Роль семьи в коррекции развития ребенка
Роль семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми,
имеющими нарушения в развитии
Середина Елена Валерьевна
Учитель-логопед МБУ «СРЦдН» Ивнянского района Белгородской области
Аннотация. Основной целью консультирования семей, имеющих детей с нарушениями речи является оказание учителем – логопедом коррекционно-педагогической помощи в ходе специально-организованной беседы, направленной на осознание родителями сути проблемы и способов ее решения. Семья обязана формировать здоровую, развитую личность, готовую к семейной и общественной жизни.
Ключевые слова: семья, коррекция, метод, обучение, консультирование, психологическое здоровье семьи, семейные отношения, развитие, речевые нарушения, дети с нарушениями в развитии.
Методы воспитания детей в семье имеют свою специфику. Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, стиля отношений в семье, родительской роли и т.д. Влияние на ребенка родителей индивидуальное, основано на конкретных поступках. Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них.
В основном все родители используют общие методы семейного воспитания: личный пример, поощрение, убеждение, наказание.
В некоторых семьях создаются и используются воспитывающие ситуации. Средства решения воспитательных задач в семье разнообразны: труд, учение, авторитет родителей, духовный и моральный климат семьи, национальные традиции, обычаи, слово, радио, телевидение и т.д.
Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий: 1) Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы; 2) Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: чем увлекаются, что читают, какие поручения выполняют, какие отношения с педагогами и одноклассниками, взрослыми, что ценят больше всего в людях и т.д;
3) Когда родители, отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно используются практические методы. Общение ребенка с родителями во время просмотра телепередач, совместного труда, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, что позволяет родителям лучше понять детей. 4) Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов и средств, форм воспитания. Следовательно, овладеть секретами педагогического воздействия и воспитания – практическая необходимость.
Основные задачи родителей в коррекционно-педагогическом процессе зависят от возраста детей.
В возрасте от 0 до 3 лет родители стимулируют психофизическое развитие ребенка с помощью эмоционально-теплового общения, тактильных, зрительных и слуховых стимулов. В игровой форме общения производится стимуляция двигательной, речевой активности, развитие пространственной ориентировки у ребенка. Мать организует охранительный режим для ребенка, ведет дневник наблюдений.
В возрасте 3-4 лет у детей развивают психические процессы: память, внимание, мышление; речь, общую и мелкую моторику рук, формируют навыки общения, самообслуживания и личной гигиены, организуют сюжетно-ролевые игры, расширяют представления ребенка об окружающем мире, организуют его отдых, выбирают дошкольное учреждение и участвуют в организации работы со специалистами. Родители организуют охранительный режим для ребенка, ведут дневник наблюдений.
В возрасте 5-6 лет родители организуют режим дня ребенка, совместно со специалистами готовят ребенка к школе. Родители формируют у детей самостоятельность и трудовые навыки, развивают творческие способности и интересы, ведут дневник наблюдений.
Таким образом, основными задачами родителей, являются:
- Родителям необходимо знать особенности развития ребенка, создать спокойную домашнюю атмосферу с режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;
- Постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдений;
- Овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по коррекционному развитию и воспитанию, обучению своих детей;
- Обеспечение своевременного приема медикаментозных средств детьми с нарушениями в развитии, наблюдения за их действием и информировании врача;
- Овладение основами правовых знаний, касающихся детей с ОВЗ и детей группы риска по отклонениям в развитиях;
- Участие в деятельности реабилитационных центров, обучающих семинарах, школах для родителей детей с нарушениями в развитии;
- Родителям необходимо сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к нарушению в развитии, дефекту речи, включать в жизнь ребенка посильную игровую деятельность.
Самым важным условием психологического комфорта для ребенка является единство и
понятность требований, которые предъявляют к нему взрослые.
Особое внимание родители и педагоги должны уделять развитию речи детей. Для развития у детей всех сторон устной речи: правильного звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи родителям необходимо – оказать посильную помощь своему ребенку в постановке звуков, учитывая рекомендации логопеда и педагогов. Воспитателю и специалистам в детском учреждении организовать в течении года целенаправленную работу с детьми по профилактике и коррекции звукопроизношения и развитию других сторон речи.
Для развития звуковой стороны речи родителям необходимо по рекомендациям логопеда или другого педагога проводить со своим ребенком специальные игровые упражнения, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении. Проводить игровые упражнения по развитию фонематического слуха, речевого внимания. Для развития мелкой моторики рук проводить игровые упражнения («Белка», «Пальчик-мальчик» и др.). Родители могут давать детям в домашних условиях под контролем вырезать ножницами, собирать мозаику, конструктор, лепить из пластилина и т.д. Педагоги проводят в течение года фронтальные и индивидуальные занятия по развитию звуковой культуры речи. Систематически проводят артикуляционную гимнастику, игры и игровые упражнения для развития речевого внимания, фонематического слуха (определять на слух наличие звука в слове), речевого дыхания, мелкой моторики рук, используя специальные упражнения и занятия по видам детской деятельности предусмотренных образовательной программой.
В целях обогащения и формирования словарного запаса у детей родители могут читать детскую и художественную литературу, беседовать с детьми, обращать особое внимание на то, из чего сделаны предметы, какой они формы, цвета, размера, расширять обобщающие понятия: игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, дикие и домашние животные, транспорт и т.д. Педагоги формируют и развивают словарь детей в процессе всех видов детской деятельности на занятиях, прогулках, режимных моментах и т.п. Проводят игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры на закрепление обобщающих слов, осмысленное употребление антонимов. Учат детей осуществлять подбор действий к предмету, объекту, вырабатывают понимание значений обобщающих слов.
Для формирования грамматического строя речи педагоги упражняют детей в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения, в образовании имен существительных во множественном числе, родительном падеже множественного числа, учат пользоваться глаголами. Проводят речевые игры и специальные упражнения по ознакомлению детей с некоторыми способами словообразования. Родители стремятся, чтобы речь всех взрослых, окружающих ребенка, соответствовала нормам литературного языка.
Развитию связной речи способствует обмен впечатлениями родителей с детьми после просмотра мультфильма, прочтения сказки, стихотворения и т.п. Логопед и воспитатели обучают ребенка составлению и распространению простых предложений, знакомят с видами простых предложений, различных по цели высказывания, упражняют в умении интонационно отражать цель высказывания. Знакомят детей с правилами ведения диалога, используя театрально игровую деятельность. Дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинам, сериям картин, по представлению.
Важно знать!!! Роль родителей и педагогов в развитии ребенка очень велика.
Родителям и педагогам для речевого развития детей необходимо создать в окружении ребенка культурную, богатую речевую среду и всячески способствовать активизации детской речи.
Список литературы:
- Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст] / Г.М.Бреслав. – М., 1990.
- Михнева, Е.Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Б.Михнева. – М., 1990.
- Никулина. В.Д. Рекомендации по психо-коррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка[Текст] / В.Д.Никулина // Воспитание и обучение ребенка с нарушениями в развитии. – 2002.-№4.
- Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева.-М.:Эксмо, 2015.-288с.:ил.
Источник
Роль семьи в, коррекционном воспитание ребёнка.
В семье рождается ребенок с нарушением зрения, либо потеря зрения происходит в раннем или дошкольном возрасте. Что делать родителям? Как ухаживать, воспитывать, развивать своего ребенка? Сами родители не могут решить такое огромное количество проблем. Нужна помощь специалистов — врачей, тифлопедагогов, психологов. Традиционно квалифицированную помощь оказывают специальные детские сады. В последнее время появились различные центры развития, где родители могут получить рекомендации. Однако в детские сады и центры развития попадают, как правило, дети, имеющие моносенсорный дефект. Дошкольники с сенсорно-интеллектуальным дефектом в детских садах получают не совсем адекватную помощь. Детей со слепотой и глубокой умственной отсталостью в дошкольные учреждения стараются вообще не брать, а если и берут, то занимаются с ними, как правило, на уровне обучения самообслуживанию. Развитие и воспитание таких малышей полностью ложится на родителей, которые не могут оказать квалифицированную помощь ребенку, не имея специальных знаний и навыков.
Первый год обучения по вспомогательной программе является самым трудным как для учащихся, так и для их родителей. Ребенок должен привыкнуть к иному режиму, к требованиям учителя, к школьному зданию, начать активно взаимодействовать с новыми людьми и т.д. Чтобы процесс адаптации проходил менее болезненно, учителя должны как можно быстрее познакомиться с особенностями характера детей, их интересами, установками родителей и т.д. Для этого мы предлагаем родителям ответить на вопросы разработанной нами анкеты, проводим индивидуальные беседы, в ходе которых специалист может получить необходимую информацию о ребенке. После этого просим написать небольшое сочинение на тему «Мой ребенок» и отобразить в нем то, что родители считают для себя важным. Приведем примеры двух таких сочинений.
Основываясь на многолетнем опыте работы, мы можем условно выделить 3 основные группы родителей по их отношению к воспитанию и обучению ребенка:
1. Активные родители. Они интересуются жизнью своего ребенка, постоянно общаются с учителями, правильно понимают свои обязанности, стараются найти специальную литературу, обсуждают и решают со специалистами вопросы, связанные с обучением ребенка, выполняют рекомендации дефектологов, проявляют инициативу.
2. Пассивные родители. Они, несомненно, заботятся о своих детях, но при этом совершенно безынициативны. Требования педагога выполняются только под контролем с его стороны. Жизнь класса этих родителей не волнует, успехи детей не впечатляют.
3. Безразличные родители. Это те родители, которые привезли ребенка в интернат и на неделю забыли о нем. Они тяжело переживают непосредственное общение с детьми и, если бы была возможность оставлять детей на весь учебный год, они с радостью бы это делали.
Известно, что одним из важнейших условий правильного воспитания детей является духовная близость между ними и родителями. Иногда жизнь детей и родителей протекает как бы параллельно, независимо друг от друга. Для ребенка учитель или воспитатель становится ближе, чем его собственные родители. Нам приходилось сталкиваться с такими случаями, когда ребенок отказывался ехать домой или уезжал с большой неохотой. Задача педагога — привлечь родителей к постоянному участию в воспитании детей.
В первый год обучения мы стараемся дать родителям как можно больше информации о специфике развития ребенка с нарушением зрения и интеллекта, о способах коррекции нарушений. Наша задача — подвести родителей к осмыслению имеющегося у ребенка дефекта, что позволит правильно вести с ним работу в семье и в дальнейшем снимет многие вопросы. Мы приводим родителям слова Л.С. Выготского: «Для воспитания умственно отсталого ребенка важно знать, как он развивается, важна не сама по себе недостаточность, не сама по себе неполноценность, дефект, изъян, но реакция, возникающая… в ответ на трудность, с которой он сталкивается. Умственно отсталый ребенок не состоит из одних дыр и дефектов, его организм, как целое, перестраивается. Личность, как целое, выравнивается, компенсируется» [1. С. 288].
С первых дней пребывания ребенка в школе и до ее окончания мы ведем честный и откровенный диалог с родителями. Мы говорим о ребенке, его проблемах, перспективах на будущее. Мы уверены, что в данном вопросе лукавство недопустимо. Родители должны знать все. Владея полной информацией, они быстрее адаптируются к существующему положению вещей, выбирают правильный путь общения с ребенком, принимают конструктивные решения.
Список литературы:
- Акатов Л. И. дети с ограниченными возможностями здоровья системе семейных отношений [Текст] // Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2004. -С. 256-288.
- Зальцман Л. М. работа с родителями детей имеющих нарушение зрения и интеллекта [Текст] / Л.М. Зальзман Дефектология.-206.- №2. С. 31-35.
Источник
Среди врожденных нарушений (дефектов) развития расщелины верхней губы и неба являются достаточно распространенными – занимают второе место.
По статистическим данным Европейских стран, рождение ребенка с расщелиной губы и неба (устарелое название дефекта – “волчья пасть, заячья губа”) составляет один случай на 500-1000 новорожденных. Реакция семьи на появление на свет ребенка с таким заметным пороком развития всегда трагична и неоднозначна. Родители часто безосновательно обвиняют себя в случившемся, ищут причины в состоянии своего здоровья, недостаточном внимании к периоду беременности, расспрашивают родственников о подобных случаях. В семье возникает длительная травмирующая ситуация, преодолеть которую необходимо для того, чтобы сосредоточить усилия на активном участии в комплексном медико-логопедическом процессе нормализации физического и речевого развития ребенка.
Родители должны знать, что в подавляющем большинстве случаев при своевременной медико-логопедической помощи удается создать все необходимые условия для полноценного физического и психического развития ребенка. При этом многими отечественными и зарубежными специалистами отмечается в качестве одного из важнейших факторов, определяющих конечный позитивный эффект коррекции, участие родителей и их стиль поведения в далеко не простой жизненной ситуации. Необходимо научиться находить определенный баланс между родительской любовью и теплотой, столь необходимой ребенку с особенностями развития, и твердостью и тактичным, но постоянным контролем за систематическим выполнением специальных логопедических упражнений для усвоения навыков правильной речи. Очень важна также и эмоциональная поддержка детей, так как данное нарушение значительно ограничивает возможности общения с окружающими, особенно на ранних этапах коррекции.
В настоящее время для оказания специализированной помощи таким детям в стране существует сеть лечебно-профилактических центров. Диспансеризация и поэтапная реабилитация детей с врожденными расщелинами губы и неба основывается на сочетании лечебных, логопедических и психологических мероприятий, которые проводятся в течение роста ребенка до 14-15 лет. Эта работа осуществляется хирургом-стоматологом, ортодонтом, логопедом, медицинским генетиком, отоларингологом, методистом по лечебной гимнастике, психологом, а при необходимости, и другими специалистами.
Основные задачи комплексного воздействия на дефект в этот достаточно долгий период времени состоят в следующем:
- Устранение хирургическим путем анатомических нарушений (иногда в несколько этапов). Рекомендуется ранняя пластика губы – новорожденным и до 4-6 месяцев, в зависимости от медицинских показаний. Пластика неба и дополнительные косметические операции должны быть закончены в дошкольном возрасте.
- Ортодонтическое исправление деформации верхней челюсти и постоянный контроль за предотвращением вторичных деформаций.
- Общеукрепляющее лечение и своевременная отоларингологическая санация (дети склонны к частым отитам).
- Ранняя логопедическая помощь для развития нормального речевого дыхания и правильной артикуляции; коррекция нарушений звукопроизношения, назального (носового) оттенка голоса; тщательный контроль за общим речевым развитием ребенка и своевременное устранение отставания в развитии фразовой речи, лексического запаса; подготовка к обучению в общеобразовательной школе.
Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше был проконсультирован всеми специалистами и рано прооперирован, так как в этом случае значительно уменьшается вероятность отклонений в развитии речи. В подавляющем большинстве случаев ребенок с врожденной расщелиной неба по своему психическому и интеллектуальному развитию не отличается от других детей. Тем не менее, до окончания всех реабилитационных мероприятий такой ребенок должен состоять на учете в службах соцзащиты и получать пенсию.
Следует подчеркнуть, что при всех современных достижениях медицины и логопедии детям с расщелиной в дооперационный и послеоперационный период крайне необходима постоянная и грамотная помощь родителей – без излишней эмоциональности, тревожности, гиперопеки, рассчитанная на терпеливое длительное участие в реабилитационном процессе в контакте со специалистами.
Огромное значение для адаптации ребенка к среде нормально развивающихся сверстников имеет овладение полноценной речью. Дефекты в строении речевого аппарата – различные варианты расщелин (твердого и мягкого неба, только мягкого неба, сквозные расщелины губы и неба и др.), деформации зубочелюстной системы приводят к целому ряду вторичных нарушений, влияющих на раннее развитие ребенка. С первых дней рождения обнаруживается расстройство сосания и глотания, так как полость рта свободно сообщается с полостью носа. Не создается герметичность в полости рта при сосании, ребенок захлебывается и его переводят на искусственное вскармливание. Рано возникает компенсаторная привычка слегка отодвигать корень языка кзади, что позже сказывается на качестве произнесения некоторых звуков речи.
Выдыхаемая воздушная струя расходуется через нос и рот (поскольку отсутствует мягкое небо или нарушена его функция) и слабость ротового выдоха отрицательно влияет на тембр голоса. Возникает постоянный выраженный носовой оттенок голоса и специфические особенности артикуляции звуков. Это нарушение в логопедии обозначается термином – открытая ринолалия. Следует учесть также и то, что невнятная речь детей (слабый назальный голос, отсутствие многих звуков, специфический характер артикуляции) мало понятна окружающим, даже близким людям, что ограничивает возможности речевого общения и часто приводит к изоляции детей. Это стойкий дефект, который не преодолевается без специальных занятий и его полная коррекция предполагает систематические логопедические занятия. В то же время очень важно отметить, что степень нарушения речевого развития не всегда четко зависит от величины и формы расщелины, а определяется комплексом факторов, среди которых большое значение имеет стимуляция лепета, развитие активности сохранных отделов артикуляционного аппарата, качество операции, раннее обращение к логопеду, воспитание слухового, а чуть позже и фонематического восприятия (направленного внимания на восприятие речевых звуков).
Родители должны получить развернутую консультацию логопеда и понять, в чем состоят основные препятствия для овладения нормальным произношением. Это, прежде всего – отсутствие достаточной ротовой струи воздуха, необходимой для образования звуков (особенно для взрывных звуков – Б, Д, Р и др.), недостаточная активность языка, губ (особенно при наличии расщелины губы даже в послеоперационный период). Кроме того, у детей снижен слуховой контроль за своей речью и они медленно вводят в речь даже исправленные звуки. Огромная работа предстоит по автоматизации тех навыков, которые сформирует логопед на занятиях, в свободной самостоятельной речи. В этой связи роль родителей особенно велика – они должны стать постоянными помощниками логопеда и поддерживать достигнутый уровень речи в домашней обстановке, отмечая и поощряя достижения.
Для ребенка, который родился с расщеплением нёбного овода и нёбной занавески, период лепета и начало речи проходит в особых условиях. Он слышит хорошо, радуется обращенной речи и начинает понимать слова, которые к нему обращены. Но из-за отсутствия затвора между ротовой и носовой полостями он не имеет возможности произнести звуки. Вся голосовая продукция имеет носовой резонанс, и артикуляция большинства согласных абсолютна нереализуема. В таких анатомических условиях ребенок остается до операции. Ребенок не может усваивать речь путем подражания, как это происходит в норме.
Источник