Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

    Предложенный материал носит ознакомительный характер, предназначен для дополнительной помощи в освоении тем курса.

   Программа разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 августа 2012 г. N 623 г. Москва “Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации”

 Наименование раздела, темы 
 Раздел 1. «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители» 
1.Содержание, цели, этапы, задачи проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители.Открыть
2.Основы законодательства Российской Федерации, касающиеся устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (процедуры выявления, устройство в организации, устройство в семью).Открыть
3.Понятие об обучающе-психологическом тренинге.Открыть
4.Вопросы, связанные с темами раздела 1.Открыть
 Раздел 2. «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей» 
5.Потребности развития ребенка.Открыть
6.Социальные нормы, правила поведения, социальные роли.Открыть
7.Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка и наличие компетенций по воспитанию ребенка, имеющихся у них.Открыть
 Раздел 3. «Этапы развития ребенка» 
8.Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка.Открыть
9.Роль психологических потребностей в личностном развитии.Открыть
10.Вопросы, связанные с темами раздела 3.Открыть
 Раздел 4. «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка» 
11.Виды жестокого обращения и их последствия для развития ребенка.Открыть
12.Диспропорции развития ребенка.Открыть
13.Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Проведение оценки кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Открыть
 Раздел 5. «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)» 
14.Основа благополучного развития ребенка. Депривации. Открыть
15.Типы «нарушенной привязанности».Открыть
16.Понятие «горе и потери» в жизни ребенка. Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.Открыть
 Раздел 6. «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи» 
17.Особенности ожидания приемных семей.Открыть
18.Этапы адаптационного периода.Открыть
19.Тайна усыновления. Способы сказать ребенку, что он приемный.Открыть
20.Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.Открыть
21.Вопросы, связанные с темами раздела 6.Открыть
 Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка» 
22.Формы «трудного» поведения приемного ребенка. Способы работы с ними.Открыть
23.Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.Открыть
24.Влияние собственного опыта приемных родителей на отношение к детям с «трудным» поведением.Открыть
 Раздел 8. «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка» 
25.Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и обществе.Открыть
26.Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.Открыть
27.Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком.Открыть
28.Медицинские аспекты ухода за ребенком.Открыть
 Раздел 9. «Особенности полового воспитания приемного ребенка» 
29.Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.Открыть
30.Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.Открыть
31.Способы защиты ребенка от сексуального насилия.Открыть
 Раздел 10. «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка» 
32.Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.Открыть
33.Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.Открыть
34.Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.Открыть
35.Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.
Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Открыть
 Раздел 11. «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан» 
36.Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.Открыть
37.Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители.
Порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Открыть
38.Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изме-нения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.
Открыть
39.Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Открыть
40.Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Открыть
41.Правовые последствия усыновления, установления опеки (по-печительства) – личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.
Открыть
 Раздел 12. «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям» 
42.Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.
Открыть
43.Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Открыть
 Раздел 13. «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители» 
44.Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.Открыть
45.Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).Открыть
46.Итоговая аттестация (собеседование).Открыть

Источник

Семья как социальный институт, малая группа, система.

В самой основе всех усилий по устройству ребенка в семью лежит убеждение, что именно семья – самый правильный, естественный, эффективный институт для воспитания детей.

Чтобы нормально развиваться психологически и даже физически, ребенку нужно быть «маминым и папиным», ему нужно получить опыт безоглядной любви «ни за что ни про что», получить опыт жизни в многообразной вселенной – семье. Даже семья с очень скромными возможностями и с какими-то явными недостатками может больше дать для развития ребенка, чем самый богатый и замечательно организованный детский дом.

Воспитывает ребенка всегда семья, даже если кажется, что кто-то из членов семьи не принимает участия в воспитании или живет отдельно. Отказ ребенку в общении и неучастие в его жизни не нейтральны – они несут ребенку определенное сообщение, влияют на его развитие. И наоборот: отец или бабушка, с которыми ребенок видится только на каникулах и по праздникам, могут играть важнейшую роль в его жизни, быть для него очень важными людьми. Поэтому важно понимать, что формула – «Я беру ребенка для себя, а остальные члены семьи не возражают» – невозможна. Хотим мы того или нет, но ребенка воспитывает семья в целом и в его интересах мы должны знать свою семью и уметь сотрудничать со всеми ее членами в деле воспитания ребенка.

Любая семья – это всегда система,нечто целое, единый организм, живущий по своим законам. Система отличается от простой совокупности элементов тем, что в ней нельзя изменить ничего относительно одного элемента, не затронув при этом и всех остальных. Это можно проиллюстрировать таким примером: если на столе лежит несколько отдельных бусин, мы можете убрать или переместить любую из них, и с остальными ничего не произойдет. Но если на столе лежит ожерелье из бус, мы не может сдвинуть ни одну бусину, не приведя тем самым в движение и все остальные. Так и в семье – любое значимое событие в жизни одного из ее членов обязательно отражается на семье в целом, на жизни всех остальных. Хотим мы этого или нет, все мы, кроме уж совершенно одиноких людей, являемся членами семейных систем и должны учитывать это, принимая то или иное важное решение.

Роль семьи в жизни человека очень велика. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что именно семья стоит у истоков формирования личности. «Именно в ней дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать».

Семья как социальный институт осуществляет, прежде всего, воспроизводство членов общества и их первичную социализацию. Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере – любви, заботы, уважения, понимания, поддержки.

Психологи рассматривают семью, прежде всего, как малую группу. Понимание семьи как малой группы открывает большие возможности для оказания психологической помощи семье. Социальные психологи рассматривают малую группу как малочисленную по своему составу социальную группу, члены которой объединены общими целями и задачами, находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения эмоциональных отношений и особых групповых ценностей и норм.

«Семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью». Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки семьи как малой группы:

1. Родственные или брачные связи между её членами.

2. Общность быта.

3. Особые эмоциональные, этические, правовые отношения.

4. Пожизненная принадлежность к семейной группе (семью не выбирают).

5. Максимально гетерогенный состав группы: возрастные, личностные, половые, профессиональные, социально-статусные и др. различия.

6. Повышенная эмоциональная значимость семейных событий.

Основные функции семьи

Важными интегральными характеристиками семейной группы являются: функции, структура, динамика. Сначала остановимся на рассмотрении функций семьи. В психологии семьи понятие «функция» используется в следующих значениях:

1) это роль, которую семья как социальный институт и как малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;

2) это внешнее проявление свойств семьи в системе её взаимосвязей с обществом;

3) чаще всего функция понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей.

Рассмотрим подробнее структурные элементы и параметры семейной системы.

1. Численный и персональный состав семьи – означает, кто физически или психологически присутствует в данной семейной системе, например, разведенные семьи, повторные браки. При работе с семьей важно знать, кого каждый из членов семьи считает её членом, т.к. нередки случаи, когда члены семьи не согласны в том, кто входит в её состав. Особенно важно решение этого вопроса для разведенных семей и вступивших в повторный брак.

2. Семейные правила – совокупность оснований и требований, на которых строится жизнь семьи. Отсутствие правил и норм приводит к хаосу в семейной системе. Нечеткость правил и норм может способствовать росту тревоги у членов семьи, тормозить развитие, как всей семейной системы, так и отдельных её членов. Правила позволяют членам семьи ориентироваться в реальности и придают устойчивость семье в целом благодаря тому, что каждый знает свои права и обязанности. Выделяют следующие правила:

а) явные – заключаются в семье открыто и провозглашены явно, например: стучи в закрытую дверь; никогда не повышай голоса; родители устанавливают время, когда маленьким детям нужно идти спать.

б) скрытые – известны членам семьи, но открыто не провозглашаются, например: тема алкоголизма матери запретна; не говори ни о чем сексуальном, это расстроит маму; если есть проблемы, лучше поговори с отцом.

в) неосознаваемые. Много правил не осознается членами семьи. Просто они поступают определенным образом, даже не задумываясь, что можно поступить иначе. Эти правила можно выявить, наблюдая за реальным поведением членов семьи, за тем, как они, например: принимают решения; что-либо обсуждают. Например:

1) если отдыхает отец, все ведут себя очень тихо; если мать – можно пошуметь;

2) последнее слово в споре, в обсуждении – за отцом.

Семейные роли понимаются как цели, убеждения, чувства, ценности, действия, которые ожидаются или приписываются человеку, занимающему определенное место в семейной системе. Выделяют:

а) конвенциальные – роли, определенные правом, моралью, традицией. Например, роли мужа, жены, матери, отца, ребенка, брата, сестры и т.п. Самые общие права и обязанности для мужа, жены, отца, матери, равно как и детей по отношению к родителям установлены законодательно. Конкретные нормы и правила определяют, что должно выполняться носителем конвенциальной роли. Например, мать должна помогать детям в овладении различными умениями, контролировать их поведение и т.п.

б) межличностные – роли, которые определяются личностными особенностями, склонностями их носителей (лидер, диктатор, любимчик, ведомый и др.).

Выделяют следующие требования к семейным ролям:

1. Совокупность ролей, которые выполняет индивид в семье, должна обеспечивать удовлетворение его потребностей в уважении, признании и т.п.

2. Выполняемая семейная роль должна соответствовать возможностям носителя данной роли.

Если требования роли непосильны, у носителя роли возникает тревога, нервно-психическое напряжение. Например, это может возникнуть у ребенка, который выполняет «роль родителя» (в силу отсутствия, болезни и т.п.).

Совокупность семейных ролей, которые выполняет индивид в семье, должна обеспечивать удовлетворение не только его потребностей, но и потребностей других членов семьи.

Например, ролевая структура, при которой отдых одних членов семьи обеспечивается за счет непомерного труда другого члена, может стать психотравмирующей.

В каждой семейной системе существует определенное разделение семейных ролей. Есть тот, кто всегда всех мирит, тот, кто принимает решения, тот, кто разрушает привычные стереотипы, тот, кто «отвечает» за отношения с окружением (соседями, родней), тот, кто планирует, тот, кто разряжает обстановку шуткой, тот, кто всегда недоволен, и т. д. В гармоничной семье распределение ролей помогает каждому найти свое, комфортное место в системе. При этом важно, чтобы семейная роль отвечала личным особенностям и потребностям человека, и каждый должен иметь возможность сменить свою роль, если это в данный момент ему нужно. Так, семейный «миротворец» тоже должен иметь возможность порой высказать претензии, а тот, кто обычно не унывает и всех подбадривает, тоже должен иметь право на плохое настроение и упадок сил и рассчитывать на поддержку семьи.

Проблемы начинаются тогда, когда какие-то обязанности никто не хочет выполнять, например, никто не хочет принимать решения. Или, напротив, на какую-то роль претендуют слишком многие, например, на роль семейного любимца. Встречаются также роли, которые сами по себе негармоничны, поскольку наносят вред их «исполнителю». Такова, например, роль «козла отпущения», которую часто играет в семье ребенок, особенно мальчик, или отец. Это тот, «из-за кого все», тот, кто все делает не так, с кем вечно случаются неприятности, кто всем создает проблемы. Семья постоянно жалуется на «козла отпущения», хотя как система заинтересована в нем – он позволяет остальным быть «хорошими» и быть «вместе» против него. Негармонична и роль «семейного тирана». Хотя кажется, что в этом случае страдает не сам исполнитель, а все остальные, на самом деле не все так однозначно. «Тиран» лишается теплоты и права побыть иногда слабым, а остальных членов семейной системы может вполне устраивать инфантильное, безответственное существование под его неограниченной властью.

Типы семей

В любой семейной системе есть своя иерархия – оговоренные или подразумеваемые правила касательно того, кто «главнее», кто принимает решения, чье мнение учитывается в первую очередь. Правильная, естественная иерархия должна быть построена на здравом смысле, то есть «главнее» тот, кто старше, умнее, опытнее, от кого в большей степени зависит благосостояние семьи. В традиционных культурах это мужчина-добытчик или женщина – организатор домашнего хозяйства, в современном мире два работающих супруга могут делить между собой место наверху семейной иерархии. При естественной иерархии семейная система устойчива и гармонична, каждый член семьи получает столько заботы, сколько ему нужно, и имеет столько ответственности, сколько способен нести.

Нередко встречаются нарушения иерархии в семейной системе кандидатов, например, всю семью фактически подчиняет себе капризный ребенок, становясь «семейным тираном», или властная бабушка руководит внуками через голову их родителей, или мужчина находится на положении одного из детей своей жены, или ребенок родителей-алкоголиков фактически становится их родителем и родителем своих младших братьев и сестер. Любое нарушение иерархии делает семейную систему негармоничной, провоцирует конфликты и недовольство. Тот, кто отказывается от ответственности, перекладывает ее на плечи других. Тот, кто забирает себе много власти, лишается права на проявление слабости и заботу.

Нарушения иерархии всегда отражаются на отношениях между поколениями в семье. Это может проявляться в виде постоянных конфликтов или в виде скрываемого (возможно, от самих себя) постоянного недовольства, напряжения, невозможности расслабленно, откровенно общаться с родителями или с детьми, раздражающего ощущения зависимости, слишком эмоциональных реакций на пустяковые, казалось бы, реплики или поступки.

Супруги, которые недовольны сложившейся в их семье иерархией, например, слишком большой властью – «избалованностью» детей или постоянным давлением своих родителей, иногда считают, что достаточно завести ребенка и все само собой изменится, дети станут менее эгоистичными, а родители наконец признают, что их взрослые дети уже выросли. Это иллюзия. Появление ребенка только обострит проблемы. Избалованные дети могут возненавидеть «пришельца», покушающегося на их привилегии, а властные бабушка и дедушка примутся его воспитывать в своей манере, просто отодвинув воспитателей в сторону. Ребенок не может и не должен быть средством решения внутрисемейных проблем.

Гармоничная семейная система обладает значительной гибкостью, способностью приспосабливаться к изменившейся ситуации, сохраняя вместе с тем все, что для членов семьи дорого и важно. Гибкость позволяет семье переживать критические ситуации, которых в жизни немало (переезд, изменение материального положения, изменение состава семьи и пр.). Кризисом, по сути, является приход в семью любого нового человека, особенно ребенка. Изменится образ жизни, увеличится сфера ответственности, станет меньше времени на общение друг с другом. Ребенок, особенно не имеющий опыта жизни в семье или живший в неблагополучной семье, может с трудом приспосабливаться, не уметь строить отношения, завоевывать свое место в семье слишком нерешительно или, напротив, бесцеремонно.

Сможет ли семья измениться так, чтобы быть способной удовлетворить потребности ребенка и вместе с тем не потребовать от своих членов жертв, которые через некоторое время начнут казаться чрезмерными? Например, если супруги вместе решают взять в семью ребенка, однако потом муж ничего не меняет в своей жизни, продолжает все свое время посвящать работе, как делал это раньше, а с ребенком, имеющим трудности поведения, общается весь день и решает все проблемы его жена.

Гибкость тоже не должна быть чрезмерной. Доведенная до крайности, она превращается в хаотичность, непредсказуемость. Это семьи, в которых никто не знает, что будет завтра, нет устоявшихся традиций и правил, все зависит от настроения или спонтанного решения. Хаотичностью часто отличаются и семьи алкоголиков, и опыт жизни в такой семье делает для ребенка очень трудным освоение правил, обязанностей, распорядка дня, необходимости делать что-либо регулярно, независимо от настроения. Даже благополучная во всех остальных отношениях семья, если она отличается хаотичностью, не может организовать свою жизнь, просто не справится с воспитанием ребенка, прежде всего с уходом за ним и с помощью в учебе. Ведь варить кашу и проверять уроки нужно каждый день.

Еще одна важная характеристика семьи – сплоченность,теплота отношений. Это и взаимопонимание, и душевный комфорт в обществе друг друга, и готовность прийти на помощь. Сплоченность совершенно необходима семье, которая собирается взять ребенка. С одной стороны, чувство общности, взаимопомощь, поддержка позволят преодолеть трудности. С другой – сплоченность, близость, теплота – это то, ради чего в первую очередь ребенка устраивают в семью.

Вместе с тем встречаются семьи с избыточной сплоченностью, доходящей до слияния, слипания. В этих семьях все очень сильно привязаны друг к другу, но при этом отрицается право отдельного человека на свои интересы, на распоряжение собственной жизнью. Члены семьи не признают личных границ друг друга, права иметь свою территорию, свои тайны, свои интересы или отношения с другими людьми. Происходит «удушение любовью», формируется зависимость друг от друга. Такие семьи вообще с трудом принимают нового члена, а если берут ребенка, то сразу же предъявляют к нему требования «любить», «быть близким», «быть своим» и не готовы принять ни прошлых привязанностей ребенка, ни его права на определенную независимость.

Нередко супруги, чувствующие недостаток сплоченности, считают, что ее можно усилить, заведя ребенка. Это ошибка. Трудности взаимопонимания только усилятся в критической ситуации, и семья, скорее всего, окончательно распадется. Снова вывод: ребенок не может и не должен быть средством для улучшения отношений в семье.

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник