Роль семьи в развитии личности ребенка родительское собрание в доу
Цель:
1. Выявить особенности взаимоотношений между ребёнком и родителями;
2. Разработать основные правила семейного воспитания.
Оформление, оборудование и инвентарь:
1. Оформлена выставка детских рисунков “Моя семья”
2. На стене плакаты с написанными выражениями:
“Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение” (Эрих Фромм).
“Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их” (В.А.Сухомлинский).
3. Пригласительные на родительское собрание.
4. Ширма “Роль семьи в воспитании ребёнка”.
5. Памятки для родителей.
6. Рекомендации для родителей.
,
Ход собрания:
Звучит спокойная, приятная музыка.
– Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас.
-Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о Ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья. Семья – для ребёнка – это место его рождения, становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребёнок не будет, счастлив, здоров.
Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом. На тренинге можно представиться так, как вам хотелось бы, чтобы к вам обращались. (Каждый участник тренинга по кругу представляется).
Но вначале, давайте после трудового рабочего дня немного расслабимся.
- Упражнение “В детстве я мечтала……”
Цель: Создать у родителей прекрасное настроение, желание общаться.
Участники бросают мяч друг другу со словами: “В детстве я мечтала…»
Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.
Поведение родителей – самое решающее в воспитании. У человека множество профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют своё разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей.
- Упражнение «Правила группы». Ведущий знакомит родителей с правилами работы в группе:
– можно быть уверенным, что, когда ты говоришь, тебя не будут перебивать.
– можно твёрдо надеяться, что тебя не оскорбят.
– можно делать всё, что не мешает никому из присутствующих.
- Игра “Объяснялки”
Цель: Дать возможность родителям сделать самоанализ своих отношений к ребёнку, папе, маме, бабушке, дедушке, младшему брату или сестре, друзьям детей.
“Она любит готовить, ходить в магазин и тратить деньги, ухаживает когда я болею, ругает когда я не прибираю игрушки, обнимает и целует, говорит -“моё солнышко”, папе делает замечания(мама).
-Так дяденьку называют до того, как он женится.
А после того, как он женится, его уже называют
другими разными словами(жених).
-Самая вкусная получается у бабушки, у мамы тоже
хорошо получается. А папа зато хлеб хорошо режет!(еда).
-Это девушка, которая готовит мужчине обед,
стирает белье и ухаживает за его ребенком(жена).
-С этим человеком сложно. Потому что с ним много хлопот…
Расходы большие… Подвести тебя этот человек может:
например, сначала он был красивый и хороший, а после того,
как ты на нем женился, стал ругучим и толстым(муж).
-У детей этого половина на половину.
Потому что мама то ругает, то мороженое покупает (Счастье).
– Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, умным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог само реализоваться, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей- об этом думают все родители, не зависимо от того в какой стране мы живём, на каком языке говорим. Каждый из нас родителей – желает своим детям только самого лучшего.
Мы много времени проводим на работе, кажется, главное накормить, одеть, создать определенные блага. А времени для того, чтобы поговорить с ребёнком, услышать о том, что делается в его детской душе, у нас нет. Или делаем на бегу в второпях.
– Дорогие родители! Отложите все дела в сторону, привлеките к себе ребёнка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым- его нужно 7 раз в течении дня погладить по голове, обнять, одобрить, т.е через телесное прикосновение подтвердить :”Я тебя люблю”.
И поэтому правильное воспитание в семье, как сказано в народной пословице. – “Это наша счастливая старость; плохое воспитание- это наше будущее горе-это наши слёзы”.
4. Игра “Какой он – мой ребенок”
Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву.
Ладошки приклеиваются на ватман. Подведение итога.
Продолжим наше собрание с детских рисунков на тему “Моя семья”
Вы уважаемые родители, должны угадать чей это рисунок и объяснить как вы это поняли.
Большое спасибо вам родители, что вы у нас такие заботливые, внимательные и живёте жизнью своих детей, интересуетесь их проблемами.
5. Предлагаем вам игру “Закончи предложение”
Закончите предложение одним или двумя словами, добавляя слово – он учится.
1. Ребёнка постоянно критикуют, он учиться…(ненавидеть).
2. Ребёнок живёт во вражде, он учиться…(быть агрессивным).
3. Ребёнок живёт в упрёках, он учиться…(жить с чувством вины).
4. Ребёнок растёт в терпимости, он учиться…(понимать других).
5. Ребёнка хвалят, он учиться…(быть благодарным).
6. Ребёнок растёт в честности, он учиться…(быть справедливым).
7. Ребёнок растёт в безопасности, он учиться…(верить в людей).
8. Ребёнок поддерживает, он учиться…(ценить себя).
9. Ребёнка высмеивают, он учиться…(быть замкнутым).
10. Живёт в понимании и дружбе, он учиться…(находить любовь в мире).
Спасибо за ваши советы, предостережения, они помогут многим из вас в определённой ситуации.
6. Упражнение “В лучах родительского солнца”.
Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” например вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем – “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!
Давайте поделимся своими педагогическими находками с коллегами.
На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Родители выходят и записывают ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?» Давайте вновь сядем в круг и внимательно посмотрим, что у нас получилось.
Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.
“Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю – постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”.
С. Соловейчик
Итоги собрания:
Дорогие родители, именно от вас, большой степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок, детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.
У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, закончите три предложения:
- “Из сегодняшнего разговора я поняла…
- Мне понравилось…
- Хотелось бы продолжить разговор на тему
Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением, ещё раз подтверждающим всё то, о чём шла речь на собрании.
Ребёнок учиться тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
чтоб не каяться потом. (Себастьян Брант).
В завершении, всем родителям дарятся памятки с правилами по воспитанию детей.
Приложение
Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.
1. Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость . Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.
3. Не говорите о чужих людях плохо и не уважительно, если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что очень скоро он станет то же самое о вас.
4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребёнка.
5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В тот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребёнка. Помните, что поведение-это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого.
,
Источник
Конспект родительского собрания
«Роль семьи в формировании личности ребёнка»
(на основе этого конспекта я строю консультации и беседы с родителями)
Цель: развитие доверительных и доброжелательных отношений с семьёй; обобщать представления родителей об индивидуальных особенностях своих детей, использовать их в процессе семейного воспитания, формировании личности ребёнка.
Задачи: активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребёнком; организовать работу по просвещению родителей в вопросах воспитания личности ребёнка.
Оформление, оборудование и инвентарь
1. Оформление выставки детских рисунков «Моя семья».
2. Ароматизированная свеча.
3. Памятки для родителей «Как правильно общаться со своим ребёнком», «О воспитании детей».
4. Фитотерапия (чай с травами).
5. Подборка различных мелодий, CD магнитофон.
6. Аудиозапись с высказываниями детей.
Подготовительный этап
1. Подготовить выставку литературы для родителей.
2. Подготовить буклет для родителей.
Ход собрания
Родители собираются в групповой комнате, рассматривают рисунки детей.
Звучит спокойная, приятная музыка. Чтение стихотворения:
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьёз,
Даже если они провинились.
Ничего нет дороже слёз,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног,
Совладать с нею нету мочи,
Ну, а к Вам подойдёт сынок
Или руки протянет дочка,
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите.
Это счастье – короткий миг.
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти,
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями из детства,
С грустью вспомните о былом,
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться,
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щёчки нежной губами коснуться…
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство!
– Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас.
– Давайте сегодня поговорим о Ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья. Семья – для ребёнка – это место его рождения, становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребёнок не будет, счастлив, здоров.
– Что такое семья?
(ответы родителей)
Чтение стихотворения «Как появилось слово «семья»?»
Как появилось слово «семья»?
Когда – то о нём не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
«Кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила «я»,
«Кто их воспитает, царица моя?»
И Ева коротко ответила «я»,
«Кто пищу сготовит, о, радость моя?»
И Ева всё так же ответила «я»,
«Кто платье сошьёт? Постирает бельё?
Меня приласкает? Украсит жильё?
Ответь на вопросы, подруга моя!»
«Я», «я»…тихо молвила Ева… «я», «я».
Сказала она знаменитых семь «я».
Вот так на Земле появилась семья!
1. Упражнение на расслабление «Свеча по кругу»
Давайте после трудового рабочего дня немного расслабимся.
Цель: Создать у родителей прекрасное настроение, желание общаться.
Возьмите свечу скажите «Что для вас главное в вашей семье» – передайте свечу соседу, тот свою очередь другому и так по кругу, это является важным условием при нашей встрече.
Истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть тесная связь между прошлым, настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только его семья.
2. Притча «О счастье и семье»
Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
— Папа, можно у тебя кое-что спросить?
— Конечно, что случилось?
— Пап, а сколько ты получаешь?
— Это не твоё дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?
— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
Ну, вообще-то, 500. А что?
— Пап… — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. Пап, ты можешь занять мне 300?
— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он
успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да ну их с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
— Ты не спишь, сынок? — спросил он.
— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.
— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.
— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок. — Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.
2. Дискуссия « Моя Семья»
Лучший способ воспитать ребёнка – сделать его счастливым!
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Именно в семье маленький человечек получает свой первый опыт социального взаимодействия.
На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребёнка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь ребенка включаются такие социальные институты, как детский сад, школа и улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших институтов социализации личности ребёнка.
С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребёнка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.
Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Именно родители являются первыми воспитателями и имеют самое сильное влияние на детей – «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому!».
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребёнка, его возрастные особенности и запросы.
Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!
Помните, ребёнок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить.
И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.
Вопросы к родителям:
– Кто является авторитетом для ребёнка в Вашей семье?
– Что для Вас главное в семейном воспитании?
– Кто больше занимается воспитанием ребёнка в Вашей семье?
– Много ли у Вас свободного времени?
– Что Вы хотите от своего ребёнка?
– Что, на Ваш взгляд, ребёнок хочет от Вас?
– Можете ли Вы поставить себя на место ребёнка?
– Принято ли в Вашей семье совместное проведение досуга?
– Как Вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду?
– В какие игры и как часто Вы играете с ребёнком?
4. «Продолжите фразу»
«Идеальная семья – это…» (высказывания родителей обсуждаются, и из них складывается общий образ понятия «идеальная семья»).
Дорогие родители, именно от Вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок, а детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь Вам найти выход в сложной ситуации. Но необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают Ваши реальные поступки, Ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей!
Предлагаю Вам в нашей тёплой семейной обстановке попить травяной чай.
Как хорошо прошло сегодня наше родительское собрание! Предлагаю Вашему вниманию памятку общения со своими детьми. И прошу Вас выполнить с детьми домашнее задание: создать родовое генеалогическое древо своей семьи.
Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением, ещё раз подтверждающим всё то, о чём шла речь на собрании.
Ребёнок учиться тому
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
чтоб не каяться потом.
Себастьян Барт.
Литература.1. Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание.-2005.-№4.-с.3-5
2. Винникотт Д. В. Разговор с родителями.-М.: Издательство Класс,2010
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком как.-М.,2010
4. Корчак Я. Как любить ребёнка.-М.: Издательство АСТ, 2015
5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.-М.,2009
6. Млодик И. Книга для неидеальных родителей.-М., 2011
7. Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей.-М.: Издательство ресурс,2012
8. Перельштейн Л. Осторожно, дети! Или пособие для родителей, способных удивляться.-С.-Петербург.: Издательство Эмпатия,2005
9. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания.-М.: Издательство Знание,2009
10. Социология семьи под редакцией А. И. Антонова.-М.,2005
Источник