Роль семьи в духовном развитии ребенка

Роль семьи

в духовно-нравственном воспитании детей

Машкина Нина Матвеевна – воспитатель МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад  № 35 «Родничок»

Ребёнок учится тому,

что видит у себя в дому.

Родители пример ему.

С.Брант.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.

Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы духовно-нравственного   воспитания. Духовно-нравственное воспитание   формирует  ядро личности, благотворно влияющие  на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к  духовно- нравственному воспитанию в  настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Семья является первичным лоном человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Она образец жизни, который усваивает малыш и будет копировать в своей семье, став взрослым. Семейные взаимоотношения становятся для него «моделью» по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел. Ибо первые 3-5 лет весь мир человека – это, прежде всего, его семья, которая удовлетворяет его потребности: в еде, общении, защищенности и в главной человеческой потребности – быть любимым, быть нужным в этом мире. Здесь пробуждаются и начинают развертываться  дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить, верить, жертвовать – именно родители – первые воспитатели, они закладывают основу духовно-нравственного развития маленького человека.

Жизнь маленького ребёнка начинается в семье, и именно в семье закладывается фундамент духовно-нравственного его развития. В семье с раннего возраста ребёнок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и к нему самому. Чем крепче семья, чем крепче в неё связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека.

Испокон века воспитание доброго нрава ребёнка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребёнок теряет способность формироваться как личность.

В семье, в любви и заботе, в единении и взаимной поддержке фиксируются практически все человеческие добродетели. Значение семьи для всех его членов исключительно велико, она играет роль оплота, своего рода убежища, территории, защищённой не только стенами, крышей над головой и законом, но и столь необходимой человеку атмосферой родственности, близости и доверия.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всех последующей жизни. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнаёт, «что такое хорошо и что такое плохо».

С самого раннего возраста правильный процесс развития ребёнка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребёнок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои эмоции. Семья готовит ребёнка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передаёт ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребёнка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребёнка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребёнку большую помощь. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное чувство удовлетворения.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребёнку новые образцы поведения, с их помощью он познаёт окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция всё более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребёнка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребёнка, то они ведёт себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у её старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат всего общества.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.

Духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, сёстрам и братьям. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

Читайте также:  Стадии психосоциального развития ребенка по эриксону

О нравственном здоровье семьи, её духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью как коллектив.

Лучшее наследство, которое мы можем оставить детям, хорошее воспитание.

Помните! Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить о себе след вечный, Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если вы хотите остаться в сердце человеком – воспитывайте своих детей, да так, чтобы в старости не пришлось краснеть за них.

Таким образом, воспитание духовных ценностей в семье играет важную роль в жизни ребёнка. Это поможет непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой будет формироваться и закрепляться изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому и доброму.

Источник

Роль семьи в формировании духовно- нравственной личности

Семья – это колыбель не только физического, но и духовного рождения человека. Особенно важна роль семьи в воспитании с самого раннего детства девочки – как будущей девушки, женщины, матери, продолжительности рода, а мальчика – как юноши, мужчины, отца, защитника семьи и отечества. Семья – это ячейка общества, где в одном жизненном измерении живут родители и их дети; нравственные ценности, духовные взаимоотношения, культура поведения развиваются согласно основам, формируемым изначально родителями. Многие духовные проблемы, особенно сегодня, начинаются в семье, если происходит отрыв от ее традиционных нравственных истоков, ослабевает духовное родство между поколениями, дети перестают почитать и уважать своих родителей.

В духовном самосохранении семьи важную роль играет приобщение ребенка к родному языку и национальным традициям. Ни школа, ни учитель ничего существенного не сделают, если любовь к родному языку не будет заложена в семье. Только родители смогут доказать детям, что родной язык является не просто средством общения, но и мировоспитания. Родная речь, родной язык – это глаза, сердце, ум и душа народа. Обучение ребенка родному языку и через него приобщение его к истории, обычаям, культуре, искусству народа – святой долг родителей. В нашей семье дети одинаково хорошо говорят на башкирском, русском языках, с удовольствием читают книги башкирских писателей и поэтов, газеты и журналы «Аманат», «Акбузат», «Тамаша». Мы стараемся, когда бываем в Уфе, посещать Башкирский государственный академический театр драмы, Молодежный театр, Театр кукол, Башкирский театр оперы и балета, Башкирскую государственную филармонию, где можно получить не только духовную пищу, но иметь представление о башкирской национальной культуре, об артистах.

Огромна роль семьи в формировании половой культуры подрастающего поколения. Особенно сегодня, когда на молодежную аудиторию активно транслируются «лжеценности» аморальной культуры, пропагандирующие культ голого тела без духа и души, необходимо целенаправленно готовить молодежь к будущей ответственной жизни в браке, приобщать их к этике и этикету супружеской жизни. Не в темной подворотне от «просвещенных» сверстников, не от героев порнографических фильмов должны узнавать подростки сокровенные тайны метафизики пола и любви, а мудрое, возвышенное слово родителей должно стать авторитетом в вопросах сексуального просвещения и  в воспитании культуры поведения в семье. Одной из причин невежества  молодых людей в сфере сексуальной культуры является то, что вопросы создания будущей семьи обходят обычно молчанием, полагая, что решится все само собой. Истинные советы, знания и откровенные разговоры никогда не принесут вреда, а лишь помогут правильно строить взаимоотношения между полами. Необходимо с детства воспитывать эмоции, сдержанность, способность к самообладанию. Не усвоив элементарных основ культуры взаимоотношений между полами, молодые люди обесценивают чувство любви. Духовная личность не только должна быть образованной, способной разбираться в различных областях науки, но также быть грамотной в области сексуальной культуры.

Духовный человек – это нравственный, добрый и отзывчивый человек, уважительно относится к детству, старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи как основы духовного и физического воспроизводства нации. Семья изначально культивирует в человеке такие гуманные качества, как сострадание и милосердие, доброта, отзывчивость и порядочность. Жизненный опыт показывает, что благородные духовные качества детей не только основа их будущей достойной жизни, но и необходимое условие надежной старости старшего поколения. Например, в башкирском сказочном наследии есть поучительный сюжет «Старая мать» о жадном сыне, который решил избавиться от старой немощной матери и сбросить ее, «старуху-дармоедку», в пропасть. Посадил он мать в дырявое корыто и пошел в лес, взяв на подмогу малолетнего сына. Только хотел сбросить ее в пропасть, сын закричал: «Отец, постой, корыто не упусти, унесем его домой!» «Зачем тебе дырявое корыто?» – удивился отец. «А в чем же я тебя, когда состаришься, притащу к этой пропасти?» – в свою очередь удивился мальчик. Ужаснулся неблагодарный сын. «Худо дело, коль и впрямь так получится», – подумал он, повел мать обратно и стал заботливым, почтительным сыном.

Духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, нравственно здоровый, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире, безошибочно отличать истину от заблуждений, добро от зла, прекрасное от преходящего и временного. Это индивид со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием, и роль семьи в формировании духовного человека, способного стать активным, деятельным, ответственным субъектом происходящих в современном обществе перемен, безусловна.

Алия Алибаева,

воспитатель МДОАУ д/с «Белочка»

Читайте также:  Видео о развитие 9 месячном ребенке

Источник

Марина Петровская
Роль семьи в духовно-нравственном становлении личности

Выступление на рождественских чтениях

РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

М. А. Петровская,

воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 55»,

г. Магадан.

«Главный смысл и цель семейной жизни –

воспитание детей. Главная школа воспитания

детей – это взаимоотношения мужа и жены,

отца и матери».

(В. А. Сухомлинский)

Духовно-нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Формирование нравственных качеств личности, нравственной позиции, накопление духовного опыта, основанного на традициях и культуре народа – является целью духовно-нравственного воспитания дошкольника. Нравственные привычки, усвоенные с детства, лежат в основе всех дальнейших поступков человека, формируют нравственный облик его личности и определяют систему ценностей. Ребенок с самого начала должен учиться совершать нравственные поступки, правильно реагировать на возникающие трудности, уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества.

Семья – главное в жизни каждого человека, это самые близкие люди, которые окружают человека с самого рождения. Трудно переоценить силу влияния семьи на формирование личности ребенка. Первые жизненные уроки ребенок получает именно в семье. Каким вырастет ребенок, зависит именно от того, что вложат в его душу, люди, воспитывающие его.Русский философ и публицист Иван Ильин писал: «Именно семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь и в живом отношении к которым,растет его душа и крепнет его дух: первообраз его матери, несущий любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Горе человеку, у которого в душе нет места для этих зиждительных и ведущих первообразов, этих живых символов и в то же время творческих источников духовной любви и духовной веры».

В раннем возрасте усвоение нравственных норм, моральных требований и образцов поведения происходит на основе подражания. Поэтому важнейшую роль здесь играет личный пример родителей. Моральные нормы и нравственные критерии поведения внутри семьи, впитываются ребенком и воспринимаются им как общепринятый эталон. На примере своих родителей ребенок формирует свое представление о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Поэтому, семья может выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания.Императрица Александра Федоровна писала: «Родители должны быть такими, какими хотят видеть своих детей не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».

Большое значение для воспитания ребенка имеет климат внутри семьи.Он может зависеть от множества факторов: политических, социально-экономических и психологических. В современном мире, в результате происходящих в обществе процессов, идет разрушение главного – семьи и семейных ценностей. Все реже можно встретить традиционную полную семью, где есть мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры. Где старшее поколение передает семейные традиции и у каждого свои обязанности, свои воспитательные функции. Все чаще старшее поколение, живет отдельно, семьи зачастую неполные, с одним ребенком и развод стал, чуть ли нормой жизни. Нехватка свободного времени, из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Дети становятся полностью зависимы от настроения, эмоций и физического состояния родителей. [6]

В семьях, где исчезает взаимопонимание, и часто возникают конфликты, приобретающие иногда хронический характер, где наказания, грубость и насилие над детьми носят регулярный характер, создаются условия для возникновения отклонений в поведении детей. В этом случае у ребенка формируются искаженные понятия о нормах и правилах поведения, в результате чего возникают асоциальные формы поведения.

Отношение родителей к детям варьируется от безразличного, когда дети предоставлены сами себе, а родители занимаются в основном решением своих проблем, до ситуации противоположной, когда ребенок становится «главным» в семье и родители стараются во всем ему угодить, облегчить жизнь. И то и другое пагубно отражается на ребенке и вредит его нравственному развитию.

Еще один бич нашего времени – телефон и интернет. Сами по себе являясь продуктами прогресса, они все больше отдаляют людей друг от друга, переводя их от нормального, живого общения к виртуальному. Все чаще родители предпочитают провести вечер не в совместной деятельности с ребенком, не за семейным чтением, а в интернете. Таки образом, ребенку достается все меньше внимания.

Ребенок подражает взрослым и стремится быть похожим на отца и на мать. Когда родители это понимают, то ведут себя в целом, так что их поведение способствует формированию у ребенка тех качеств, которые они хотят ему передать. Такое воспитание является сознательным, так как родители контролируют свое поведение, чтобы ребенок мог брать с них пример.Антон Семенович Макаренко говорил: «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом».

Ребенка нужно окружать такими примерами, которые будут полезны ему, необходимо контролировать с кем ребенок общается, какие передачи смотрит по телевизору, надо оберегать неокрепшую детскую душу от той грязи, которая может навредить ему. Задача воспитания конечно не в запретах, а в том, чтобы развить у ребенка вкус и понимание, что хорошо, а что плохо. «Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя», говорил выдающийся русский педагог Василий Александрович Сухомлинский.

Очень важен для воспитания ребенка здоровый образ жизни в семье. Отсутствие вредных привычек у родителей, пропаганда ими здорового образа жизни, занятия спортом благотворно скажутся на детях. Алкоголизм и употребление наркотиков и психотропных веществ родителями, делают ребенка, по сути, сиротой, при живых родителях. Если ребенок видит каждый день курящую, пока еще молодую и красивую мать, то он начинает сомневаться во вреде курения, и переубедить его будет сложно. Родителям всегда нужно внимательно относиться к своим поступкам, предполагать их результат, смотреть в будущее. [2]

Читайте также:  Задания для развития ребенка 9 месяцев

Так как с момента рождения, до поступления в учреждение образования ребенок большую часть своей жизни, проводит в семье, то родители являются для ребенка основным источником жизненного опыта. Ребенок перенимает у них основы поведения в обществе, отношение к другим людям, к труду. Родители влияют на поведение детей методами поощрения и наказания, своим отношением к поступкам и событиям. Семья обеспечивает ребенку чувство безопасности во внешнем мире, ощущение того, что его любят, ценят. Уверенность в родительской любви поможет ребенку преодолевать трудности, укрепит веру в свои возможности, научит ценить других людей. Профессор,доктор медицинских наук Илья Николаевич Шевелев писал: «Не строгость и спартанское воспитание делают ребенка достойным человеком, а заряд душевной теплоты, который он пронесет через всю жизнь».

Подрастая, ребенок выходит из семьи и начинает осваивать мир. В общении со сверстниками, взрослыми, окружающим природным и рукотворным миром он использует накопленный в семье нравственный опыт. Происходит социализация ребенка. И на этом этапе его воспитания содружество родителей и педагогов выступает основным фактором. Важно, чтобы оно шло в одном направлении и имело общие цели.

В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении. Стараемся повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Ведем просветительскую работу с родителями, стараемся заинтересовать их жизнью ребенка в детском саду.

Ведущим принципом в работе нашего дошкольного учреждения, является доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Единство в вопросах воспитания детей способствует росту авторитета взрослых – родителей и воспитателей в глазах ребенка, укрепляет доверие к ним. Что в свою очередь очень важно для создания благоприятного климата общего духовно-нравственного воспитания.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду помогает им лучше понять своих детей, увидеть мир глазами ребенка, сформировать доверительные отношения. Для родителей оформлены уголки, предлагается консультативный материал по вопросам духовно-нравственного воспитания. Периодически проходит тематические выставки творческих работ, в которых принимают активное участие родители вместе с детьми. Это помогает родителям больше времени проводить с ребенком, показать заинтересованность его жизнью. Такие темы как «Герб семьи», «Моя семья», «Рождественские истории», «Российский флаг», «Природа родного края» и т. д. позволяет родителям беседовать с детьми в процессе подготовки и выполнения работ на духовно-нравственные темы, приобщать детей к православным традициям, истории семьи, страны.

Так же, в нашем дошкольном учреждении на протяжении нескольких лет проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей, с использованием учебно-методического пособия «Мир – прекрасное творение». Педагоги проводят кружковую работу и используют этот опыт в своей ежедневной работе. Работая в тесном контакте с родителями, мы стараемся помочь раскрыть детям высокие духовные и нравственные смыслы жизни человека, приобщить детей к традициям русского народа, к православным ценностям. Мы вводим детей в православную культуру через воспроизведение годового цикла праздников, труда, народных игр, специально подобранных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек, через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями. Знакомим детей с Богом-творцом, с жизнью Иисуса Христа, Богородицы, с Храмом – Божьим домом, с главными православными праздниками, с Божьими заповедями, с жизнью святых, с художественной культурой.

Эта целенаправленная работа помогает приучать детей к добру, формировать у них правильные нравственные идеалы. Совместная подготовка к праздникам, участие родителей в оформлении выставок творческих работ к православным праздникам, помогают еще больше сблизить родителей и детей, приобщить их к традициям русского народа.

Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само по себе, а в процессе общения с окружающими людьми. И от характера взаимоотношений ребенка с окружающим миром, во многом зависит, какие личностные качества сформируются у него. Связанное с нарушением характера общения отрицательное эмоциональное состояние,часто приводит к негативным последствиям: появлению неуверенности в себе, замкнутости, недоверия к людям, вплоть до агрессивности в поведении.

Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Поэтому, я провожу работу в данном направлении, в кружке «Юный джентльмен», по разработанной мной программе. Где, в совместной деятельности, наряду с развитием навыков общения, мальчики развивают свои способности осознавать и контролировать свои чувства, понимать и учитывать чувства других людей. Учатся осознавать свою индивидуальность, будущее предназначение; ориентироваться в своем развитии на социально одобряемые особенности проявлений мужских качеств людей ближайшего окружения (пап, дедушек, литературных героев, исторических персонажей. Учатся понимать, что у всех будут разные профессии, но все они вырастут мужчинами, станут мужьями, папами, защитниками Отечества. Формируется уважительное отношение к маме, а через ее образ к женщине, к девочке. Воспитывается культура взаимоотношений между мальчиками и девочками, уважительное отношение к старшему поколению, забота о младших.

В результате этой работы, происходит усвоение детьми нравственных и социальных норм, формируются нравственные качества личности, привычки поведения, система ценностей.

И в заключение хочется привести слова К. Д.Ушинского: «Лучшая форма наследства, оставляемая своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».

Список литературы.

1. Л. А. Венгер «Развитие личности дошкольника», Л. А. Венгер, В. С. мухина.

2. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей» /doc.4web.ru/

3.Консультация для родителей: «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка», подготовила Шевченко Т. А.

4. Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника». Книга для воспитателя детского сада. М. Просвещение, 1987г.

5. Патрушева И. Н. «Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности».Теория и практика образования в современном мире: материалы 4 международной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014г.)

6. Сокоренко В. В. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей младшего возраста». Омск 2008г.

Источник