Роль семьи в развитии личности ребенка беседа

Роль семьи в развитии личности ребенка беседа thumbnail

Индивидуальная консультация для родителей на тему: «Роль семьи в воспитании ребенка»

Харебина Н. С.

Ст. Медведовская

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. 

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. 

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. 

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. 

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. 

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.) 

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. 

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей. 

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. 

Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. 

Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). 

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. 

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения: 

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть. 

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию. 

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему. 

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь) 

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь) 

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее. 

Типы семейных взаимоотношений 

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество. 

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. 

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. 

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. 

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. 

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. 

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 

3 стиля семейного воспитания: 

– демократический 

– авторитарный 

– попустический 

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”. 

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”. 

При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе. 

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. 

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. 

Читайте также:  Консультация музыкальная среда как средство развития креативности ребенка

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. 

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.) 

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. 

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. 

В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. 

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: “А кто еще получил пятерку?”), послушание (“Тебя сегодня не ругали?”) и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни (“В классе из окон не дует?” , “Что вам давали на завтрак?”), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: “Что было сегодня в школе?” рано или поздно приведет к соответствующему ответу: “Ничего особенного”, “Все нормально”. 

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. 

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. 

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. 

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. 

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий. 

Второй вариант –демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не замечают”). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку. 

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы. 

Третий вариант – “уход от реальности”. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития. 

4 способа поддержки конфликтных ситуаций: 

1. Уход от проблемы (чисто деловое общение) 

2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка. 

3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.) 

4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения. 

После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей. 

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: 

1. Принимать активное участие в жизни семьи; 

2. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; 

3. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; 

4. Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; 

5. Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; 

6. Уважать право ребенка на собственное мнение; 

7. Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; 

8. С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Источник

Конспект родительского собрания

«Роль семьи в формировании личности ребёнка»

(на основе этого конспекта я строю консультации и беседы с родителями)

Цель: развитие доверительных и доброжелательных отношений с семьёй; обобщать представления родителей об индивидуальных особенностях своих детей, использовать их в процессе семейного воспитания, формировании личности ребёнка.

Задачи: активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребёнком; организовать работу по просвещению родителей в вопросах воспитания личности ребёнка.

Читайте также:  Ребенок в одиннадцать месяцев развитие

Оформление, оборудование и инвентарь

1.        Оформление выставки детских рисунков   «Моя семья».

2.        Ароматизированная свеча.

3.        Памятки для родителей «Как правильно общаться со своим ребёнком»,                          «О воспитании детей».  

4.         Фитотерапия (чай с травами).

5.        Подборка различных мелодий, CD магнитофон.

6. Аудиозапись с высказываниями детей.

Подготовительный этап

1.        Подготовить выставку литературы для родителей.

2.        Подготовить буклет для родителей.

Ход собрания

Родители собираются в групповой комнате, рассматривают рисунки детей.                                                                  

Звучит спокойная, приятная музыка. Чтение стихотворения:

Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьёз,
Даже если они провинились.
Ничего нет дороже слёз,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног,
Совладать с нею нету мочи,

Ну, а к Вам подойдёт сынок
Или руки протянет дочка,

Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите.
Это счастье – короткий миг.
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти,
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом

С фотографиями из детства,
С грустью вспомните о былом,
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться,
Чтоб им маленьким песню спеть,

Щёчки нежной губами коснуться…
И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство!

– Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас.

– Давайте сегодня поговорим о Ваших детях, о том, какую роль  в их воспитании играет семья. Семья – для ребёнка – это место его рождения, становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребёнок не будет, счастлив, здоров.

– Что такое семья?
(ответы родителей)
Чтение стихотворения «Как появилось слово «семья»?»

Как появилось слово «семья»?
Когда – то о нём не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
«Кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила «я»,
«Кто их воспитает, царица моя?»
И Ева коротко ответила «я»,
«Кто пищу сготовит, о, радость моя?»
И Ева всё так же ответила «я»,
«Кто платье сошьёт? Постирает бельё?
Меня приласкает? Украсит жильё?
Ответь на вопросы, подруга моя!»
«Я», «я»…тихо молвила Ева… «я», «я».
Сказала она знаменитых семь «я».
Вот так на Земле появилась семья!

1.        Упражнение на расслабление «Свеча по кругу»

Давайте после трудового рабочего дня немного расслабимся.

Цель: Создать у родителей прекрасное настроение, желание общаться.

Возьмите свечу скажите «Что для вас главное в вашей семье» – передайте свечу соседу, тот свою очередь другому и так по кругу, это является важным условием при нашей встрече.

Истинно  воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть тесная связь между прошлым, настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только его семья.

                   2.   Притча «О счастье и семье»

Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.

— Папа, можно у тебя кое-что спросить?

— Конечно, что случилось?

— Пап, а сколько ты получаешь?

— Это не твоё дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?

— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?

Ну, вообще-то, 500. А что?

— Пап… — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. Пап, ты можешь занять мне 300?

— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.

Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он

успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да ну их с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.

— Ты не спишь, сынок? — спросил он.

— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.

— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся.

— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.

Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.

— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.

— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок. — Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.

            2. Дискуссия « Моя Семья»         

Лучший способ воспитать ребёнка – сделать его счастливым!

            Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Именно в семье маленький человечек получает свой первый опыт социального взаимодействия.

           На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребёнка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь ребенка включаются такие социальные институты, как детский сад, школа и улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших институтов социализации личности ребёнка.

           С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребёнка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения  особенностей социального  взаимодействия  других членов семьи между собой.

          Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Именно родители являются первыми воспитателями и имеют самое сильное влияние на детей – «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому!».

     Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребёнка, его возрастные особенности и запросы.

     Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

     Помните, ребёнок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить.

     И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.

Вопросы  к родителям:

– Кто является авторитетом для ребёнка в Вашей семье?
– Что для Вас главное в семейном воспитании?
– Кто больше занимается воспитанием ребёнка в Вашей семье?
– Много ли у Вас свободного времени?
– Что Вы хотите от своего ребёнка?
– Что, на Ваш взгляд, ребёнок хочет от Вас?
– Можете ли Вы поставить себя на место ребёнка?
– Принято ли в Вашей семье совместное проведение досуга?
– Как Вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду?
– В какие игры и как часто Вы играете с ребёнком?

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте опыт работы

      4. «Продолжите фразу»

 «Идеальная семья – это…» (высказывания родителей обсуждаются, и из них складывается общий образ понятия «идеальная семья»).

Дорогие родители, именно от Вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок, а детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь Вам найти выход в сложной ситуации. Но необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают Ваши реальные поступки, Ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей!

      Предлагаю Вам в нашей тёплой семейной обстановке попить травяной чай.

       Как хорошо прошло сегодня наше родительское собрание! Предлагаю Вашему вниманию памятку общения со своими детьми. И прошу Вас выполнить с детьми домашнее задание:  создать   родовое генеалогическое древо своей семьи.

      Хотелось бы закончить нашу встречу  стихотворением, ещё раз подтверждающим всё то, о чём шла речь на собрании.

Ребёнок учиться тому

Что видит у себя в дому.

Родители – пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

чтоб не каяться потом.

                         Себастьян  Барт.

                         Литература.1. Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание.-2005.-№4.-с.3-5
2. Винникотт Д. В. Разговор с родителями.-М.: Издательство Класс,2010
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком как.-М.,2010
4. Корчак Я. Как любить ребёнка.-М.: Издательство АСТ, 2015
5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.-М.,2009
6. Млодик И. Книга для неидеальных родителей.-М., 2011
7. Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей.-М.: Издательство ресурс,2012
8. Перельштейн Л. Осторожно, дети! Или пособие для родителей, способных удивляться.-С.-Петербург.: Издательство Эмпатия,2005
9. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания.-М.: Издательство Знание,2009
10. Социология семьи под редакцией А. И. Антонова.-М.,2005

Игра «Закончи предложение».

Если:

  1. Ребенка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).
  2. Ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным).
  3. Ребенок живет в упреках, он учится… (жить с чувством вины).
  4. Ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других).   
  5. Ребенка хвалят, он учится … (быть благородным).
  6. Ребенок растет в честности, он учится … (быть  справедливым).
  7. Ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей).
  8. Ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя).
  9. Ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым).
  10. Живет в понимании и дружбе, он учится … (находить любовь в мире).

Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением, ещё раз подтверждающим всё то, о чём шла речь на собрании.

    Ребёнок учиться тому,

Что видит у себя в дому.

Родители – пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

чтоб не каяться потом. (Себастьян Брант).

В завершении, всем родителям дарятся памятки с правилами по воспитанию детей.

Приложение

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у                 детей.

1. Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость . Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.

2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.

3. Не говорите о чужих людях плохо и не уважительно, если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что очень скоро он станет то же самое о вас.

4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребёнка.

5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В тот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.

6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребёнка. Помните, что поведение-это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого.

Роль семьи в формировании личности ребенка

Цель:

  1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;
  2. Разработка основных правил семейного воспитания.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. Подборка различных мелодий
  2. Тест «Закончи предложения»
  3. Бумажные сердечки с пословицами «объясните значение русской народной пословицы о семье»
  4. Цветок настроения (на лепестках написаны слова вежливости)
  5. Детские ладошки (дети обвели свою руку)
  6.  Памятки для родителей.

Подготовительный этап:

  1. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы и родители могли видеть друг друга
  1. Подготовить памятки для родителей.
  1. Рисуем с детьми ладошки

План собрания:

  1. Профилактика заболеваемости. Прививки – слово медсестре Ивановой Марине Ивановне
  2. «Роль семьи в формировании личности ребенка»
  3. Выбор родительского комитета.

Ход собрания:

3.Звучит спокойная, приятная музыка.

– Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца. – Именно этими словами Сухомлинского, мне бы хотелось начать нашу сегодняшнюю беседу.

– Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о Ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья. Семья – для ребенка – это место его рождения, становления. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребенок не будет счастлив, здоров.

«Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители – пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличие свой дом,

Чтоб не каяться потом.»   (Себастьян Брант.)

Каждое наше слово, действие, и как не странно, бездействие – воспитывает  детей, и поэтому прежде чем что-то сделать надо подумать, а как в дальнейшем это отразится на детях.

Предлагаем вам игру «Закончи предложение»:

Возьмите. Пожалуйста, из подставки по одному цветному карандашу, раскрутите на  нем сверток бумаги, внимательно прочитайте и в свободное место закончите предложение одним или двумя словами, добавляя слова – он учится.

  1. Ребенка постоянно критикуют, он учится …(ненавидеть)
  2. Ребенок живет во вражде, он учится …(быть агрессивным)
  3. Ребенок живет в упреках, он учится …(жить с чувством вины)
  4. Ребенок растет в терпимости, он учится …(понимать других)
  5. Ребенка хвалят, он учится …(быть благодарным)
  6. Ребенок растет в честности, он учится …(быть справедливым)
  7. Ребенок растет в безопасности, он учится …(верить в людей)
  8. Ребенок поддерживает, он учится …(ценить себя)
  9. Ребенка высмеивают, он учится …(быть замкнутым)

Ребенок живет в понимании и дружбе, он учится …(находить любовь в мире)

Мы много времени проводим на работе, кажется, главное накормить, одеть, создать определенные блага. А времени для того, чтобы поговорить с ребенком, услышать о том, что делается в его детской душе, у нас нет. Или делаем на бегу, в торопях.

– Дорогие родители! Отложите все дела в сторону, привлекайте к себе ребенка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым – его нужно 7 раз в течение дня погладить по голове, обнять, одобрить, т.е. через телесное прикосновение подтвердить: «Я тебя люблю».

И поэтому правильное воспитание в семье, как сказано в народной пословице. – «Это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе – это наши слезы».

Пословицы «сердечки»

Цель: развивать социальное мышление, социальную креативность, общительность, знакомить с правилами поведения в обществе.

– А сейчас, я предлагаю вам, уважае?