Роль семьи как фактора развития поведения ребенка
Семья как важный фактор психического развития ребенка.
Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.
Семья – это определенный морально – психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы знаний об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…
Обычаи жизни в семье, отношения между взрослыми, вся обстановка очень влияет на детей. Воспитание – это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие в основном два человека: отец и мать. Вместе они несут ответственность за то, каким вырастет их ребенок
Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:
- Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.
- Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.
- Родители являются источником необходимого жизненного опыта.
- Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.
- Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
- Уже в самом раннем возрасте необходимы два условия для того, чтобы энергия ребенка и его нервная система укреплялись: спокойная жизнерадостность и чувство уверенности. Эти условия зависят от характера влияния ближайшего окружения и социальной среды.
-
Воспитывать вашего ребенка будут и ваш дом – пусть скромно обставленный, но аккуратный и чистый; и яркая чашка, из которой малыш пьет молоко; и ваше доброжелательное отношение к его бабушке и дедушке – родителям. Но основой любой системы воспитания должна быть любовь. -
Уважение к ребенку в семье, родительское тепло и доброжелательность воспитывают в нем откровенность, нежность и признательность. -
Уважение к ребенку проявляется в доверии к его возможностям (я сам!), его относительной независимости от взрослых, к его праву на самостоятельную жизнь (например, в разнообразных играх вместе с друзьями), к признанию его человеческого достоинства. -
Именно в семье начинают формироваться те качества, чувства, привычки и навыки общественного поведения, от которых зависит, каким вырастет человек: будет он трусливым, безвольным, озлобленным или духовно богатым, физически красивым, высоконравственным и добрым
Неблагоприятные семейные факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка
Проблемный характер семьи (антипедагогическая семья; семья ведущая аморальный, асоциальный образ жизни; семья, находящаяся в конфликтных отношениях внутри себя и с обществом, и др.);
Нарушение правил семейного воспитания (эмоциональное отвержение членов семьи (ребенка в частности), гипертрофированная моральная ответственность, гипоопека (гипер – много, гипо – мало) и др.).
Неправильный стиль семейного воспитания
Стиль семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка. Выделяют 4 стиля воспитания:
− авторитетный стиль;
− авторитарный стиль;
− либеральный стиль;
− индифферентный
Правила правильного семейного воспитания:
- 1. Помните: от того, как Вы, родители, разбудите своего ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.
- 2. Научитесь встречать детей после их пребывания в детском саду. Не нужно при встрече с ребенком сразу спрашивать «Что он ел и пил?», ругать его за испачканные вещи, его плохое поведение и пр. Обязательно поинтересуйтесь: «Что было интересного в садике?», «Чем он занимался?», «С кем помирился, а с кем поссорился?», «В какие игры игра?», «Что нового узнал?», «Как его успехи?» и т.д.
- 3. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Не скупитесь на похвалы. Почему-то в жизни часто бывает так, что на плохих делах внимание заостряется, а на хороших — нет. А ведь добрые слова много значат для детей.
- 4. Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок – единственный в своем роде, непохож ни на кого. Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами.
- 5. Ребенок обязательно должен знать и чувствовать, что он любим. Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
- 6. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения. Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы. Дружеские отношения с родителями помогают укрепить детскую психику. В целом мирная обстановка в семье делает детей спокойными и уравновешенными.
Ребенку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.
Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.
Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем.
От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком.
Помните, что психическое здоровье Ваших детей в Ваших руках!
Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за помощью к психологу.
Источник
Библиографическое описание:
Ткачёва, А. В. Семья как фактор влияния на формирование личности ребёнка / А. В. Ткачёва. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15230/ (дата обращения: 26.01.2021).
Вданной статье рассматривается роль семейного воспитания в развитии и становлении личности ребенка, а также формирование у него культурно-нравственных ценностей.
Ключевые слова: жизнь, родители, ребенок, семья, воспитание, личные отношения, маленькая личность.
Безусловным фактором на становление и развитие личности является среда, в которой ребенок растет и, в частности, его семья. То, что ребенок приобретает остается с ним на всю его жизнь в виде тяжелого или полезного багажа. Важностью семьи считается то, что человек находится в ней в течении всей своей жизни с начало живя в той в которой родился, а затем создавая свою. В процессе доверительных и тесных отношений со всеми домочадцами у ребенка формируется структура его личности.
Семья имеет огромное влияние на развитие личности ребенка, дети лишенные возможности расти в семье или подвергающиеся насилию в ней, к сожалению, очень часто вырастают с поломанной судьбой из-за того, что система ценностей не была грамотно и вовремя заложена в маленькую личность. Что уж говорить о тех, кто вообще вырос в детском доме, их умственное и социальное развитие затормаживается, воспитание этих детей протекает совершенно по другому сценарию в отличие от тех, кто вырос в полной и благополучной семье.
Семья, считаясь в обществе малой группой, создает ребенку условия безопасности и покоя, оказывая поддержку и помощь, формируя в личности принадлежность к обществу. В семье люди заботятся друг о друге, удовлетворяя потребности каждого, но, к сожалению, не всегда так происходит, ибо идеальных семей нет, однако невыполнение основных ее функций способно отложить негативный отпечаток на ребенка. Необеспечение безопасности и взаимопомощи способно воспитать из него не совсем эмоционально зрелую личность. Рассматривая роль семьи в становлении личности человека, стоит отметить главную функцию развития психологических составляющих, которые представляют ценность для общества [1, c.133].
Как уже было сказано выше, человек является в своей жизни членом двух семей, своей и которую в будущем создает сам. Важным этапом становится вступление в брак и супружество, а также рождение ребенка. С точки зрения социальной психологии, супруги являются особой группой, состоящей из лиц противоположного пола. После образования семьи начинается процесс приспособления и подстраивания друг под друга. Здесь безусловным фактором успеха семьи является их способность идти на компромиссы, проявлять терпение и уважение друг к другу, трудности в браке могут возникнуть у всех, но вопрос в том, смогут супруги их преодолеть или предпочтут пойти по легкому пути который может довести до развода [2, c.70].
Рождение ребенка должно быть одним из значимых событий в семье и между супругами. Это очередное испытание, новые социальные роли и ответственность, которую они решили взять на себя, станет одной из проверок прочности их взаимоотношений. Рождение ребенка и необходимость обеспечения его всем необходимым — это еще не все, главное тут — эмоциональная связь с ним. Что бы добиться гармоничного развития маленькой личности, родители должны сами находится в спокойном эмоциональном состоянии, так как ребенок все чувствует и ему важно какие взаимоотношения царят в семье [3, с.351].
Отношения, которые строят родители с детьми, можно назвать их эмоциональной позицией, это один из важнейших факторов формирования личности ребенка. Существует градация данного фактора от доминирования до полного безразличия. Здесь, конечно, очень важно наладить связь и контакт с ребенком, что бы в последствии можно было говорить об отдачи. Нарушение же взаимоотношений, может спровоцировать излишний контроль или характер доминанта, тогда не удивляйтесь почему ребенок начинает закрываться или проявлять агрессию против вас [4, c.56].
С самого раннего возраста родители должны правильным образом уделять свое время ребенку, малыш не должен чувствовать, что он предоставлен сам себе, он должен чувствовать любовь и заботу. Ребенок через родителей общаясь с ними учиться мыслить, выбирает ту или иную модель поведения. Благодаря правильному образу поведения, который у него перед глазами, ребенок учится своему поведению и реакциям с другими людьми.
К сожалению, поведение ребенка очень во многом зависит от воспитания его в семье. Дошкольники, например, часто видят себя глазами взрослых, то есть смотря на поведение своих родителей они отзеркаливают его и в своей жизни. Дети с заниженной самооценкой появляются благодаря слишком уж требовательным родителям, которые вместо того, чтобы похвалить своего ребенка, начинают на него нападать с упреками, а если он совершит какой-либо проступок, то тут вообще наступает конец света. У ребенка в такой семь начинает формироваться чувство того, что его не любят и он бесполезен в этом обществе, что он не оправдал желания и надежд своих родителей, которые своим поведением способны довести до суицида, нужно быть очень осторожными с тем, что мы говорим своим детям, ибо на ранних этапах становления личности, ребенок нуждается в поддержке, даже если он был не прав, а не в потоке вечных упреков со стороны самых близких ему людей. То же самое можно сказать и о завышенной самооценки, здесь родители проявили себя как настоящие и любящие, но вопрос в том, сможет ли такой ребенок добиться чего-то в жизни или выстроить нормальные отношения с другими людьми? Думаю, что и здесь будут серьезные проблемы, ибо полное отсутствие системы наказания является тоже негативным фактором. Не стоит потом удивляться тому, что у ребенка из-за его слишком завышенной самооценки появились куча проблем, например со сверстниками, да и в итоге с собственными родителями тоже. Он привык быть первым и хорошеньким во всем, но в жизни так не бывает, придя учась в класс, ребенок столкнется с конкуренцией, внимание учителя будет направленно не только на одного его, что безусловно может стать серьезной травмой, ведь дома он самый лучший, а тут, ему приходится что-то и кому то доказывать.
Самым наилучшим по мнению автора отношениями между родителями и детьми, можно считать выбранный стиль под названием демократия. Данный стиль способствует самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности у ребенка. Родители умеет грамотно лавировать между поощрениями и наказаниями, формируя у ребенка правильные представления о себе.
Как бы кто не спорил с тем, что формирование личности достигается на пике переходного возраста, автор статьи все же не согласен с этим, так как эмоциональная привязка ребенка к родителям происходит как раз на ранних стадиях и в первые годы жизни. К средней и старшей школе стиль взаимоотношений с родителя давно уже сложился, благодаря тому каким образом родители выстраивали отношение с ребенком пока он был еще маленьким.
Для ребенка родители на протяжении всей его жизни выступают в разных ролях и «ипостасях»:
a) как источник эмоциональной поддержки и тепла;
b) как власть, тех кто поощряет и наказывает его;
c) как образец, на который можно смотреть и соответствовать ему.
Не стоит забывать какими бы родителями мы не были, дети все равно чувствуют эмоциональную привязку и нуждаются в том, что бы их любили и защищали. Очень плохо, когда ребенок чувствует отсутствие или нехватку внимания и любви к себе — это может послужить негативными последствиями в его жизни, даже в собственных построениях личных взаимоотношений с противоположным полом, но и избыток эмоционального воздействия родителей на ребенка тоже способен нанести ему травму, слишком уютное родительское гнездышко не стимулирует давно уже выросшего птенца к вылету из него.
Переходя к выводам, стоит сказать, что роль семьи и родителей в формировании личности ребенка бесценна, ибо она выступает как институт, в котором на протяжении жизни формируются связи между всеми ее членами.
Именно в семье начинают закладываться основы нравственного воспитания, формируются разные формы взаимоотношений, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.
Целью воспитания — для родителей должно стать развитие маленького человечка в разностороннюю личность. Которая сама знает как ему двигаться, а задачи родителей лишь направить его в этом, а не пытаться самим сделать из него какого-то непонятного ему самому до конца человека.
Главное и основное правило которое родители должны помнить и не нарушать его — является последовательность и демократическое поведение в отношениях с ребенком.
Литература:
- Земская М. Р. «Семья и личность», М.,1999 г., изд. «Прогресс».
- Ковалев С. В. «Психология семейных отношений», изд. «Педагогика», 1987г.
- «Педагогика» под ред. Бабанского Ю. К., М.1983г., изд. «Просвещение»
- Захарова Л. Я. «Дитя в очереди за лаской», М. 1999г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, жизнь, маленькая личность, рождение ребенка, друг, завышенная самооценка, роль семьи, формирование личности ребенка.
Похожие статьи
Роль родителей в формировании самооценки ребёнка
В процессе формирования личности ребенка огромный вклад вносит детский сад, школа, кружки
Ребёнок — это маленький росточек, а его дальнейшая жизнь зависит от того, на
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной…
Влияние семьи на личность | Статья в журнале «Молодой ученый»
Рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо также отметить ее психологическую функцию, так как именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества. Каждый человек на протяжении своей жизни…
Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной и неполной…
В семье закладываются основы личности и самооценки. В жизни каждого человека родители играют огромную и важную роль, а именно роль в становлении и развитии здоровья, психики и самооценки ребенка. В неполных семьях вопросу воспитания ребенка необходимо уделять…
Влияние семьи на формирование характера ребёнка
В семье ребёнок формирует для себя образ мира, наследует жизненные привычки и установки родителей. Он формирует свой образ жизни и
Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование личности ребенка. Влияние семьи на растущего ребенка…
Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие
Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, выработка у них высоконравственного отношения к труду, потребности и умения быть гражданином и хозяином.
Роль семьи в развитии личности | Статья в сборнике…
Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье должна проходить вся его жизнь.
Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно…
Семья как фактор формирования социальной уверенности…
Роль родителей в формировании самооценки ребёнка. Семья как фактор формирования социальной уверенности… младший школьный возраст, ребенок, адекватная самооценка, завышенная самооценка, формирование, заниженная самооценка, педагог, родитель…
Семейные отношения и их влияние на формирование личности…
Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово. По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности…
Влияние детско-родительских отношений на становление…
В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на
В рамках данных исследований выделяют несколько типов личности ребенка, который формируется при определенных условиях в семье.
Источник