношение на братьев и сестер. Конечно, в этом важную роль играет уровень общения глухого ребенка с братьями и сестрами. В процессе игровой и бытовой деятельности дети быстрее находят контакт между собой и легче устанавливают взаимопонимание, что труднее происходит у них с родителями, которые не всегда способны понять и принять ребенка таким, какой он есть.

В исследовании Т.Г.Богдановой и Н.В.Мазуровой были получены сведения об особенностях личности детей. Слышащие дети характеризовались достаточно высоким показателем любознательности (75%), глухие дети глухих родителей — более низким показателем (65%), глухие же дети из семей слышащих — самым низким (45%). Незначительно различались дети всех групп по общительности (60 — 70%): все младшие школьники с удовольствием рассказывали о своих друзьях, о желании общаться с ними, играть, отдыхать.

Рассматривалась и такая особенность личности, как стремление к лидерству, доминированию в группе сверстников. Самый высокий показатель обнаружили глухие дети из семей глухих (45 %). Они избирали себе место в центре группы сверстников либо во главе ее. Чуть ниже показатель у слышащих (30 %). Они не всегда выбирали положение в центре, объясняя это нежеланием обращать на себя внимание, большой ответственностью. Самым низким был показатель в группе глухих детей слышащих родителей — 18%. Свой выбор места среди играющих сверстников они объясняли стеснительностью, неумением хорошо говорить и т.д., т.е. не хотели лидировать в группе. Уровень конфликтности у слышащих учащихся в среднем составлял 17%. Они редко стремились оказаться среди дерущихся или ссорящихся сверстников. Глухие дети из семей глухих имели показатель конфликтности 22,5%. Практически таким же (25 %) был показатель в группе глухих детей слышащих родителей. Но, как уже отмечалось выше, у глухих детей из семей глухих этот показатель сочетался со стремлением к лидерству, а у глухих из семей слышащих — со стремлением занять позицию подчиненного.

По склонности к уединению, отгороженности самый высокий показатель обнаружили глухие дети слышащих родителей (40%), выбирая для себя самое удаленное положение. У слышащих детей и глухих детей из семей глухих данный показатель колебался от 0 до 20%. Они, как правило, видели себя либо внутри группы сверстников, либо вблизи нее.

Таким образом, взаимоотношения ребенка, имеющего нарушения слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. Долговременная деформация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей, имеющих нарушения слуха.

        Литература        

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – с. 3-203

Источник