Роль семьи в развитии игровой деятельности ребенка

“Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. ”  

                        Лев Николаевич  Толстой

Идеалом воспитания является разностороннее воспитание детей, которое осуществляется как в семье, так и в общественных образовательных учреждениях. Но каждый из этих социальных институтов обладает определенными преимуществами в воспитании у детей тех или иных свойств, качеств личности, формировании способов поведения и деятельности. Семья, будучи первой воспитательной средой в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Исследования свидетельствуют, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре в самом широком понимании этого слова.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память , воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игровая деятельность – одно из самых удивительных и еще не понятных до конца явлений в развитии живых существ. Игра неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. Мало того, игра присуща не только человеку – играет и животный детеныш. Следовательно, этот факт должен иметь какой-то биологический смысл: игра для чего-то нужна, имеет какое-то специально биологическое назначение, иначе она не могла бы существовать, получить такое широкое распространение. В науке было предложено несколько теорий игры, пытавших разгадать эту мысль. Одна из них сводила игру к разряду накопившейся энергии в молодом существе, которая не находит себе выхода и употребления на естественные надобности. Эта теория видит в игре не случайную прихоть, забаву, но важную жизненную необходимость.  Игра считается специфически детской деятельностью. Для растущего ребенка она является наиболее «плодородной почвой» для благополучного и своевременного «прорастания» как его личностных качеств, так и опыта социальной компетентности в общении с окружающими  людьми.

Играя, ребенок удовлетворяет важную потребность быть похожим на взрослого, свободно выражать свои желания, воплощать фантазии, которые в рамках обыденных, повседневных отношений с родителями не всегда ему позволяются. Иными словами, вместе с удовольствием, которое ребенок получает в игре, к нему приходит ощущение эмоционального насыщения и комфорта, внутренней уверенности и чувства безопасности, в которых заключен мощный импульс детского развития.

Но если сами взрослые не показывают малышу игровые способы овладения связями и отношениями взрослого мира, он чаще всего остается на уровне зависимости от этого мира и не готов успешно решать жизненные ситуации. Вот почему так важно повышать компетентность родителей во взглядах на игру, ее роль в развитии ребенка, помогать осознать, что игра и игровое общение с малышом в семье — это забота о его развитии, эмоциональном и психологическом здоровье.

     Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

 Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру.

Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой. В семье малыш имеет возможность включиться в трудовую деятельность взрослых. Например, двухлетний ребенок лепит с мамой, бабушкой пирожки; папе он может подержать молоток и т. п. В процессе совместного домашнего труда между родителями и детьми возникают отношения сотрудничества,доверия, взаимопонимания. Но для малыша труд является еще игрой.

    В каждой семье родители пытаются создать условия для игровой деятельности. Игру чаще всего используют с целью занять ребенка, отвлечь его от шалостей, капризов, непослушания. Порой игра замещается длительным, беспорядочным, без учета возраста ребенка, чтением детских книг, преждевременным обучением грамоте, просмотром телепередач.

 Родителям понятна бывает необходимость объяснить ребенку, особенно младшего дошкольного возраста, некоторые процессы бытовой деятельности (подготовка к еде, сну и т. п.), в то время как игра не осознается ими в должной мере.Не всегда представляют родители и правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Игрушки хранятся в беспорядке в ящиках, коробках,тумбочках. Не пересматривается в зависимости от возраста состав игрушек.

     Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно больше игрушек, и притом сложных и дорогих. Этим они думают доставить больше удовольствия детям и способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов.

Одним из недостатков семейного воспитания является стремление родителей покупать игрушки детям в зависимости от того, кто у них сын или дочь. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, двигательные игрушки и конструктор. Детям следует приобретать игрушки разных видов: сюжетно-образные, двигательные, строительные наборы, дидактические, игрушки-забавы, полу готовые игрушки, которые можно доделать самому ребенку.

От взрослых зависит, как ребенок обращается с сюжетно-образными игрушками; являются ли они партнерами в его играх или малыш остается к ним равнодушен.

Читайте также:  Развитие ребенка в три месяца девочка

Интерес к познанию неизвестного, развитые мышление и речь, творческий подход к окружающему – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их и надо развивать в ребенке в первую очередь.

Всего этого трудно (а может быть, даже невозможно) достичь скучными и утомительными для ребенка «домашними уроками». Куда лучше организовать игры-занятия, которые ребенка увлекут, будут для него интересными. Они могут быть достаточно сложными и длительными – но все-таки «дошкольными».

Задания этого раздела весьма серьезны по своему содержанию, но они даны в форме дидактических игр. Они направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения ребенка. Акцент сделан на обучение планированию и последовательному проведению намеченного плана в жизнь, на формирование целенаправленного поведения. В развитии мышления старшего дошкольника все большую роль начинает играть речь. Поэтому среди игр, адресованных этому возрасту, много чисто словесных. Некоторые из них специально направлены на развитие логического мышления, которое интенсивно формируется к концу дошкольного детства.

Необходимо давать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу,быть активным и самостоятельным. Нельзя забывать, что ребенок сможет большего добиться в жизни, а его обучение в школе будет успешнее, если родителям удастся создать у него уверенность в себе, в своих силах. А для этого главное

  • отмечать его достижения и не «нажимать» на недостатки;
  •  хвалить за успехи и не ругать за ошибки.

Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить арифметические действия. Малыш может прекрасно знать , что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т. п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре дошкольник наиболее самостоятелен: сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее воспитательное значение. Насильственное вмешательство в нее взрослого лишает малыша и радости от игры, и интереса к ней, гасит его фантазию. Но это не значит, что родители должны полностью устраниться, отказаться от возможности через игру влиять на ребенка. Непосредственное участие взрослых в играх младших дошкольников даже необходимо, так как они не умеют еще использовать игрушки, играть вместе с другими детьми. Так что в этом случае нужен показ игровых действий, помощь в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками в пока еще примитивных играх: посоветовать поделиться или поменяться игрушками и т. п.    Желательно участие взрослых в подвижных играх малышей (салочки, прятки и др.), так как организаторские возможности младших дошкольников незначительны.

Игры детей среднего и старшего дошкольного возраста уже не требуют участия взрослых, но нельзя совсем не обращать внимания на то, во что и как играют дети.

Как относиться к играм детей, в которых они отображают негативные явления окружающей жизни, например играм в «войну», в «пьяных», в «милиционеров и жуликов» и т. п.? Дело тут не в детской испорченности, как иногда думают взрослые, а в том, что игры с подобными сюжетами позволяют ребенку бегать, проявлять ловкость, смелость, переживать острое чувство опасности. Так же дошкольники любят слушать «страшные» истории, именно потому, что, сопереживая, они испытывают те сильные чувства, которые в обыденной жизни им испытывать не приходиться. Следовательно, нужно переключать детей на игры, которые дали бы им возможность проявить смелость, ловкость, находчивость, пережить радость победы. Это прежде всего игры соревновательного характера.

Такими являются большинство народных подвижных игр. Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость. 

Большие трудности испытывают семьи, имеющие двух младших дошкольников, если разница в их возрасте от года до трех лет. Младший не имеет игровых навыков, старший не владеет умением вовлекать в игру. Младший забирает игрушки, иногда ломает их, разрушает игры брата (сестры). Это вызывает негодование старшего ребенка, провоцирует ссоры между детьми. В этом случае бесполезно взывать к разуму старшего и порицать младшего. Выход из такого положения – самим играть с детьми.

Положительные отношения складываются между однополыми детьми, имеющими разницу в возрасте четыре-пять лет. При этом сохраняется общность интересов, старшие передают младшим опыт игровых отношений, учат правилам игры.

Психолого-педагогические исследования показывают, игры младшего дошкольника со старшим становятся содержательными и разнообразными, если старшей оказывается сестра шести-восьми лет. Она выступает в роли мамы, принимает брата (сестру) в различные игры.

 Однако на характер игры большое влияние оказывают отношения, сложившиеся между детьми в повседневной жизни. Если в семьях родители поддерживают малыша, то он захватывает себе лучшие игрушки, жалуется на старшего ребенка. Все это не способствует общим детским играм.

Бывает и иначе, когда старший ребенок не хочет играть с младшим, не уступает ему ни в чем, в играх оставляет для него самые непривлекательные роли. Скорректировать эти отношения может только участие родителей в играх детей.

              Рекомендации  воспитателя родителям:

     1. Современные исследования показали, что оперирование предметами-заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно “приготовить” кукле “яичницу”, палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.

            2 .Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, пре рвать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: “Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать”, или напомните “водителю”, что машины едут в гараж.
        3. Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он; посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

Читайте также:  Развивающие игры для развития памяти и внимания для 3 летнего ребенка

  Родителям надо запомнить, что если ребенок не научился играть, если его не привлекают игрушки, если он не может создать сюжетно-ролевую игру, привлечь к ней своих друзей, у такого малыша не будет успехов и в «серьезной» деятельности. Как это ни удивительно на первый взгляд, но именно в игре, где, как ошибочно полагают взрослые, ребенку предоставляется полная свобода, малыши приобретают способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю за своими действиями, к целенаправленному, произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Игра способствует развитию подлинно творческого воображения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата.

     Игра – это серьезно для самого ребенка, это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность, иногда лукавство, иногда удивительная серьезность. Для ребенка игра не всегда милая забава, часто – это труд, преодоление себя. Игра – это целый мир… И руководство детской игрой – серьезная проблема для взрослых. Пожалуй, именно здесь от родителей требуется наибольшее внимание, терпение, такт, умение наблюдать, постоянно и беспристрастно вглядываться в своего ребенка, и конечно же умение любить.

    Родители сами могут прийти к выводу, что не следует жалеть времени на игру. Отношение родителей к игре своих детей должно быть проникнуто сознанием глубокой ценности игровой деятельности – как орудия самовоспитания ребенка.

     Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

     Необходимо помнить,что мы тоже были детьми!

          Список использованной литературы.

  • https://doshvozrast.ru/rabrod/rodsodranie07.htm
  • https://www.detsad.com/publications/publication_05
  • https://nashaucheba.ru

  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2004;
  5.  Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье.                                                                                6.    Л.А. Абрамян,Т.В. Антонова –  Игра дошкольника.

Источник

Наталья Шамшурина
Роль семьи в формировании игровой деятельности детей раннего возраста

«Изучение физики – детская игра по сравнению с изучением игры»

А. Эйнштейн

Что такое детская игра, объяснять никому не нужно. А вот чем она важна?Наиболее начитанные в области педагогики и психологии родители скажут: «Это ведущая деятельность, в ней ребенок развивается». Слова правильные и хорошие.Но если тем же родителям предложить на выбор: отвести ребенка на развивающее занятие или в игровую комнату поиграть, как вы думаете, какой выбор будет сделан? А почему? Д а потому что эффект от развивающих игр очевидный, а что там развивает игра?.

Зачем нужна игра и чем она важна? Ребенку хочется быть таким же, как взрослый, участвовать вместе с ним в разных делах, но часто это невозможно, поскольку разрыв между тем, что ребенок хочет, и тем, что он реально может, крайне велик. Решение этой проблемы происходит в игре, где ребенок может стать кем угодно, попробовать себя в любой роли, в любой ситуации.

В игре ребенок не просто отображает и копирует то, что видит вокруг. Он по-своему проживает «взрослую жизнь», ориентируясь в смыслах человеческих взаимоотношений. Для взрослых характерны фразы «Ты войди в мое положение!», «Ты поставь себя на мое место!».Вот именно это и делает ребенок в своей игре: он входит в положение доктора, воспитателя, путешественника ….

Но не только взрослую жизнь осваивает ребенок при помощи игры. В процессе игры ребенок учится устанавливать контакт и строить взаимоотношения со сверстником. И вот эта «школа» во много раз важнее всех будущих школ, потому что человек всегда живет в мире людей, и для него крайне важно умение сотрудничать, договариваться, «услышать другого», где-то поступаться своими амбициями ради общего дела, где-то настоять на своем. Все эти умения начинают формироваться и оттачиваться в тот момент, когда дети затевают общее дело – игру. И здесь главное – суметь сделать так, чтобы игра могла продолжаться и была интересной и увлекательной для всех!

Игра формирует коммуникативные навыки, умение договариваться. Игра считается самой свободной и необязательной деятельностью. Интересный парадокс игры в том, что именно в игре ребенок учится подчиняться правилам. По словам психолога Л. И. Божович, игра является тем механизмом,который переводит требования взрослого в потребности самого ребенка: «я действую так, как я должен, потому что хочу этого». А это означает, что без полноценной игры у ребенка не сформируется такое важное качество, как произвольность его деятельности.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был самым умным,и начинают проводить над ребенком эксперименты: танцы, «художка», английский и т. д., Но не многие родители знают, что игра – это тот кирпич в фундамент ума (а может и гениальности, без которого не построить здание полностью. И начинается эта стройка в раннем возрасте. А. В. Запорожец подчеркивал, что особое значение игры заключается в формировании у ребенка на основе внешней игровой деятельности умственного плана. Т. е. ребенок смотрит и делает. Без такой основы невозможно дальнейшее постороение общего здания человеческого мышления.

Вот пример, с чем придется столкнуться ребенку, родителям и учителям, если игровой опыт будет сокращен, если ребенок «не доиграет».

Известный исследователь детской игры Е. В. Зворыгина рассказывала, что когда она начала учить детей блокадного Ленинграда алгебре, чье дошкольное детство прошло в блокаде, и было не игр, эти дети не понимали смысл буквенных обозначений. От конкретных цифр перейти к заменяющим их знакам они не могли. Не могли представить что-то, вообразить, заменить одно другим. Этому мешали те самые «провалы в фундаменте интеллекта», которые образовались потому, что сюжетная игра была изъята из жизни этих детей.

Но в то время было не до игры – главное выжить. Сейчас же, многие родители, считают игру пустой тратой времени, относятся к детской игре пренебрежительно, выдвигая на первое место подготовку к школе. Но, как правило, такой ребенок оказывается к школе не готов, причем не только в плане сформированности учебного мотива, но и в отношении умственного, познавательного развития.

Читайте также:  Приведите примеры опережающего развития ориентировки в формировании поведения ребенка

Отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что «игра есть основной путь культурного развития ребенка, и в частности развития его знаковой деятельности». Отрыв значения от предмета происходит именно в игре, когда появляется волшебное «как будто»: «Это у нас как будто еда, а это как будто ложка». То есть ребенок учится действовать не с самим предметом, а со значением. Получается, что во время игры формируются математические навыки. Не дав доиграть ребенку, он может иметь серьезные проблемы с математикой, и в целом с учебой. Но учеба будет не просто затруднена, а бессмысленна для самого ребенка, если у него не сформирован учебный мотив. Не доигравший ребенок будет продолжать играть в начальной школе, а может и до средней. Каждый возрастной период развития ребенка должен получить свою «порцию» игры.

Что дает игра для умственного развития ребенка: «игра не является «способом» получения новых знаний, она, скорее, служит механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обогащения опыта ребенка». В игре ребенок применяет знания, т. е. происходит апробация знания и утверждение его для себя.

Также в игре формируются такие важные свойства как – активность и инициативность. Для поддержания интересной игры ребенку нужно прилагать всю свою фантазию, учится находить выход из любой ситуации.

Игра во многом определяет социальное развитие ребенка, имеет огромное значение для его всестороннего развития.

Какие игры особенно нужны ребенку? Для развития ребенка важны те игры,которые идут от его собственной инициативы: игры, сюжет которых он придумывает сам – сюжетно-ролевые или режиссерские. Именно в них в наибольшей степени происходит общее развитие ребенка. К старшему дошкольному возрасту добавляются разнообразные игры с правилами. В любом возрасте не следует игнорировать и такие виды игр, как досуговые, подвижные, игры-эксперименты, разнообразные народные игры.

Какая игра является хорошей: если сюжет игры соответствует культурным, социальным, нравственным и прочим нормам, т. е. «правильный», – значит, такая игра может быть признана «хорошей; если сюжет агрессивный, асоциальный, сексуально окрашенный и т. п. – то такая игра требует коррекционного вмешательства. Хорошая детская игра – это эмоционально насыщенное действо, в которое ребенок погружен полностью. Игра – это зеркало, которое отражает внутренний мир вашего ребенка. И если вы заметили, что в игре что-то идет не так, то исправлять нужно жизнь ребенка, тогда изменится его игра.

Должен ли взрослый помогать ребенку? Сначала (на втором-третьем годах жизни) именно это он и должен делать. Постепенно ребенок сам начнет придумывать сюжеты для своих игр. Задачей взрослого будет только снабжение информацией для игр: чтение хороших книг, показ соответствующих детских фильмов и мультфильмов.Но очень часто родители поступают иначе: накупят игрушек и говорят – играй. А как? Некоторые родители покажут 1-2 игровых действия. И все.А потом жалуются: совсем ребенок не играет… Обогащение знаний детей – это один из наиболее важных компонентов, при отсутствии которого ребенок все равно не будет играть, какая бы богатая предметная среда ни была предложена ему для деятельности. Игру определяет не то, какая игрушка попала ребенку в руки, а его знания и представления об этом мире. Поэтому, если мы хотим, чтобы дети играли, мы должны подумать, а с ЧЕМ они будут играть.

Какие же игрушки нужны детям? Для малышей нужны образные игрушки, множество атрибутики, для старшего дошкольного возраста развивающей будет обобщенная среда. Что это значит? Например, кусты могут стать домиком, кораблем, пещерой разбойников, палочки, камушки, веточки – могут стать чем угодно. В норме игра старшего дошкольника должна отталкиваться от идеи, а не от игрушки. А необходимые предметы заменят мягкие модули и предметы- заместители. Особенно хорошо, когда ребенок сам мастерит себе игрушки для игр. Это формирует у ребенка творческий подход созидательной деятельности.

Обогащение игрового опыта детей больше относится к детям раннего возраста – научить играть, показать, как можно принимать, решать и самостоятельно ставить игровые задачи, какими способами это делать т. д. Взрослый должен уметь включится в игру, и здесь важна собственная игровая позиция и умение неформально, на правах партнера, общаться с детьми.

Вмешательство взрослого в игру детей любого возраста, необходимо каждый раз, как только самостоятельная детская игра начинает «стопориться». Помочь продолжить сюжетную линию, новый сюжетный поворот.

Как долго ребенку нужно играть? Как только ребенок идет в школу, многие родители резко меняют отношение к игре – никаких игр, пока все не сделаешь, ты уже не маленький и т. п. Но запрещать играть младшему школьнику, значит губить и учебную мотивацию тоже. Игра еще долгое время игра остается очень важной формой постижения мира для ребенка, многие вещи он усваивает не столько уча, зазубривания, сколько проигрывая их.

Пожелания и советы родителям

Прежде всего,родителям необходимо предоставить ребенку максимально благоприятные условия для игры: постоянно снабжать ребенка достаточным количеством интересной информации, предусмотреть обязательное время для игр, обеспечить соответствующими возрасту игрушками, поделочным и бросовым материалом, а главное – самому быть готовым включиться в игру по просьбе ребенка, поддержать и помочь.

Не следует сразу направлять игру в «нужное» русло, исправлять деятельность ребенка – постарайтесь сначала понять, что же у него происходит. Возможно, здесь как раз и развивается захватывающий сюжет.

Также не стоит увлекаться и игровыми занятиями: и учится, и играет. Относиться к этому надо критически. Во-первых, посмотрите содержание таких «игр». Вам самим хочется поиграть в это? Интересно? Если да, то замечательно. А если вы видите, что эта игра сильно смахивает на обычное задание, если во время игры ребенок теряет интерес, его все время надо подталкивать и понукать – то ничего игрового в этих заданиях нет. На фоне постоянных игровых занятий настоящей игре не останется места. Детская сюжетная самостоятельная игра ценна сама по себе, вне зависимости от тех «развивающих» задач, которые пытается туда засунуть взрослый. Более того – эти вкрапления могут иногда убить настоящую игру, сделать ее неинтересной для ребенка. Поэтому призыв «Дайте детям наиграться» – это призыв не к освобождению, отдыху детей, а призыв к нормальному, соответствующему их возрасту развитию.

Источник