Роль семьи в личностном развитии и социализации ребенка

Психологические особенности развивающейся личности формируются в раннем возрасте, и привитые с детства, они всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности.Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на формирование личности, является семья.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Огромный диапазон воспитательного воздействия и уникальность методов воспитательного и психологического влияния семьи делают ее одним из самых мощных средств социализации, воспитания и развития личности на этапе ее становления.

Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале его жизненного пути, когда закладываются психологические основы личности.

Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных ценностей, качеств личности. Семья выступает как модель поведения и межличностных отношений. Для ребенка отношения взрослых являются доминирующим фактором в успешности его развития. Воспитательный потенциал родителей, стратегия и тактика воспитания определяются позицией: кто для них ребенок – объект или субъект воспитания?

Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности. Можно сделать вывод, что влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. С точки зрения Т.Парсона « Семья- основной орган социализации, мать и отец – главные творцы личности, ребенок пустой сосуд, который надо наполнить культурой». Но по многим непредвиденным обстоятельствам, не зависящим от ребенка, роль отца и матери часто возлагается на нас, работников реабилитационного центра г.Шимановска. Я- как социальный педагог должна восполнить, то что упустили родители, и поэтому цель моей работы: способствовать созданию благоприятных условий для личностного развития ребенка, оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. Отсюда главная задача: создать эффективное взаимодействие с семьями воспитанников. Для меня, социального педагога она является определяющей при выборе приоритетных направлений моей социально-педагогической деятельности в реабилитационном центре. Я выделила три основных направления:

  • работа по организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
  • работа по защите прав ребенка.
  • работа по вопросам социального развития ребенка.

Организация работы по данным направлениям состоит из трех блоков:

  • Информационно аналитический
  • Практический
  • Контрольно-оценочный.

Каково содержание социально-педагогической деятельности в рамках установленных блоков?

I.     Информационно-аналитический блок- это сбор необходимой информации, недостающих сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей, выявление и нарушение прав ребенка в семьях. При изучении данных семей использую следующие методы: анкетирование родителей, опрос, провожу индивидуальные беседы как с детьми так и с родителями , проводится социальное патронирование семей в результате которого составляется акт жилищно-бытовых условий, тесное сотрудничество с педагогами, социальными педагогами, школ,  при поступлении в центр на каждого ребенка заводится Индивидуальная программа реабилитации (ИПР), в которой отслеживается вся работа педагогов с детьми. Также заводится  ИПР на семью которая состоит из следующих направлений: социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое, социально-бытовое.

II.  Блок называется практическим потому что, в рамках этого блока проводится работа направленная на решение конкретных задач, которые связанны со здоровьем детей и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей: социализация личности ребенка. Для решения  конкретно определенных задач организую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями, а именно: родительские собрания, компонентами проведения собрания являются выступление детей, представление результатов детской деятельности, выставки детских творческих работ: фотовыставки, практические приемы передачи информации, участие в играх организованных совместно с воспитателями, просмотр видеосъемок и слайд-шоу.

III. Блок контрольно-оценочный- это анализ эффективности мероприятий. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями использую методы, которые применяю сразу после проведения того или иного мероприятия – это опрос, оценочные листы, различные диагностики. Повторную диагностику, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей, использую для отслеживания и оценки точного результата.

В результате проводимой плодотворной работы, хочется отметить, что большинство родителей задумываются о дальнейших судьбах своих детей, что свидетельствует о повышении интереса родителей к воспитанию своих детей, благодаря таким стремлениям, дети с огромной радостью возвращаются в родные семьи. За последние три года в родные семьи было возвращено: в 2012г- 23ребенка, в 2013г-32 ребенка, в 2014г-39 детей.

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно!

Источник

Тема: «Роль семьи в социализации личности ребенка»

Проблемы семейного воспитания, взаимодействия школы и семьи в воспитании детей были предметом изучения многих педагогов. Так, В.А. Сухомлинский (1918-1970) создавая гуманистическую воспитательную систему Павлышской средней школы, исходил из признания огромной роли семьи в воспитании учащихся. «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека – все это постигается прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родными», – утверждал В.А. Сухомлинский.

Проанализировав ряд статей на заданную тему можно сделать вывод, что семья, под каким бы углом зрения ее  не рассматривали, столь многослойное социальное образование. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире – социализации, социологии образования, политики и права, труда культуры и т.д.,

Выражаясь словами Антонова А.И., семья является основанной на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства, и, тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
Исследователи выделяют разные функции семьи.

1. Репродуктивная функция

2. Хозяйственно-экономическая функция.

3.Организация досуга, рекреационная и психотерапевтическая функция.

4. Функция первичной социализации

5. Воспитательная функция семьи

Одной из основных функций семьи является социализация подрастающего поколения.
Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным.
Мудрик А.В. рассматривает семью как важнейший институт социализации подрастающих поколений, которая являет собой персональную среду жизни и развития детей, ее качество определяется рядом параметров конкретной семьи (демографический – структура семьи (большая, включающая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);социально-культурный –образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;социально-экономический –имущественные характеристики и занятость родителей на работе;технико-гигиенический –условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни).

Цель социализации есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить.

Юнисс считает, что социализация  это процесс обоюдного или совместного регулирования на протяжении всей оставшейся жизни участвующих в социализации сторон, а не процесс перехода контроля от родителей к ребенку по мере того, как он становится более независимым и способным регулировать свое поведение самостоятельно.

Маккоби предполагает, что длительность родительского влияния определяется крепостью и разумностью их отношений с ребенком, установленных в период среднего детства. В некоторых случаях вклад родителей в совместное регулирование поведения подавляет волю детей, в других – способствует увеличению их автономии в рамках таких отношений. Кроме того, взаимодействие с родителями позволяет детям упражнять и совершенствовать социальные навыки, которые затем окажутся весьма полезными при взаимодействии со сверстниками.

Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. Семья вводит ребёнка в общество, именно в семье ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают, в младшем возрасте с ним занимаются, а в дошкольном ему открывают мир. Младшему школьнику, помогают в учении, а подростку и юноше правильно выбрать жизненный путь. В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки, приучается трудиться и выбирает профессию. Семейная жизнь для ребёнка то же, что для нас общественная.

Американский психоаналитик и историк

Ллойд Демоз создал классификацию стилей воспитания и форм взаимоотношения между родителями и детьми, связывая их с историческими периодами развития  западно-европейской культуры:«инфантицидный», «бросающий», амбивалентный, «навязчивый», социализирующий, «помогающий».

Социокультурные модели воспитания детей и типы их социальной изоляции (депривации) представлены в работах И. Лангмейер и З. Матейчик. Ими выделяется авторитарный, либеральный, демократический стили воспитания.

Саготовская С.Г. выделяет шесть типов отношений родителей к детям: чрезвычайно пристрастное отношение к детям, безразличное отношение, эгоистическое отношение, отношение к ребенку как к объекту воспитания без учета особенностей личности, отношение к ребенку как к помехе в карьере и личный делах, проявление уважения к ребенку.ЛичкоА.Е.описывает неправильные типы воспитания, которые оказывают негативное влияние на процесс формирования личности ребенка, такие как гипоопека и гиперпротекция, безнадзорность, эмоциональная отверженность, повышенная моральная ответственность.Петровский А.В. выделяет 5 типов семейных отношений: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество.

В процессе становления самооценки младшего школьника значительную роль имеют стили семейного воспитания, принятые в семье ценности. Поэтому, родителям необходимо грамотно воспитывать ребенка, чтобы вырастить полноценного члена общества, не нанести ребенку тяжелой психологической травмы, которая может наложить отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Психологи выделяют несколько типов неправильного воспитания:

Безнадзорность, бесконтрольность – встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети
предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. Гиперопекающий стильизначально лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии

 В результате дети становятся нерешительными, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы

Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи.    Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя. Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любит больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам и озлобленности детей.Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких людей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и своих близких.

Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими

.Авторитарный стиль, подразумевающий жестокое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные – подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками.Либерально – попустительский стиль, подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», капризы, демонстрируемые обиды и т.п. Попустительство приводит к тому, что он не может развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное, что необходимо для правильного социального развития ребенка, – понимание слова «надо». В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми, – он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на провал в общении – ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям. Его социальный эгоцентризм не дает возможности нормально овладевать социальным пространством человеческих отношений.

Неправильное воспитание уродует характер ребенка, что в будущем отрицательно сказывается на его взаимоотношении с окружающими.

Эксперименты

М.И. Лисиной показали, что источник искажений и отклонений в представлении ребенка о самом себе, кроется в его взаимоотношениях с близкими взрослыми, А.И. Захаров  в результате своих исследований приходит к выводу, что неблагоприятные типы воспитания могут способствовать развитию напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, которая, в свою очередь, приводит к появлению у него невротических состояний. Наиболее чувствительными к внутрисемейным отношениям оказываются стержневые образования личности ребенка – его самоотношение и самооценка.

По мнению

Костицыной, использование таких неблагоприятных типов воспитания как сверхтребовательность, противоречивость, непоследовательность приводит к формированию у ребенка неадекватного, диффузного образа  «Я».

Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексиейи ответственностью за него – наиболее эффективный стиль воспитания. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственностью за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя чувство собственного достоинства, и знает что такое дисциплина.

Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной (необязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большей свободой, но это свобода, по сути,- бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг другу. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.

Перечисленные стили общения в семье при всех их различиях имеют общее –  родители не равнодушны к своим детям. Они любят своих детей, а стиль воспитания часто является преемственным, передаваемым в семье из поколения в поколение. Лишь семья, обладающая способностью к рефлексии на особенности ребенка, сознательно ищет наиболее эффективный стиль  его индивидуального воспитания.

Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах. Эти качества личности воспитываются в семье, в школе.
Подводя итоги надо сказать, что от того, в какой степени семья социально благополучна, от того, в какой степени семья занималась ребенком, зависит будущая личность человека, а значит его будущая жизнь.

Список литературы.
1.                 Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 2003

2.                 Кон И. С. Ребенок  и общество.

М.,2003

3.                 Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2003

4.                 Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – СПб, 2003

5.                 Социология семьи / под ред. Антонова А.И. – М., 2005

6.          Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998

7.             Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996

8             Кульчинская Е.И. Воспитание чувств детей в семье. – Киев, 1983

9.             Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям/ Психологическая наука и образование. – №1, 2001

10.             Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2006

11. Статья с сайта учителя истории и обществознания Рудиной Т.А.

Источник