Роль семьи в развитии работоспособности ребенка

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ненецкого автономного округа « Основная школа п. Нельмин-Нос»
Методическая разработка: Родительскоесобрание «Рольсемьивразвитии работоспособностиребёнка»
ВЫПОЛНИЛА:
О.П. Резвина, заместитель директора
по УВР ГБОУ НАО «ОШ п. Нельмин-Нос»
п. Нельмин-Нос 2016г.
Родительскоесобрание «Рольсемьивразвитии
работоспособностиребёнка»
Цели: Выявить представление родителей об организации учебной работы
детей дома.
Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки
самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Сформировать у родителей отчётливые представления о роли, возможностях,
путях и способах трудового воспитания детей в семье.
Подготовка: 1. Провести индивидуальные беседы с детьми, используя
следующие вопросы:
1. Помогаешь ли ты дома?
2. Есть ли у тебя постоянные поручения по дому? Какие?
3. Охотно ли ты их выполняешь?
4. Поощряют ли тебя за это родители?
5. Наказывают ли тебя за невыполнение поручения? Как?
6. В котором часу ты обычно встаёшь в выходной день?
7. Вспомни, пожалуйста, как ты провёл последние выходные дни, и
перечисли всё, чем занимался в эти дни.
8. В котором часу ты обычно в выходные дни ложишься спать?
9. Кто помогает тебе готовить уроки дома?
10. В чём заключается эта помощь?
2. Провести анкетирование родителей:
1. Помогает ли ваш ребёнок по дому?
2. Есть ли у вашего ребёнка, постоянные поручения по дому? Если они
существуют, то, какие?
3. Охотно ли ваш ребёнок их выполняет?
4. Приходится ли вам повторять просьбу?
5. Поощряете ли вы ребёнка за выполнение домашних обязанностей
(поручений)?
6. Наказываете ли вы ребёнка за невыполнение поручения? Если да, то
каким образом?
3. Составить на основе публикаций памятки для родителей, приготовить
листы с заданиями для микрогрупп.
Оборудование: памятки родителям: « Садимся за уроки»,
«Как приучить ребѐнка к самостоятельности в приготовлении уроков?»
листы с заданиями для каждой микрогруппы, написанный на классной
доске и прикрытый к началу собрания листами ватмана примерный режим
выходного дня школьника:
7.00-7.30 Подъѐм, утренняя гимнастика, водные процедуры, уборка
постели.
7.30- 9.30. Привели в порядок причѐску, одежду, сели завтракать.
Трудовые дела вместе со взрослыми: мытьѐ посуды, уборка
кухни.
Занятия с родителями: беседа о прочитанной книге, лепка,
рисование, чтение.
9.30- 12.30 «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» (катание на
лыжах с родителями, игры в мяч, бег)
12.30- 13. 15 Подготовка к обеду, обед.
13.15- 15.00 Подготовка домашних заданий, чтение книг.
15.00- 15.15 Закаливающие процедуры.
15.15.- 16.30 Мы играем, читаем, трудимся, пьѐм чай.
16.30- 18.30 Прогулка.
Наблюдение за окружающим миром, за изменениями в
природе.
18.30- 20.30 Приготовление к ужину, ужин.
Игры, подготовка портфеля к завтрашнему дню.
20.30- 21.00 Подготовка ко сну (младшие дети)
21.30- 22.00 Подготовка ко сну (старшие дети)
1. На доске помещается плакат со словами К.Д.Ушинского: « Самое
воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его
не для счастья, а приготовить к труду жизни. Воспитание должно
развивать в человеке привычку и любовь к труду, оно должно дать ему
возможность отыскать для себя труд в жизни».
2. В центре доски изображается дерево (без листьев и плодов)
3. На столе находятся:
А) изготовленные в форме листьев дерева таблички со следующими
надписями :
— « Цель»
–«Задачи»
–«Труд не понарошку»
–« Домашние поручения»
—«Уроки дома»
—«Полезные советы»
Б) листки из бумаги в форме яблок, к которым приклеены картинки и
фотографии из газет и журналов с изображением детей, участвующих в
различных видах трудовой деятельности.
Ходпроведения.
« На доске изображено дерево. Вы видите, что в данный момент оно не имеет
ни листьев, ни плодов. Но они могут появиться на дереве, если наше
коллективное обсуждение окажется продуктивным. На столе лежат
таблички, изготовленные в форме листьев. Надписи на табличках означают
названия этапов нашей совместной работы на собрании. Постепенно эти
листья-таблички я буду прикреплять к изображению дерева, и мы с вами
постараемся вместе выполнить предусмотренные для каждого этапа задания.
Первыми листочками на нашем дереве станут листья-таблички «Цель» и
«Задачи». Это значит, что мы начнѐм коллективное обсуждение с
осмысления целевых ориентиров трудового воспитания ребѐнка в семье.
Необходимо заметить, что в педагогических публикациях часто
подчѐркивается: если детей правильно воспитывать, то даже самый
непривлекательный и тяжѐлый труд может оказаться интересным и
приятным делом для ребѐнка. Но как это сделать? К сожалению, на этот
вопрос редко даѐтся обстоятельный ответ. Особенно нелегко ответить на
него сейчас, когда в нашей стране произошли радикальные изменения.
Однако вряд ли и в нынешней ситуации кто-то станет отрицать
необходимость воспитания у детей трудолюбия, умения и желания
трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового
воспитания детей в семье, что и является заданием на 1 этапе нашего
собрания. ( Педагог прикрепляет листья-таблички «Цель» и «Задачи» на
изображение дерева, а родители после размышлений (в течение 5-7 минут),
Вносят свои предложения о целевых ориентирах трудового воспитания.
Мнения родителей записываются на доске напротив прикреплѐнных
табличек.
2 этап « Труднепонарошку»
« Сегодня редко встретишь пап и мам, которые считают плохо сочетающиеся
слова «дети» и «труд». А ведь раньше приходилось довольно часто слышать
такую родительскую фразу: мы потрудились, пусть теперь хоть дети
отдохнут. И всѐ-таки результаты проведѐнного анкетирования
свидетельствуют о том, что при наличии у большинства учащихся разовых
поручений по дому немногие дети выполняют их охотно и добросовестно.
Меня взволновали серьѐзные расхождения в ответах детей и родителей.
Стало очевидным, что многие учащиеся трудятся дома понарошку. Их не
привлекает работа по дому, да и родители как бы не нуждаются в их
домашнем труде. А ведь в такой ситуации может сформироваться устойчивое
нежелание трудиться. Давайте вместе с вами подумаем и ответим на вопрос,
какие трудовые поручения могут и должны быть у ребѐнка в семье.
(Педагог прикрепляет на доску листья-таблички «Труд не понарошку» и
«Домашние поручения», а родители предлагают варианты поручений,
которые были наиболее успешно использованы ими в практике воспитания
своих детей.) Педагог составляет перечень называемых родителями
поручений и при необходимости дополняет этот список своими
предложениями. Как правило, в перечень включаются следующие поручения:
– оказывать помощь родителям в уборке квартиры.
– наводить порядок на своѐм столе и в своей комнате.
– заботиться о младшем брате или сестре.
-мыть чайную посуду.
– следить за чистотой обуви.
– выносить мусор.
– кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.
– погулять с собакой, кошкой.
– покупать хлеб, молоко.
( педагог прикрепляет на доску листья-таблички « Учим уроки дома» и
«Режим выходного дня»)
« Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу
дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь
ребѐнку найти правильный режим работы, выделить место для занятий,
определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны,
воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию
поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу,
вести еѐ, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя
ненастроенность ребѐнка или какие-то внешние неудобства могут оказаться
серьѐзной помехой.
Что же делать, если ваш ребѐнок не может «усидеть за уроками»? (касается
младших школьников)
Во-первых, игры. Старайтесь подобрать для ребѐнка не только тихие
настольные игры, но и подвижные сюжетно-ролевые игры, которые можно
использовать для достижения педагогических целей. Если играете в
«магазин», дайте ребѐнку побольше разных поручений и настаивайте на том,
чтобы все покупки были сделаны совершенно точно по заданию. Если идѐт
военная игра, то назначьте его часовым: пусть живой и подвижный ребѐнок
какое-то время стоит на часах, ограничивая свои движения.
Полезно для ребѐнка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми, делать
его быстро, весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз.
Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребѐнок вытирает,
можно вместе прилаживать что-то или чинить, можно читать книгу:
страницу вы, страницу ребѐнок.
Можно выработать у ребѐнка привычку быстро переключаться с одного
дела на другое. Если его зовут есть, то он должен немедленно прекратить
игру. Недопустимо позволять ребѐнку игнорировать родительские указания
в чѐм бы то ни было. Необходимо приучать ребѐнка отделять свободное
время от времени, когда он занят чем-то серьѐзным, не путать дело с игрой,
не превращать одно в другое. Сколько раз приходилось видеть, как во время
еды ребѐнок играет с хлебом, пошѐл мыть руки и заигрался с бахромой
полотенца. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких
сцен. Иначе то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы
всѐ необходимое ребѐнок делал без дополнительного напоминания, ни на
что не отвлекаясь.
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня.
Специальные исследования, проведѐнные в начальных классах, показали: у
тех, кто хорошо учится, есть твѐрдо установленное время для приготовления
уроков, и они его твѐрдо придерживаются. Ребята признались, что когда
приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм,
не хочется больше гулять.
И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно
отведѐнного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к
систематической работе начинается с установления твѐрдого режима
занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учѐбе. Режим дня не
должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что
интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.
Затем родители составляют примерный режим дня школьника в выходной
день. Педагог затем открывает написанный на доске режим дня и
комментирует его.
Ребѐнок должен садиться за уроки не только в одно и тоже время, но и на
постоянное рабочее место. Если жилищно-материальные условия не
позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную
полку, то всѐ равно нужно выделить ему какое-то постоянное место, чтобы
он мог там держать свои книги и тетради. Если же ребѐнок занимается за
общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекать от занятий. Почему
же у ребѐнка должно быть не просто удобное место для занятий, а
постоянное?
Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности,
вырабатывается установка не только на определѐнное время, но и на
определѐнное место работы. Когда такая установка у ребѐнка сформируется,
то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой
приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.
Помогите своей дочери или сыну строго выполнять такое правило: до начала
занятий со стола должно быть убрано всѐ, что не имеет отношения к ним.
Хорошо бы установить чѐткий и постоянный порядок расположения
предметов на рабочем столе, не меняющийся день ото дня. Например, все
вспомогательные веши, которыми придѐтся пользоваться (линейка, резинка,
карандаш), класть слева от себя, учебники, тетради, дневник – справа. Всѐ,
что уже не понадобится, тут же укладывать в портфель или в другое
определѐнное место.
Полезно вместе с ребѐнком составить памятку 2Садимся за уроки». Начав с
сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через
некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него
привычными.
В каком порядке следует учить уроки? С выполнения, каких заданий
необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или лѐгких, с
интересных или скучных?
Лучше всего научить ребѐнка самому оценивать трудности выполняемой
работы и путѐм сравнения сложности заданий, выполненных ранее и
выполняемых сегодня, постараться самостоятельно ответить на вопросы:
какие из изучаемых в школе предметы легче, а какие труднее, какое задание
выполнять первым – трудное или лѐгкое.
С самого начала ребѐнок должен осознавать, что в приготовлении уроков
может и должна быть своя внутренняя логика, связанная с содержанием
материала. Бывает, что дети делают так: старательно выполняют письменные
упражнения, а затем приступают к устным и учат то правило, на которое
были задания в упражнениях. Нелепость избранной последовательности
действий нужно обязательно сделать очевидной для маленького ученика.
Когда у ребѐнка накопится собственный опыт выполнения домашних
заданий, то можно будет ему посоветовать установить очередность
выполнения заданий на основе своих наблюдений, учитывая особенности
своей работоспособности. Если ученик знает, что он включается в работу
сразу, работает с подъѐмом именно в самом начале, а не в конце, ему
целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно
переходить к более лѐгким, требующим меньшего умственного напряжения.
Если же ученик втягивается в работу медленно, а наиболее производительно
работает не сразу, а спустя некоторое время после начала занятий, если
усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более лѐгких
или более привлекательных для него заданий и лишь постепенно
переходить к трудным. Самую трудную, « неинтересную» работу следует
отнести на середину, либо на вторую половину занятий, судя по тому, что
именно на это время приходится наивысший подъѐм продуктивной
умственной работы.
4 этап. « Полезные советы»
« Чтобы испечь вкусный пирог, чисто постирать бельѐ или связать красивые
и тѐплые варежки, каждая домашняя хозяйка следует в своѐм деле
проверенным полезным советам. Такие советы очень нужны и для трудового
воспитания наших детей, поэтому предлагаю участникам собрания
поделиться ими друг с другом.
Педагог прикрепляет лист-табличку «Полезные советы» на изображение
дерева и записывает на доске предлагаемые родителям советы. А затем
педагог дополняет составленный перечень советами, подготовленными
педагогом до родительского собрания. Советы могут быть такие:
– Будьте последовательны в своих требованиях.
– учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
– Прежде чем поручить что-либо ребѐнку, покажите образец правильного
выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз
выполните поручение совместными усилиями.
– Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
– Учите ребѐнка уважать труд других людей, бережно относиться к
результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе
и работе своих друзей.
– Тактично оценивайте результаты труда ребѐнка.
Каждый совет педагог дополняет разъяснениями о том, как правильно их
выполнять.
5 этап « Удивительный плод».
Предлагаю завершить наше коллективное обсуждение проблем трудового
воспитания детей в семье словами К.Д. Ушинского: « Лучшая форма
наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни
деньги, ни вещи, ни даже образование, – это трудолюбие» И тогда наше
дерево будет плодоносить
( Педагог помещает на изображение дерева листки бумаги в форме яблок с
иллюстрациями участия детей в различных видах трудовой деятельности.)
Решение собрания:
1. Рекомендовать родителям применять в практике воспитания детей в
семье индивидуальные трудовые поручения.
2. Использовать в своей работе по воспитанию у детей трудолюбия
советы педагогов и предложения родителей, высказанные на собрании.
3. Родителям совместно со своим ребѐнком выработать наиболее
рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его
выполнению.
4. Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать
развитию их познавательной активности.__
Источник
«Роль семьи в развитии работоспособности ученика»
- Вступительное слово классного руководителя
Учение — ведущий вид деятельности школьников; его центральная задача — усвоение знаний, умений и навыков, содействие разностороннему воспитанию и развитию учащихся. Без активного учения невозможно овладеть другими видами человеческой деятельности — производительным трудом, художественным творчеством, спортом. Поэтому все родители очень хотят, чтобы их дети успешно учились, росли любознательными, много читали, проявляли упорство в учебе. В семье необходимо помогать подростку в усвоении и применении умений и навыков учебного труда. Требования к навыкам учебного труда отражены в основных учебных программах. В средних классах, где объем и сложность содержания образования весьма возрастают, необходимы уже более сложные навыки и умения учебной деятельности. Особая роль здесь принадлежит литературе.
Если в 5-6 классах школьники должны научиться составлять план небольшого эпического произведения, собственного устного и письменного высказывания, давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении, уметь пользоваться справочным аппаратом хрестоматии, устанавливать временную и причинно-следственную связь между явлениями, то в 7 и последующих классах эти умения углубляются и к ним добавляются новые. Так, в седьмом классе ученики должны уметь составить сложный план собственного устного и письменного высказывания. Ученики в этом возрасте в соответствии с программой по русскому языку должны научиться использовать цитаты и выделять их. По истории закрепляются, отрабатываются следующие умения: выделение главной мысли и основных фактов в рассказе, составление простого плана рассказа, нахождение выводов в учебнике и подтверждение их примерами, анализ событий, выделение главных причин, формулирование несложных выводов на основе анализа, обобщения, сравнения фактов. Усложняются такие умения, как умение составлять сложный план из нескольких пунктов и подпунктов, устно рецензировать ответы товарищей. Подростки должны уметь анализировать, устанавливать взаимосвязи, сравнивать явления, делать выводы, связанные с содержанием учебного материала, ориентироваться в учебной и научно-популярной литературе, составлять план ответа на вопрос. В курсе математики особое внимание уделяется развитию логического мышления, умению рационально и творчески выполнять задания, самостоятельно приобретать знания. Совокупность всех этих требований представляет собой как бы особую программу развития у школьников умения рационально учиться.
Учебная деятельность зависит от взглядов школьников на роль учебы в их жизни, от уровня развития мотивации. Что сегодня побуждает детей ходить в школу, делать домашние задания?
Задача взрослых состоит в том, чтобы не погасить стремление подростка к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания образования, от стиля общения учителя с учениками. Формирование положительной мотивации учения — не стихийный процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки детей было бы опрометчиво. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать, и, что особенно важно, надо учить школьников «самостимулировать» свои мотивы. Школьники активнее занимаются самовоспитанием учебных мотивов, если этот процесс интересует и учителей, и родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные «ситуации успеха».
Если говорить о школьниках четвертых-пятых классов, то перенос симпатии к личности учителя на преподаваемый предмет встречается почти в 80 % изученных нами случаев. Естественно, это определяет отношение школьника к домашним заданиям любимого учителя и задания желанны.
Далее подросткам становятся наиболее близки предметы, которые связаны не столько с личностью педагога, с его умением увлечь (хотя это остается серьезным фактором), сколько с собственными интересами.
В не меньшей, а скорее в большей степени интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности формируется в семье. Например, когда сын, беря пример со своего отца, хочет стать программистом и много времени проводит у компьютера. Или когда родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.
Развитию интересов у школьников, находящихся в благоприятных условиях, способствует феномен, возникающий в подростковом возрасте и получивший название «сенсорная жажда». Сенсорная жажда — это потребность в получении новых ощущений -желание увидеть, услышать, попробовать, чувствовать что-то новое. Стремление к новизне особенно характерно для подростков. С одной стороны, сенсорная жажда толкает подростков на поиски нового, способствует развитию любознательности. Но с другой, особенно когда они не получают поддержки взрослых, она может явиться и причиной того, что еще толком не разобравшись в сути какого-либо дела, они бросают его и переключаются на другое. Примерно 70-75 % школьников проявляют интерес к определенным учебным дисциплинам и видам деятельности. Вместе с тем лишь у незначительного числа учащихся эти интересы перерастают в стойкие увлечения, когда в процессе занятий у детей формируются познавательные мотивы, которыми они начинают руководствоваться в период профессионального самоопределения.
На практике часто можно встретиться с тем, что родители не способствуют развитию стойких интересов у детей. Они подтрунивают над ними, когда у тех что-то не получается и, вместо того чтобы укреплять у ребят уверенность, формируют у детей неправильное представление о способностях. Дело в том, что многие люди считают, что если у человека есть способности, то они быстро проявятся без особых усилий с его стороны. Конечно, такое иногда случается, но в подавляющем большинстве случаев значительных результатов человек добивается лишь благодаря упорному и длительному труду. Приведенный выше взгляд родителей приносит только вред, препятствует формированию как здоровых интересов, так и волевых качеств у детей.
Долгое время разбросанность, ситуативность подростковых интересов рассматривалась как типичная проблема возраста, а в учебниках и научно-популярных книгах много внимания уделялось формированию устойчивых интересов у подростков. Во многом эта проблема остается актуальной и сегодня. Однако в последнее время катастрофически стало расти число жалоб прямо противоположного свойства на то, что подросткам ничто не интересно, что им все «до лампочки». Отсутствием интересов у своих детей обычно обеспокоены родители активные, не жалеющие времени и сил для того, чтобы составить список лучших книг, добыть аквариум, записать ребенка в труднодоступный кружок. Такая гиперактивность родителей, как это ни парадоксально, часто является одной из главных причин отсутствия подлинных интересов у детей.
Родители могут помочь подростку в развитии устной и письменной речи. Очень хорошо, когда в семье время от времени приобретается то орфографический словарь русского языка, то словарь иностранных слов, то иной какой-нибудь словарь или справочник, и детей приучают ими пользоваться. Эти книги всю жизнь нужны человеку. Ученики, которые в 7-м классе привыкают самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, в более старшем возрасте обычно без всякого нажима со стороны взрослых идут в библиотеку за дополнительной литературой. Быстрота восприятия учебной информации во многом определяется темпом чтения. Ускоренное чтение позволяет понимать текст, не ощущая его звуковой символики; помогает оно и выделению в тексте главных мыслей, так как практически одновременное восприятие ряда слов дает возможность быстро сравнивать их, вычленять самые важные. Для ученика 7 класса норма чтения — 110-120 слов в минуту. Родители могут следить за тем, чтобы ученики воспринимали не отдельные буквы, а целые слова и фразы, развивать у них периферическое зрение, умение видеть соседние слова, готовясь к их быстрому восприятию. Скорость восприятия учебной информации во многом зависит от быстроты ее письменной фиксации. В семье могут давать детям задания по списыванию текста с самостоятельным фиксированием затраченного времени, сочетать развитие темпа чтения и письма с формированием у учащихся умения укладываться в отведенные на выполнение домашних заданий нормы времени.
Существует много умственных приемов, с помощью которых человек производит активную умственную обработку материала. Задача родителей состоит в том, чтобы школьник уяснил саму возможность запомнить материал в ходе активной его обработки. Если он поймет это и начнет самостоятельно искать такие приемы, то все в порядке, наша основная цель достигнута. Как научить ребят производить смысловую группировку? Прежде всего, надо начинать с подбора достаточно хорошо сгруппированного материала. Задача «разбить текст на куски» должна быть пока что для ребенка самостоятельной работой, не следует соединять ее с задачей «выучить». Практика показывает, что многие ребята, не применяющие смысловой группировки при приготовлении уроков, в состоянии справиться с ней, когда она предлагается им как самостоятельное задание. Такие учащиеся нуждаются только в регулярной тренировке, и когда взрослый увидит, что смысловая группировка осуществляется ими уже легко и быстро, следует перенести ее на приготовление уроков. Если дети не в состоянии справиться со смысловой группировкой даже как с отдельным заданием, тогда взрослый на каждом выбранном тексте должен показывать ребенку, какая общая мысль содержится в объединяемых вместе фразах, добиваясь, чтобы он увидел, что хотя в каждой из них говорится про разное, но вместе они описывают какое-то одно явление или развивают одну мысль. Демонстрируя это на хорошо структурированных текстах и требуя, чтобы в следующий раз ребенок проделал все это сам, взрослый постепенно подводит его к умению расчленять текст на отдельные смысловые куски. Следующим приемом активной мыслительной обработки материала является закрепление выделенных путем смысловой группировки частей. Достичь этого можно, придумывая названия для них. Необходимо, чтобы заглавие было обобщенным по отношению ко всему выделенному разделу. Хорошим приемом работы может быть использование подсказки. Когда ребенок зашел в тупик, можно предложить ему на выбор 2-3 заглавия, причем одно из них — не удовлетворяющее требованию быть обобщающим ко всему выделенному разделу. Пусть школьник подумает, сравнит их между собой и сам решит, которое лучше. В ходе такой работы школьник постепенно обучается и сам делает правильно составленные заглавия. Совокупность заглавий разделов, выделенных при смысловой группировке, образует план изучаемого материала. Составление плана — необходимый школьнику навык. И если родители замечают, что школьник испытывает затруднения при составлении плана или план не используется им при воспроизведении материала, они должны сразу же обратить на это внимание.
Важное умение, которое должно качественно совершенствоваться вместе с изменениями приемов умственной работы школьника, — умение сознательно регулировать процесс учения и достаточно правильно оценивать его результаты. Так, с течением времени пересказ вслух или про себя становится по преимуществу методом самоконтроля и должен помогать ученику разобраться, выучил он урок или нет, а что касается самого материала, то решающее значение имеют разные виды активной работы над ним. Затем полный, развернутый контроль начинает постепенно сокращаться, и ученик все чаще проверяет прочность запоминания, воспроизводя только структурную, опорную схему материала. Если ученик мысленно представляет себе схему ответа, значит, он хорошо помнит содержание учебного материала. Теперь на первый план выступает необходимость добиваться того, чтобы оценка себя отражала действительное положение дел и была, насколько это возможно, устойчивой. В подростковом периоде очень часто глубокая неуверенность в себе причудливым образом сочетается со своеобразным гонором, с непомерно высокой оценкой своих достижений. Контроль и самооценка являются наиболее удобными для всяких посторонних влияний.
Проблема объективности школьной отметки возникает в тех случаях, когда обнаруживается расхождение между тем, как ученик оценивает свои собственные знания, т. е. самооценкой, и тем, как их оценивает учитель, что, соответственно, выражается в выставляемых им отметках. Важно подчеркнуть, что не следует подозревать школьника в систематическом обмане. Он, как правило, искренне убежден в том, что ему занижают отметки. Не упреки, не наказание, а кропотливое убеждение должно быть союзником родителей. Прежде всего, нужно пойти в школу, установить контакт с учителем (или учителями), с классным руководителем. Не забывайте о необходимости особо высокой тактичности при разговоре на эту тему. Один из путей выяснить истинное положение дел — это поговорить с их школьными товарищами. Конечно, с теми из товарищей, с кем вы имеете достаточно хороший контакт. Известный материал для суждения по предмету может вам дать выборочная проверка уроков. Причиной появления у школьника мнений о том, что ему снижают отметки, могут быть, прежде всего, особенности его характера: мнительность, тенденция фиксировать внимание на неприятных событиях и явлениях. Но иногда мнение о систематическом занижении отметок возникает у школьников в результате дефектов в формировании учебной деятельности. Если ваш сын или дочь заявляют, что им в школе занижают отметки, то, пытаясь разобраться и помочь своим детям, обязательно задайте себе вопрос: «А не является ли это мнение результатом ошибок в воспитании?», попытайтесь критически осмыслить ваше собственное отношение к ребенку. Если в процессе воспитания ребенок усваивает мысль, что он хороший, и все, что он делает, тоже хорошо, а если кто-то бывает им недоволен, то это лишь придирки к нему и не более, в таком случае начинайте перестраивать свои отношения с ребенком и обратите особое внимание на выработку у него навыков контроля и правильной самооценки.
Беседа строится на основе предварительно проведенного среди детей и родителей параллельного анкетирования.
Анкета для детей.
I. По каким предметам ты испытываешь затруднения в учении? Что именно, по-твоему, затрудняет учение:
• состояние здоровья, ты быстро устаешь на уроке;
• у тебя дома нет своего рабочего места, некоторых пособий и принадлежностей, тебе не помогает никто из старших, отрицательно влияют сверстники и т. п.;
• у тебя есть пробелы в ранее пройденном материале, в теории, в решении задач;
• особенности преподавания учителем предмета: очень быстро говорит, мало наглядности, повторения;
• нет интереса к изучению данных предметов;
• неумение быстро читать, писать, делать зарисовки, выделять главное, медленное выполнение домашних заданий;
• слабое развитие некоторых качеств личности (например, ты не можешь долго и настойчиво искать решение задачи — т. е. воли,внимания — не можешь сосредоточенно слушать объяснения учителя, быстро отвлекаешься);
• особенности мышления (ты затрудняешься при сравнении явлений, при необходимости сделать выводы), памяти (трудно запоминаешь прочитанное, приходится читать более двух раз).
Анкета для родителей.
I. По каким предметам чаще всего обращается сын (дочь) к вам за помощью и можете ли вы ему помочь?
II. Каков характер затруднений, испытываемых им при выполнении домашних заданий:
• имеет фактические пробелы в знаниях по предыдущим темам;
• не концентрирует внимание на усвоении главных целей темы и правил; знает правила, но не умеет применять их при решении задач;
• механически подгоняет решение под ответ или трафаретно применяет порядок решения предыдущих задач;
• не обладает усидчивостью, настойчивостью при выполнении задания, спешит обратиться за помощью;
• слабо владеет навыками учебного труда (чтение, письмо, счет, зарисовки, работа с книгой, рациональное заучивание и др.);
• не знает требований к оформлению домашних заданий?
III. Сколько времени в день занят ваш сын (дочь) выполнением домашних заданий?
IV. Каким образом вы помогаете ему выполнять задания:
• усиливаете требовательность к нему, проверяете качество работы;
• ориентируете на твердое запоминание правил путем многократного их повторения;
• заставляете повторять содержание темы, необходимой для решения задачи;
• в наиболее трудных местах подсказываете порядок решения;
• добиваетесь того, чтобы ученик нашел ошибку в решении или сами указываете ему на эту ошибку;
• помогаете вникнуть в смысл задачи путем сравнений, наглядных примеров и т.п.
Источник