Роль семьи в развитии ребенка с нарушением речи
РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
«Особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в семье».
Л. С. Выготский
Становление личности ребенка это сложный и многогранный процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию. Воспитательная значимость семьи неизбежно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого развития. В большинстве случаев, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, чувствуют себя неудовлетворенными, подавленными и задаются вопросом: «Почему именно мой ребенок такой?» Неадекватное отношение родителей к ребенку возникает в следствии непонимания причины речевого нарушения.
В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. Основная задача учителя-логопеда – ориентироваться на ребенка, его интересы; помочь родителям правильно воспринимать своего ребенка. Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, выразительную и отчетливую речь, читают ребенку сказки, стихи, рассказы, развивают кругозор. Но не у всех так получается. Часто семья не в состоянии оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании своих детей, беспомощность в устранении речевых нарушений. Родителям не хватает психолого-педагогической грамотности. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.
Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:
– в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
– в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.
Задачи, которые ставит педагогический коллектив и логопед, работая с родителями в течение учебного года:
– обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
– проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе;
– повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье;
– выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;
– определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;
– целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;
– учитывать пожелания родителей, их предложения;
– познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.
В работе с семьей используются традиционные и нетрадиционные формы и методы:
– групповые собрания;
– индивидуальные беседы;
– консультации;
– анкетирование;
– наглядная агитация;
– открытые занятия с детьми;
– День открытых дверей;
– приглашение родителей на праздники;
– совместные мероприятия;
– закрытые ящики и информационные корзины.
Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому необходимо привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Логопед должен помочь родителям правильно организовать эту работу. Поэтому необходимо познакомить родителей с индивидуальными особенностями всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить коррекционные мероприятия. Помощь детям тогда будет эффективной, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования (и дома, и в детском саду). Это вполне достижимо, если родители будут посещать логопедические занятия и консультации у логопеда. Участие родителей в коррекционном процессе очень полезно как для ребенка, так и для самих родителей.
Источник
Консультация для родителей на тему:
«Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы его восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды деятельности и социализацию ( в частности, отношения со взрослыми и другими детьми).
Отмечается, что современные дети демонстрируют поздний темп созревания. В конце 20 столетия появился термин «децелерация», обозначающий замедленный темп роста и развития детей. Первые слова появляются ко второму году жизни, поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В 5 – 6 лет наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики, связной речи).
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все «выправится» само собой. А ведь время, благоприятное для коррекции, проходит быстро, задержка же в развитии речи потребует значительно больших условий и более длительного срока, чтобы наверстать упущенное.
Прислушайтесь к нашим рекомендациям, и это поможет вам вместе с ребенком преодолеть его речевое нарушение.
Артикуляционная гимнастика – это важнейший фактор в преодолении речевого дефекта. Это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Делайте ее вместе с ребенком, используя игровые ситуации. Язык – орган артикуляции. Научите ребенка перед зеркалом поднимать и опускать язык, делать его широким, узким, щелкать язычком. Достаточно 10 – 15 минут ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у ребенка не было проблем с произнесением звуков.
Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, не используя «детские слова». Не позволяйте ребенку говорить быстро.
Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш ребенок.
Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темпы и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.
«Золотая серединка» – вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный.
Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том что (кто?) изображен на них; пусть ребенок отвечает на вопросы: Где? Кто? Какой? Что делает? Какого цвета? Какой формы? Ставьте вопросы с предлогами ЗА, ПОД, НАД и др.
Родители должны знать критерии развития, по которым можно оценить ребенка. Например, нормы произношения таковы:
3 – 4 года – С, З, Ц уже должны правильно произноситься;
4 – 5 лет – Ш, Ж, Ч, Щ;
5 – 6 лет – Л, Й;
До 6 лет допускается замена самого сложного звука Р более простым звуком или его отсутствие в речи.
Леворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привезти к возникновению неврозов и заиканию.
Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если ребенок чем – то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятий.
Подражание свойственно всем детям, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание).
Режим дня также очень важен для ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства.
Общее недоразвитие речи часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова – после 2 лет, фраза – после 3 лет. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи, несформированность связной речи. Только комплексное воздействие разных специалистов (логопедов, врачей, воспитателей, родителей) поможет качественно исправить речевые нарушения.
Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.
Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, чистоговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.
Цветы (ромашки, одуванчики и др.) можно использовать для развития речевого дыхания. Предлагая ребенку дуть на одуванчик (не раздувая щек), вырабатываем направленную воздушную струю; понюхать ромашку – вырабатываем речевое дыхание.
Шепотной речи тоже нужно учиться. Ребенку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы он не перенапрягал голосовые складки. «Эхо» – игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз, понижая силу голоса.
Общеизвестно, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики рук, обладают хорошей памятью, грамотной речью и устойчивым вниманием. Поэтому развивайте мелкую моторику ребенка. Пусть ребенок систематически занимается рисованием, раскрашивает картинки, перерисовывает, лепит из пластилина, вырезает из бумаги или картона. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики решают сразу две задачи; во – первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во – вторых, готовят к овладению навыком письма.
Не забывайте хвалить ребенка за старание!
Соблюдая эти рекомендации, вы поможете своему ребенку справиться с речевым нарушением, обеспечив в дальнейшем хорошую успеваемость его в школе.
Источник
елена снурницина
Консультация «Значение семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи»
. Значение семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи
Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа или система взаимоотношений. [31,C.3.]
Семья – это, прежде всего явление культурно-историческое и социально-психологическое, а не физиологическое. Существует множество различных определений семьи[10, C.88].
По определению Анатолия Викторовича Мудрика, семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой[31, C.13].
Педагоги видят главную причину влияния семьи на детей в том, что первые впечатления ребенка от окружающей жизни, полученные в семье, самые сильные и устойчивые. Сила влияния семьи и в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть результат воспитания. Среди наиболее значимых условий воспитания педагоги отмечают, прежде всего, создание той семейной атмосферы любви и взаимопонимания между родителями и детьми, которая оказывает благотворное влияние на формирование личности ребенка. Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Поскольку младенец с первых минут включен в совокупность человеческих отношений, потенциально он уже личность[4].
Для родителей семейное воспитание – это процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется осознанный характер семейного воспитания, требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач. Для ребенка с нарушениями речи семья играет особую роль.
Н. В. Рыжовой выделяет следующие специфические функции семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями речи:
1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с нарушениями речи. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации психического состояния ребенка.
2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. “Он наш, и мы его любим”, – говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи, где каждый представляет ценность для других, являются образцовыми. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам. Семья с такими взаимоотношениями может служить примером для других.
3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда, способствующая развитию у ребенка интереса к окружающему миру и его познанию, раскрывающая его способности и возможности, оптимизирующая личностное развитие ребенка. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с нарушением речи особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.
4. Приспособительно-адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.
5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с нарушением речи с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с ОНР в социальную среду является его адаптация в семье. Успешность этого процесса во многом зависит от того, насколько адекватно реагируют на проблемы ребенка и как помогают их преодолевать его близкие родственники. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с нарушениями речи должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.
6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.
7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то,что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с нарушениями речи не лишены таланта. Дети танцуют, рисуют, лепят. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей таких детей. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.
8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех – это форма достижения полной свободы от предубеждений. Отдых на природе полезен не только ребенку, но взрослым. Здесь возникает возможность выйти за пределы городского жилья,прикоснуться к живому дыханию природы: увидеть зелень травы, почувствовать запах полевых цветов, услышать щебетание птиц. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности[31,C.13-14].
В работе детьми необходим комплексный подход к преодолению речевого дефекта, который предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии закрепить все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем-логопедом[31, C.100].
Эмоциональные контакты ребенка с родителями помогают ребенку выделить речь как основное средство общения. Привязанность к взрослому стимулирует стремление подражать ему. Чем теснее аффективные связи ребенка с взрослым, тем интенсивнее у него проявляется речевое подражание.
Таким образом, рассмотренные нами исследования говорят о важности и необходимости семейного воспитания. Его значение для коррекции речевых дефектов ребенка с речевыми нарушениями переоценить невозможно. Именно в семье дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды.
1. Аралова, М. А. Десять золотых правил проведения родительских собраний / М. А. Аралова // Воспитатель ДОУ. – 2007. – № 5. – С. 94
2. Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду /Л. Бадалина // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 100-102.
3. Баринова, Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка / Г. В. Баринова // Логопед в дет. саду. – 2004. – № 1. – С. 70-74.
4. Бачина, О. В. Взаимодействия логопеда и семьи ребенка с недостатками речи: мет. пособие / О. В. Бачина, Л. Н. Самородова. М.: ТЦ Сфера,2009.-64с.
5. Бейлинсон, Л. С.Профессиональная речь логопеда: учебно-методическое пособие. – М. 2005.-160с.
6. Благодатская О. А. Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьей /О. А. Благодатская// Дошкольная педагогика. – 2007. – № 4. – С. 51-54.
7. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия / Н. П. Борисова, С. Ю Занкевич // Дет. сад. Управление. – 2007. – № 2. – С. 5-6.
8. Варнавская С. Маленькие мостики доверия. / С. Варнавская, О. Цветкова // Детский сад со всех сторон. – 2007. – № 1. – С. 5-7.
9. Вахнина, Н. Подружить всегда нас рад наш любимый детский сад/ Н. Вахнина, А. Степанова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 103-108.
10. Волосовец, Т. В.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие / Т. В. Волосовец. – М.: «Академия», 2002. – с. 88-102.
11. Демченко, Е. Б. Группы ранней социализации /Демченко Е. Б. // Детский сад со всех сторон. – 2006. – № 9. – С. 5
12. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учеб. пособие / Н. С. Жукова, Е. М Мастюкова, Т. Б Филичева. -М., 1990 -300с.
13. Закон РФ «Об образовании». М., 2008.
14. Зальцман, Л. М. Работа c родителями детей, имеющими нарушения зрения и интеллекта/ Л. М. Зальцман // Дефектология – №2 – 2006 – С. 31 – 35
15. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе/М. В. Кларин. – М.: Знание, 1989. –с. 10.
16. Косякова, О. О.Логопсихология : учеб. пособие /О. О. Косякова. -Ростов на н/Д : Феникс, 2007-с. 221-242
Источник