Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка

Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка thumbnail

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ.

Этнокультурное образование – это образование, направленное на защиту и развитие этнокультурной идентичности дошкольника, приобщение к родному языку и культуре своего народа.

Основная цель этнокультурного образования – это воспитание духовно-нравственной личности, которая знает, уважает и продолжает традиции своей семьи, этноса.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано народом за его историю.

 Жизнь в русле родной культуры очень важна для ребенка – дошкольника, так как в этом возрасте ребенок начинает познавать мир. Интерес к своим народным корням у ребёнка возникнет только тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Поэтому на протяжении многих веков мир семьи являлся сильнейшим фактором формирования личности ребенка.

Цель этнокультурного воспитания в семье – приобретение детьми понимания смысла жизни и выработка жизненной позиции с детских лет. Семья является каналом формирования у детей потребности в своей национальной культуре, в языке, стремления идентифицировать себя со своим народом. Семья воспитывает гражданское отношение к истории родного края, духовно нравственным ценностям своего народа, национальным традициям как части мировой культуры.

Воспитание детей в семье – дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знания в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.  Семья, где основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями, является мощным фактором, влияющим на развитие личности детей и на их последующую судьбу.

Одной из самых эффективных форм воздействия на ребенка в семье были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.

Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка, утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных народных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: « Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Народные Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.

В играх используются «считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.

Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами – возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов.

В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие– и в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.

Также в семье используются перешедшие от взрослых в детский быт разного рода приговорки– обращение к улитке – «лизовище», гадание по полёту «божей коровке», разные приговорки о корове, телёнке, о птицах – журавлях, воробьях, воронах и т.д. Избавлялись от залившейся в уши воды, прыганием с приговором – «вылить воду на дубовую кору». Бросали в подпечек выпавший молочный зуб с просьбой к мышке дать костяной зуб.

Читайте также:  Особенности развития ребенка после кесарева сечения

Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.

Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, Масленица, Крещение, Святочные вечера, Покров, Святая Пасха, Красная горка.

Родители также являются активными участниками педпроцесса по приобщению детей к народным традициям в детском саду.

Цель совместной деятельности педагогов и родителей заключается в объединении детей, родителей, педагогического коллектива детского сада в коллектив единомышленников, который решает следующие задачи:

– повышение общего культурного уровня семьи, формирование и укрепление традиций рода;

– организация встреч с мастерами народных промыслов и интересными людьми ;

– пропаганда здорового образа жизни;

– проведение национальных праздников по народному календарю;

– организация совместных выставок, концертов;

– участие в городских  мероприятиях;

Педагог должен правильно донести до родителей роль этнокультурного воздействия на детей. Сотрудничество детского сада с семьей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

К коллективным формам работы относятся родительские собрания, дни открытых дверей, утренники, выставки поделок и рисунков дошкольников, народные праздники.

Индивидуальные формы работы – консультации и беседы, поручения при подготовке к проведению праздников, открытых занятий, организации развивающей среды, например: оформление казачьего уголка в группе:

  • с помощью родителей изготовлен казачий курень, обшиты куклы, в дальнейшем планируем собрать и пополнить уголок казачьей утварью, оформить семейный альбом, оформить справочник-словарь старинных казачьих слов),
  • совместная с детьми творческая деятельность (разучивание казачьих песен, стихов, поговорок, выражений, игр, чтение казачьих сказок),
  • помощь в организации экскурсий, походов.

Для достижений поставленных целей в этнокультурном воспитании детей каждый  педагог должен:

– уметь создавать условия неформального общения, способствующего проявлению инициативы, активной позиции родителей;

–  уметь влиять на общение, отношения между людьми;

– уметь строить взаимоотношения на основе общения на равных: педагог, родитель, дошкольник;

– формировать интерес к народной культуре, развивать механизм  самообразования родителей;

– развивать у взрослых интерес к совместному проведению времени с ребенком.

Благодаря совместным действиям детского сада и семьи можно добиться хороших результатов в воспитании национального самосознания у воспитанников. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Источник

Библиографическое описание:

Тюкавкина, Н. В. Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста / Н. В. Тюкавкина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2439/ (дата обращения: 08.02.2021).

Современный
период истории России можно охарактеризовать как время смены
ценностных ориентиров. Сегодня, в обществе явно ощущается недостаток
сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил
жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного конструктивного
социального поведения.

Новая российская школа
должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную
модернизацию российского общества [3, с.5].

Начальная школа, как основа
образования, так же претерпевает значительные изменения, в том числе
и в организации воспитательного процесса. Поэтому встает вопрос о
необходимости пересмотра существующих форм и методов воспитания и
возможно их качественное преобразование. Стоит четко определить, что
начальная ступень образования – это фундамент сохранения
национальной культуры и важное условие социализации личности.

Исходя из факта
полиэтничности и наличия разнообразия культур России,
учебно-воспитательный процесс в современной школе, в том числе и на
начальной ступени, должен учитывать этнокультурное многообразие и
осуществляться в форме диалога культур.

Таким образом, на первый
план выходит проблема этнокультурной социализации личности ребенка.

Этнокультурная социализация
включает в себя этническую и культурную социализацию. Два этих
феномена социализации неразрывно связаны между собой.

Культурная социализация –
это двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения
индивидом в течение всей его жизни через посредство социализационных
институтов культурных ценностей, реалий и идеалов культуры, выработки
культурных потребностей и интересов, установок, жизненных ориентаций,
этнокультурной самоидентификации, организации досуга, художественных
предпочтений – в итоге: формирования культурных картин мира, –
позволяющий индивиду функционировать в пространстве культуры данного
общества [5, с. 185].

Читайте также:  Развитие ребенка задания на логику презентации

Этническая
социализация (этнизация) – это процесс
усвоения индивидом духовных ценностей того этноса, к которому он
принадлежит [5, с. 188].

Поэтому принцип сочетания
последовательного изучения культур: от освоения культуры родного
народа (этническая социализация) к приобщению к культуре ближайшего
окружения, а затем к ознакомлению с мировой культурой (культурная
социализация), должен стать определяющим в организации
педагогического процесса [6, с. 2].

С этой целью необходимо
определить особенности и этапы становления этнической идентичности,
составляющую основу этнической и являющуюся компонентом культурной
социализации.

Жан Пиаже
выделяет три этапа в формировании этнической идентичности:

1) 6-7 лет. В этом возрасте
ребенок приобретает первые – фрагментарные и несистематичные
знания о своей этнической принадлежности. Наиболее значимыми для него
являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна
или этническая группа;

2) в 8-9 лет ребенок уже
четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает
основания идентификации – этническая принадлежность родителей,
место проживания, родной язык;

3) в младшем
подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется
в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок
отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой
культуры.

Этнопсихологи утверждают,
что последовательность становления этнической идентичности
обусловлена постепенным процессом социализации, постепенным
повышением способности к рефлексивному восприятию мира вокруг себя.
Таким образом, осознанное включение себя в состав той или иной
этнической группы становится возможным в условиях получения новой
информации от окружающего мира. Постепенно повышается способность
ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические
признаки. Он включает в их комплекс все новые элементы –
общность предков, общность исторической судьбы, религию.

Анализ
психолого-педагогической литературы позволяет выделить три стадии в
становлении этнической идентичности младшего школьника:

1. Самоопределение, то есть
выделение себя как члена этнической группы.

2. Включение в свою
«Я-концепцию» общих характеристик этнической группы и
усвоение характерных для этнической группы ценностей и норм.

3. Усвоенные ценности и
нормы этнической группы становятся внутренними регуляторами
социального поведения личности младшего
школьника.

Первой социальной группой,
принадлежность к которой осознает младший школьник, является семья.
Этническая метка, получаемая детьми на начальных стадиях формирования
их представлений о себе от ближайшего социального окружения и
включенная ими в свою «Я-концепцию», пока еще никак не
соотносится с ценностями, нормами, традициями и культурой данного
этноса.

На второй стадии
становления этнической идентичности личности младшего школьника
наблюдается освоение ценностей и норм этнической общности, которые в
дальнейшем определяют его поступки и линию поведения. На этой стадии
«важнейшую роль играет социокультурный контекст. В ней
необходимо выделить аспект преемственности, означающий, что через
восприятие норм и ценностей, воспроизводимых в историческом прошлом и
этнической реалии настоящего, происходит положительная идентификация
с этнической группой» [2, с.46].

Овладение
компонентами этнической культуры младшим школьником достигает полноты
в том случае, когда знания, убеждения и взгляды ребенка находят
воплощение в соответствующих его поступках и поведении, отвечающих
этнокультурным нормам, то есть традициям, обычаям своего народа. В
этом случае усвоенные детьми младшего школьного возраста ценности и
нормы этнической группы становятся внутренними регуляторами их
социального поведения, что является показателем третьей стадии
становления этнической идентичности личности младшего школьника.

Психологи считают, что
младший школьный возраст – это «возраст впитывания,
повышенной восприимчивости и внимательности, игрового отношения к
действительности» [4, с.39]. Исходя из этого, мы считаем
младший школьный возраст важнейшим этапом в развитии этнокультурной
социализации.

Процесс социализации
ребенка, когда происходит усвоение отношений и ном, принятых старшими
поколениями, во многом обуславливается именно семейными традициями и
обычаями, как регуляторами его поведения [1, с.106]. Именно семья
является первоосновой, жизненно необходимой социальной средой,
определяющей пути развития личности в целом.

Чтобы каждый ребенок мог
приобщиться к культурному наследию своего народа, познать его
жизненную философию, необходимо в условиях семьи обеспечить получение
полноценной информации о себе, как члене определенной этнической
общности, помочь каждой семье привить детям любовь к национальной
культуре, искусству и мастерству своих предков, последовательно
воспитывать в детях чувство личной ответственности за сохранение и
развитие родного языка, обычаев и традиций народа.

Читайте также:  Возрастные этапы и периодизация психического развития ребенка

Таким образом, основным
направлением деятельности педагога в развитии этнокультурной
социализации становиться установление сотрудничающего взаимодействия
с семьей.

На основе анализа
психолого-педагогической литературы, а так же исследовании
педагогического опыта по проблеме, нами была разработана система
работы с семьей, направленная на развитие этнокультурной социализации
младших школьников.

Целью работы стало
вовлечение семьи в воспитательный процесс класса. В рамках данной
работы родителями совместно с детьми реализуются
информационно-творческие проекты, проводятся совместные классные часы
и мастер-классы по традиционным ремеслам, а так же совместные
народные праздники, организуются выставки, презентации проектов.
Примерное планирование работы, направленной на развитие
этнокультурной социализации представлено в таблице 1.

Таблица 1

Фрагмент системы работы,
направленной на развитие этнокультурной социализации

2
класс

№п/п

Мероприятие

Сроки
проведения

Цель

Содержание

1

Диагностика
содержательных характеристик идентичности личности. Диагностика
самооценки личности.

Сентябрь

Выявление
сформированности Я-концепции и самоотношения

Модификация
методики М. Куна «Кто Я?»

Методика
Дембо-Рубинштейн.

2

Родительское
собрание – круглый стол «Семья – основа российского
общества»

Сентябрь
– октябрь

-Определить
значимость участия семьи в жизни классного коллектива, школы,
общества.

-Привлечь родителей к
проблеме семейного воспитания, воспитанию семейных ценностей.

Основные
цели и направления духовно-нравственного воспитания в
общеобразовательной школе. О значении семейного воспитания в
социализации ребенка. Анкетирование «Воспитание ребенка в
нашей семье». Планирование сотрудничества семьи и классного
коллектива, школы.

3

Подготовка
и защита на классном мероприятии детьми в сотрудничестве с
родителями творческих проектов «Моя родословная»

Ноябрь
– декабрь

-Формирование
духовного единства семьи.

-Воспитание ценностного
отношения к семье.

Изучение
информации о своей семье, семейных традициях и культуре, о роли
предков в развитии своего народа. Презентация герба семьи.

4

Классный
час «Новый год шагает по планете»

Декабрь

-Обобщить
имеющиеся знания детей о традициях встречи нового года своего
народа и разных стран.

История
праздника. Представления народов Якутии о начале года (Ысаах).
Встреча Нового года и Рождества в России и других странах.

5

Родительское
собрание – конференция «Мы – представители своего народа».

Февраль

-Привлечь
родителей к проблеме межэтнического общения и определить условия
воспитания толерантной личности.

Мини-лекция
«Толерантность – основа бесконфликтного
взаимодействия»Вопросник для измерения толерантности (В.С.
Магун, М.С. Жамкочьян).

Планирование
классного мероприятия «Я – представитель своего народа».

6

Подготовка
детьми в сотрудничестве с родителями информационно-творческого
проекта «Я – представитель своего народа».

Март –
апрель

-Организовать
исследовательскую деятельность детей совместно с родителями,
направленную на изучение культуры, быта и традиций своего народа.

Выставка
проектов.

6

Постановка
народной сказки на выбор учащихся.

Апрель

-Организовать
групповое сотрудничество детей с целью изучения народного
фольклора.

Родительский
классный час. Показ мини-спектакля.

7

Организация
выставки репродукций картин о весне художников разных народов и
прослушивание музыкальных произведений.

Май

-Познакомить
детей с выдающимися художниками, музыкантами своего народа.

Организация
выставки. Проведение родителями классного часа «Выдающиеся
представители нашего народа»

8

Итоговая
диагностика содержательных характеристик и самооценки младших
школьников. Анализ проведенной работы.

Май

Выявление
сформированности «Я-концепции» и самоотношения

Модификация
методики М. Куна «Кто Я?»

Методика
Дембо-Рубинштейн.

Таким
образом, нами определено, что базой для развития этнокультурной
социализации является семья. Именно в семье ребенку необходимо
создать условия для получения полноценной информации о себе как о
представителе своего народа, носителе национальной культуры.

Младший школьный возраст
является основой этнокультурной социализации, т.к. в этот период
заканчивается формирование этнической идентичности и активно
развивается «Я – концепция» на основе представлений
о себе как о члене общества и представителе своего народа.

Основное направление
деятельности педагога с целью развития этнокультурной социализации
является установление тесного сотрудничества с семьей.

Актуальными формами работы
с семьей являются: совместные исследовательские проекты, совместные
творческие проекты, организация мастер-классов, организация выставок,
совместная презентация проектов.

Литература:

  1. Анохин А. М.
    Этносоциальная педагогика: феноменология адаптации и дезадаптации
    личности в межэтническом пространстве. Казань, 2003.

  2. Галкина
    Е.М. Этническая идентичность подростков их национально-смешанных
    семей. Дис. канд. псих. наук. – М., 1993.

  3. Данилюк А.Я., Кондаков
    А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и
    воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.

  4. Лейтес
    Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Просвещение, 1971.

  5. Тесленко А.Н. Педагогика и
    психология социализации личности : учебное пособие. Астана: ЕАГИ,
    2011.

  6. Федорова С.Н.
    Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогической
    сопровождение : учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2011.

Источник