Роль семьи и образовательного учреждения в развитии ребенка

Роль семьи и образовательного учреждения в развитии ребенка thumbnail

Роль семьи и школы в формировании личности ребёнка.

Цель: сблизить родителей и детей, помочь им в понимании друг друга и познакомить родителей с тем, какую роль играют они и школа в формировании их личности.

   Темой моего выступления является одна из важных проблем на сегодняшний день:

Как   правильно воспитать ребенка? Какое влияние оказывают родители и школа на развитие ребенка? Какую роль в формировании их личности играет семья и школа?

Что нужно сделать для того, чтобы ребенку было хорошо дома и в школе? И начать я хочу  с роли  семьи.

  Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот как правило, нарушение детско- родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

   Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет. Действует, делает открытия, учиться любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

  Казалось бы, никто не вправе посягать  на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.

     Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт   первичной социализации ребенка.

 Главными задачами семьи являются  формирование первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве. Формирование предметно- орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном , сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте.    

   В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания.  Здесь имеется в виду  и понимание целей воспитания, и формулировка  его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить  в отношении ребенка.

    Родители, разумеется,  могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя  из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения.

  Однако, те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие  сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы  своими контрмерами: лицемерием, обманом , вспышками  грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление  оказывается сломленным,  и многие другие качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность  родителей, игнорирование интересов  и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса  при решении вопросов, к нему относящихся,- всё это гарантия серьезных неудач  формирования его личности.

   Опека в семье – это система отношений, при которых  родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей  ребенка, ограждают его  от каких- либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных  воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей.

  Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

  Можно выделить три стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский.

    При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка, стиль «согласия».

     При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

    При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

   Ребенок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания  в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка , его представление о себе кажутся искаженными.

 Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания , определяющие особенности отношений ребенка  с родителями  и его личностное развитие. Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность  и дисциплинированность. Они сами предоставляют  ему право быть самостоятельным в каких-либо  областях своей жизни: не ущемляя его прав,  одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает: он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного  и стоит делать другое. Формирование взрослости при таких отношениях  проходит без особых переживаний и конфликтов.

    Авторитарные родители требуют от ребенка подчинения  и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний  и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это сделать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе,  их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений  и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

    Ситуация осложняется, если высокая требовательность  и контроль сочетаются  с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку, здесь неизбежна полная потеря контакта.

   Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие  родители. Дети из таких семей  редко относятся к людям  с доверием, испытывают трудности  в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

  Излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей жизнью, приводит к пассивности, несамостоятельности , трудностям в общении со сверстниками. Очень часто дети видят и оценивают окружающую среду через призму родительских мнений и взглядов. Поэтому содружество, тесное творческое взаимодействие  школы и семьи очень важно.

  Школа призвана учить, воспитывать детей и создавать необходимую среду для самосовершенствования учащихся. Но процесс воспитания – это очень сложный путь не только для ребенка, но и для воспитателя. Это многогранный процесс взаимодействия всех факторов, имеющих влияние на становление личности ребенка. Это, прежде всего родители, родственники, школа, друзья ребенка, среда, в которой он проводит свободное время.  Без их тесного взаимодействия рассчитывать на успех в воспитании не приходится.

        И школьное, и семейное воспитание  направлено на то, чтобы добиться успеха. Но главное воспитательное воздействие  на детей оказывает семья. Ведь в семье с раннего детства ребенок получает всевозможные виды информации, навыки жизненного поведения, приобщается к труду, познает мир прекрасного. Здесь у него появляются первые друзья, здесь он терпит свои первые поражения!

  У школьного воспитания есть ряд  преимуществ. Оно обладает большой информацией, большими знаниями. Но у семейного воспитания большие возможности  в том плане, что семья воспитывает одного, двух, редко трех и более детей, а учитель- 30.

    К сожалению роль семьи как воспитателя снижается. Причин тому много: постоянная занятость родителей, стремящихся как можно больше заработать, низкий нравственный потенциал, конфликтные отношения между родителями. В итоге мы теряем своих детей, получаем попрание нравственных принципов, отсутствие самоконтроля, циничное отношение к семье, добрым традициям. А это все ведет к кризису семьи и даже общества. Где же выход?  Для этого надо, прежде всего, объединить опыт педагогической работы школы и желание семьи, направленные на воспитание и совершенствование личности ребенка.

 Проблема взаимоотношений педагогов и родителей, школы и семьи, является одной из актуальнейших в современных условиях, так как именно от ее решения во многом зависит успех воспитания и развития подрастающего поколения, формирования личности каждого ребенка.

Школа как никогда нуждается в поддержке семьи, и речь должна идти о партнерстве, построенном на глубоком взаимопонимании и взаимоуважении. Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, акт. И строится они  по следующим принципам:

– взаимное доверие и уважение;

– взаимная поддержка и помощь;

– терпение и терпимость  по отношению друг к другу.

     Это помогает педагогу и родителям объединить  свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.

Источник

РОЛЬ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Аграфена Михайловна Бахтараева РГОУ «Хакасская национальная гимназия – интернат имени Н.Ф. Катанова»

В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков “психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи во многом зависит личность ребенка в будущем. Семья – персональная среда жизни и развития ребенка.

Главными функциями семьи являются:

hello_html_m1ddde778.jpg

г.

Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику ребенка, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляются от родителей.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения.

И здесь немаловажную роль играет взаимодействие воспитателя с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии и воспитании подростка, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.

Иными словами, необходимо помочь воспитаннику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы.

Необходимо оказать развивающейся личности подростка психологическую, медицинскую, педагогическую поддержку, а также поддержку со стороны родителей, семьи.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и образовательного учреждения никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы образовательного учреждения по обучению детей во многом зависит от того, насколько оно взаимодействует с семьей. Доказано, что подростки, семьи которых не взаимодействуют с образовательным учреждением, испытывают большие сложности во взаимодействиях и с семьей, и с образовательным учреждением.

Определенную роль в установлении сотруднического взаимодействия между педагогами и родителями выполняют классный руководитель и воспитатель. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую образовательным учреждением по отношению к воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей.

Одна из важных задач классных руководителей, воспитателей- способствование объединению, сплочению семьи, установлению взаимоотношения родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.

Дети, родители, педагоги – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера взаимодействия. Наиболее плодотворным и полезным является сотрудничество членов классного коллектива.

Суть творческого взаимодействия классного руководителя, воспитателя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и в развитии в нем лучших качеств и свойств. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и самореализации личности, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Этот подход закладывается в основу моей работы с родительским коллективом. Поэтому в своей работе я реализую эти принципы. Активно привлекаю родительский коллектив к участию в жизни класса и гимназии- интерната. У нас сложились традиции, которым мы следуем в воспитательной деятельности.

Совместно с родителями мы проводим праздники. Первый праздник, которым начинается каждый год, это «Огонек Дружбы», на котором формируются взаимоотношения между воспитанниками, родителями, педагогом, создается эмоциональный настрой на весь учебный год. И для воспитателя, и для родителей, и для воспитанников важно то, что мы учимся искусству общения, откровенно говорить о наших проблемах, делиться сокровенным, намечать планы на будущее.

Нашим совместным творчеством с родителями и воспитанниками является проведение праздников, таких как Дни именинников, встреча Нового года. Эти праздники способствуют формированию традиций, накоплению социального опыта. На этих праздниках дети получают навыки общения, этикета.

Родители, воспитанники, педагоги организуют досуговую деятельность. Это совместные поездки на природу, проведение экскурсий по интересным местам (Салбыкский Курган, СШ ГЭС, Музей имени Мартьянова, Музей под открытым небом в с. Казановка), которые воспитывают бережное отношение к природе, расширяют кругозор детей. А самое главное заключается в том, что эти поездки способствуют сплочению родителей и детей, учат взаимопониманию.

Немаловажным фактором являются условия проживания воспитанников в гимназии – интернат. Совместно с родителями занимаемся обустройством быта детей. Родительский коллектив обсуждает проблемы быта интерната, санитарных норм. Совместными усилиями организуем ремонт классного кабинета, комнат, в которых проживают дети. Во время данного взаимодействия воспитанники приобретают санитарно-гигиенические навыки, бережно относятся к тому, что сделано трудом родителей и своими собственными руками.

Задача воспитателя и родителей заключается в том, чтобы приблизить быт воспитанников к домашнему, чтобы было уютно, комфортно в интернате.

По результатам анкетирования, проведенного среди воспитанников, 90% детей отвечают, что гимназия является для них вторым домом, где им уютно и тепло.

Во взаимодействии родителей, образовательного учреждения, педагогов есть еще проблемы, которые предстоит решать. Но все же в своей деятельности мы достигли определенного взаимопонимания.

h

Таким образом, создается комплекс воспитательных воздействий на воспитанника, родителей, педагогов.

Так формируется воспитательная система классного коллектива, в которой основой являются родители, воспитанники, педагоги. И когда они составляют единое целое, один сплоченный коллектив, то достигаются высокие результаты в воспитании детей, раскрываются возможности каждого ребенка, формируются жизненные навыки, которые помогут успешной социализации личности ребенка.

Литература:

  1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. – М.: «ВАКО», 2004.

  2. Овчарова Р. В. Психология сопровождения родительства. – М.: Просвещение, 2003.

  3. Ротков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2004.

  4. Ушакова М. А. Директору школы о сотрудничестве с родителями. – М.: «Сентябрь», 2001.

  5. Щуркова Н. Е. Классное руководство.- М.: Педагогическое общество России, 2001.

Источник

Зубков Вячеслав Эдуардович, учитель технологии и педагог ОДОД.

ГБОУ СОШ №187 Красногвардейского района СПБ

Значение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в развитии личности и социализации ребенка.

     В современном постиндустриализационном обществе в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет экономики перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг, а главным производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки являются главной движущей силой экономики, при этом наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность. Кроме наличия высокого уровня технической и материальной обеспеченности, такое общество обладает развитой сетью информационно-коммуникативных технологий, в результате которых добыть-найти необходимую информацию может практически любой человек и в том числе ребенок, было бы желание. В связи с этим учитель утратил свою монополию в виде единственного источника знания и информации, поэтому его роль в современном обществе стала несколько иной.

 Если в нашем недалеком прошлом учитель являл собой непререкаемый авторитет в ретрансляции знания, то сейчас при наличии интернета, телевидения и иных средств массовой информации, мы учителя являемся лишь одним из этих источников. Конечно на нас лежит совсем другая ответственность и перед нами ставятся несколько иные задачи, в отличии от других и не менее влиятельных источников информации, но осознание этого момента должно быть, иначе мы не сможем должным образом влиять-обучать современное поколение детей адекватно произошедшим изменениям.

Одновременно с тем, что учитель утратил свою монополию на знание, изменилась и роль семьи в развитии ребенка. Если в предыдущие годы родители, отдавая ребенка в школу считали, что его воспитание, развитие личности и обучение, целиком и полностью является прерогативой школы и учителя в частности, то сейчас дело обстоит совсем иначе, хотя бы потому, что контролировать получаемую из других источников информацию у учителя и школы нет никакой возможности, а также практически нет никаких рычагов воздействия, кроме как заинтересовать (но об этом особо скажу чуть дальше), для того чтобы повлиять на ребенка или семью, в том случае, когда главная и основная задача этим ребенком учиться и развиваться, не выполняется!

 Мы помним, что ещё совсем недавно, если учитель нерадивому ученику давал «подзатыльник», при определённых действиях этого мальца, то зачастую его родители говорили, что-то на подобии: -правильно сделали и по строже с ним! Т.е. сами родители были не против такого развития событий. Я не говорю, что это правильно и давайте, как в старину, если, что не так розгами, либо на горох ставить, но надо понимать, что методы работавшие в прошлом сейчас уже своей силы не особо имеют, т.к. такие действия, в виде затрещины, сейчас совершенно не допустимы, ибо существует конвенция о правах ребенка, которую мы все, в том числе и родители должны соблюдать. Но у родителей в этом плане гораздо больше прав и способов воздействия, в отличии от школы и учителя. Хотя бы потому, что в дела семьи сейчас вмешаться практически невозможно, в отличии от того, что было в прошлом во времена СССР, когда, например, повлиять могли на каждого родителя в отдельности по месту его работы. Т.е. процесс воспитания и обучения ребенка был важной частью развития общества и для государства, которое прилагало не мало усилий с целью обеспечения и поддержания этого процесса на должном уровне. Одним из механизмов этого влияния были разноуровневые классы (коррекции или классы выравнивания), а так же различные спец. школы в которых была иная и наполняемость классов и программа обучения тоже могла быть иной для того, чтобы ребенок получил общественную социализацию и должное развитие, которое соответствует его уровню способностей и в тоже время, могло оградить иных детей от его «влияния» или «влияния» на него.

Сейчас все эти рычаги и механизмы абсолютно утрачены. И дело не в том, плохие они были или хорошие, но вот ничего иного взамен наша система образования не получила. Вместо этого мы имеем в классе абсолютно разнородных по своим способностям и потенциалам детей и в случае, если ребенок не хочет и не желает учится или не в состоянии (по разным причинам) освоить на должном уровне на ровне с остальными детьми базовую программу, либо нарушает дисциплину, то это становится камнем преткновения и громадной проблемой, решение которой ныне существует только одно, это смена учебного заведения. Когда неуспевающему или систематически нарушающему ребенку ставят липовые тройки, только чтоб ушел, либо используют иные средства воздействия, как на самого ребенка, так и на родителей. Хотя сейчас и существуют школы нового поколения, но их количества явно недостаточно, ровно, как и канувших в лету классов выравнивания или коррекционных.

В результате мы с такими детьми играем в «футбол», т.е. их пинают из школы в школу, избавляя себя и своё учебное заведение от ходячих проблем и тем самым облегчая себе жизнь и повышая статистику, а вот обучение, воспитание и социализация такого ребенка пускается на самотек. А что при этом получается с теми, кто наоборот хочет и учится?! Нам ведь предписывают, что мы должны ориентироваться на слабых, сильные мол сами догонят, но по факту мы с сильными и способными поступаем точно так же, как и со слабыми, т.е. «футболим» подводя их до более низкого уровня. Как в поговорке – «у семи нянек дитя без глаз», когда существует много различных источников информации имеющих и оказывающих на ребенка глобальное влияние, при отсутствии должного контроля за этими источниками со стороны семьи. А для учителя эта поговорка работает в обратном направлении, можно представить учителя в роли слепца, который не знает за которого из детей ему хвататься, либо в роли единственной няньки, которой досталось нянчить плохо видящего, плохо слышащего, со слабыми способностями, с сильными способностями, хромого, косого и т.д. одним словом винегрет!

Всё выше сказанное имеет целью показать, то значение и влияние, которое в современном обществе имеет и должна на ребенка оказывать в первую очередь семья, т.к. в образовательное учреждение ребенок попадает в возрасте 7-и лет и после громадного влияния сторонних источников информации, с которыми учителю предстоит конкурировать, если семья ребенка не занималась этим вопросом. Почему я говорю конкурировать? Ответ очень прост и лежит в плоскости заинтересованности, т.е. кто кого и чем должен заинтересовать… Слова о том, что учитель должен ребенка заинтересовать произносят практически все родители, если у их чада возникают какие-либо проблемы с осуществлением образовательной деятельности! Но давайте подумаем вот о чем! Родители, для которых дети это «наше всё», цветы жизни и так далее, отдают своих детей в школу где на них будут иметь влияние порядка 20-30-и абсолютно им не знакомых людей. Со своими личными проблемами и которых они совершенно не знают, а состояние нашей системы образования мало чем отличается от иных сфер деятельности в нашем государстве, со всеми вытекающими… И эти не знакомые и неведомые им люди должны чем-то и как-то заинтересовать их любимого ребенка, в то время как они, назовем вещи своими именами, просто на просто умывают руки. Отдавая воспитание, развитие и т.д. на окуп образовательному учреждению и основной аргумент, это то, что нам надо работать, а вы должны и воспитывать, и обучать и интересовать и т.д. При этом совершенно упуская из виду, что у ребенка до его появления в образовательном учреждении от сторонних источников информации в голове своего рода «каша», которая сформировалось при непосредственном участии или безучастии семьи этого ребенка. И именно с этой сторонней и бестолковой зачастую информацией учителю и придется конкурировать, чтобы хоть как-то его заинтересовать, но ни каких рычагов и механизмов воздействия, кроме этого «заинтересовать» у учителя и нашей системы образования нынче нет.

Поэтому в данном контексте вопроса именно семья должна и обязана подготовить ребенка к тому, что ему предстоит учится и именно семья отвечает за то, чтобы ребенок был заинтересован или умел вообще, хоть чем ни будь интересоваться, кроме валяния дурака и битья баклуш. Все дети от рождения первооткрыватели, им интересно всё новое и незнакомое, надо только лишь помочь им в этих начинаниях направляя и формируя их деятельность и интерес к различным занятиям, развивающим их личность. И заниматься этим нужно с самого рождения, ибо, если имеют место пробелы или упущения в данном направление, то попадая в образовательное учреждение вместо учения ребенок сталкивается с мучениями, а одновременно с этим с ломкой личности и сложившихся- сформировавшихся иных стереотипов своего поведения.

К основным функциям семейного воспитания можно отнести.

1.Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована никакими другими воспитательными учреждениями.

2.Семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни, это влияние определяющее. Именно в семье идет процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) и фемининностью (женскими свойствами). Исследователи доказали важное значение для гармоничного воспитания ребенка в семье и матери, и отца.

3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков к учебе и во многом определяет ее успешность. Образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека.

4.В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации, проявляющиеся в социальных и межличностных отношениях, определяющих стиль жизни, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Ценности и атмосфера семьи определяют то, насколько семья становится средой саморазвития и самореализации ее членов.

Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи. Сотрудничество школы и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано.

Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень.

Семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении.

Хотя в законе об образовании сказано, что задача школы обучать и воспитывать, следует понимать и помнить пословицу: – «за двумя зайцами погонишься, ни одного…». В современном постиндустриализационном мире, где есть все блага, школа не может и не должна заниматься тем, что не лежит в плоскости её задач, т.к. противопоставлять абстрактное знание миру, в котором полно всяких развлечений, игрушек и сладостей, которые достаются простым: – «хочу!» совершенно бесперспективно, если у ребенка в начальный период его жизни не были сформированы необходимые навыки и заинтересованность. Поэтому взаимодействие семьи и школы играет в современном мире определяющее значение, без которого невозможно социализировать и развить свободную критически мыслящую личность. И только, если все участники данного процесса (образовательное учреждение и семья) смотрят в одном направлении, то лишь тогда можно будет получить развитую личность, обладающую необходимым набором качеств и знаний для успешной самостоятельной взрослой деятельности и самореализации, без которых должная социализация не возможна.

Источник