Роль семьи в музыкальном воспитании и развитии ребенка

Роль семьи в музыкальном воспитании ребенка.

Введение.

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

Характерной особенностью музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, оказываемое как на эмоциональную, так и на интеллектуальную стороны его личности.

Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма.

Музыка возбуждает непосредственные эмоции, определяющие действия ребёнка, поэтому она является незаменимым средством воспитания в семье.

Проблема музыкального воспитания детей с самого начала занимает своё место среди общих вопросов о целях, задачах и методах воспитания.

Задача литературы и искусства, обращенных к детям, прежде всего, заключается в том, чтобы «помочь познанию ими мира». В книгах, рисунках и музыке для детей должна отражаться жизнь, которая их окружает, такою «какая она есть». [Н.К. Крупская]

Пробудить интерес и любовь к искусству, а затем использовать его, как могучее средство воздействия и воспитания подрастающего поколения, – такая цель была осознана и поставлена в российской школьной и дошкольной методической литературе с самого начала её появления.

Лишь на этой основе мыслилось всё дальнейшее развитие детей – воспитание их эстетического отношения к жизни, их вкуса, их творческих способностей.

Актуальность данной темы в том, что музыкальное воспитание в семье является важным компонентом развития личности ребенка

Музыкальное воспитание детей в семье.

Условия для музыкального развития ребенка в семье

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка, в том числе и музыкального, создаются в семье.

Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании.

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано, баяне, балалайке требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты-игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слуху. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр — напевать марш, ритмично стуча солдатиками изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах. Музыкально – образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой-либо системы.

Читайте также:  Биогенетический подход к развитию ребенка

Таким образом, в семье дети получают различное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, школу то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

Задачи музыкального воспитания детей в семье

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

— обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

—развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность);

— способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт. Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарта.

Методы обучения в семье

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод — основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В школе для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Читайте также:  Центры развития ребенка в приокском

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.

Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями, его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.

Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

Консультируя родителей, педагогу-музыканту  необходимо рассказывать об опыте музыкального воспитания,  чтобы они могли использовать его дома, давать рекомендации по применению доступных и эффективных методов и приемов музыкального воспитания детей в семье.

Формы организации музыкальной деятельности детей в семье

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах – как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна—это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, игры с музыкой).

К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку — перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.

Более свободная форма музыкальной деятельности — слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.

Музыка может звучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.

Обучение в ДМШ

        Большое событие для ребёнка – поступление в музыкальную школу. Он ждет интересных занятий, ждет успеха, но при этом возникают некоторые сложности, связанные с процессом обучения. Первые его  помощники,  конечно же, родители и педагоги.   Родителям, чьи дети обучаются в школе искусств,  приходится набираться  терпения и учиться вместе со своими детьми, чтобы своевременно оказывать помощь ребенку, особенно на начальном этапе.  Важно помнить, что ребенок должен заниматься музыкой с удовольствием и интересом.

Не редко у детей, поступивших в музыкальную школу, возникает иллюзия насчет обучения. Ребята воспринимают это как игру и считают, что через пару недель они заиграют на инструменте. А ведь это длительная и трудоемкая работа, которая требует от детей усидчивости и терпения, приходится ущемлять себя в свободном времени. В результате у детей пропадает интерес к учебе и, соответственно, желание продолжить её. И если педагоги и родители не найдут нужных слов, чтобы поддержать ребенка, то, в конце концов, он может бросить учебу.

 Музыкальная школа, хотя и несет на себе функцию дополнительного образования, но здесь тот же учебный процесс, что и в основной школе. Уроки, расписание, учебные принадлежности. Дети то опаздывают, то забывают прийти, путают занятия, не берут с собой ноты и т.п. и, конечно, здесь необходима помощь родителей. Нужно выучить с детьми расписание, вовремя отправить на занятие, проконтролировать, всё ли необходимое к уроку взял  ребенок, проверить дневник. Естественно, что одного желания ребенка для учебы мало. Он должен чувствовать  поддержку родителей, заинтересованность в его успехах или неудачах. Это укрепит в нем желание прилежно обучаться музыке.

Пожалуй, самое сложное при обучении – это организация самоподготовки. Дети учатся в двух школах, да еще, чаще всего, являются активистами прочих общественных мероприятий. Вот поэтому очень важно правильно организовать свободное время, чтобы ребенок мог отдохнуть и найти время для музыкальной подготовки. Пусть это будут хотя бы полчаса – час, но это время будет регулярным и ежедневным. И самое главное – оно должно быть результативным. Оградите своего ребенка на это время от всего, что может его отвлечь (телевизор, компьютер, посторонний шум, младшие братья или сестры и т.д.). Старайтесь, чтобы во время занятий ничто не отрывало внимание ребенка, занятия должны протекать спокойно, красиво, желательно в одно и то же время и главное систематично.

Читайте также:  Ребенок с особенностями психофизического развития

Очень остро вопрос организации свободного времени стоит у учащихся старших классов, так как нагрузка в обеих школах возрастает, времени остается очень мало и использовать его надо разумно. Учащиеся выпускного класса в течение учебного года готовят экзаменационную программу и считают, что времени впереди много. Но такое мнение ошибочное. Программа очень сложная и для исполнения, и по продолжительности. Поэтому подготовить ее нужно уверенно, довести все до автоматизма, чтобы никакие волнения во время экзамена не помешали выступлению. А для этого надо уже с первых дней серьезно готовиться к выпускному экзамену.

И кто, как не родители,  поддерживают, контролируют своего ребенка, а то и проявляют твердость, чтобы заставить его заниматься регулярно «Хорошие родители важнее хороших педагогов», – говорил видный пианист и педагог Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей. Именно папы и мамы должны «заразить» ребенка любовью к музыке, проявит интерес к его музыкальным приоритетам, правильно организовать музыкальные занятия. Таким образом, родители могут стать единомышленниками педагога-музыканта в деле приобщения ребенка к музыке.    

Дети, занимающиеся в музыкальной школе, добиваются замечательных успехов на различных музыкальных мероприятиях. Они становятся дипломантами, лауреатами всевозможных конкурсов: от школьного до международного. Успехи детей, безусловно, радуют и педагогов, и родителей. Родители, которые стараются создать все условия для всестороннего гармоничного развития своих детей, проявляют огромное терпение, понимание, не жалеют ни сил, ни времени: а педагогам выражают благодарность и искреннее уважение.

Заключение

Музыкальное воспитание – важнейшее средство формирования духовного облика человека, его идеалов. Оно необходимо не только каждому человеку в отдельности, но и обществу в целом.

С помощью музыки осуществляется  эстетическое, нравственное воспитание, понимание ребёнком прекрасного и становление его духовности. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей.

Активное пение или слушание музыки развивают эмоциональность и восприимчивость ребёнка. Восприятие – это исходная точка возникновения переживаний, в том числе и музыкальных. Если музыкальное восприятие сопровождается зрительными, осязательными и другими компонентами, то музыкальное переживание ребёнка становится глубже.

Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведение вместе с ним и высказывают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке или увлечение только «легкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор. Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постоянно обогащать музыкальные впечатления.

  1. Баркан А.А. Практическая психология или как научиться понимать своего ребёнка. – М.: «Просвещение», 2000.
  2. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? – М.: «Эксмо», 1999.
  3. Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студ. средн. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1999.
  4. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. – М.: «Современный композитор», 1982.
  5. Леви В. Л. Как воспитывать родителей, или новый нестандартный ребенок. М.: «Эксмо», 2002.
  6.  Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. – М.: «Академия», 1988.
  7. Михайловская Н.М. Музыка и дети. – М.: «Современный композитор», 1977.
  8. Музыка – Культура – Человек. Собрание научных трудов //под ред. Мугинштейна// Свердловск: «Урал», 1988.
  9. Миланова А. В. Необычная книга- для обычных родителей. –М.: «Мир и образование», 2013.

Источник