Роль семьи в психическом развитии ребенка курсовая

Роль семьи в психическом развитии ребенка курсовая thumbnail

«Роль семьи в психическом развитии ребенка»

Сегодня все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. Психологический климат в семье на здоровье ребенка влияние оказывает самое непосредственное. Вне сомнений, что именно от родителей зависит, какими будут их дети: станут ли они уверенными в себе, оценивающими свои поступки адекватно, взрослыми людьми, или всю жизнь будут бороться с комплексами, полученными в детстве. 

Нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Но…если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

Самые страшные последствия  неблагополучной семейной атмосферы    появляются в нарушениях психо-эмоциональной сферы ребенка, что может привести к детской преступности и даже самоубийствам. У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Отношения  между  мужем  и  женой  имеют  громадное  влияние  на развитие  личности  ребенка. Конфликтная,  напряженная  обстановка  делает  ребенка  нервным,  плаксивым,  непослушным,  агрессивным.  Трения  между  супругами,  как правило,  травмирующее влияют  на  ребенка.

Опыт отношений

Во всяком случае, ребенок в семье получает опыт отношений. Он не живет в изоляции, а с самого раннего детства имеет возможность наблюдать за тем, как взрослые взаимодействуют с окружающими людьми, и пытается перенимать этот опыт. Он закладывается автоматически, без каких-либо усилий. Незаметно для себя самого маленький человек открывает для себя целый мир чувств и настроений, которые царят в обществе. Стремление подражать взрослым продиктовано естественным желанием быть похожим на них. Обычно мальчик внимательно следит за поведением собственного отца и старается его копировать. Девочка же неосознанно воспроизводит поведение матери. Такое поведение совершенно естественно и говорит о нормальном развитии.

Конечно, взрослые тоже совершают ошибки. Порой они не замечают того, что дети усваивают и негативные уроки. Влияние семейных отношений на воспитание дошкольника особенно велико. Развитие личности невозможно без живого показательного примера. Ребенок замечает даже самые малейшие детали отношений родителей, хотя в большинстве случаев не проговаривает их вслух. Отцу и матери необходимо быть предельно внимательными для того, чтобы не подать дурного примера. Очень часто родители допускают такие ошибки, за которые им впоследствии бывает стыдно. Опыт отношений закладывается в детстве и остается с человеком на всю жизнь. Влияние родителей на формирование семейных ценностей огромно. Как правило, человек во взрослом возрасте неосознанно копирует поведение родителей, их манеру общения и т.д.

Саморазвитие

Формирование личности ребенка в семье – задача непростая. Порой нужно приложить немало усилий и терпения для того, чтобы достичь какого-то определенного результата. Семья как социальный институт формирования личности имеет большое значение. Только в семье человек может воспитать в себе навыки, необходимые для дальнейшей жизни. Приобретая навыки саморазвития, ребенок развивается полноценно, не углубляясь в сильные переживания и самообвинение. Если родители занимаются духовной практикой или просто работают над собой иным способом, то у сына или дочери появляются хорошие шансы к тому, чтобы стать в жизни действительно успешным человеком. Развитие личности всегда происходит постепенно, под влиянием множества факторов.

Преодоление трудностей

Роль семьи в развитии личности ребенка чрезвычайно ценна. Умение преодолевать значимые препятствия очень важно для того, чтобы чувствовать себя комфортно. Чем больше человек работает над собой в этом направлении, тем проще ему становится побороть сопутствующие страхи, сомнения и неуверенность. Преодолевая трудности и препятствия, которые встречаются на пути, человек обязательно становится сильнее. Он находит в себе дополнительные ресурсы для достижения. Чтобы научиться справляться с трудностями, необходимо взрастить в себе необходимые навыки. Кому-то становится проще заручиться поддержкой близких людей, нежели действовать самостоятельно. Однако формирование сильной личности происходит тогда, когда человеку приходится преодолевать множество препятствий. Когда некуда отступать, человек начинает действовать более активно и продуктивно, нежели имея в запасе определенное количество времени.

Характер

Воспитание характера ребенка тоже происходит в семье. Родители сильно влияют на формирование как положительных, так и отрицательных качеств своего чада. Отец и мать подают такой пример, который может стать источником вдохновения для сына или дочери, сделаться для них своеобразным проводником на долгие годы. Часть характера является индивидуальной у каждой личности, однако много того, что закладывает общество. Семья оказывает прямое воздействие на характер маленького человека. Влияние семьи на формирование личности ребенка нельзя игнорировать и в том случае, когда родители не смогли научить ничему хорошему свое чадо. Такая личность все равно будет испытывать на себе негативное влияние той среды, в которой выросла, как бы она ни пыталась отрицать сей факт. Даже невольно человек начинает воспроизводить в будущем опыт своей семьи. Характер человека будет таким, каким ему позволили сформироваться.Развитие личности – процесс глубоко индивидуальный. Его невозможно спрогнозировать заранее. Предугадать, каким будет характер взрослого человека, глядя на маленького ребенка, нельзя. Роль семейного воспитания в формировании личности невероятно существенна.

Социальные навыки

Приобретение социальных навыков тоже происходит в семье. Именно в окружении близких людей, каждый ребенок учиться общаться, строить индивидуальные отношения. Социальные навыки, полученные в семье, обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Как к ребенку относились в семье, так он потом будет относиться к самому себе и того же ждать от общения с окружающими.

Развитие и социализация личности в семье накладывает серьезный отпечаток на человека. Как его воспитывают отец и мать, так он и живет в дальнейшем. Даже если индивид на словах отрицает влияние родителей на свою жизнь, он в большей степени ему подвержен. Как бы человек ни хотел отгородиться от своей семьи, у него не получится это сделать. Большинство людей попросту не замечают, как копируют привычки родных по крови людей, как воспроизводят похожие ситуации, формируют идентичные события. Многим людям свойственно, так или иначе, жаловаться на жизнь. Но не каждый находит в себе силы заниматься самосовершенствованием.

Читайте также:  Изучение семьи воспитывающие ребенка с отклонениями в развитии

Неполная семья

К сожалению, в настоящее время далеко не все семьи могут похвастаться тем, что в воспитании ребенка принимают участие оба родителя. Нередко возникает ситуация, когда чадо воспитывает одна мать, а отец даже не присутствует в поле зрения сына или дочери. Даже в том случае, если папа иногда встречается со своим отпрыском, но не живет в одной квартире, можно говорить о неполной семье. Такая ситуация не может не удручать и не печалить. Другое дело, что в наше время множество людей не считают эту ситуацию проблемой. Очень часто дети растут, окруженные вниманием матери и бабушки, не испытав на себе, что такое забота отца. Каково влияние неполной семьи на развитие ребенка? Ученые спорят по этому вопросу, мнения их расходятся. В большинстве случаев доминирует представление о том, что отсутствие второго родителя негативно сказывается на психике ребенка, влияет на личностное развитие, препятствует формированию доверительного отношения к миру. И с этим трудно не согласиться! Неполная семья в любом случае оставляет на личности мощный отпечаток неполноценности. Не обязательно, что в человеке разовьется какая-то негативная черта. Только он всегда будет чувствовать некоторую потерянность, неуверенность в себе, отчасти отвергнутость и подавленность. Ребенок ведь не понимает, почему его семья отличается от других, чем он провинился, нередко чувствует, что он как будто хуже остальных. Такой личности обязательно нужна поддержка. Конечно, в наше время никто не удивляется неполным семьям, однако они по-прежнему представляют собой в некотором смысле печальное зрелище. И очень сложно бывает объяснить ребенку, особенно подростку, почему он живет только с мамой. В любом случае происходит какое-то воздействие на психику, на умение воспринимать окружающую действительность. Роль семьи в формировании личности ребенка поистине огромна.

Уверенность в себе

Оказывается, даже такие личностные особенности закладываются в семье! Многие люди спорят об этом, но в итоге соглашаются с тем, что без поддержки самых близких людей вряд ли можно добиться в жизни чего-то по-настоящему существенного. В самом деле, невозможно себе представить преуспевающего человека без крепкой и дружной семьи. Если у него этого нет, значит, и нажитое благополучие в какой-то момент может серьезно пошатнуться. Чем более уверенным человек себя ощущает среди ближайших родственников и второй половинки, тем больше у него шансов реализовать заложенный потенциал.

Уверенность в себе является неотъемлемым компонентом счастливой и самодостаточной жизни. Однако большинство людей никак не могут похвастаться непоколебимой уверенностью в себе. Кто-то сомневается по поводу своих талантов и возможностей, другие не находят достаточных оснований для того, чтобы просто начать действовать. Иногда слишком много времени проходит в сомнениях и тревоге. Если бы каждый человек мог осознать свою непреходящую ценность, мир изменился бы. Так влияет воспитание на формирование личности.

Личные убеждения

Они тоже формируются в семье. Сложно себе представить человека, который не ориентируется на мнение своего ближайшего окружения. Когда индивид живет под одной крышей со своими родственниками, то в какой-то степени делается зависимым от их мнения. Человек эмоционально подвержен влиянию извне. Личные убеждения не возникают ниоткуда, они формируются в семейной обстановке. Как правило, родители передают свои личные воззрения детям. Вот почему во многих случаях дети склонны опираться на мнение родителей: они ищут в них опору и поддержку. Их взгляд на жизнь становится личным убеждением.

Моральные ценности

Это такие категории, которые в глазах общественности приобретают большое значение. Моральные установки порой оказывают значительное влияние на людей. Люди в самых трудных жизненных ситуациях размышляют над тем, как им следует поступить, повинуясь голосу совести. Во многих случаях им удается выйти на правильный ответ внутри своей души, отыскать золотую середину.

Как правило, жизнь заставляет принимать неоднозначные и непростые решения, которые управляют человеком. Не всегда взвешенные решения идут от сердца, но зато руководствуются голосом совести. В некоторых случаях человек вынужден поступиться собственными интересами ради счастья и благополучия близких людей. Моральные ценности воспитываются в семье. То, как родители относились к понятиям долга, ответственности, нравственности, несомненно, сказывается на детях. Если ребенок рос в любви, заботе, его учили терпеливо относиться к окружающим, то в дальнейшей жизни он сам будет основываться на этих же понятиях. Моральные ценности порой слишком сильны, чтобы их победить одним лишь умом.

Духовное становление

Немаловажную роль играет то обстоятельство, являются ли родители ребенка приверженцами какой-либо религии. Религиозное воспитание накладывает серьезный отпечаток на психику человека, в корне меняет всю его жизнь. Чем больше времени родители уделяют духовным занятиям, тем сильнее это укореняется в сознании ребенка. Придет время, и он уже будет считать такой образ жизни неотъемлемым элементом своего индивидуального существования. Духовное становление, конечно, складывается не только из религии. Имеет большое значение вопрос образования, нравственно-этические категории, собственные индивидуальные качества характера. Духовное становление невозможно без хорошего наставника. В его роли могут выступать родные родители – мать или отец, а иногда оба сразу. Человек, который посвятил себя самосовершенствованию, непременно захочет поделиться своими сакральными знаниями с детьми. В этом нет ничего удивительного. Ребенку только останется принять эти знания как священный дар и грамотно ими распорядиться.

Влияние семьи на ребенка

1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

Читайте также:  Воронина кухаренко кенгуру тренинг раннего развития в паре мама ребенок

3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.

Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. 
У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5. Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Таким образом, влияние семьи на формирование личности ребенка огромно. Маленький человек полностью впитывает в себя ценности того окружения, в котором находится большую часть времени. Моральные установки и мнения здесь имеют большое значение. Чем больше внимания уделяется чаду, тем более счастливым и самодостаточным он вырастет.

Источники:

  1. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24. № 1. 2013. С. 29-46.

  2. Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. – М.: Институт психологии РАН; СПб.: Изд-во “Алетейя”, 2012. 272 с.

  3. Дружинин В.Н.Экспериментальная психология. М., 2011.

  4. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол. журн. Т. 24. № 2. С. 95-106.

  5. Психологический словарь. / Ред. Зинченко В. П. — М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 465с.

  6. Сандлер Джозеф и др. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. / Сандлер Д., Дер К., Холдер А.; Пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 2010.– 346с.

  7. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 2012.– 125с.

Источник

  • Выдержка
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Роль семьи в психическом развитии ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание

  • Роль семьи в психическом развитии ребенка
  • 1. Особенности детско-родительских отношений

    • 1. 1. Функции и задачи семьи как института первичной социализации ребенка
    • 1. 2. Основные характеристики детско-родительских отношений
    • 1. 3. Родительская любовь ее виды и роль в успешном психическом развитии и социализации ребенка. Влияние бабушек и дедушек на психическое развитие ребенка

      • 1. 3. 1. Роль отца в социализации детей
      • 1. 3. 2. Роль матери в социализации детей
      • 1. 3. 3. Роль бабушек и дедушек в психическом развитии ребенка
    • 1. 4. Влияние порядка рождения на психическое развитие и личностное становление ребенка
    • 1. 5. Личностное развитие ребенка и особенности семейного воспитания
    • 1. 6. Некоторые особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи. Понятие депривации
  • Заключение
  • Список литературы

Гармоничный стиль воспитания напротив, ведет к полноценному психическому развитию ребенка.

Дисгармоничные типы семейного воспитания создают условия для формирования негативных личностных качеств ребенка, особенно при наличии предрасположенности. Однако непосредственной связи между личностными особенностями ребенка и особенностями родительского стиля воспитания не выявлено. Установлено, что одно и то же поведение родителя может вызвать два варианта реагирования ребенка: защитное и дополнительное. Так, например, авторитарное поведение родителя может вызвать защитное поведение подростка — агрессию, негативизм, сопротивление, грубость, уход, либо дополнительную форму отреагирования — зависимость покорность, безынициативность. Способ реагирования может развиться в устойчивую привычку и проявляться в дальнейшем во взрослой жизни ребенка.

Личко А. Е. подчеркивал влияние видов неправильного воспитания на развитие личности детей, а точнее — подростков. Автор отмечает различие действий такого вида воспитания на подростков с разной акцентуацией. Если у гипертимных подростков она приводит к усилению реакции эмансипации, к бунту против родительских запретов и даже к уходу в асоциальную компанию, то на подростков с психастеничской, сенситивной и астеноневротической акцентуацией доминирующая гиперпротекция оказывает иное действие — усиливает их астенические черты — несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя.

Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Для подростка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лидировать среди сверстников, а с другой — полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе.

Очевидно, что стилей дисгармоничного воспитания значительно больше, все они негативно влияют на развитие ребенка, формируют у него нежелательные качества, которые впоследствии будут сказываться на его взаимодействиях со сверстниками, с другими людьми в более взрослом возрасте. Родители должны быть очень внимательными и отдавать себе отчет в особенностях своих воспитательных воздействий на ребенка, не забывать, что они не просто воспитывают, но и закладывают фундамент, в частности, того поведения ребенка, которого он будет придерживаться и будучи взрослым.

1.6 Некоторые особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи. Понятие депривации Психическому и личностному развитию детей, особенно дошкольного возраста, способствует семейное воспитание в сочетании с общественным, то есть посещением детского сада, школы раннего развития и иных заведений такого рода. Однако воспитание детей только в специализированных учреждениях — детских домах, без участия семьи, приводит к нарушениям психического и личностного развития. Дети в детских домах зачастую лишены того внимания, заботы, которые они могут получить в семье. Часто в этом случае можно говорить о «депривации» — потере чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей.

«Различают эмоциональную депривацию — неудовлетворение потребности ребенка в любви и признании, сенсорную депривацию — обеднение предметной среды и дефицит раздражителей органов чувств».

Депривации может подвергнуться и ребенок, находящийся в семье. В этом случае говорят о материнской депривации и патериальной депривации при недостаточной материнской чуткости или отчужденности отца соответственно.

Психическая депривация приводит к особому психическому состоянию, которое, в свою очередь, проявляется в поведении ребенка.

Общий механизм депривации заключается в отчуждении ребенка от определенных отношений с миром людей и предметным миром, вызывается недостаточным удовлетворением основных психических потребностей ребенка, видоизменяющих структуру развивающейся детской личности.

Таким образом, психическая депривация — «это определенное психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда ребенку не предоставляется возможность удовлетворить его основные жизненные потребности в полной мере и в течение достаточно длительного времени».

Отметим следующие специфические особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи:

более бедный словарный запас по сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях;

Читайте также:  Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка

грамматический состав высказываний проще и однообразнее, большинство высказываний носит характер констатации факта, меньшее количество оценочных суждений;

недостаточность эмоционально-волевой сферы и некоторые задержки в развитии познавательной деятельности;

бедность экспрессивно-мимических средств;

контакты детей между собой в детском доме выражены слабее, чем в детском саду и носят характер простых указаний и обращений;

отсутствие уверенности в себе, требовательности к окружающим, вялость познавательной деятельности; определенные отклонения в становлении важнейших психологических образований: искажение образа себя, задержки в становлении субъектного отношения к самому себе и замедленное и неполноценное развитие активности как личностного образования;

уровень овладения двигательными навыками ниже, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях;

невыразительная улыбка, ускользающий взгляд, пассивная подчиненность взрослому, отсутствие активного стремления к общению со взрослым и сверстниками, малый запас коммуникативных средств;

несформированность навыков общения, дети не инициативны в общении с взрослым и сверстником;

к трем годам не складывается центральное новообразование возраста «я сам», не формируется принятие себя и осознание своих достижений;

сниженная познавательная активность, пассивное восприятие учебного материала, сниженный интеллектуальный уровень;

отставание в области мышления, сложности с обобщением и классификацией, метафорическим мышлением;

в области памяти наибольшее отставание наблюдается в плане формирования функции опосредования, что является одной из основных общеинтеллектуальных характеристик;

в отношении воображения наличествует репродуктивная позиция и стереотипная интерпретация проективного материала, что представляется не столько как отставание в развитии собственно воображения, сколько как отставание общей личностной ориентации;

в области внимания — отставание в плане произвольной его функции, отвлекаемость, сосредоточение возникает на уровне спонтанной мотивации, что в целом выступает как проявление несформированности произвольной саморегуляции, характерны также нарушения устойчивости внимания, быстрая утомляемость;

общая характеристика эмоционального статуса следующая: высокая тревожность и в большинстве случаев агрессивные тенденции, явные или вытесненные, одиночество, агрессии, страхи сказочных персонажей.

С последствиями депривации можно и непременно нужно бороться психолого-педагогическими методами. Здесь, в первую очередь, важно разработать систему воспитания, программы, направленные на реабилитацию отдельных личностных качеств и обучение эффективному эмоциональному взаимодействию. Поскольку основной причиной указанных особенностей и отставаний в психическом развитии детей из детского дома является дефицит общения с взрослым, основным путем преодоления этих негативных явлений должна быть правильная организация общения ребенка с взрослым.

Заключение

Семья играет крайне важную роль в психическом развитии ребенка. Каждый член семьи вносит свою лепту в этот сложный и длительный процесс. Более того, отсутствие в жизни ребенка отца или матери способно негативно повлиять на его развитие. Полное отсутствие семьи, воспитание ребенка в детском доме приводит к тяжелым нарушениям в психическом развитии, сказывающихся на всей его последующей жизни. Бороться с такими негативными последствиями можно и нужно, но крайне необходимо научиться не только исправлять ошибки в общении с ребенком, в его воспитании, но и предотвращать их с самого начала. Это относится и ко всей системе воспитания детей в детских домах, и к семьям, в которых ребенок не получает должного внимания, любви, заботы, испытывает на себе деструктивные виды воспитания, вынужден расти в условиях родительской холодности, отчужденности.

На наш взгляд, проблема остается до сих пор не решенной, иначе, откуда взялось бы такое количество несчастных детей, напрасно ожидающих, когда мама заберет их из детского дома, детей, напрасно мечтающих, что папа помирится с мамой, что они вместе с родителями будут гулять и играть, детей, которых жестоко наказывают, избивают самые родные и близкие в их жизни люди. Рассмотренная проблема еще более усугубляется тем, что бывшие дети, став взрослыми и не получившими в детском возрасте достаточного адекватного опыта общения и, вследствие этого, — должного психического развития, не могут предоставить уже своим детям условия для нормального психического развития. Получается замкнутый круг [https://referat.bookap.info, 6].

Для решения возникшей ситуации важно:

организовать доступную службу помощи молодым семьям и семьям с детьми, особенно если кто-либо из взрослых членов этих семей испытывает сложности в построении конструктивных отношений с детьми, в выборе форм и методов их воспитания;

организовать службы помощи в социально-психологической реабилитации детям, воспитывающимся в детских домах и людям, которые в детстве в таких учреждениях воспитывались;

наладить грамотную работу, пригласить больше социальных работников, психологов в различные учреждения, типа яслей, детских садов, школ, детских поликлиник и больниц, с целью выявления детей, подвергающихся в семьях насилию или страдающих от деструктивных видов воспитания в семьях с целью коррекции такого воспитания, работы с родителями, недопущения нарушения психического развития детей.

Эти и другие способы разрешения сложных ситуаций в семьях, могут если не решить полностью, то существенно улучшить качество жизни детей, позволить им нормально развиваться и избежать хотя бы некоторых сложностей, с которыми дети сталкиваются, будучи меленькими и столкнутся, став взрослыми.

Список литературы

Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1995.

Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка.// Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.

Дети, лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. / Под ред. В. С. Мухиной. М., 1991.

Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000.

Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — Гардарики, 2004.

Крайг Г. Психология развития. 7-е межд.

издание. СПб, 2000.

Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1985.

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М. — Воронеж, 1997.

Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1998.

Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006.

Хаментаускас Т. Т. Семья глазами ребенка. М.:

1990.

Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — Гардарики, 2004. — стр. 117

Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — стр. 26

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М. — Воронеж, 1997. — стр. 52

Хаментаускас Т. Т. Семья глазами ребенка. М.:

1990. — стр. 79

Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — стр. 101

Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1995. — стр. 55

Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1985. — стр. 27

Дети, лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. / Под ред. В. С. Мухиной. М., 1991. — стр. 9

Показать весь текст

Список литературы

  1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004.
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1995.
  3. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка.// Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.
  4. Дети, лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. / Под ред. В. С. Мухиной. М., 1991.
  5. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000.
  6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — Гардарики, 2004.
  7. Крайг Г. Психология развития. 7-е межд.издание. СПб, 2000.
  8. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1985.
  9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. — Воронеж, 1997.
  10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1998.
  11. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006.
  12. Хаментаускас Т.Т. Семья глазами ребенка. М.:1990.

Источник