Роль семьи и школы в интеллектуальном развитии ребенка

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

Мытник Татьяна Алексеевна

Мурманск 2017

Содержание

Введение

3

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

4

Советы родителям

8

Список литературы

9

Введение

В последние годы в ряду важнейших задач семейного воспитания все отчетливее заявляет о себе забота о развитии интеллекта ребенка. Тому существует несколько причин. Это и новые научные данные об особенностях интеллектуального развития ребенка раннего и дошкольного возраста, и «вторжение» в жизнь современного дошкольника разнообразных источников знаний, вплоть до компьютера, и несомненный рост уровня образованности, культуры родителей.

Необходимо напомнить, что современная система образования во многих странах мира переживает своеобразный кризис. Это значит, что система образования не отвечает в полной мере требованиям общества, перспективам его развития. Одним из показателей кризиса образования является снижение качества знаний детей, их интеллектуального развития. Выход из создавшегося положения многие страны видят в интенсивном реформировании образования. Однако педагоги, как теоретики, так и практики, постоянно подчеркивают, что без регулярной помощи семьи система образования не справится со стоящими перед ней сложными новыми задачами. В связи с этим возрастает образовательная функция семьи, имеющая целью повысить интеллектуальный уровень своих детей и качество их знаний.

Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания.

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности. Отсюда задача семьи – повышать образовательную, развивающую «нагрузку» повседневной жизни, прогулок, различных занятий ребенка, его видов деятельности и т.д. Это не значит, что из всего следует устраивать традиционный урок с вопросами и ответами. Но каждый миг общения родителей с ребенком расширяет его представления об окружающем мире, воспитывает отношение к тем или иным явлениям, событиям, людям, оказывает влияние на развитие мышления, речи.

Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания – восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их образования и формирования дошкольный возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности человека. Важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника – всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всем ее многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.

Необходимо чаще вовлекать детей в игру, которая помогает решить многие образовательные задачи: развития речи, памяти, внимания, наблюдательности, формирования представлений об окружающем мире, в том числе и математических, первоначальных исторических, географических и т.д.

Семья – первая школа овладения ребенком родным языком. Родной язык, являясь одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания ими важности правильного речевого развития малыша. Родители должны осознавать особую ответственность за развитие речи ребенка в силу необыкновенно высокой детской чувствительности к языковой информации, которая «падает» на первые годы жизни. Внимание родителей должно быть обращено на становление и развитие всех сторон речи – фонематической, лексической, грамматической. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. При этом надо учитывать уникальность, своеобразие и неповторимость речи каждого ребенка, которые проявляются и в способах выражения своих мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, жесты, реплики) (О.С. Ушакова). Однако родители не должны «умиляться» речевыми ошибками детей, дефектами звукопроизношения – следует своевременно консультироваться со специалистами и исправлять недочеты в речевом развитии, пока они не стали привычными для ребенка.

Особо следует сказать о роли художественных средств в интеллектуальном развитии дошкольника. В свое время И. Кант высказал удивительно меткую и верную мысль о том, что искусство раскрывает свободное пространство для «игры познавательных способностей». Несомненны познавательные функции искусства, что дает возможность расширять с его помощью умственный кругозор ребенка, развивать его художественный вкус, стимулировать творческую деятельность.

Традиционно прочное место в воспитании ребенка, его духовном обогащении занимает литература. Детские книги – обязательное средство воспитания современного ребенка. Родителям важно привить ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и охотой слушал ее, мыслил на основе словесных представлений, переживал вместе с героями повествования. Наиболее близки детскому мироощущению сказки с их чудесами и волшебными превращениями, с моралью, которая преподносится в прозрачной, ясной по смыслу, захватывающей и забавной форме. Восприятие сказки – особая деятельность ребенка-дошкольника с присущими ей сопереживанием, мысленным содействием герою произведения. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем воображении сливается с ее героями, вызывающими его симпатию. Вместе с ними он проявляет чудеса храбрости, благородства, доброты, рискует ради других, любит, грустит, негодует, побеждает темные силы в лице Кощея, Бабы Яги, Змея Горыныча (А.В. Запорожец, Д.Н. Дубович-Арановская, Б.М. Теплов).

Одним словом, как удивительно точно отметил К.И. Чуковский, сказки воспитывают у ребенка «дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою». Воспитательная ценность сказки во многом зависит от методики ее преподнесения детям. Современные родители предпочитают сказки читать – конечно, это проще, быстрее. Но именно при рассказывании создаются возможности для особых контактов с ребенком (глаз в глаз), усиления эмоционального воздействия на него.

В дошкольные годы ребенок впервые посещает театры, музеи, концертные залы, выставки, библиотеку, т.е. знакомится с институциональными формами организации культуры. От семьи зависит, будет ли такое знакомство эпизодом в жизни ребенка или надолго определит его культурное развитие, станет служить обогащению ума и сердца, наполнит новым содержанием досуг.

Читайте также:  Умственное развитие готовности ребенка к школьному обучению

Детей надо беречь от пагубного воздействия так называемой массовой культуры, а точнее – антикультуры, апеллирующей к низменным инстинктам человека, ведущей к разрушению личности. Хрупкой психике ребенка-дошкольника противопоказаны различные современные зрелищные мероприятия-шоу с громким музыкальным сопровождением, яркими световыми и пиротехническими эффектами. Помимо того, что такие зрелища возбуждают и утомляют ребенка (как, впрочем, и взрослого человека), они притупляют его восприимчивость к менее броским, но более художественным явлениям окружающей жизни. Ребенок, например, привыкший к постоянному громыханию и полыханию светомузыки, т.е. к очень сильным раздражителям, просто не увидит красоты серенького воробушка, принарядившейся в серебряный иней березки, что растет под окном.

Таким образом, домашнее воспитание – это деятельность, органично вплетенная в целостную ткань проживания детьми своей индивидуальной жизни среди самых близких и значимых людей. А для родителей и других членов семьи – это повседневный кропотливый труд по созиданию растущего человека, имеющий глубокий гуманистический смысл.

Советы родителям

♦ Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

♦ Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

♦ По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.

♦ Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

♦ Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

♦ Развивайте мелкую моторику рук: лепите, рисуйте, вырезайте, рвите бумагу, собирайте мозаику и др.

♦ Всячески пытайтесь поддерживать ребенка в его стремлениях и действиях и тогда развитие его пойдет быстрее!

Список литературы

  1. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Столетие, 2004
  2. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред.  Р.В.Тонковой-Ямпольской. –  М.:  Медицина, 2003. – 243 с.
  3. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети.-М., 1999. – 258 с.
  4. https://www.libsid.ru/semeynaya-pedagogika/rol-semeynogo-vospitaniya-v-formirovanii-lichnosti/intellektualnoe-razvitie-rebenka
  5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — 1994

Источник

Роль семьи и школы в физическом и интеллектуальном развитии детей.

                                                                                                                          Огородников С.И.,

                                                                    учитель физической культуры ГБОУ школы №683 Приморского района Санкт-Петербурга

                                                                                                                         Огородникова Е.А.,

                                                                                       учитель географии ГБОУ школы №601

Приморского района Санкт-Петербурга

        Родители в силу различных причин уделяют своим детям недостаточно времени для общения. Многие считают, что самое главное они дают: еду, одежду, деньги для развлечения, своим примером долгой и успешной работы – положительный пример в воспитании. Но хватает ли этого современным детям для физического, умственного, духовного, социального развития? Будут ли они успешны уже на первом серьезном жизненном пути – в школе? Наверное, нет.

       Учащиеся и родители Северо-Приморской части Приморского района нашего города имеют уникальные возможности для разностороннего развития личности.

       Уже в дошкольном возрасте детей родители должны уделять внимание здоровью, развитию двигательных навыков.

       Самый доступный способ укрепления здоровья, развития познавательных способностей – ходьба, прогулки в парке 300-летия Санкт-Петербурга, ЦПКиО, парках города Сестрорецка и Зеленогорска. Ходьба формирует правильную осанку, является профилактикой плоскостопия, способствует развитию выносливости при длительном сидении за партой, как в будущей начальной школе, так и при дальнейшем обучении. Польза будет ощутима, если пешие прогулки будут регулярными и в любую погоду. Во время прогулок ребята знакомятся и познают окружающий мир, природу, людей.

        Для развития двигательных навыков, успешного общения родителям необходимо уметь организовывать подвижные игры, для развития интеллектуальных способностей – игры для ума.

        Игра составляет важную часть жизни человека, занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает физическую нагрузку. Педагоги давно отметили благотворное влияние игры на формирование детской души. Основы игры, формирующие способности самостоятельно находить выход из неожиданных положений, намечать цель, уметь слышать и взаимодействовать с играющими, проявлять смекалку, ловкость, быстроту, позволяют ребенку участвовать в различный мероприятиях общественной жизни не только в школьные годы, но и во взрослой жизни.

        Для физического  развития можно предложить родителям поиграть с детьми в пятнашки, прятки, бадминтон,  футбол, «третий лишний», «городки» и другие, для умственного – «Найди лишнее», «Имена», «Города», «Назови», решить кроссворд и другое.

Читайте также:  Особенности развития речи умственно отсталого ребенка

        Навыки, способности, заложенные родителями, укрепляются и развиваются школьными занятиями на уроках и во внеурочную деятельность.

        Программа по физической культуре предусматривает увеличение сложности элементов на базе ранее пройденных. Для поддержания интереса учащихся к дальнейшему совершенствованию своих физических возможностей необходимо разнообразить формы и методы проведения уроков.

         На уроках физкультуры в ГБОУ школе № 683 применяются разработанные учителями новые соревновательные формы. Эти формы позволяют учащимся начальной школы развивать спортивно-силовые качества без утомительных продолжительных забегов, без однообразных упражнений. Учащиеся соревнуются в «Гонках преследования», «Шортреке», «Челночном беге», в эстафетах с предметами.

          В школах нашего района работают различные спортивные секции, посещать которые могут дети с различными интересами и способностями.

          Учащиеся начальных классов школы №683 занимаются в секции мини-футбола. Основополагающим фактором успешного освоения игры является общефизическая подготовка, включающая различные виды беговой деятельности, прыжковые упражнения, комплексы упражнений по подготовке опорно-двигательного аппарата к работе с мячом. На занятиях мальчишки знакомятся с правилами игры, познают азы техники элементов, учатся тактическим действиям, осваивают различные амплуа. Дети посещают секцию с удовольствием, азартно играют на занятиях, участвуют и побеждают в соревнованиях и акциях района и города. Юные футболисты являются победителями турнира «Футболишка» в 2011-2012 годах, призёрами турнира «Футболёнок» в 2013, 2014 годах.       Родители продолжают принимать активное участие в жизни детей, оказывают помощь в проведении соревнований.

         Заложенные родителями основы взаимодействия ребёнка с окружающим миром находят продолжение и развитие в школе и на уроках естественно-научного цикла, во внеурочной деятельности.

         Уже в начальной школе дети, подготовленные родителями, могут совершать не только прогулки, но и экскурсии, походы в музеи, парки города и области. При правильно организованном режиме дня они успевают хорошо учиться, посещать кружки, секции по интересам.

          В ГБОУ школе №601 уже несколько лет существует краеведческий кружок. Преподаватели продолжают развивать у учащихся средней школы познавательную деятельность, интерес к окружающему миру, природе, истории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ребята наблюдают за явлениями погоды, изменениями в природе, участвуют в мероприятиях по охране окружающей среды, совершают походы, экскурсии.

          Учащиеся школ принимают участие во внешкольных мероприятиях Приморского района нашего города. Ученики средней школы активно участвуют в ежегодно проводимых мероприятиях географической направленности, посвящённых Дню Земли. Это интеллектуально-познавательные игры по литературным произведениям («Малахитовая шкатулка»,  « Таинственный остов», «Земля Санникова» и др.), брэйн-ринги («География в бонистике» и др.), игры по-станциям («Дети капитана Гранта» и др.), конкурсы («Я-путешественник»-фото-отчёт о путешествии).

          Внеурочные занятия позволяют занять, организовать детей. Каким бы не было увлечение, где бы ребята не занимались, они учатся слышать, сопереживать, быть готовым прийти на помощь, уважать тех, кто находится  рядом.

           Родители,  прививая своим детям понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать режим дня, правильно организовывать труд и отдых направляют их деятельность на успешность, на положительный результат. У детей появляется возможность продолжить разносторонне  развиваться, в том числе и в образовательных учреждениях нашего района, где преподаватели готовы сотрудничать с заботливыми родителями, помогать их детям на уроках и после.

Источник

                                                                        Статья

                                Роль семьи и школы в развитии талантливых детей.  

                  Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, художественными, творческими, физическими, коммуникативными способностями. Именно на этих детей, в первую очередь, возлагается надежда на решение актуальных проблем современного общества, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей.  Чтобы лучше понимать таких детей, нужно знать и учитывать возрастные особенности детской психики. В детстве многие дети талантливы. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, учителей– ведь они могут указывать на предпосылки настоящего таланта . Младший школьный возраст – это возраст накопления знаний, время высокой  детской восприимчивости, впечатлительности. У младших школьников, поначалу под руководством старших, – формируются сложнейшие свойства ума, различные навыки, многообразнейшие чувства. Развитие психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Важно вовремя разглядеть талант ребёнка. А для этого  необходима совместная работа учителей, родителей и психолога.

       В творчестве маленького ребенка есть нечто художественно ценное, роднящее его с подлинным искусством. Важно проявить  внимание к работам детей. Сохранять самые удачные из них. Сравнивая работы ребенка, его интересы, можно получить возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени, проследить динамику его интересов. Творчество ребенка может затихать, угасать в случае смены интересов, увлечений ребенка или из-за отсутствия интереса со стороны родителей, или из-за насмешек и критических замечаний взрослых. Выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и снижение, а то и утрата некоторых детских возможностей. И, наоборот, отсутствие каких-либо способностей в раннем возрасте не ограничивает формирование таланта и гениальности в ходе возрастного развития. Гениальный Эйнштейн в возрасте четырёх лет ещё не умел говорить, в школе   обнаруживал неважные способности по математике и физике. Он не воспринимал формального, дидактически построенного изложения материала, где всё было разложено по полочкам, схематизировано и не было места воображению. Зато потом он создал теорию относительности – « всплеск гениальности, особого нетрадиционного видения мира и его законов ».

Читайте также:  Центр развития ребенка страна чудес балаково официальный сайт

      Учителю необходимо познакомить родителей с категориями одарённых детей ( условно):

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).                                                                                                

      На родительском собрании можно поговорить о формах работы с одарёнными детьми, среди которых важное место занимает игра. Очень важно с самого раннего детства целенаправленно нагружать правое полушарие, которое дает мышлению образность и приходит на помощь левому в неожиданных трудных ситуациях. Поэтому надо уделять больше времени играм с детьми на уроке и не только. Во время игр воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются навыки, внимательность, сосредоточенность. Нужно, чтобы в играх были заложены элементы творчества. Надо заставлять детей в этих играх трудиться.

           Совместная работа учителей, родителей, психолога поможет решить следующие проблемы в обучении одарённых детей:

– Необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей не только потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны, но и для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении с обыкновенными детьми.

 – Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.

– Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии талантливого ребенка и его одноклассников. Дети с повышенными способностями

 обучаются  в обычных классах в структуре массовой общеобразовательной школы.

– Проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.

                                                                                                                                                              – Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребёнка за оригинальные мысли. Не стоит сдерживать инициативу детей и не  делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

  
– Следует придерживаться индивидуального подхода к одарённым детям.

– Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству, проявляется рано.

– Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

– Не имея возможности достигнуть целей, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

– Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

–  Нуждается во внимании  взрослых .

Формы выявления одаренных детей:
 -наблюдение;
-беседы с родителями;
– тестирование, анкетирование, беседа;
-олимпиады, конкурсы, соревнования.                                                                                                

Формы работы с одарёнными детьми. 
1. Урочная деятельность:

– развивающее обучение;

-системно-деятельностный подход;
– работа в  группах, в парах;
– проектная деятельность;

-исследовательская деятельность;
– информационно-коммуникативные технологии ;
– творческие и нестандартные задания.                                                                                                    2. Олимпиады по русскому языку,  математике, окружающему миру

3. Театрализованные праздники, спектакли.
4. Викторины по чтению, интеллектуальные классные часы.

5.Занятия по развитию познавательных способностей.

Таким образом,  совместная работа учителей, психолога и родителей, разнообразные формы и методы работы с одарёнными детьми позволили

добиться хороших результатов. В период с 2008 по 2011 год уч-ся  Макаров Александр и Фатыхова Алсу были победителями всех школьных олимпиад. В 2011 учебном году

Фатыхова Алсу заняла 3 место в городском туре олимпиады по математике « Первые шаги», а Макаров Александр – призовое место в интеллектуальном конкурсе ко « Дню славянской письменности.     

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо, т. к. полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом.  А обществу необходима  личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально; способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования.

Источник