Роль семьи в развитии личности ребенка курсовая работа
Федеральное
агентство по образованию
РФ
ГОУ
ВПО Московский
государственный гуманитарный
университет
имени М.А. Шолохова
Педагогический
факультет
кафедра Теории и методики
воспитательной работы
Курсовая
работа
по дисциплине: «Социальная
педагогика»
на тему: «Роль семьи
в развитии личности»
Выполнила:
студентка 3 курса
очно-заочного отделения
специальность:
«Социальная педагогика»
_______________________
Проверила:
кандидат педагогических
наук, доцент
______________ Фарниева М.Г.
«___» _______________ 2011 г.
Москва
2009
Содержание:
Введение
Каждый
человек в современном социуме неразрывно
связан с другими людьми, с обществом.
Эти связи, выступая в качестве условий
и обстановки его жизнедеятельности, формируют
его духовный и нравственный мир, его поведение.
Важнейшее место в этом процессе принадлежит
семье – первому коллективу, который дает
человеку представления о жизненных целях
и ценностях, о том, что нужно знать и как
надо или не надо себя вести. В семье юный
гражданин получает первые практические
навыки применения этих представлений
во взаимоотношениях с другими людьми,
усваивает этические нормы, которые регулируют
поведение в различных ситуациях повседневного
общения. Объяснения и поучения родителей,
их пример, весь уклад в доме, семейная
атмосфера, традиции вырабатывают у детей
привычки поведения и критерии оценки
добра и зла, допустимого и порицаемого,
справедливого и несправедливого.
Семья
представляет систему социального
функционирования человека. В идеале она
должна обеспечивать экономическую, социальную,
физическую безопасность своим членам;
проявлять заботу о младших, престарелых
и больных; создать условия для их социализации
и адаптации, объединяя всех чувством
любви, общности.
В
действительности мы видим кризис семьи,
который проявляется в снижении ее педагогического
потенциала, ухудшении качества и содержания
семейного воспитания. Семья должна воздействовать
на процесс социализации детей не только
фактом своего существования, но и благоприятным
морально-психологическим климатом семьи,
что не всегда проявляется в современном
мире.
Концепция
модернизации российского образования
на период до
2010 года подчеркивает исключительную
роль семьи в решении задач воспитания.
Права и обязанности родителей определены
в статьях 38, 43 Конституции Российской
Федерации, главе 12 Семейного кодекса
РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона РФ «Об образовании».
Семьи
бывают совершенно разными. В зависимости
от состава семьи, от отношений в
семье к ее членам и вообще к окружающим
его людям у человека формируется собственное
мировоззрение: формирует свои взгляды,
свое отношение к окружающим. Отношения
в семье влияют также на то, как человек
в дальнейшем будет строить свою карьеру,
по какому пути он пойдет.
Семья
может выступать в качестве как
положительного, так и отрицательного
фактора воспитания; никакой другой
социальный институт не может потенциально
принести столько пользы, а также нанести
столько вреда в воспитании детей, сколько
может сделать семья.
Именно
в семье индивид получает первый
жизненный опыт, делает первые наблюдения
и учится вести себя в различных
ситуациях. Очень важно, чтобы то,
чему родители учат ребенка, подкреплялось
конкретными примерами, чтобы он видел,
что у взрослых теория не расходится с
практикой; в противном случае он начнет
подражать отрицательным примерам родителей,
у которых слова расходятся с делом. Марк
Фабий Квинтилиан, известный римский оратор
и педагог, отмечал важность семейного
воспитания и осуждал родителей за недооценку
периода детства для становления личности
взрослого человека. Он считал, что ребенок
очень восприимчив, и в нем легко укореняется
как все хорошее, так и дурное.
В
связи с особой воспитательной ролью
семьи возникает вопрос о том,
как сделать так, чтобы максимизировать
положительное влияние семьи и минимизировать
отрицательное на поведение развивающейся
личности. Для этого необходимо четко
определить внутрисемейные социально-психологические
факторы, имеющие воспитательное значение.
Проблема
влияния семьи на становление
личности была и остается одной из важнейших
проблем педагогики, социальной психологии
и других наук. В данной работе попытаемся
раскрыть эту тему и выявить, каким образом
и насколько семья влияет на развитие
личности.
Цель
работы: выявление степени влияния семьи
на становление и развитие личности ребёнка.
Объект
работы: семья как социально-психологическая
категория. Предмет
работы: процесс развития личности под
влиянием семьи и семейных отношений.
Степень
разработки: данная тема была рассмотрена
и разработана такими авторами, как Ю.П.
Азаров, Г.М. Миньковский, Р. Кэмпбелл,
М. Земска, А. А. Бодалев, В. Я. Титаренко,
С. Кратохвил, В. Таман,
Л. Беньямин, Э. Арутюнянц, А.С. Спиваковская,
Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкий, Е.А. Личко,
И.С.Кон, Л. Ковар, Е.Т.Соколова, Г.С. Когарян,
А.С. Когарян, М. Мид, Б.Ланин, Ж. Ванье, И.В.
Бестужев-Лада и другие.
Для
реализации поставленной цели были определены
следующие задачи:
- определить
значение понятия «личность» - конкретизировать
и уточнить понятие семьи и ее значения
в становлении личности ребенка - определить
цели семейного воспитания; - проследить
влияние различных типов семейных взаимоотношений
на развитие личности ребёнка; - выявить типичные
ошибки семейного воспитания
Для
решения данных задач необходимо определить
внутрисемейные социально-психологические
факторы, имеющие воспитательное значение,
сказать о традиционных ошибках семейного
воспитания, их последствиях и способах
их исправления.
Основная
часть
Человек,
индивид, индивидуальность,
личность
Прежде
чем начать говорить о влиянии
семьи на воспитание и развитие личности,
необходимо уточнить само понятие «личность».
Начнем с того, что разведем, такие,
казалось бы схожие, на первый взгляд,
понятия как «человек», «индивид», «индивидуальность»,
«личность». В чем различия между этими
понятиями?
«Человек»
– это живое существо, обладающее даром
мышления и речи, способностью создавать
орудия и пользоваться ими в процессе
труда, представляющее собой единство
физического и духовного, природного и
социального, наследственного и приобретенного
(Л.П. Крившенко).
Понятие
«индивид» предполагает лишь принадлежность
к человеческому роду и не включает конкретных
социальных или психологических характеристик.
Человек
как индивид представляет собой
природный организм, предстает в
своих природных, биологических
особенностях, это телесное бытие
человека, являющееся предпосылкой становления
психического. Индивид, по А.Н. Леонтьеву,
– это, прежде всего генотипическое образование.
Понятие «индивид» выражает неделимость,
целостность и особенности конкретного
субъекта, возникающие на ранних ступенях
развития жизни. В понятии индивида содержится
указание на подобие человека всем другим
людям, на его общность с человеческим
родом. Человек как индивид является продуктом
филогенетического и онтогенетического
развития. Природные, телесные свойства
человека составляют предпосылку и условия
развития его внутреннего мира, формирования
специфически человеческих способностей.
Тогда
как понятие «индивидуальность»
обозначает совокупность унаследованных
и выработанных в процессе онтогенеза
физических и психических особенностей,
отличающих данного индивида от всех остальных.
Проявляется индивидуальность в чертах
характера и темперамента, в эмоциональной,
интеллектуальной и волевой сферах, в
интересах, потребностях и способностях
человека. Индивидуальность всегда есть
индивид с комплексом природных свойств,
хотя не всякий индивид является индивидуальностью:
для этого индивиду нужно стать личностью.
Однако
индивидуальность нельзя определить лишь
в качестве неповторимости единичного
феномена – человеческого существования.
В естествознании накопилось много
фактов, доказывающих существование
неповторимости каждого человека даже
на молекулярном уровне. Неповторимость
феноменов обнаружена в рисунке узоров
кожного покрова, в тембре голоса, связанного
с конституциональными особенностями
человека, в треморе разных двигательных
систем, включая двигательный аппарат
глаза, неповторимость частот биоэлектрических
ритмов головного мозга и возможность
опознания человека по электроэнцефалограмме.
На
вопрос, что такое личность, ученые
отвечают по-разному, и в разнообразии
их ответов, а отчасти и в расхождении
мнений на этот счет проявляется многогранность
и сложность самого феномена личности.
Наличие и сосуществования множества
разных определений личности, имеющихся
в литературе, заслуживает того, чтобы
учесть его в поисках глобального определения
личности.
Личностью
принято считать человеческий индивид
как продукт общественного развития, субъект
труда, общения и познания, детерминированный
конкретно-историческими условиями жизни
общества. По мнению выдающегося психолога
А.Н. Леонтьева, личность есть относительно
поздний продукт общественно-исторического
и онтогенетического развития человека.
По
мнению В.А. Петровского личность –
это индивид как субъект социальных
отношений и сознательной деятельности;
система обусловленных жизнью в
обществе отношений, субъектом которых
он является; «идеальная представленность»
индивида в жизнедеятельности других
людей, в том числе и за пределами их наличного
взаимодействия, как результат активно
осуществляемых человеком смысловых преобразований
интеллектуальной и аффективно-потребностной
сфер личности других людей.
Ю.М.
Орлова определяет личность, как психическое
образование, программирующее поведение
человека в соответствии с требованиями
культуры данного сообщества.
В
социологии личность определяется как
системное качество индивида, определяемое
его включенностью в общественные отношения
и проявляющееся в совместной деятельности
и общении; как субъект социальных отношений
и сознательной деятельности (Ю.Г. Волков).
Понятия
«личность» и «индивидуальность» фиксируют
разные стороны, разные измерения духовной
сущности человека.
С.Л. Рубинштейн утверждал, что индивидуальные
свойства личности – это не одно и то же,
что личностные свойства индивида, т.е.
свойства, характеризующие его как личность.
Используя слово «личность», подчеркивают
ее деятельную представленность в глазах
других людей. Говоря об индивидуальности,
имеют в виду качества самостоятельной
самости. «Если личность – «вершина» всей
структуры человеческих свойств, – писал
Б.Г. Ананьев, – то индивидуальность – это
«глубина» личности и субъекта деятельности».
Ю.М. Орлов считает, что «индивидуальность
– это сверхличностное психическое образование,
которое управляет поведением и мышлением
человека в соответствии с высшими ценностями
и снимает противоречие культуры и свободы
человека». [9, с. 111]
Если
личность – это определенность позиции
человека в отношениях с другими,
то индивидуальность – это определение
собственной позиции в жизни,
сама определенность внутри самой своей
жизни
(Г.М. Коджаспирова).
Сопоставляя
понятия «человек», «индивид», «личность»,
«индивидуальность», можно сделать вывод,
что индивидом – рождаются, личностью
– становятся, индивидуальность – отстаивают.
Превращение
индивида в личность, обладающую чертами
социальности и индивидуальности, происходит
не автоматически, а в результате довольно
длительного периода становления, который
требует определенных условий (питания,
ухода, заботы, поддержки, наставничества
и т.д.), и определяются воздействующими
на человека факторами.
Развитие
личности и факторы,
влияющие на него
Неотъемлемыми
свойствами человека являются динамичность
и незавершенность. Эти характеристики
его природы представляют интерес для
различных наук, которые исследуют и закономерности
процесса изменения вида Homo
sapiens в целом, и особенности развития
отдельного человека. В первом случае
пользуются не столько термином «развитие»,
сколько терминами «эволюция» и «филогенез».
Во втором – синонимами «развития» являются
термины «онтогенез», «становление», и
др.
- Страница 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- Следующая »»
Источник
Влияние семьи на развитие личности. Эмоционально-психологические основы семейного воспитания, роль матери и отца. Стили родительского поведения, семейных взаимоотношений. Типы семейного воспитания. Сиблинговая позиция как фактор развития личности.
Подобные документы
Основные стили семейного воспитания: демократический, авторитарный и попустительский. Виды власти, характеризующие отношения между ребенком и взрослыми в семье. Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей. Список семейных правил.
реферат, добавлен 30.09.2013
Особенности возрастного цикла развития личности человека от младенчества до взрослости, его основные стадии: детство, отрочество, юношество и др. Периоды развития личности ребенка, становление основ характера и темперамента. Стили семейного воспитания.
презентация, добавлен 27.05.2015
Психологические особенности подросткового возраста. Уровень притязаний, как сущность личности. Анализ стилей семейного воспитания. Влияние среды на формирования мнения о себе и других у подростка. Взаимодействие степени претензий детей и манер семьи.
курсовая работа, добавлен 28.02.2015
Обоснование необходимости создания у ребенка уверенности в родительской любви. Роль постоянного психологического контакта родителей с ребенком в его воспитании. Способы коммуникации родителей и ребенка. Анализ основных ошибок родительского воспитания.
реферат, добавлен 02.02.2017
Этапы формирования личности, ее становление в концепции Эриксона. Факторы, влияющие на становление личности, взаимоотношения в семье. Тактики воспитания в семье: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество. Влияние неполной семьи на развитие ребенка.
курсовая работа, добавлен 19.10.2009
Проблемы семьи в современных социально-экономических условиях. Механизмы влияния семьи на социализацию и развитие личности ребенка. Проблема семьи как сложного социального явления и социокультурной ценности. Проблемы воспитания и психологические проблемы.
реферат, добавлен 29.05.2020
Характеристика основных видов семейных отношений. Развитие самооценки личности ребенка в семье. Методика анализа семейных взаимоотношений. Эмпирическое исследование межличностных отношений в семье и их влияния на формирование личности и поведения детей.
курсовая работа, добавлен 10.05.2015
Психологические особенности семейных отношений. Стиль семейного воспитания и его влияние на социальную адаптацию и самооценку ребенка. Оптимальная, адекватная родительская позиция. Авторитарный, демократический и попустительский стиль воспитания детей.
статья, добавлен 12.01.2018
Изучение взаимосвязи между выбором стратегии поведения личности в конфликте и типом семейного воспитания. Характеристика современных концепций общения и межличностного взаимодействия. Исследование форм реагирования на конфликтные ситуации у разных людей.
курсовая работа, добавлен 14.05.2013
Изучение конфликтов, возникающих в связи с неправильными стратегиями воспитания. Основы организации сотрудничества школы и семьи. Характеристика основ семейного воспитания. Рассмотрение родительских директив как проявления ошибок в семейном воспитании.
курсовая работа, добавлен 04.11.2013
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Влияние семьи на развитие личности. Эмоционально-психологические основы семейного воспитания, роль матери и отца. Стили родительского поведения, семейных взаимоотношений. Типы семейного воспитания. Сиблинговая позиция как фактор развития личности.
Понятие дошкольного возраста и ключевые понятия в вопросах гендерного воспитания. Роль семьи в формировании развивающейся личности. Важность воспитания качеств мужественности и женственности. Психологические особенности общения с девочкой матери и отца.
статья, добавлен 04.02.2017
Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка младшего школьного возраста. Роль семьи в формировании личности ребенка и его самооценки. Экспериментальное исследование влияния родительского воспитания на самооценку младшего школьника.
дипломная работа, добавлен 17.10.2010
Факторы семейного воспитания. Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны членов семьи. Система детско-родительских отношений. Педагогический потенциал семейных традиций и обычаев в процессе формирования личности дошкольников.
курсовая работа, добавлен 20.03.2014
Анализ влияния ошибок воспитания на развитие детского невроза. Обзор негативных факторов семейного воспитания, способствующих невротизации личности ребенка: эмоционального отвержения ребенка, предъявления ему чрезмерных требований, родительских директив.
реферат, добавлен 18.05.2016
Направления социализации в семье. Основные принципы семейного воспитания, задачи семьи. Факторы, влияющие на формирование и реализацию воспитательного потенциала семьи. Варианты психологического семейного неблагополучия. Типы дисгармоничных семей.
курсовая работа, добавлен 14.04.2015
Анализ важности семьи как института воспитания. Определение внутрисемейных социально-психологических факторов, имеющих воспитательное значение. Изучение принципов общения взрослых и детей. Типы семейных взаимоотношений. Становление самооценки ребенка.
реферат, добавлен 01.05.2014
Психолого-педагогические основы семейного воспитания в современных условиях. Роль семьи в развитии, воспитании, формировании личности школьников. Семья как основа общества, ее проблемы в современных условиях. Исследование психологического климата в семье.
курсовая работа, добавлен 23.07.2015
Основные классификации стилей воспитания и их особенности. Демократический стиль воспитания как наиболее эффективный способ развития психически и психологически здоровой, интеллектуально развитой, коммуникабельной личности. Адаптация ребенка в социуме.
статья, добавлен 25.04.2018
Ценностные ориентации (ЦО) в развитии личности ребёнка. Влияние семейного воспитания на развитие ЦО подростков. Детско-родительские отношения как фактор образующей системы профессиональной самоидентификации подростков. Выбор профессии старшеклассников.
дипломная работа, добавлен 16.06.2017
Проблемы семьи и семейного воспитания в психолого-педагогических исследованиях. Особенности формирования личности детей в семьях с различным микроклиматом. Разработка теоретических основ работы по коррекции эмоционально-волевой сферы младших дошкольников.
дипломная работа, добавлен 26.02.2012
Источник