Роль семьи в развитии ребенка подростка
«Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков или юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом» (И. С. Кон, 1989. С. 107).
Семья – это важнейший институт социализации, первый социальный мир ребенка, в котором он получает опыт социального взаимодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения.
Семья па протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.
В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношении «семья—подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществуют два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы».
Семья как институт социализации.
По сравнению с другими институтами социализации у семьи есть свои особенности. Прежде всего, семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания. Семья является разновозрастной группой, в которой подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола. Влияние семьи на подростка охватывает все стороны его личности (аффективную, когнитивную поведенческую), продолжается практически непрерывно (с рождения и на протяжении всей жизни, в любое время года, суток и т. д.) и ощущается даже тогда, когда ребенок находится за пределами дома.
Характер складывающихся отношений и степень их воздействия на подростка зависят от множества факторов. Это, во-первых, сложившиеся к этому времени индивидуальные личностные свойства подростка, представляющие собой результат сложного взаимодействия генетических (унаследованных от родителей и прародителей) и средовых факторов. Во-вторых, «семейные» факторы, в частности психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые и коммуникативные аспекты взаимоотношений, а также психосоциальные качества родителей, стиль семейного воспитания, характер взаимоотношений с братьями и сестрами, материальное и социальное положение семьи, уровень образования родителей и многое другое. В-третьих, нельзя не учитывать и собственную активность подростка. Он — не просто продукт воспитания, он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. Социальный опыт, получаемый в семье, активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности (Реан А. А., Коломинский Я. Л., 1999).
Подросток и родители. Роль родителей в жизни подростка.
На протяжении всего периода взросления родители являются для ребенка чрезвычайно значимыми людьми, причем выступают для него в разных «ипостасях».Это, во-первых, источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным.Во-вторых, родители — директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений.В-третьих, родители — образец, пример для подражания, воплощение лучших личностных качеств, модель взаимоотношений с другими людьми.В-четвертых, родители являются источником знаний, жизненного опыта, друзьями и советчиками в решении сложных Жизненных проблем. По мере взросления ребенка соотношение этих функций и их психологическая значимость изменяются (Кон И.С., 1989).
Родители как источник эмоциональной поддержки.
В подростковом возрасте, как и на предыдущих стадиях развития, семья сохраняет свое значение в качестве источника эмоционального тепла и поддержки. Эта поддержка особенно важна, потому что подросток вступает в фазу интенсивного формирования Я-концепции, нередко сопровождающуюся противоречивыми переживаниями, полярными оценками, острым чувством неполноценности, неумением адекватно и конструктивно реагировать на неудачи. В этих условиях именно семья способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником постоянной оптимистической поддержки, вселяющей и подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в новых или стрессовых ситуациях.
Родители как «верховная власть».
Зависимость подростка от семьи еще достаточно велика. Родители — это «верховная власть», от которой зависит удовлетворение значительной части его потребностей, в том числе материально-бытовых, что в подростковом возрасте имеет особое значение, так как в этот период положение в коллективе сверстников во многом определяется наличием престижных вещей, одежды и т. п.
Родители как пример для подражания.
В подростковом и особенно юношеском возрасте родители уже не являются для подростка таким абсолютным авторитетом, как в детстве. Дети начинают воспринимать родителей более критично. Стремление к подражанию и степень идентификации с родителями заметно снижаются, а в качестве примера и модели для подражания начинают выступать и другие люди: знакомые, сверстники, популярные личности. Вместе с тем подростки хотят иметь таких родителей, которые «подают хороший пример для подражания», подростки «хотят гордиться своими родителями, видеть их людьми, которыми можно восхищаться», и тогда они, как правило, чувствуют себя в этом мире достаточно комфортно (Райе Ф., 2000. С. 436).
Родители как источник жизненного опыта.
Важнейшей функцией родителей в подростковом возрасте является помощь ребенку в решении сложных жизненных проблем, объяснение, информирование, содействие в формировании оценки самых разных сторон жизни. Подросток вступает в период интенсивного овладения социальными ролями взрослого человека, его круг общения быстро расширяется, и при всей тяге к самостоятельности подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Эта роль родителей ощущается и самими подростками.
(По материалам: Психология подростка. Полное руководство. Под общей редакцией А.А. Реана. – Спб., 2008 г. – С. 204-205).
Источник
Роль семьи в воспитании подростка.
Семья – особая социальная группа и культурная общность, сфера самоактуализации личности. В процессе близких взаимоотношений с имеющими членами семьи, другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца.
Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.
Особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства ко взрослости. Для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, выраженная эмоциональная неустойчивость с резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Свои умственные качества подростки обычно направляют на такие виды деятельности, которые их больше интересуют. Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет. Кризис подросткового возраста, переживаемый в период от 13 до 15 лет, – один из самых болезненных и острых. Подростки переживают мощную эндокринную перестройку организма. Работоспособность падает, обучение затрудняется, интересы угасают, негативизм по отношению к старшим не знает границ. Способы разрешения подросткового возрастного межличностного конфликта с родителями могут быть самыми различными. Но во всех подобных случаях жизни инициативу в их предупреждения и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители. Они же в уже возникшей конфликтной ситуации, будучи более разумными и опытными людьми, чем подростки, обязаны вести себя в отношении подростков более гибко и осмысленно.
Вызывающее общественное поведение подростка, нарушающее нормы и правила поведения, принятые среди взрослых, неприятные поведенческие симптомы чаще всего являются психологическим следствием или отражением общего подросткового кризиса и, как правило, сами собой исчезают тогда, когда подросток становится взрослым и у него меняется сознание.
Главные мотивационные линии этого возрастного периода, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение. В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших сверстников и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время, он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Самый легкий способ достичь цели “быть как взрослый” состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения.
Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки несколько раньше), копируют поведения взрослых, которые пользуются авторитетом в их среде. Сюда входят мода, одежда, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения. Тенденции походить на сверстников более старшего возраста, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается это является важнейшей особенностью подростков. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться со своими проблемами, и в основном этими другими оказываются такие же подростки, как и они сами. Круг ровесников играет главную роль в развитии социальных навыков подростка. Развитие социальной компетентности базируется, частично, на способности подростка к сравнениям. Эти сравнения дают ему возможность сформировать свою идентичность, а также выявить и оценить характерные черты других. На основании этих оценок подростки выбирают друзей и определяют свое отношение к различным группам и компаниям, составляющим часть окружения сверстников. В это время подростки сосредотачивают свое внимание на том, как они выглядят, и на свойствах личности, делающих их популярными, например, чувстве юмора или дружелюбии. Этот процесс влечет за собой появление широкого круга знакомств. По мере углубления и упрочнения дружеских отношений подростки все чаще обращаются по самым разным вопросам к близким друзьям, а не к родителям. Семья очень сильно влияет на подростка, даже если прежние хорошие отношения могут становиться в ряде случаев натянутыми.. Большинство конфликтов в семье возникает по таким заурядным проблемам, как работа по дому, учеба, внешний вид и поведение в школе. Семьям важно понимать, что если они смогут сохранить коммуникацию и общие взгляды с детьми на протяжении отрочества, они успешно преодолеют трудности этого периода.
Поведение подростка регулируется также его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Однако недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям, отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствует быстрому изменению отношения подростка ко взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они и утрачивают возможность оказывать на него влияние. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это – характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении.
Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей,
подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми. Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой “нормы”, чтобы у него было “как у всех”, “как у других.
Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название “подросткового комплекса”. Он включает перепады настроения – от безудержного веселья к унынию и обратно – без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной чёрствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами с обожествлением случайных кумиров. Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Реакция эмансипации – специфически – подростковая реакция. Она проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля. Покровительства старших -родных, учителей, вообще старшего поколения. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребёнку. Одна из крайних форм проявления такой реакции – побеги из дома и бродяжничество, обусловленное желанием “пожить свободной жизнью”.
Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка. Отсюда стремление к “внешней зрелости”, которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотических веществ. Следует учесть, что повышенное внимание подростка к своей внешности связанно с вполне определёнными особенностями психического развития ребёнка в этот период, со сменой ориентации подростков с взрослых на сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде. У подростков наблюдается стремление более углублённо понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определённый круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. В межличностных отношениях участвуют механизмы восприятия и понимания друг друга. А родительские позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье.
Источник
Детско-родительские отношения. Роль семьи в формировании личности подростков
Если вы нашли то что искали, нажмите “сказать спасибо” в конце текста после списка литературы! И подписывайтесь на мою страницу!
Проблема формирования и развития личности является одной из центральных проблем в теоретической и прикладной психологии. Теоретические исследования в этой области связаны с именами таких ученых, как Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Лазурский А.Ф., Божович Л.И., Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др.
Под личностью понимается человек, взятый в системе социально обусловленных устойчивых психологических характеристик, которые «проявляются в общественных по природе связях и отношениях и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» [23, с. 336]. Личность характеризуется, во-первых, ее динамическими тенденциями: потребностями и мотивами, установками, ценностными ориентациями, направленностью. Во-вторых, ее потенциалом индивидуально-психического развития, ее возможностями – задатками, специальными способностями, одаренностью. В-третьих, ее характером и самосознанием [2].
Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Помимо внутренних детерминант, к которым относятся генетические, биологические и физиологические факторы, личностный рост обусловлен множеством внешних детерминант: принадлежностью индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу, семейной среде. Усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, личность умеет реализовывать себя в процессе общественной жизни. Роль взаимоотношений между родителем и ребенком в развитии личности подчеркивает большинство исследователей [35].
Один из важнейших этапов формирования личности приходится на подростковый возраст, являющийся переходным между детством и взрослостью.
Подростковый возраст характеризуют резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития, как биологические, так и психологические.
Подростковый возраст является кризисным периодом. Л.И. Божович высказала мнение, что кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов, так как он проходит более остро и длительно по сравнению с другими возрастными кризисами, является переломным в онтогенетическом формировании ребенка [1, с.191]. Одной из особенностей этого периода является личностная нестабильность, которая проявляется прежде всего в эмоциональной лабильности, связанной с бурным физическим ростом и физиологическими изменениями подростков. Личностная нестабильность проявляется и в нравственной неустойчивости: нормы морали пока остаются для подростков чем-то внешним, и большинство подростков следует им для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей. «Ориентация на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет и определяет неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних влияний» [17, с. 61]. То же касается и самооценки подростка, которая во многом зависит от внешних оценок, что приводит к ее неустойчивости и колебаниям.
Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является развитие самосознания, «становление которого возможно только посредством и благодаря общению» [1, с. 313]. Именно в пубертатный период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. У подростков интенсивно расширяются контакты со сверстниками. Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными, при этом приобретают первостепенное значение. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, поэтому общение подростков со сверстниками необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. И хотя в подростковом возрасте эмоциональная дистанция между детьми и родителями в целом увеличивается, а отношения между ними усложняются в связи со стремлением подростков к автономности, семья сохраняет сильное влияние на подростков [15].
В отличие от другого института социализации подростков: школы – в семье первенствуют естественные факторы жизни, протекающие стихийно, доминирует жизненная практика, специфика которой определяется уровнем образованности, духовной культурой родителей, их социальными установками.
Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности подростка обусловлена еще и отношениями привязанности, которые важны не только для будущего развития взаимоотношений, но и обеспечивают ощущение безопасности [38].
При этом, помимо стихийных естественных факторов социализации подростков в семье, которые заключаются в усвоении моделей родительского поведения и общении, позволяющем подростку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи, родители становятся для своих детей источником приобретения жизненного опыта, в большей или меньшей степени создавая для этого определенные педагогические ситуации и обеспечивая возможность проявить в них себя. Не меньшее значение в личностном развитии имеет дисциплина и формирование поведения: поощряя или осуждая определенные типы поведения, родители влияют на поведение ребенка. И хотя в подростковом возрасте степень свободы и особенности ограничений меняются, совсем исключать свое участие в жизни подростка нельзя, так как «невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности» [39, с. 157].
Содержание, характер и результаты семейного воспитания во многом зависят от личностных ресурсов, которые в ней имеются. Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи, а с другой, такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний [33]. Уровень образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний влияют на цели и стиль семейного воспитания.
Семья является целостной системой: изменения, касающиеся одного из ее членов, ведут к изменению всей системы. При этом успешность формирования и развития личности подростков, благополучное продвижение их к взрослости во многом зависит от того, как именно родители взаимодействуют с ними. В этот период перед родителями стоит противоречивая задача: предоставить своим детям чувство безопасности и поощрить их на пути становления самостоятельными взрослыми, способными действовать в обществе независимо от других [15].
О нарушениях детско-родительских отношений можно говорить тогда, когда родители не готовы принять изменения в развитии своих детей, склонны к авторитарному стилю воспитания и общения с подростком, не удовлетворяют потребностей подростка в любви и понимании. Об этом свидетельствует также противоречие между требованием родителей проявлять просоциальное поведение и невыполнением его самими родителями и нарушение контакта детей с родителями. Для психического развития подростков последствия, вызванные проблемными взаимоотношениями с родителями могут быть как положительными, так и отрицательными. К положительным относятся: ранняя социальная адаптация и ответственность за собственную жизнь, развитие умения договариваться при решении проблем во взаимоотношениях с родителями, развитие рефлексии в отношении переживаний другого человека, коррекция характерологических особенностей, способствующая социальной адаптации. Отрицательные последствия – это эмоциональные травмы, имеющие отдаленные последствия; повышенная вероятность формирования зависимостей, перенесение проблемных отношений в родительской семье на последующие взаимоотношения в собственной семье, непринятие ценностей семьи и принятие ценностей асоциальных групп [28].
Таким образом, семья может оказывать как положительное влияние на развитие личности подростка, так и отрицательное влияние. Неблагоприятный стиль воспитания, нарушения внутрисемейных взаимоотношений, конфликтность, враждебность в детско-родительских отношениях – все это может приводить к формированию отклоняющегося поведения подростков. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. (продолжение следует)
Обращайтесь за помощью!
Если материал вам понравился, пожалуйста, нажмите «????????Сказать спасибо»
Записаться на онлайн или очную консультацию можно по телефону:
+7 985 844 77 14
Буду рада Вам помочь!
Еще интересные статьи:
Основные причины формирования девиантного поведения (часть1)
Основные причины формирования девиантного поведения (часть 2)
Основные причины формирования девиантного поведения (часть 3)
Основные причины формирования девиантного поведения (часть 4)
Патохарактерологические особенности девиантных подростков (часть 1)
Патохарактерологические особенности девиантных подростков (часть 2)
Семейные факторы риска формирования девиантного поведения
Подростки и их родители. Проблемное поведение подростков. Психокоррекция детско-родительских отношений.
https://www.b17.ru/my.php?mod=article
Список Литературы:
Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191 с.
Земска М. Семья и личность. – М.: изд. Прогресс, 2009. – 133 с.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн.1: Общие основы психологии – 5-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 687 с.
Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). – СПб.: Речь, 2006.
Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребёнку в трудной ситуации. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2006. – 320 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2008. – 607с.
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М: Издательство Академический проект, 2007. – 336 с.
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Эксмо – Пресс, 2010. – 396 с.
Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с
Источник