Роль семейных отношений в развитии эмоциональной сферы ребенка

Анна Ващилина
«Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка». Консультация для родителей

Среди глобальных проблем человечества наиболее остро заявляющих о себе в новом XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Постоянно сменяющиеся переживания, эмоции — без них невозможно представить жизнь детей. Психологи относят эмоциональность ребенка к природно заданной возрастной ценности.

Дети очень впечатлительны, открыты для освоения окружающего мира, стремятся к признанию себя среди других людей. Эмоции оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процесс познания, отражения действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться и самореализоваться в деятельности. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в детстве, является прочным и принимает характер установки. Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окружающего мира. Многие явления и события, волнующие и оставляющие неизгладимый след в душе, остаются незамеченными со стороны родителей. Сегодня утерян целый ряд семейных традиций, общения сверстников. Все большее образовательное значение придается ранним интеллектуальным успехам и достижениям, программам с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращает живое человеческое общение, так необходимое ребенку эмоционально-чувственное познание окружающего, приводит к преждевременному взрослению детей. Нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать, радоваться другим.

Поэтому предлагаю консультацию для родителей Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка

Значительная роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и нравственные принципы, ценностные ориентации, отношение к окружающим людям, к самому себе, к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных, семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.

Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности, любви, уважения, доброты. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть ограниченным, односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно важными, например, развитием интеллекта, и при этом не уделяется существенного внимания другим сторонам личности, необходимых ребенку для нормального психического развития.

Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение имеет место тогда, когда ценностные ориентации членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

Огромную роль в развитии ребенка имеет психологический микроклимат семьи, определяющийся в значительной степени характером взаимоотношений членов семьи. И в первую очередь родителей. При положительных взаимоотношениях существенную роль играет степень участия ребенка в общих делах, заботах семьи. Хорошо, если ребенок чувствует себя нужной и важной частью своей семьи, ощущает себя любимым и защищенным. Родители, которые любят и принимают своего ребенка таким какой он есть, активно живут жизнью ребенка, помогая справляться ему со своими детскими, но очень значимыми для него трудностями, не отмахиваются от него, пуская его в свою взрослую жизнь, способствуют формированию у ребенка положительной самооценки, уважения к себе и к окружающим людям.

Отношения, усвоенные в семье, ребенок переносит в окружающий социум. От этого зависит и то, как он будет общаться со взрослыми и сверстниками. Как правило, ребенок, воспитывающийся в эмоционально благополучной семье, имеет высокий уровень развития коммуникативных способностей, общение со сверстниками не вызывает затруднений.

Отрицательные взаимоотношения в семье (конфликты, ссоры) наносят огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношениям со сверстниками.

Жизнь маленького человека начинается в семье, и именно в семье закладывается фундамент физического, психического и нравственного его развития. Взрослые должны заботиться о здоровье малыша, о его физическом и психологическом благополучии, поддерживать позитивное настроение, воспитывать нравственные качества. В семье с раннего возраста ребенок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим и к нему самому. Подражая взрослым, ребенок овладевает языком эмоциональной экспрессии, учится понимать эмоциональные состояния близких ему людей, получает первые представления о нормах и правилах поведения, об отношении людей друг к другу, о человеческих ценностях.

Атмосфера взаимопонимания в семье, педагогические и психологические знания родителей положительно влияют на развитие ребенка, его психологическое самочувствие, на формирование социальных и нравственных качеств ребенка. В то же время психологи и врачи отмечают, что семейные конфликты, разнонаправленные требования к ребенку, непонимание его интересов и игнорирование их, могут вызвать отрицательные переживания у детей и оказаться факторами, способствующими развитию неврозов, психосоматических заболеваний.

Семья с ее своеобразным, только ей присушим психологическим климатом, оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка, его интеллектуальное развитие, психическое состояние, от которого зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям и к себе самому. Кроме того, взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

В семьях, где привычными стали грубость, окрик, конфликты, преобладают сниженное настроение всех членов семьи, скука, недовольство и собой и всем на свете. Такая семья – источник угрозы и беспокойства для детей. В таких семьях чаще всего дети становятся агрессивными, конфликтными или тревожными, но и те, и другие имеют очень низкую самооценку. Вырастая, они несут по жизни конфликтность, раздражительность, пессимизм.

Семья, отношения в которой строятся на доверии, доброй воле, улыбке, взаимоуважении, дает ни с чем не сравнимую радость жизни, позволяет раскрываться индивидуальности каждого члена семьи, воспитывает любовью, которая, зародившись у родного порога, изливается не только на близких людей, но и на совсем незнакомых людей.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Воротынский детский сад №5 «Родничок»

Выступление на родительском собрании в старшей группе

(воспитатель Порфирьева М.В.) 

Тема «Роль семье в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника»

Подготовила

педагог-психолог Соловьева М.П.

2013 год

Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника

И в жизни взрослого человека, и в жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша эмоции — определитель их ценности. Именно через призму эмоций ребенок воспринимает окружающий его мир.

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены появлением новых интересов и потребностей.

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее остаются трудноконтролируемыми. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если в 3-4 года для ребенка важна оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.

Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

— освоение социальных форм выражения эмоций;

— формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

— благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

— эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Однако современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами. Живое общение со взрослыми и другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей.

В этом учебном году одним из направлений моей работы является развитие эмоциональной сферы детей. Эта работа проводиться мною в старшей группе. В начале года нами была проведена диагностика эмоционального развития детей старшей группы.  Оказалось, что большинству детей достаточно трудно понимать выражение эмоций, т.е. им тяжело определить по мимике, какую эмоцию испытывает другой человек. Так же мы смотрели самооценку детей и выяснилось, что только у трети детей самооценка низкая.

Кроме того мы наблюдали за эмоционально-обусловленном поведении, т.е смотрели, насколько ребята общительны, дружелюбны, отзывчивы. В целом группа показала здесь средний результат.

С октября мы стали проводить психологические занятия, направленные на развитии эмоциональной сферы детей. Эти занятия имеют такие задачи, как:

– способствовать развитию процесса самопознания, принятию собственной индивидуальности;

– способствовать развитию представлений об основных эмоциональных состояниях людей (радость, грусть, удивление, страх, злость, обида);

– развивать навыки адекватного социального поведения, понимание принадлежности к той или иной группе.

Эти занятия проходят в среду, цикл включает в себя 25 занятий, сейчас мы прошли с детьми 10 занятий. Хочется отметить, что дети стали лучше слушать друг друга, стали хвалить друг друга и задумываться о характере и чувствах не только своих, но и других ребят. Надеемся, что в конце года наши результаты будут еще лучше. Но только с вашей помощью, помощью семьи мы сможем достичь наилучших результатов.

 Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье.

В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.

Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.

Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических способностей и т.д.), и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину.

Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» – спрашивают в этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.

В воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка в семье очень важно:

– эмоциональный микроклимат семьи, определяющийся в значительной степени характером взаимоотношений членов семьи, и в первую очередь родителей. При отрицательных взаимоотношениях огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношению со сверстниками наносит разлад родителей;

– представление родителей об идеальных качествах, которые они желали бы видеть у своего ребенка в недалеком будущем. Идеальным большинство родителей считают те качества ребенка, которые прямо или косвенно связаны с интеллектуальным развитием: усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность, прилежание, желание учиться, добросовестность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах, как доброта, внимание к другим людям;

– интимные переживания родителей по поводу тех или иных качеств, обнаруженных в собственном ребенке. Что родителям нравиться, что радует в ребенке и, что огорчает, беспокоит в нем. Ответы свидетельствуют, что родители сознают необходимость воспитания у ребенка не какого-то одного, изолированного качества, а системы качеств, соотнесенных и связанных между собой: интеллектуальных и физических, интеллектуальных и нравственных;

– важно, чтобы родители замечали некоторую избирательность ребенка в отношении к занятиям, к разным видам деятельности и насколько эта избирательность выражена. Любит ли он играть и в какие игры, как долго может заниматься этим; любит ли мастерить, клеить, вырезать, строить из конструктора; сохраняет ли свои поделки и постройки или тут же выбрасывает и ломает их;

– привлекать ребенка к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и пр. Необходимо постоянно обращать внимание родителей на то, что, поощряя ребенка даже за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждают социально необходимые качества личности;

– понимать родителям роль их собственного участия в совместной с ребенком деятельности. Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнении посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.

Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям.

Источник

Роль семьи в развитии эмоциональной сферы ребенка.

Задачи собрания:

1 .Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций у ребёнка.

2.Способствовать приобретению практических знаний по развитию эмоций ребёнка.

Вопросы для обсуждения:

  • Роль семейных отношений в развитии эмоциональной сферы ребенка.
  • Значение эмоций и чувств для формирования полноценной личности.

Ход собрания

«Счастье — это когда тебя понимают».

1. Вступительное слово педагога

Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон тепло и физическая безопасность. Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают?

Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому, который хуже одет и менее сыт?

Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оцененный другими и, в первую очередь, родными людьми, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет.

Какая она, эта среда?

Как то мы и с детьми  беседовали на тему «Самый счастливый день в моей жизни» большинство детей назвали день своего рождения, наверное потому что в этот день они получают максимум внимания от нас, взрослых.

Самый большой дифицит который испытывают наши дети это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают или, может быть даже стесняются приласкать ребёнка просто так, повинуясь какому – то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми. А что плохого в том если сын вырастет привыкшим нежно относится к своим родителям, не стесняющимся поцеловать маму и отца. Очень важный период для тактильных контактов для мальчиков до 7-8 лет, для девочек до 11 лет.

Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше.

Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой создает то, что можно назвать семейным очагом. А.С. Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети — будьте счастливы».

Дети по самой природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Им все мало, им хочется быть участниками каких-то событий, радостных волнений. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Дети, как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться.    И   часто   их    представления   об   увиденном    могут   быть

ошибочными.

«… Оля, я тебя так люблю! Когда я вырасту, ты будешь моей невестой. -А     как     же     Маша      из     детского     сада?      Ты      раньше      говорил, что она будет твоей невестой. —А Маша пусть будет моей женой.

—Так не бывает: невеста и жена — это одно и то же лицо.

—Нет! Невеста — это которую любят, а жена — это кто готовит еду! — возражает мальчик».

—Мальчик живет около дворца бракосочетаний: он каждый день наблюдает, как относятся к невесте, как много предназначено ей улыбок,  как много цветов, как красиво ее платье-Невеста… Красивая и нарядная, которую несут на руках, которую все целуют и поздравляют.

А дома мама… Усталая, измученная, в старом халате, мечется между кухней и ванной. Мама, которая обязана приготовить, покормить, убрать, постирать. Мама, которую не то, чтобы на руках носить, поблагодарить забывают.

Маленький человек сделал вывод. Но у него еще мало знаний и небольшой жизненный опыт, чтобы верно оценить и понять увиденное, и, если не будет правильного воспитания, это суждение может перейти в убеждение и в будущем стать причиной многих проблем.

Часто, читая произведения художественной литературы Или знакомясь с жизнью      выдающихся      людей,      мы      восхищаемся      дружбой,      добротой, взаимопониманием, царившими в тех или иных семьях. Как весело, азартно умели играть и взрослые, и дети, собравшись все вместе вечером. В какие праздники превращались их семейные обеды и ужины.

Куда ушло это из наших семей? Семейная трапеза – какая это прекрасная традиция, как сближает она людей какое счастье общения заключено в ней.

В наш стремительный век, когда все заняты, все спешат и бегут, можно встретить достаточно много семей, где эта простая и необходимая семейная традиция не соблюдается где дети хватают куски и едят на ходу, где взрослые спешат быстро поесть в одиночку и убежать по своим делам. Среди взрослых живет одинокий ребенок.  Да, он одет, накормлен опекаем, но ему не хватает внимания и общения.

С помощью родителей у ребенка постепенно закладываются представления о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой ребенок вырос, становится моделью его будущей семьи. Внутренний контакт, атмосфера взаимопонимания в семье не исключает, конечно, и необходимую требовательность к детям. Но всегда ребенок должен чувствовать мотивированность поступка старших, понять, что доброта или строгость вызваны его собственным поведением. Родители же, выбирая тон общения с ребенком, должны неизменно выдвигать на первое место особенности его возрастного развития, а не собственное настроение, раздражение или усталость. В родительском доме нужны кропотливый творческий подход к ребенку и уверенность в том, что усилия твои не пройдут даром, что добрый посев даст хорошие всходы. Следует помнить, что излишек строгости притупляет ум, очерствляет сердце. Путем подавления можно сломить, опустошить человека, но только не воспитать.

–        Мама! – кричит с порога сын-второклассник. – Ты знаешь, что мы
сегодня учили?

–        Зачем в грязных ботинках идешь в комнату? – одергивает его мать.
Мальчик снял обувь и пытается опять рассказать о том, что поразило его в

школе. Но мать его не слушает.

–        Садись ешь, а то остынет, – говорит она сыну. – Рассказывать
будешь потом!

Но мальчику уже не хочется рассказывать. Равнодушие самого близкого человека погасило хороший порыв. Если же ребенок чувствует, что родители неравнодушны к его заботам, что для них важны его школьные дела, его маленькие открытия, он и сам внимательнее к ним относится. Интерес к тому, что он узнал в школе, не только сохраняется, но и закрепляется, он становится требовательнее к себе. Ошибаются те,

кто думает, что ребенок не способен думать о других; ему приятна радость, доставленная им любимому человеку – отцу, матери.

К детям надо относиться очень бережно. Наше родительское поведение, наша реакция, как правило, определяют и поведение, ответную реакцию маленького человека.

Играя с мячом во дворе, пятилетний Юра нечаянно попал в электрическую лампочку, висевшую над дверью подъезда. Лампочка разбилась, отец выходит из дома с грозно нахмуренными бровями.

  • Это ты разбил лампочку? – сурово спрашивает он.
  • Не-нет… Это не я, – лепечет Юра, растерявшийся от отцовского вопроса,
    хотя минуту назад и не думал лгать.
  • Как не ты? Я же видел в окно. Ты еще и лжешь? Мать!…
    кричит отец, повернувшись к дому. – Сынок-то наш! Мало того,
    что озорник, непослушник, он еще и лгун, оказывается.

Как бы вы поступили на его месте? (Ответы родителей.)

Наказание должно быть мотивированным, понятным ребенку.

Легко накричать на ребенка. Гораздо труднее сдержаться и спокойно разъяснить, как надо вести себя в той или иной ситуации, почему. Окрики, побои подавляют ребенка, делают его трусливым, безвольным или, наоборот, озлобляют.

За непослушание в присутствии посторонних мать ударила дочку по лицу. Дело тут, конечно, не только в том, что мать применила к дочери телесное наказание (хотя это само по себе отвратительно). Она подвергла девочку публичному унижению. И рано или поздно, если такие мотивы воспитания будут применяться многократно, наступит момент, когда чувство девочки к матери в конце концов истощится, выработается «иммунитет», равнодушие или отрицательная реакция даже на различные советы. И эта же мать в горестном недоумении будет спрашивать: «И почему у меня дочь такая равнодушная и бессердечная выросла?»

А. С. Макаренко говорил: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь». Очень важно, чтобы в семье всегда господствовало внимательное отношение друг к другу, единомыслие, готовность к содержательным, интересным и полезным действиям. А если в доме часты грубость или оскорбления, вы уже воспитываете ваших детей неправильно, и никакие самые лучшие «специальные» методы воспитания не принесут большой пользы. Бывают случаи, когда необходимо потребовать, повысить голос, приказать. Но это не должно входить в систему.

Например, ребенку сказали, чтобы он убрал игрушки, а он наскоро сдвинул их в угол и побежал играть. Нужно повторить приказание, чтобы оно было выполнено, и проконтролировать результат.

Некоторые из нас очень строги, некоторые очень добры. Но не кажется ли вам родители, что в поисках всяких секретов, путей к детскому сердцу, мы нередко забываем о самом простом внимании?

В любом возрасте нужен контакт старших и младших. Тактичный подход означает учет индивидуальных особенностей, понимание детей, умение подметить их внутренний настрой.

Дети бывают разные: есть смелые, а есть излишне застенчивые. Родителей порою раздражает неуверенность ребенка: «Как ты будешь учиться? В школе тебе всегда будут ставить двойки». А ведь, наоборот, именно родители могут и должны помочь ребенку преодолеть болезненную застенчивость. Чтобы научить ребенка разговаривать громче и смелее, чаще спрашивайте его о том, что он видел, слышал, в какие игры играл, что было в школе. У застенчивых ребят необходимо воспитывать уверенность в своих силах. С этой целью нужно чаще подбадривать их, отмечать пусть даже незначительный успех, а отнюдь не запугивать, не высмеивать. Уверенность родителей, что ребенок справится с поручением, с полученным заданием, воодушевляет маленького человека, помогает ему избавиться от сознания собственной беспомощности, правильно отнестись к неудачам, возможным в начале занятий в школе.

Детство не преддверие жизни, а самая сложная ее пора.

И мы, взрослые, должны быть добрыми помощниками своим детям на этом пути.

Добро и доброжелательность – они неотделимы друг от друга. Хочется еще раз обратиться здесь к выводам В. А. Сухомлинского:

«Детство   и   отрочество   должны   стать   школой   доброты,   человечности, чуткости. Только при этом условии в … сердце человека будет вся гамма благородных человеческих чувств – от тончайшей, чувствительной заботы о матери до ненависти к врагу, непримиримости к идейному противнику».

Вывод. Давайте постараемся, чтобы для вас самих и ваших детей ваш дом был

самым родным, уютным, желанным местом.

Литература:

Кэмпбл,Р. Как на самом деле любить детей : Мирт, 1997.

Источник