Роль семьи в развитии ребенка литература

Роль семьи в развитии ребенка литература thumbnail
  • 1. Адлер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии.30 – 60 годы ХХ века. (Тексты). – М., 1986. – с.131 – 140.
  • 2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов – Ростов-на-Дону, 1998 – 448 с.
  • 3. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. // Вестник Московского Университета. Психология. Сер.14. – 1987. – № 2. – с.60 – 72.
  • 4. Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории.: Дис. Ј канд. псих. наук., – М., 2000. – 143 с.
  • 5. Антонов Л.И., Медведков В.М. Социология семьи. – М., 1996. – 304 с.
  • 6. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста.: Дис. Ј канд. псих. наук – М., 1990. – 169 с.
  • 7. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. – М., 1990. – 367 с.
  • 8. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок – какой он есть. – М., 1999. – 429 с.
  • 9. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения (Методика “включенного конфликта”).: Автореферат канд. дис. – М., 1987. – 24 с.
  • 10. Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек.: Дис. Канд. псих. наук. – Ставрополь, 2000. – 152 с.
  • 11. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1992. – 400 с.
  • 12. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. – 1976. – № 6. – с.45 -53.
  • 13. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. – Минск., 1974. – 144 с.
  • 14. Брагина Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: Дис. Ј канд. псих. наук. – Новосибирск, 2000. – 159 с.
  • 15. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб., 2001. – 352 с.
  • 16. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого.: Дис… канд. псих. наук. – Пенза, 2000. – 237 с.
  • 17. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Дис… канд. псих. наук. – М., 1986. – 206 с.
  • 18. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. – 134 с.
  • 19. Выготский Л.С. История развитие высших психических функций. Собрание сочинений в 6 т. Т.3. – М., 1983. – 265 с.
  • 20. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6 т. Т.2. – М., 1982. – 280 с.
  • 21. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М., 1998.
  • 22. Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. – Л., 1990. – 176 с.
  • 23. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2000. – 240 с.
  • 24. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. – 1992. – № 1 – 2. – с.22 – 33.
  • 25. Дугарова Э.Л. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип личности младшего школьника.: Дис. Ј канд. псих. наук. – Иркутск, 1995. – 176 с.
  • 26. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов. // Вопросы психологии. – 1995. – № 3. – с.24 – 31.
  • 27. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации семьи как фактор родительско-юношеского конфликта.: Дис… канд. псих. наук. – М., 1995. – 222 с.
  • 28. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998. – 336 с.
  • 29. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб., 2000. – 224 с.
  • 30. Земска М. Семья и личность. – М., 1986. – 224 с.
  • 31. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей.: Дис. канд. псих. наук. – М., 1999. – 188 с.
  • 32. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989. – 255 с.
  • 33. Конончук Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания. // Психологический журнал. – 1985. – № 5. – с.32 – 39.
  • 34. Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: Дис… канд. псих. наук. – Улан-Удэ, 1998. – 166 с.
  • 35. Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие. – Магнитогорск, 1999. – 88 с.
  • 36. Крэйг Г. Психология развтия. – СПб., 2000. – 992 с.
  • 37. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М., 1990. – 189 с.
  • 38. Курганская Л.О. Влияние семьи на взаимодействие дошкольника со сверстниками.: Дис… канд. псих. наук. – Киев, 1989. – 151 с.
  • 39. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М., 1990. – 272 с.
  • 40. Лебединская О.Т. Любовь. Семья. Дети. – СПб., 2000. – 375 с.
  • 41. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977. – 304 с.
  • 42. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / А.Г. Рузская. – М., 1997. – 234 с.
  • 43. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. – Л., 1983. – 256 с.
  • 44. Лунин И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоролевого поведения ребенка.: Автореферат дис. Ј канд. псих. наук. – Л., 1987. – 21 с.
  • 45. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998. – 456 с.
  • 46. Навайтис Г.А. Тайны семейного (не) счастья. – М., 1998. – 171 с.
  • 47. Наранхо К. Характер и невроз. – СПб., 1998. – 336 с.
  • 48. Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. Учебное пособие. – М., 1999. – 166 с.
  • 49. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. – М., 1981. – 76 с.
  • 50. Петровский В.А. Личность в психологии. – Ростов-на-Дону, 1996. – 512 с.
  • 51. Петровский В.А. Трехфакторная модель значимого другого. // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – с.7 – 18.
  • 52. Петровский В.А. Феномены субъектности в развитии личности. – Самара, 1997. – 258 с.
  • 53. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений. // Психологический журнал. – 2000. – № 1. – с.28 – 36.
  • 54. Полевая М.В. Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений.: Дис. канд. псих. наук. – М., 1998. – 187 с.
  • 55. Попова Л.В. Методы изучения процессов идентификации. // Вопросы психологии. – 1988. – № 1. – с.163 -167.
  • 56. Популярная психология для родителей. / А.С. Спиваковская. – СПб., 1997. – 304 с.
  • 57. Попцова Е.В. Качества матери, необходимые для психического развития ребенка раннего возраста.: Дис. Ј канд. псих. наук. – Иваново, 1995. – 169 с.
  • 58. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Д.Я. Райгородский. – Самара, 1998. – 672 с.
  • 59. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности младших школьников, воспитывающихся вне семьи. // Вопросы психологии. – 1982. – № 2. – с.80 -86.
  • 60. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. / Д.Я. Райгородский. – Самара, 1997. – 640 с.
  • 61. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. – М., 1997., – 320 с.
  • 62. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. – 480 с.
  • 63. Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла – 95. Руководство по использованию. – СПб., 1995. – 92 с.
  • 64. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992. – 192 с.
  • 65. Семья и формирование личности. / А.А. Бодалев. – М., 1981. – 285 с.
  • 66. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье. // Вопросы психологии. – 1985. – № 4. – С.83-92.
  • 67. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной. // Вопросы психологии., – 1996. – № 6. – с.76 – 87
  • 68. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалии личности. / Семья и формирование личности. Ред.А. А. Бодалева. – М., 1981. – с.15 -21.
  • 69. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989. – с. 192-201.
  • 70. Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей. // Вопросы психологии. – 1986. – № 2. – с.31-42.
  • 71. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватности родительских позиций. / Семья и формирование личности. – М., 1981. – с.38 – 48.
  • 72. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988. – 200 с.
  • 73. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – М., 2000. – 464 с.
  • 74. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. – М., 1997. – 397 с.
  • 75. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. // Вопросы психологии. – 1982. – № 4. – с.105 – 115.
  • 76. Усова А.В. Влияние родителей на становление социальной активности ребенка 6-7 лет.: Дис… канд. псих. наук. – М., 1996. – 181 с.
  • 77. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. – М., 1987. – 304 с.
  • 78. Файн М. Дж. Помощь родителям в воспитании детей. / В.Я. Пилиповский. – М., 1992. – 268 с.
  • 79. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. – М., 1999. – 203 с.
  • 80. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. – СПб., 1997. – 240 с.
  • 81. Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т. Т.1. Психология женщины; Невротическая личность нашего времени. – М., 1997. – 496 с.
  • 82. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб., 1997. – 608 с.
  • 83. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. – М., 1993. – 112 с.
  • 84. Чеснова И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка.: Автореферат канд. дис. – М., 1987. – 26 с.
  • 85. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999. – 656 с.
  • 86. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996. – 344 с.

Источник

Центральным институтом развития и воспитания ребенка является семья. Именно в ней ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, учится как себя вести в определенных ситуациях. Важность семьи заключается в том, что ребенок находится в ней в течение значительной части своей жизни и длительность воздействия ее на личность не может сравниться со всеми другими институтами воспитания.

Семья рассматривается как наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов, в передаче ценностей, норм и веры. В семье ребенок усваивает поведение, навыки, ценности, убеждения, свойственные ее культуре.

Семейная обстановка и опыт, полученный в семье, способствует когнитивному, эмоциональному и социальному развитию. В младшем школьном возрасте ребенок осознает отношение между собой и окружающими, он начинает задумываться над своим «Я», вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребенка.

По результатам исследовательских работ было выяснено, что семья называется большинством младших школьников как особая ценность в их жизни.

Роль родителей в становлении личности ребенка очень велика. Ребенку нужна семья, дом, в котором ему в первую очередь психологически комфортно, надежно, он хочет любви, понимания, уважения.

Семья в значительной степени влияет также и на уровень школьной успеваемости ребенка. Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место в среде окружающих, в том числе и родителей, его взаимодействие с ними. Это новая социальная ситуация обуславливает формирование особенностей личности.

Именно семья является важной опорой в жизни младшего школьника при вступлении его в такой новый социальный институт как школа.

Таким образом, можно отметить, что роль семьи в жизни ребенка младшего школьного возраста очень велика потому, что главным источником поддержки и взаимопонимания является семья, родители.

1. Артемова Т.А. Индивидуальные различия в умственном развитии детей младшего школьного возраста /Т.А. Артемова // Психолог. Наука и образование. – 2003. – №2. – С. 101-111.

2. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Дис…канд.психол.наук. М., 1980, 196с.

3. Божович Е.Д. сост. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка: Избр. психол. тр. / Н.А. Менчинская. Моск. Психолого – социал. институт. Под ред. Е.Д Божович. – М.: Изд-во Моск. психилого-социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2004 – 512 с.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр.психол.труды / Акад.пед. и социал. наук. Моск.психол.-социал.ин-т; Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.; Воронеж, 1997. – 352 с.

5. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Акад.пед. и социал.наук., Моск.психолого-социал.ин-т Под ред. А.И. Липешиной, Т.Д. Марцинковский. – М.: Моск.психолого-социал.ин-т., Воронеж: МОДЭК, 1997. – 576 с.

6. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис…канд.психол.наук. М., 1987. 206с.

7. Виноградова Н.Младший школьник. Как важно быть самостоятельным.//Семья и школа.- 2001.-№11.-С.22-25.

8. Винокурова Г.А. Когнетивные особенности младших школьников с разным уровнем психич. развития. :Автореф. дис…канд. психол. наук. -Моск. гос. открытый пед. ун-т. М., 1999,22с.

9. Возрастная психология : детство, отрочество, юность : Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. спец. /Сост. – науч. ред.В. С. Мухина, А.А Хвостов.- М.:Академия, 2001.-624 с.

10. Гаврилычева Г. Ф. Современный младший школьник. Какой он? /Г. Ф. Гаврилычева //Нач. шк.- 2004.-№ 3. -С. 13-19.

11. Голованова Н. Социологизация младших школьников// Воспитание школьников.-2003.-№ 4. С.2-7.

12. Гусева Е.П. и др. Психологические и психофизические особенности младших школьников / Е.П.Гусева , И.А. Левочкина, И. В. Тихомирова. // Возрастная и пед. психология. -М. , 1998. – С.111-114.

13. Дружинин В. Н. Психология семьи. М.; КСП, 1996.160 с.

14. Дугарова Э. Л. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип личности младшего школьника : Дис. канд. наук. Иркутск,1995. 161 с.

15. Земска м. Семья и личность. М. , 1986. 135 с

16. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок / Педагогика и психология . М. ,1990. № 7. 790 с.

17. Кравцова Е. Е. Память как центральная психол.функция младшего школьного возраста: Лекция 5 / Е. Е. Кравцова //Нач. шк.: Прил. К. газ. «Первое сент.» – 2004.. -№42.- С. 41-45.

18. Крайг Г. Психология развития . – СПб. Питер , 2002 . 992 с. : ил. – (серия «Мастера психологии»).19.Логинова И. А. О специфике детско- родительских отношений // Семейная психология и семейная терапия. М. , 1998.№ 4. 76 с.

20. Мацковский М. С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. – М. : Наука, 1989. – 116 с.

21. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер , 2002. 640 с.

22. Психическое развитие младших школьников: Эксперим. психол. исслед. /Под. ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика:1990.-160 с.

23. Психологический словарь – справочник /Сост. М.И. Дьяченко, Л. А. Колдыбович. -М. : Аст. , 2001. 640 с.

24. Психологическое изучение младших школьников : Метод. Рекомендации / Урал. гос. пед. ун-т; Авт. – сост. Т. С. Конорева. – Екатеринбург , 1997. -28 с.

25. Психология личности : Хрестоматия / Ред. -сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ – М. Т. 2. Отечественная психология / Предисл. Г. В. Аколова. – 200.- 544 с.

26. Психология семьи :Хрестоматия : Учеб. пособие для фак. психологии, социологии, экономики и журналистики / Ред. – сост. Д. Я. Райгородский.- Самара 6 БАХРАХ, М. , 2002.- 752 с.

27. Ребенок школьного возраста : Универс. Энцикл. Для родит. – Минск : БАДППР, 1994. -674 с.

28. Самоукина Н. В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии , 2000 , № 3.

29. Сироткин Л. Ю. , Хузиахметов А. Н. Личность младшего школьника // Сироткин Л. Ю. , Хузиахметов А. Н. Младший школьник и его развитие и воспитание. – Казань, 1999.- Гл. 11. С.17-37.

30. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М. : Мысль, 1987., 312 с.

31. Федосеева О. И. Развитие гибкости мышления младших школьников : Программа «Сообщество» /О. И. Федосеева// Нач. шк. – 2004.- № 2. -С. 102-106.

32. Фридман Л. М. Школьник как личность // Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования.- М. 1997. С. 73 – 77.

Источник

Роль семьи в развитии ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.) Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения: 1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть. 2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию. 3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему. Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь) Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь) Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее. Типы семейных взаимоотношений В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 3 стиля семейного воспитания: – демократический – авторитарный – попустический При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”. При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.) Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: 
о Принимать активное участие в жизни семьи; 
о Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; 
о Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; 
о Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; 
о Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; 
о Уважать право ребенка на собственное мнение; 
о Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; 
о С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться

Источник