Роль семьи в коррекционном развитии ребенка
Роль семьи в, коррекционном воспитание ребёнка.
В семье рождается ребенок с нарушением зрения, либо потеря зрения происходит в раннем или дошкольном возрасте. Что делать родителям? Как ухаживать, воспитывать, развивать своего ребенка? Сами родители не могут решить такое огромное количество проблем. Нужна помощь специалистов — врачей, тифлопедагогов, психологов. Традиционно квалифицированную помощь оказывают специальные детские сады. В последнее время появились различные центры развития, где родители могут получить рекомендации. Однако в детские сады и центры развития попадают, как правило, дети, имеющие моносенсорный дефект. Дошкольники с сенсорно-интеллектуальным дефектом в детских садах получают не совсем адекватную помощь. Детей со слепотой и глубокой умственной отсталостью в дошкольные учреждения стараются вообще не брать, а если и берут, то занимаются с ними, как правило, на уровне обучения самообслуживанию. Развитие и воспитание таких малышей полностью ложится на родителей, которые не могут оказать квалифицированную помощь ребенку, не имея специальных знаний и навыков.
Первый год обучения по вспомогательной программе является самым трудным как для учащихся, так и для их родителей. Ребенок должен привыкнуть к иному режиму, к требованиям учителя, к школьному зданию, начать активно взаимодействовать с новыми людьми и т.д. Чтобы процесс адаптации проходил менее болезненно, учителя должны как можно быстрее познакомиться с особенностями характера детей, их интересами, установками родителей и т.д. Для этого мы предлагаем родителям ответить на вопросы разработанной нами анкеты, проводим индивидуальные беседы, в ходе которых специалист может получить необходимую информацию о ребенке. После этого просим написать небольшое сочинение на тему «Мой ребенок» и отобразить в нем то, что родители считают для себя важным. Приведем примеры двух таких сочинений.
Основываясь на многолетнем опыте работы, мы можем условно выделить 3 основные группы родителей по их отношению к воспитанию и обучению ребенка:
1. Активные родители. Они интересуются жизнью своего ребенка, постоянно общаются с учителями, правильно понимают свои обязанности, стараются найти специальную литературу, обсуждают и решают со специалистами вопросы, связанные с обучением ребенка, выполняют рекомендации дефектологов, проявляют инициативу.
2. Пассивные родители. Они, несомненно, заботятся о своих детях, но при этом совершенно безынициативны. Требования педагога выполняются только под контролем с его стороны. Жизнь класса этих родителей не волнует, успехи детей не впечатляют.
3. Безразличные родители. Это те родители, которые привезли ребенка в интернат и на неделю забыли о нем. Они тяжело переживают непосредственное общение с детьми и, если бы была возможность оставлять детей на весь учебный год, они с радостью бы это делали.
Известно, что одним из важнейших условий правильного воспитания детей является духовная близость между ними и родителями. Иногда жизнь детей и родителей протекает как бы параллельно, независимо друг от друга. Для ребенка учитель или воспитатель становится ближе, чем его собственные родители. Нам приходилось сталкиваться с такими случаями, когда ребенок отказывался ехать домой или уезжал с большой неохотой. Задача педагога — привлечь родителей к постоянному участию в воспитании детей.
В первый год обучения мы стараемся дать родителям как можно больше информации о специфике развития ребенка с нарушением зрения и интеллекта, о способах коррекции нарушений. Наша задача — подвести родителей к осмыслению имеющегося у ребенка дефекта, что позволит правильно вести с ним работу в семье и в дальнейшем снимет многие вопросы. Мы приводим родителям слова Л.С. Выготского: «Для воспитания умственно отсталого ребенка важно знать, как он развивается, важна не сама по себе недостаточность, не сама по себе неполноценность, дефект, изъян, но реакция, возникающая… в ответ на трудность, с которой он сталкивается. Умственно отсталый ребенок не состоит из одних дыр и дефектов, его организм, как целое, перестраивается. Личность, как целое, выравнивается, компенсируется» [1. С. 288].
С первых дней пребывания ребенка в школе и до ее окончания мы ведем честный и откровенный диалог с родителями. Мы говорим о ребенке, его проблемах, перспективах на будущее. Мы уверены, что в данном вопросе лукавство недопустимо. Родители должны знать все. Владея полной информацией, они быстрее адаптируются к существующему положению вещей, выбирают правильный путь общения с ребенком, принимают конструктивные решения.
Список литературы:
- Акатов Л. И. дети с ограниченными возможностями здоровья системе семейных отношений [Текст] // Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2004. -С. 256-288.
- Зальцман Л. М. работа с родителями детей имеющих нарушение зрения и интеллекта [Текст] / Л.М. Зальзман Дефектология.-206.- №2. С. 31-35.
Источник
Роль семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми,
имеющими нарушения в развитии
Середина Елена Валерьевна
Учитель-логопед МБУ «СРЦдН» Ивнянского района Белгородской области
Аннотация. Основной целью консультирования семей, имеющих детей с нарушениями речи является оказание учителем – логопедом коррекционно-педагогической помощи в ходе специально-организованной беседы, направленной на осознание родителями сути проблемы и способов ее решения. Семья обязана формировать здоровую, развитую личность, готовую к семейной и общественной жизни.
Ключевые слова: семья, коррекция, метод, обучение, консультирование, психологическое здоровье семьи, семейные отношения, развитие, речевые нарушения, дети с нарушениями в развитии.
Методы воспитания детей в семье имеют свою специфику. Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, стиля отношений в семье, родительской роли и т.д. Влияние на ребенка родителей индивидуальное, основано на конкретных поступках. Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них.
В основном все родители используют общие методы семейного воспитания: личный пример, поощрение, убеждение, наказание.
В некоторых семьях создаются и используются воспитывающие ситуации. Средства решения воспитательных задач в семье разнообразны: труд, учение, авторитет родителей, духовный и моральный климат семьи, национальные традиции, обычаи, слово, радио, телевидение и т.д.
Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий: 1) Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы; 2) Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: чем увлекаются, что читают, какие поручения выполняют, какие отношения с педагогами и одноклассниками, взрослыми, что ценят больше всего в людях и т.д;
3) Когда родители, отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно используются практические методы. Общение ребенка с родителями во время просмотра телепередач, совместного труда, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, что позволяет родителям лучше понять детей. 4) Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов и средств, форм воспитания. Следовательно, овладеть секретами педагогического воздействия и воспитания – практическая необходимость.
Основные задачи родителей в коррекционно-педагогическом процессе зависят от возраста детей.
В возрасте от 0 до 3 лет родители стимулируют психофизическое развитие ребенка с помощью эмоционально-теплового общения, тактильных, зрительных и слуховых стимулов. В игровой форме общения производится стимуляция двигательной, речевой активности, развитие пространственной ориентировки у ребенка. Мать организует охранительный режим для ребенка, ведет дневник наблюдений.
В возрасте 3-4 лет у детей развивают психические процессы: память, внимание, мышление; речь, общую и мелкую моторику рук, формируют навыки общения, самообслуживания и личной гигиены, организуют сюжетно-ролевые игры, расширяют представления ребенка об окружающем мире, организуют его отдых, выбирают дошкольное учреждение и участвуют в организации работы со специалистами. Родители организуют охранительный режим для ребенка, ведут дневник наблюдений.
В возрасте 5-6 лет родители организуют режим дня ребенка, совместно со специалистами готовят ребенка к школе. Родители формируют у детей самостоятельность и трудовые навыки, развивают творческие способности и интересы, ведут дневник наблюдений.
Таким образом, основными задачами родителей, являются:
- Родителям необходимо знать особенности развития ребенка, создать спокойную домашнюю атмосферу с режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;
- Постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдений;
- Овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по коррекционному развитию и воспитанию, обучению своих детей;
- Обеспечение своевременного приема медикаментозных средств детьми с нарушениями в развитии, наблюдения за их действием и информировании врача;
- Овладение основами правовых знаний, касающихся детей с ОВЗ и детей группы риска по отклонениям в развитиях;
- Участие в деятельности реабилитационных центров, обучающих семинарах, школах для родителей детей с нарушениями в развитии;
- Родителям необходимо сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к нарушению в развитии, дефекту речи, включать в жизнь ребенка посильную игровую деятельность.
Самым важным условием психологического комфорта для ребенка является единство и
понятность требований, которые предъявляют к нему взрослые.
Особое внимание родители и педагоги должны уделять развитию речи детей. Для развития у детей всех сторон устной речи: правильного звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи родителям необходимо – оказать посильную помощь своему ребенку в постановке звуков, учитывая рекомендации логопеда и педагогов. Воспитателю и специалистам в детском учреждении организовать в течении года целенаправленную работу с детьми по профилактике и коррекции звукопроизношения и развитию других сторон речи.
Для развития звуковой стороны речи родителям необходимо по рекомендациям логопеда или другого педагога проводить со своим ребенком специальные игровые упражнения, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении. Проводить игровые упражнения по развитию фонематического слуха, речевого внимания. Для развития мелкой моторики рук проводить игровые упражнения («Белка», «Пальчик-мальчик» и др.). Родители могут давать детям в домашних условиях под контролем вырезать ножницами, собирать мозаику, конструктор, лепить из пластилина и т.д. Педагоги проводят в течение года фронтальные и индивидуальные занятия по развитию звуковой культуры речи. Систематически проводят артикуляционную гимнастику, игры и игровые упражнения для развития речевого внимания, фонематического слуха (определять на слух наличие звука в слове), речевого дыхания, мелкой моторики рук, используя специальные упражнения и занятия по видам детской деятельности предусмотренных образовательной программой.
В целях обогащения и формирования словарного запаса у детей родители могут читать детскую и художественную литературу, беседовать с детьми, обращать особое внимание на то, из чего сделаны предметы, какой они формы, цвета, размера, расширять обобщающие понятия: игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, дикие и домашние животные, транспорт и т.д. Педагоги формируют и развивают словарь детей в процессе всех видов детской деятельности на занятиях, прогулках, режимных моментах и т.п. Проводят игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры на закрепление обобщающих слов, осмысленное употребление антонимов. Учат детей осуществлять подбор действий к предмету, объекту, вырабатывают понимание значений обобщающих слов.
Для формирования грамматического строя речи педагоги упражняют детей в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения, в образовании имен существительных во множественном числе, родительном падеже множественного числа, учат пользоваться глаголами. Проводят речевые игры и специальные упражнения по ознакомлению детей с некоторыми способами словообразования. Родители стремятся, чтобы речь всех взрослых, окружающих ребенка, соответствовала нормам литературного языка.
Развитию связной речи способствует обмен впечатлениями родителей с детьми после просмотра мультфильма, прочтения сказки, стихотворения и т.п. Логопед и воспитатели обучают ребенка составлению и распространению простых предложений, знакомят с видами простых предложений, различных по цели высказывания, упражняют в умении интонационно отражать цель высказывания. Знакомят детей с правилами ведения диалога, используя театрально игровую деятельность. Дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинам, сериям картин, по представлению.
Важно знать!!! Роль родителей и педагогов в развитии ребенка очень велика.
Родителям и педагогам для речевого развития детей необходимо создать в окружении ребенка культурную, богатую речевую среду и всячески способствовать активизации детской речи.
Список литературы:
- Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст] / Г.М.Бреслав. – М., 1990.
- Михнева, Е.Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Б.Михнева. – М., 1990.
- Никулина. В.Д. Рекомендации по психо-коррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка[Текст] / В.Д.Никулина // Воспитание и обучение ребенка с нарушениями в развитии. – 2002.-№4.
- Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева.-М.:Эксмо, 2015.-288с.:ил.
Источник
РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИОННОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ДЕТЕЙ
Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, органические поражения центральной нервной системы и т. д.) неуклонно возрастает, и к этому есть ряд причин. Нарушения различны по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям, динамике. Дети с отклонениями нуждаются в своевременной грамотной диагностике и в коррекционном воспитании. Роль микросреды, семьи и семейного воспитания в формировании личности ребенка велика. В комплексной диагностике и коррекции отклонений в развитии ребенка семья занимает важное место.
Дефицит общения в семье приводит к незрелости эмоционально-волевой сферы ребенка, к отставанию в развитии, в интеллектуальной деятельности. Иногда при изучении семей и семейных отношений выявляются изоляция ребенка, его игнорирование, отчуждение, выраженное доминирование родителей или, наоборот, ребенка, который становится деспотом и тираном в семье; гипо- или гиперо-опека, соперничество между детьми, детьми и взрослыми, принимающие размеры детско-родительских конфликтов, агрессия внутри семьи, тревога, страх и т. д. Чрезмерный родительский контроль подавляет активность и самостоятельность ребенка, вырабатывает и закрепляет у него инфантильную систему поведения. Чрезмерные проявления родительской любви могут нанести ребенку не меньший вред, чем равнодушие к нему взрослых.
В системе психотерапевтической и психокоррекционной работы с семьей используются разные средства. Варианты семейной психокоррекционной работы разрабатываются в зависимости от категории семьи и имеющихся у ребенка проблем, с учетом эмоциональных инвариантов внутрисемейных отношений. В семье должен быть обеспечен здоровый психологический климат, должны выполняться рекомендации лечебно-оздоровительного и воспитательного характера, обеспечивающие полноценное развитие личности ребенка.
Важными являются вопросы питания, режима дня, двигательной активности ребенка, система его закаливания, общения с ним. Наряду с воспитанием гигиенических навыков для социальной адаптации важно приучать ребенка к доступной для него деятельности, к развитию навыков самообслуживания, к труду. Должна проводиться целенаправленная работа по развитию диалогической и монологической речи, по организации игр детей и с детьми. Семья — значимый фактор развития творческих способностей ребенка. Музыка, пение, танцы, рисование, спорт — каждый из этих аспектов имеет и воспитательное, и коррекционно-развивающее значение.
Для выяснения того, как родители знают своего ребенка и как они к нему относятся, можно использовать методы беседы, опроса, анкетирования. Конечно, в каждом случае такой сбор информации имеет свои «ключевые вопросы и слова». Однако можно рекомендовать и ряд вопросов общего типа:
1) Какие положительные черты ребенка вы могли бы назвать?
2) Что в его поведении вас не устраивает?
3) Умеет ли ребенок быть внимательным в учебных занятиях?
4) Как быстро он устает в процессе работы?
5) Владеет ли навыками самообслуживания? Может ли сам сохранять опрятный вид и поддерживать порядок?
6) Как развиты у него руки? Умеет ли он рисовать, лепить, работать ножницами, вышивать?
7) Можно ли сказать, что ребенок достаточно ответственен? (Не забывает о поручениях, старается вовремя их выполнить.)
8) Усвоил ли он правила поведения в общественных местах?
9) С удовольствием ли он ходит в школу?
10) Считаете ли вы его достаточно способным?
11) Считаете ли вы его достаточно подготовленным к школе?
Эти вопросы помогут понять, насколько родители интересуются жизнью ребенка и как они участвуют в этой жизни.
Тема: Как правильно общаться с ребенком
Цель: оптимизировать ресурсы для эффективного общения с ребенком.
Задачи:
1. Развитие чувства принятия собственного ребенка.
2. Отработка навыков отреагирования агрессии.
3. Расширение поведенческого репертуара родителей.
4. Активизация творческого потенциала родителей.
Оборудование и материалы: мягкая игрушка, набор метафорических карт «Дерево», доска с маркерами, листы бумаги с приемами отреагирования агрессии.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Знакомство.
– Назовите свое имя и имя своего ребенка.
3. Обсуждение правил работы в группе.
4. Объявление темы занятия.
5. Разминка.
Передача по кругу игрушки и продолжение фразы: «Когда я была маленькой…»
Основная часть
Упражнение «В гостях у сказки»
– Я читаю сказку, а вы продолжите ее.
В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши – мама, папа, бабушка и дедушка – были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным.
Каждый день синяя мама учила его, как стать синим. Красный папа – как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот….
Рефлексия.
– Какие мысли, чувства возникли у вас от сказки?
Резюме.
Каждый взрослый требует от ребенка выполнять то, что он считает нужным. А что же при этом чувствует ребенок? Он начинает защищаться. При этом он защищается, как может.
Мозговой штурм «Как защищается ребенок»
– Подумайте о способах защиты детей своего внутреннего состояния. Давайте составим список.
Игра «Обзывалки»
Часто дети используют словесную агрессию – обзывают других детей. В результате может завязаться драка. Обе стороны становятся пострадавшими.
Давайте поиграем. Передаем друг другу игрушку и при этом называем друг друга необидными словами. Это могут быть названия фруктов, овощей, цветов, деревьев и пр. Каждое обращение должно начинаться словами: «А ты…». Например: «А ты – вишня!»
В заключительном круге нужно сказать друг другу что-то приятное: «А ты – моя радость!»
Рефлексия.
В данную игру можно играть дома, чтобы учить ребенка неагрессивно общаться, а также показать свою любовь и принятие ребенка.
Упражнение «Работа с гневом».
У ребенка накапливается гнев. Это вызывает напряжение. Сдерживать его нельзя, потому что накопится столько, что потом произойдет выплеск большой силы, который принесет вред и ребенку, и окружающим. Это как воздушный шарик. Представьте, с каждым выдохом воздуха шарик становится все больше, пока не лопнет. Поэтому нужно избавляться от гнева. Выберите из списка те действия, с помощью которых можно безопасно выплеснуть накопившийся гнев.
1. Громко спеть любимую песню.
2. Пометать дротики в мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Использовать «стаканчик для крика», чтобы высказать все свои отрицательные эмоции.
5. Пускать мыльные пузыри.
6. Устроить «бой» с боксерской грушей.
7. Полить цветы.
8. Забить несколько гвоздей в мягкую деревяшку.
9. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
10. Поиграть в «настольный футбол»
11. Постирать белье.
12. Отжаться от пола максимальное количество раз.
13. Скомкать несколько листов бумаги, а потом выбросить.
14. Слепить из пластилина обидчика, а потом сломать его.
Рефлексия.
– Что из данного упражнения явилось для вас новым, а что вы для себя уже используете?
– Есть ли у вас свои способы выплескивания гнева?
Упражнение «Попроси игрушку»
Дети иногда проявляют агрессию, не зная других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтной ситуации приемлемыми способами.
Будем работать в парах.
1) Один родитель держит в руках какой-либо предмет. Задача второго – уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет, только если захочет.
2) Упражнение выполняется аналогично, но только без слов.
Рефлексия.
– Поделитесь впечатлениями от упражнения.
– Как можно применять в жизни при воспитании ребенка этот опыт?
Заключительная часть
Рефлексия
– Поделитесь своими чувствами, мыслями по поводу нашего тренинга.
– Что полезного узнали?
– Что возьмете на вооружение?
Упражнение «Скажите приятное»
В завершение скажите друг другу приятные слова, передавая игрушку по кругу.
Прощание
Источник