Роль семьи как фактор развития ребенка

Роль семьи как фактор развития ребенка thumbnail

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её
членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к
другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие
детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для
эмоционального и нравственного формирования личности.

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В
процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье,
ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким
будет ребёнок, зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь
многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Хотелось бы
поговорить о том, какую роль играют семья и школа в воспитании детей, так как
семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий
которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить
полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую
личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь
с детьми своей добротой, опытом и знаниями.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и
просветительские.

Школа может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, она никогда
не сможет конкурировать с семьёй.

Семья – главный институт воспитания. Всё, что человек приобретает в семье, он
сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней
человек проводит большую часть своей жизни. Именно в семье закладываются основы
личности. Она начинает формироваться у ребёнка с первых дней жизни в процессе
близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и
другими родственниками. Семья – социально-педагогическая группа людей,
предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и
самоутверждении каждого её члена. Семье принадлежит основная роль в формировании
нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или
разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее
членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя
другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья способствует
появлению у личности образа своего “Я”.В семье формируется личность не только
ребенка, но и его родителей. Семья – это такое образование, которое “
охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. Определяющая роль семьи
обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни
растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой
обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии
жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. Семья отражает
и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и трудовые
коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Всё это позволяет
вывести определённую зависимость: успешность формирования личности
обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на
воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания
личности. Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления
личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и
государство в организации правильного воспитательного воздействия. Родители –
первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо
утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше
влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем
остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и
учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей.
Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение
уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными
контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает
душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий.
Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства
материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой
привязанности детей и родителей. Ребенок видит семью в качестве окружающих его
близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от
состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям
человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды,
строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как
человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в
какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной
или неполной.

Семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать
старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. В
общении с близкими, в совместном бытовом труде у ребёнка формируется чувство
долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со
взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают
грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность,
нечестность и неискренность родителей. Семья располагает благоприятными
условиями для воспитания у детей чувства прекрасного. Это начинается у ребенка
со знакомства с красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной
квартирой. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении
театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с
ее красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. При общении с природой
ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в
это время и происходит воспитание чувств. Большую воспита-тельную силу имеет
эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями
учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит
манере правильно и красиво одеваться. Успех воспитания в семье может быть
обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и
всестороннего развития ребенка.

Любовь к детям может быть разной. Именно семья является самым мощным
средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды
у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания,
главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих
детей. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: “Там, где нет мудрости
родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)”. Эта
уродливая любовь к детям имеет много разновидностей. Вот некоторые из них:
любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Любовь умиления – самое
печальное в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, наивная
любовь. К чему она может привести?

Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом
обществе есть понятия: “можно”, “нельзя”, “надо”. Ему кажется, что ему всё
можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться.
У него складывается убеждение, что он приносит счастье, радость родителям и
другим людям уже тем, что он просто живёт на свете.

Читайте также:  График развития ребенка в утробе матери

Деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребёнка с малых
лет извращается представление о доброте, он перестаёт верить в человека и
человечность.

В обстановке мелочных придирок, постоянных упрёков маленький человек
ожесточается.А это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей
властью. Ребёнка нужно поощрять, нужно поощрять его желание быть хорошим.

Любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в
обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей
как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных
обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточно
внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты.

Взаимодействия педагога с родителями.

Участниками образовательного процесса являются учащиеся, педагоги и родители.
Поэтому очень важно, как складываются отношения между ними. Для формирования
сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое
целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если
организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это
способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между
родителями и детьми. Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и
педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие
взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же
детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и
родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов
на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные
задачи, пути достижения намеченных результатов. Как педагоги, так и родители
желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители – это взрослые люди,
имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в
решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный
совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать
ребенка, увидеть его в разных ситуациях, тот есть , помочь взрослым в понимании
его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его
негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных
ориентаций. Определяющую роль в установлении сотруднического взаимодействия
выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное
доверие возможны, если педагог советует, размышляет вместе с ними,
договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию
необходимости приобрести педагогические знания. Вся атмосфера взаимодействия,
общения педагога с родителями должна показать, что родители – союзники педагога,
и он не может обойтись без их совета и помощи.

Заключение.

Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания.
Существуют, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие и становление
личности – среда обитания, среда обучения, среда отдыха. Но семья несет
главенствующую в этом функцию. Все хорошее и все плохое человек получает из
семьи.

Основные задачи семьи состоят в том, чтобы:
– создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;
– обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения
к старшим;
– научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и
помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства.

Воспитательный процесс происходит каждую секунду. Всегда вспоминайте слова
Макаренко “Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь”.
Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно
смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим
поведением. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с
незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Иногда
противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придаётся
большого значения. Часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем
детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы,
предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём
же здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда
соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они
видят наши срывы, как бы мы ни старались их скрыть.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Итак, какие же выводы можно сделать?

1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
2. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие.
3. Не применять к детям физических мер воздействия. Бить детей – это не
педагогический приём, он не принесёт положительных результатов в воспитании.

Источник

Семья как фактор психологического и физического здоровья ребёнка.

    Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. « Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков».    Психологи считают, что  здоровье   ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. Психологический климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации.

Данные  исследования .                                                                                          

    Я обратила внимание, что в моём  классе есть дети  с высоким уровнем тревожности. Причем по тестам интеллектуального развития эти дети показывают высокий и хороший уровень. В связи с этим я решила заняться исследованием данной проблемы и провела диагностику.

Результаты диагностики, проводимой в период адаптации ребят в начале учебного года (в октябре – ноябре месяце),  заставили  задуматься.

Наиболее стабильными показателем является “преобладание отрицательных эмоций”. Фактор “хроническое переутомление” имеет тенденцию к снижению. А по фактору “перевозбуждение” показатели нестабильны  (возможные причины – стиль общения педагога).

По полученным данным с учителями по каждому ученику, составляющими “группу риска”, проводилось собеседование, где определялся дальнейший путь их педагогического сопровождения. На консультацию приглашались родители, где индивидуально выяснялся стиль семейного воспитания, родителям объяснялось, к каким последствиям – отклонениям в развитии ребенка может привести их воспитательная неуверенность. Давались рекомендации.

Читайте также:  Развитие ребенка от рождения до полутора лет

С детьми данной “группы риска” проводились занятия на снятие напряжения, формирование эмоциональной устойчивости.

В конце года вновь проводились исследования эмоционального фона.   Результаты диагностики эмоционального состояния некоторых учащихся  заставили задуматься.

В 2014–2015 учебном году мною было проведено исследование, в котором приняли участие 20 учащихся шестого  класса, из них: 10 мальчиков и 10 девочек, а также их родители. Цель исследования: определить зависимость уровня тревожности детей от сформировавшейся тревожности матерей.

Я остановлюсь на основных выводах:

  • Уровень тревожности детей зависит от сформировавшегося уровня личностной тревожности матерей. И мы доказали это на статистически значимом уровне.
  • С возрастом матери менее склонные транслировать ребенку свое эмоциональное состояние в определенный момент времени. Влияние на ребенка оказывает лишь тревожность матери, как свойство ее личности.
  • Более зависимы от эмоционального состояния матери – девочки.
  • Наличие нормального уровня тревожности у матери требует от нее больших затрат нервно-психического напряжения.

Все эти выводы привели меня к мысли, что психологическое сопровождение учащихся   ради сохранения их психологического здоровья должно строиться по иным принципам.  И я выделила основные из них:

  1. Есть множество факторов, влияющих на формирование высокой тревожности у ребенка. Из них есть те, которые мы изменить не в силах, например, состояние развития общества, экологическая обстановка и т.д., а есть такие, как семейные отношения, стиль педагогического общения, эмоциональное развитие ребенка, оказывая влияние на которые, при определенных стечениях обстоятельств мы можем изменять общую картину.
  2. На психодиагностическом этапе необходимо не только выявлять детей, для которых характерна повышенная тревожность, но и проводить исследования стиля семейного воспитания.
  3. По результатам фронтальной диагностики определяются учащиеся “группы риска” с которыми должны проводиться индивидуальные занятия по определенной для каждого программе.
  4. С учащимися, не попавшими в “группу риска”, следует проводить психопрофилактические мероприятия.
  5. Для родителей необходимо разработать систему работы, направленную на просвещение и психопрофилактику тревожности у детей.
  6.     С началом использования новых подходов к психологическому сопровождению учащихся  у большего количества учащихся наблюдается улучшение эмоционального состояния. Снижается количество учащихся, у которых преобладают отрицательные эмоции.  Конечно, процент учащихся, у которых улучшилось эмоциональное состояние, не слишком высок, но за каждой цифрой – живой человек, которому стало легче учиться, общаться со сверстниками.

      Таким образом, диагностическое отслеживание уровня эмоционального развития показало эффективность проводимой работы по психологическому сопровождению младших школьников как фактора сохранения психологического здоровья.

     Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов , но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью  создания в семье и школе благоприятного психологического климата.  Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие и детей, и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

  1. Благоприятный  психологический климат семьи определяют следующие признаки: сплоченность семьи, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, общаться на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу. Всё это  способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению самооценки  и реализации личности каждого члена семьи.
  2.  Для неблагоприятного климата семьи характерны следующие признаки: постоянные конфликты в семье, члены семьи отрицательно относятся друг к другу, испытывают чувство незащищенности, тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение.  Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Типы семейного воспитания.

        Тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка. В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные — эмоциональное принятие и контроль. От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функция семьи. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия (классификация стилей взята из газеты «Школьный психолог» №5 февраль 2000 г.):

  • авторитетный (принимающий, демократический);
  • авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);
  • либеральный (бесконтрольный, попустительский);
  • индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).

Авторитетный стиль

Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Авторитарный стиль

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.  

Либеральный стиль

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.

Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям.
Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.

     Каждой группе дается один из стилей воспитания (на карточках даётся графическое изображение и описание стиля). В течение 5 минут группе необходимо подумать и ответить на вопрос «Какие качества сформируются в ребенке при данном стиле воспитания?», «К каким последствиям для ребенка приведет данный группе стиль воспитания?  С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из 4-х вариантов ответа выберите наиболее предпочтительный для Вас».                                                                                                                             Таким  образом, с полным правом можно утверждать, что первоосновой и фундаментом психического и психологического здоровья ребенка, залогом его благополучного будущего является в первую очередь семья. Ребёнок – индикатор семейных отношений. От того, какие отношения складываются в семье, зависит мировосприятие ребёнка, его отношения с окружающими людьми, личностные особенности. Известно, что уже до трёх лет закладывается базовое отношение ребёнка к миру. Будет ли он любить людей, сможет ли чувствовать себя в безопасности в этом мире. Семья для взрослых и детей значит совершенно разное: взрослые строят свою жизнь самостоятельно, это их решение, их выбор. За ребенка все основополагающие решения принимают родители. Семья –  самое близкое, самое важное, защита от всех бед и невзгод

Читайте также:  Важность творчества в развитии ребенка

     Своим плохим поведением на уроке, снижением успеваемости  ребёнок  пытается привлечь внимание родителей.  Чаще всего  именно на такое поведение обращают внимание. Все эти процессы не осознаваемы, на сознательном уровне это переживается как усталость от учёбы и т.п. Такое поведение – крик о помощи. Чаще мальчики с нарушением психологического здоровья растут в неполных семьях, а так же в семьях, где частые ссоры, конфликты. Взаимная грубость родителей, ссоры, пьянство, отчуждение родителей друг от друга, скудность духовной жизни в семье приводит к повышению уровня тревожности и вызывает чувство протеста у детей. Но даже внешне благополучные семьи, внутренне оказываются негармоничными. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как обеспечение базовых потребностей ребёнка в любви и признании.

   На детей влияют не только преднамеренные воспитательные воздействия, но и все особенности поведения родителей, в том числе и не осознаваемые ими. Ребёнок строит своё поведение, осмысливает свою семью и себя в ней. Что родители говорят, о чём говорят, кого винят, как относятся к чему-либо – всё это впитывается в ребёнка, и позднее он демонстрирует подобные модели поведения. Нервничают, нестабильны родители – нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери – торопят, тормошат, рано поднимают с постели и ребенка. Чрезвычайно перегружена школьная программа, и дети проводят за партой, письменным столом восемь-десять часов в сутки. Задается темп учебы, непосильный для медлительных, ослабленных и уставших. Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Усложняются и отношения между детьми, отражая напряженность межличностных отношений взрослых. Родители требуют успешного усвоения всех предметов, а у детей различны способности к ним. Взрослые выбирают профессию по склонностям и способностям, а дети должны успевать и по гуманитарным, и по точным предметам. Один ребенок плачет перед уроком математики, другой – перед уроком литературы или физкультуры. Взрослый может уйти, убежать от невыносимой для него ситуации на работе или в семье, а ребенку этого не дано. И дети страдают, страдают более чем взрослые. И детство, которое должно быть счастливым, счастливое отнюдь не у всех детей.

      Одни дети протестуют, отказываются посещать школу, агрессивны в семье; другие капитулируют, пассивны и как бы глупеют, соглашаясь на роль “несчастья семьи, дурачка”; третьи испытывают страхи, впадают в невроз; четвертые, не зная счастья и безмятежности детства, включаются в борьбу за отличную успеваемость, за первенство в классе, за престижную школу, за лидерство. Но все они без исключения страдают от этого         Можно выделить следующие типы «неправильного «воспитания:

  • эгоцентрическое воспитание:
  • воспитание по типу неприятия:
  • сверхсоциализация ребёнка;
  • тревожно-мнительное воспитание.

Что же следует предпринять родителям?

Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев, например, разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога – сердце, страх – почки и т.д. Современная психосоматическая медицина безоговорочно признает пагубное влияние отрицательных эмоций на внутренние органы, и причина большинства болезней человека прямо или косвенно связана с тягостными переживаниями.

Самое важное в профилактике психосоматических болезней – предотвратить рождение болезнетворной неудовлетворенности. Естественно, с целью профилактики психосоматических заболеваний родители непрестанно учат ребенка не создавать проблем на пустом месте, а разрешать их, если они возникают. Это трудно и для взрослого, но в этом состоит умственное воспитание и этому учат с раннего возраста. Речь идет о тех доверительных, добрых и умных беседах с детьми, которые ведет отец с сыном, а мать с дочерью с пяти лет. Беседы базируются на конкретных случаях, которыми так богата жизнь. Это не нравоучения, а доступный ребенку анализ ситуаций.

                                   Памятка для родителей.

1.  Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

2. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

3. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

4. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

5. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.

6. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

7. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

8. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

9. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.

10. Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

11. Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

         Психологическое здоровье представляет собой не только сохранность психических свойств и процессов, но и способность быть личностью – контролировать свое поведение, управлять им, уметь любить, уметь ставить цели и достигать их, стремиться к саморазвитию, самосовершенствованию. Поэтому, особо важную роль приобретает семья на настоящем этапе, когда в обществе старые устои, идеология ушли, а нового ничего на смену не пришло.  Семья – единственный оплот, единственная возможность вырасти личностью, полноценным и психологически здоровым человеком.

Библиографический список:

 1. Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528 с.

2. Овчарова Р. В. Практическая психология образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.

 3. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – 170 с.

Источник